Праджня (буддизм)
Часть серии о |
буддизм |
---|
Часть серии о |
Парламент |
---|
Праджня ( прагья ) или пання ( 𑀧𑀜𑁆𑀜𑀸 ) — буддийский термин, часто переводимый как «мудрость», «проницательность», «интеллект» или «понимание». оно описывается В буддийских текстах как понимание истинной природы явлений. В контексте буддийской медитации это способность понимать три характеристики всех вещей: аничча («непостоянство»), дуккха («неудовлетворенность» или «страдание») и анатта («отсутствие себя» или «отсутствие эго»). ). Тексты Махаяны описывают это как понимание шуньяты («пустоты»). Это часть Тройной тренировки в буддизме, а также одна из десяти парами буддизма Тхеравады и одна из шести парамит Махаяны .
Этимология
[ редактировать ]Праджня часто переводится как «мудрость», но, по мнению буддийского ученого-биоэтика Дэмиена Кеуна , она ближе по значению к «проницательности», «неразличающему знанию» или «интуитивному пониманию». [1] Составными частями слова являются:
- Пра ( Пра )
- усилитель, который можно перевести как «высший», «больший», «высший» или «премиум», [2] или «рождение или возникновение», имея в виду спонтанный тип познания. [3]
- джна ( знание )
- можно перевести как «сознание», «знание» или «понимание». [4]
Палийские ученые Т.В. Рис Дэвидс и Уильям Стед определяют пання ( праджня ) как «интеллект, включающий в себя все высшие способности познания» и «интеллект как знаток общих истин». [5]
Британский буддийский монах и палийский ученый Данамоли Бхиккху переводит праджню ( пання ) как «понимание», а именно «состояние понимания». Ньянамоли Бхиккху отмечает, что пали проводит различие между «состоянием понимания» ( paññā ) и «актом понимания» ( pajānana ) способом, отличным от того, как это делается в английском языке. [6]
Роль в буддийских традициях
[ редактировать ]Панья — четвертая добродетель из десяти парами, встречающихся в поздней канонической (Кхуддака Никайе) и комментариях Тхеравады, а также шестая из шести парамит Махаяны . [7] Это третий уровень Тройной практики в буддизме, состоящий из шилы , самадхи и паньни . [5]
Тхеравада Буддизм
[ редактировать ]Буддийский комментатор Тхеравады Ачария Дхаммапала описывает паннья как постижение характеристик вещей или явлений умелыми средствами. [8] [9] Дхаммапала утверждает, что панья обладает свойством проникать в истинную природу явлений. [8]
В комментариях Абхидхармы говорится, что существует три типа паньни : [10] [11] [12]
- изучил паннья ( сута-майя-пання )
- знания или мудрость, полученные из книг или слушая других.
- отражающая паннья ( чинта-майя-пання )
- знание или мудрость, приобретенные посредством мысли, логики и рассуждений.
- паннья от духовного развития ( бхавана-майя-панья )
- знание или мудрость, приобретенные из непосредственного духовного опыта. Комментатор Тхеравады пятого века Буддхагхоша утверждает, что эта категория знаний возникает в результате высших медитативных погружений . [12]
Тайский буддийский монах и мастер медитации Аджан Ли классифицирует первые два типа паньни как дхамму на теоретическом уровне, а последний - как дхамму на уровне практики. [13] Аджан Ли утверждает, что это приводит к двум уровням паньни : мирской паньне , которая представляет собой понимание мирских предметов и предметов дхаммы , и трансцендентной паньне, которая представляет собой осознание сверхмирского, которое осознается просветленными существами. [13]
Комментарии Абхидхармы описывают семь способов достижения паньни : [11]
- спросить у мудрого человека
- держать вещи в чистоте
- баланс пяти способностей (веры, энергии, осознанности, концентрации и мудрости)
- избегать глупых людей
- общение с мудрыми людьми
- размышление и анализ Дхаммы
- иметь ум, склонный к развитию мудрости
Випассана Панья
[ редактировать ]Буддхагхоша в своем комментарии и трактате по медитации « Висуддхимагга» утверждает , что существует множество различных типов и аспектов паньни , но не дает им всех определений. [6] Буддхагхоса определяет пання применительно к буддийской медитации как конкретно випассана-пання («мудрость прозрения»), что означает знание прозрения, наделенное добродетелью. [14]
