Jump to content

Праджня (буддизм)

(Перенаправлено из «Мудрость в буддизме »)
Позолоченная медная статуя Манджушри , бодхисаттвы мудрости. Императорский Китай , период Тан или Пяти династий , конец 9 - начало 10 века.

Праджня ( прагья ) или пання ( 𑀧𑀜𑁆𑀜𑀸 ) — буддийский термин, часто переводимый как «мудрость», «проницательность», «интеллект» или «понимание». оно описывается В буддийских текстах как понимание истинной природы явлений. В контексте буддийской медитации это способность понимать три характеристики всех вещей: аничча («непостоянство»), дуккха («неудовлетворенность» или «страдание») и анатта («отсутствие себя» или «отсутствие эго»). ). Тексты Махаяны описывают это как понимание шуньяты («пустоты»). Это часть Тройной тренировки в буддизме, а также одна из десяти парами буддизма Тхеравады и одна из шести парамит Махаяны .

Этимология

[ редактировать ]

Праджня часто переводится как «мудрость», но, по мнению буддийского ученого-биоэтика Дэмиена Кеуна , она ближе по значению к «проницательности», «неразличающему знанию» или «интуитивному пониманию». [1] Составными частями слова являются:

Пра ( Пра )
усилитель, который можно перевести как «высший», «больший», «высший» или «премиум», [2] или «рождение или возникновение», имея в виду спонтанный тип познания. [3]
джна ( знание )
можно перевести как «сознание», «знание» или «понимание». [4]

Палийские ученые Т.В. Рис Дэвидс и Уильям Стед определяют пання ( праджня ) как «интеллект, включающий в себя все высшие способности познания» и «интеллект как знаток общих истин». [5]

Британский буддийский монах и палийский ученый Данамоли Бхиккху переводит праджню ( пання ) как «понимание», а именно «состояние понимания». Ньянамоли Бхиккху отмечает, что пали проводит различие между «состоянием понимания» ( paññā ) и «актом понимания» ( pajānana ) способом, отличным от того, как это делается в английском языке. [6]

Роль в буддийских традициях

[ редактировать ]

Панья — четвертая добродетель из десяти парами, встречающихся в поздней канонической (Кхуддака Никайе) и комментариях Тхеравады, а также шестая из шести парамит Махаяны . [7] Это третий уровень Тройной практики в буддизме, состоящий из шилы , самадхи и паньни . [5]

Тхеравада Буддизм

[ редактировать ]

Буддийский комментатор Тхеравады Ачария Дхаммапала описывает паннья как постижение характеристик вещей или явлений умелыми средствами. [8] [9] Дхаммапала утверждает, что панья обладает свойством проникать в истинную природу явлений. [8]

В комментариях Абхидхармы говорится, что существует три типа паньни : [10] [11] [12]

  1. изучил паннья ( сута-майя-пання )
    знания или мудрость, полученные из книг или слушая других.
  2. отражающая паннья ( чинта-майя-пання )
    знание или мудрость, приобретенные посредством мысли, логики и рассуждений.
  3. паннья от духовного развития ( бхавана-майя-панья )
    знание или мудрость, приобретенные из непосредственного духовного опыта. Комментатор Тхеравады пятого века Буддхагхоша утверждает, что эта категория знаний возникает в результате высших медитативных погружений . [12]

Тайский буддийский монах и мастер медитации Аджан Ли классифицирует первые два типа паньни как дхамму на теоретическом уровне, а последний - как дхамму на уровне практики. [13] Аджан Ли утверждает, что это приводит к двум уровням паньни : ​​мирской паньне , которая представляет собой понимание мирских предметов и предметов дхаммы , и трансцендентной паньне, которая представляет собой осознание сверхмирского, которое осознается просветленными существами. [13]

Комментарии Абхидхармы описывают семь способов достижения паньни : [11]

  1. спросить у мудрого человека
  2. держать вещи в чистоте
  3. баланс пяти способностей (веры, энергии, осознанности, концентрации и мудрости)
  4. избегать глупых людей
  5. общение с мудрыми людьми
  6. размышление и анализ Дхаммы
  7. иметь ум, склонный к развитию мудрости

Випассана Панья

[ редактировать ]