Буддхагхоша определяет випассана-паннья как «знание в определенном режиме, отдельном от способов восприятия ( санджанана ) и познания ( виджнжанана )». [6] Буддхагхоша приводит аналогию с тем, как ребенок, сельский житель и меняла видит деньги, чтобы объяснить свое определение. Ребенок может воспринимать ( санджанана ) монеты посредством органов чувств, но не знает их ценности, сельский житель знает ценность монет и осознает ( видджанана ) характеристики монет как средства обмена, а у менялы есть понимание ( пання ) монет даже глубже, чем поверхностное понимание деревенского жителя, потому что меняла может определить, какие монеты настоящие, а какие фальшивые, какая деревня их создала и т. д. [6]
Панья в контексте буддийской медитации описывается как способность понимать три характеристики всех вещей, а именно непостоянство , страдание и отсутствие личности . [14] Буддхагхоша утверждает, что функция панья состоит в том, чтобы «устранить тьму заблуждений » , чтобы понять «индивидуальную сущность состояний». [15]
Махаяна Буддизм
[ редактировать ]Ученый-буддист Пол Уильямс утверждает, что буддийская традиция Махаяны считает анализ праджни, содержащийся в текстах Абхидхармы , неполным. [16] По словам Уильямса, описание праджни в Абхидхарме останавливается на распознавании дхарм как конечной реальности, но Махаяна и некоторые немахаянские школы продолжают учить, что все дхармы пусты ( дхарма-шуньята ). [16] Буддийский ученый Джон Макрански описывает дхармы в этом смысле как означающие «феномены». [17] Далее Уильямс говорит, что значение праджни, согласно сутрам Махаяны Праджняпарамиты, в конечном итоге заключается в состоянии понимания пустоты ( шуньята ). [16]
Ученый-религиовед Дейл С. Райт указывает на Сутру Сердца , в которой говорится, что те, кто хочет «практиковать глубокое совершенство мудрости ( праджня ), должны рассматривать вещи таким образом [как пустые]». Райт утверждает, что такая точка зрения не является мудростью, но наличие такой точки зрения сделает вас мудрым. [18]
По словам Уильямса, индо-тибетская буддийская традиция также имеет другое понимание праджни , то есть медитативного погружения или состояния сознания, которое является результатом анализа и ведет к окончательной истине. [16]
См. также
[ редактировать ]- Адхиттхана – решительная решимость в буддизме.
- Бодхипакхия дхамма – Духовные качества, способствующие буддийскому совершенствованию.
- Дана - концепция благотворительности в буддизме, индуизме и джайнизме.
- Пять мудростей - буддийская философская концепция, означающая пять видов мудрости, появляющихся при очищении ума.
- Четыре благородные истины – основная основа буддийской мысли
- Четыре способа познания – совершенство действия, наблюдающее знание, универсальное знание и великое зеркальное знание.
- Кенсё - Видение своей «истинной природы» как по своей сути пустой от личного «я».
- Ханти – буддийская концепция терпения, выдержки и прощения.
- Метта - буддийский термин, означающий «любящая доброта».
- Неккхамма - буддийская философская концепция
- Благородный Восьмеричный Путь – буддийские практики, ведущие к освобождению от сансары.
- Пассаддхи - буддийская философская концепция
- Сакка - буддийский термин, означающий «настоящий» или «истинный».
- Упекха - концепция невозмутимости в буддизме.
- Вирья - буддийский термин
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Киоун, Дэмиен (2003). Словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета. п. 218.
- ^ Монье-Вильямс, Монье (1899). «пра» . Санскритско-английский словарь . п. 652. Архивировано из оригинала 06 октября 2018 г. Проверено 14 августа 2012 г. )
- ^ Лой, Дэвид (1997). Недвойственность. Исследование сравнительной философии . Книги о человечности. п. 136.