Буддхагхоша в своем комментарии и трактате по медитации « Висуддхимагга» утверждает , что существует множество различных типов и аспектов паньни , но не дает им всех определений. [6] Буддхагхоса определяет пання применительно к буддийской медитации как конкретно випассана-пання («мудрость прозрения»), что означает знание прозрения, наделенное добродетелью. [14]

Буддхагхоша определяет випассана-паннья как «знание в определенном режиме, отдельном от способов восприятия ( санджанана ) и познания ( виджнжанана )». [6] Буддхагхоша приводит аналогию с тем, как ребенок, сельский житель и меняла видит деньги, чтобы объяснить свое определение. Ребенок может воспринимать ( санджанана ) монеты посредством органов чувств, но не знает их ценности, сельский житель знает ценность монет и осознает ( видджанана ) характеристики монет как средства обмена, а у менялы есть понимание ( пання ) монет даже глубже, чем поверхностное понимание деревенского жителя, потому что меняла может определить, какие монеты настоящие, а какие фальшивые, какая деревня их создала и т. д. [6]

Панья в контексте буддийской медитации описывается как способность понимать три характеристики всех вещей, а именно непостоянство , страдание и отсутствие личности . [14] Буддхагхоша утверждает, что функция панья состоит в том, чтобы «устранить тьму заблуждений » , чтобы понять «индивидуальную сущность состояний». [15]

Махаяна Буддизм

[ редактировать ]

Ученый-буддист Пол Уильямс утверждает, что буддийская традиция Махаяны считает анализ праджни, содержащийся в текстах Абхидхармы , неполным. [16] По словам Уильямса, описание праджни в Абхидхарме останавливается на распознавании дхарм как конечной реальности, но Махаяна и некоторые немахаянские школы продолжают учить, что все дхармы пусты ( дхарма-шуньята ). [16] Буддийский ученый Джон Макрански описывает дхармы в этом смысле как означающие «феномены». [17] Далее Уильямс говорит, что значение праджни, согласно сутрам Махаяны Праджняпарамиты, в конечном итоге заключается в состоянии понимания пустоты ( шуньята ). [16]

Ученый-религиовед Дейл С. Райт указывает на Сутру Сердца , в которой говорится, что те, кто хочет «практиковать глубокое совершенство мудрости ( праджня ), должны рассматривать вещи таким образом [как пустые]». Райт утверждает, что такая точка зрения не является мудростью, но наличие такой точки зрения сделает вас мудрым. [18]

По словам Уильямса, индо-тибетская буддийская традиция также имеет другое понимание праджни , то есть медитативного погружения или состояния сознания, которое является результатом анализа и ведет к окончательной истине. [16]