- ^ Монье-Вильямс, Монье (1899). "джна" (PDF) . Санскритско-английский словарь . п. 425. Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 г. Проверено 14 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвидс, Томас Уильям Рис; Стед, Уильям (1993). Палийско-английский словарь . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 390. ИСБН 978-81-208-1144-7 . Архивировано из оригинала 7 декабря 2016 г. Проверено 26 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Буддхагхоша (1991). Путь очищения: Висуддхимагга (PDF) . Перевод Нанамоли, бхиккху . Буддийское издательское общество. стр. 431–432. ISBN 978-955-24-0023-0 . Архивировано (PDF) из оригинала 18 января 2020 г. Проверено 25 января 2020 г.
- ^
- Дхаммапала, Ачария. (1996). Трактат о Парами: из комментария к Чарьяпитаке (PDF) . Перевод Бодхи, Бхиккху. Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество. стр. 2–5. ISBN 955-24-0146-1 . OCLC 40888949 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 июня 2017 г. Проверено 26 января 2020 г.
- Райт, Дейл Стюарт (2009). Шесть совершенств: буддизм и развитие характера . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-538201-3 . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 г. Проверено 27 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дхаммапала, Ачария (1996). Трактат о Парами: из комментария к Чарьяпитаке (PDF) . Перевод Бодхи, Бхиккху. Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество. стр. 5–6. ISBN 955-24-0146-1 . OCLC 40888949 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 июня 2017 г. Проверено 26 января 2020 г.
- ^ Калупахана, Дэвид Дж. Нагарджуна: Философия Срединного пути . СУНИ Пресс. п. 15. ISBN 978-1-4384-0820-0 . Архивировано из оригинала 06 мая 2022 г. Проверено 31 января 2020 г.
- ^ Буддхадаса, Бхиккху (16 мая 2017 г.). Под деревом Бодхи: оригинальное видение Буддой взаимозависимого со-возникновения . Саймон и Шустер. п. 22. ISBN 978-1-61429-219-7 . Архивировано из оригинала 06 мая 2022 г. Проверено 23 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мингун, Саядо (21 сентября 2019 г.). «Четвертый парами: Совершенство мудрости (пання-парами)» . www.wisdomlib.org . Архивировано из оригинала 06 мая 2022 г. Проверено 23 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Буддхагхоша (1991). Путь очищения: Висуддхимагга (PDF) . Перевод Нанамоли, бхиккху . Буддийское издательское общество. стр. 434–435. ISBN 978-955-24-0023-0 . Архивировано (PDF) из оригинала 18 января 2020 г. Проверено 25 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дхаммадхаро, Аджан Ли (2012). Основные темы: Четыре трактата о буддийской практике (PDF) . Перевод Таниссаро, бхиккху. США: Лесной монастырь Метта. п. 89. Архивировано (PDF) из оригинала 2 августа 2019 г. Проверено 26 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тепьянмонгкол, Пхра (2012). Учебное пособие для правильной практики трех тренировок . Ват Луанг Фор Сод. стр. 255–258. ISBN 978-974-401-378-1 . Архивировано из оригинала 11 января 2020 г. Проверено 23 января 2020 г.
- ^ Буддхагхоша (1991). Путь очищения: Висуддхимагга . Перевод Нанамоли, бхиккху . Буддийское издательское общество. п. 433. ИСБН 978-955-24-0023-0 . Архивировано из оригинала 06 мая 2022 г. Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уильямс, Пол (1989). Буддизм Махаяны: основы доктрины . Психология Пресс. стр. 43–44. ISBN 978-0-415-02537-9 . Архивировано из оригинала 14 декабря 2019 г. Проверено 29 января 2020 г.
- ^ Макрански, Джон Дж. (31 июля 1997 г.). Воплощение состояния будды: источники противоречий в Индии и Тибете . СУНИ Пресс. п. 109. ИСБН 978-0-7914-3432-1 . Архивировано из оригинала 06 мая 2022 г. Проверено 29 января 2020 г.
- ^ Райт, Дейл Стюарт (2009). Шесть совершенств: буддизм и развитие характера . Издательство Оксфордского университета. стр. 218–221. ISBN 978-0-19-538201-3 . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 г. Проверено 27 января 2020 г.
Дополнительные источники
[ редактировать ]- Ньянапоника Тхера; Бхиккху Бодхи (1999), Числовые беседы Будды: антология сутт из Ангуттара Никаи , Altamira Press, ISBN 0-7425-0405-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Что такое Праджня?» . Сообщество здоровья Ыгой . Архивировано из оригинала 28 июля 2013 г.