См. также

[ редактировать ]
  • Адхиттхана – решительная решимость в буддизме.
  • Бодхипакхия дхамма – Духовные качества, способствующие буддийскому совершенствованию.
  • Дана - концепция благотворительности в буддизме, индуизме и джайнизме.
  • Пять мудростей - буддийская философская концепция, означающая пять видов мудрости, появляющихся при очищении ума.
  • Четыре благородные истины – основная основа буддийской мысли
  • Четыре способа познания – совершенство действия, наблюдающее знание, универсальное знание и великое зеркальное знание.
  • Кенсё - Видение своей «истинной природы» как по своей сути пустой от личного «я».
  • Ханти – буддийская концепция терпения, выдержки и прощения.
  • Метта - буддийский термин, означающий «любящая доброта».
  • Неккхамма - буддийская философская концепция
  • Благородный Восьмеричный Путь – буддийские практики, ведущие к освобождению от сансары.
  • Пассаддхи - буддийская философская концепция
  • Сакка - буддийский термин, означающий «настоящий» или «истинный».
  • Упекха - концепция невозмутимости в буддизме.
  • Вирья - буддийский термин
  1. ^ Киоун, Дэмиен (2003). Словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета. п. 218.
  2. ^ Монье-Вильямс, Монье (1899). «пра» . Санскритско-английский словарь . п. 652. Архивировано из оригинала 06 октября 2018 г. Проверено 14 августа 2012 г. )
  3. ^ Лой, Дэвид (1997). Недвойственность. Исследование сравнительной философии . Книги о человечности. п. 136.
  4. ^ Монье-Вильямс, Монье (1899). "джна" (PDF) . Санскритско-английский словарь . п. 425. Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 г. Проверено 14 августа 2012 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Дэвидс, Томас Уильям Рис; Стед, Уильям (1993). Палийско-английский словарь . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 390. ИСБН  978-81-208-1144-7 . Архивировано из оригинала 7 декабря 2016 г. Проверено 26 января 2020 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Буддхагхоша (1991). Путь очищения: Висуддхимагга (PDF) . Перевод Нанамоли, бхиккху . Буддийское издательское общество. стр. 431–432. ISBN  978-955-24-0023-0 . Архивировано (PDF) из оригинала 18 января 2020 г. Проверено 25 января 2020 г.
  7. ^
  8. ^ Перейти обратно: а б Дхаммапала, Ачария (1996). Трактат о Парами: из комментария к Чарьяпитаке (PDF) . Перевод Бодхи, Бхиккху. Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество. стр. 5–6. ISBN  955-24-0146-1 . OCLC   40888949 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 июня 2017 г. Проверено 26 января 2020 г.
  9. ^ Калупахана, Дэвид Дж. Нагарджуна: Философия Срединного пути . СУНИ Пресс. п. 15. ISBN  978-1-4384-0820-0 . Архивировано из оригинала 06 мая 2022 г. Проверено 31 января 2020 г.
  10. ^ Буддхадаса, Бхиккху (16 мая 2017 г.). Под деревом Бодхи: оригинальное видение Буддой взаимозависимого со-возникновения . Саймон и Шустер. п. 22. ISBN  978-1-61429-219-7 . Архивировано из оригинала 06 мая 2022 г. Проверено 23 января 2020 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б Мингун, Саядо (21 сентября 2019 г.). «Четвертый парами: Совершенство мудрости (пання-парами)» . www.wisdomlib.org . Архивировано из оригинала 06 мая 2022 г. Проверено 23 января 2020 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Буддхагхоша (1991). Путь очищения: Висуддхимагга (PDF) . Перевод Нанамоли, бхиккху . Буддийское издательское общество. стр. 434–435. ISBN  978-955-24-0023-0 . Архивировано (PDF) из оригинала 18 января 2020 г. Проверено 25 января 2020 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б Дхаммадхаро, Аджан Ли (2012). Основные темы: Четыре трактата о буддийской практике (PDF) . Перевод Таниссаро, бхиккху. США: Лесной монастырь Метта. п. 89. Архивировано (PDF) из оригинала 2 августа 2019 г. Проверено 26 января 2020 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б Тепьянмонгкол, Пхра (2012). Учебное пособие для правильной практики трех тренировок . Ват Луанг Фор Сод. стр. 255–258. ISBN  978-974-401-378-1 . Архивировано из оригинала 11 января 2020 г. Проверено 23 января 2020 г.
  15. ^ Буддхагхоша (1991). Путь очищения: Висуддхимагга . Перевод Нанамоли, бхиккху . Буддийское издательское общество. п. 433. ИСБН  978-955-24-0023-0 . Архивировано из оригинала 06 мая 2022 г. Проверено 28 октября 2020 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Уильямс, Пол (1989). Буддизм Махаяны: основы доктрины . Психология Пресс. стр. 43–44. ISBN  978-0-415-02537-9 . Архивировано из оригинала 14 декабря 2019 г. Проверено 29 января 2020 г.
  17. ^ Макрански, Джон Дж. (31 июля 1997 г.). Воплощение состояния будды: источники противоречий в Индии и Тибете . СУНИ Пресс. п. 109. ИСБН  978-0-7914-3432-1 . Архивировано из оригинала 06 мая 2022 г. Проверено 29 января 2020 г.
  18. ^ Райт, Дейл Стюарт (2009). Шесть совершенств: буддизм и развитие характера . Издательство Оксфордского университета. стр. 218–221. ISBN  978-0-19-538201-3 . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 г. Проверено 27 января 2020 г.

Дополнительные источники

[ редактировать ]
  • Ньянапоника Тхера; Бхиккху Бодхи (1999), Числовые беседы Будды: антология сутт из Ангуттара Никаи , Altamira Press, ISBN  0-7425-0405-0
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa2da4d3ba7b4c0650f617ad7b5c4b62__1719897240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/62/fa2da4d3ba7b4c0650f617ad7b5c4b62.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Prajñā (Buddhism) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)