Великолепие (история идей)
Слово великолепие происходит от латинского « magnum facere », что означает делать что-то великое. Латинское слово происходит от греческого « megaloprépeia ». Это существительное передает значение совершения чего-то великого, подходящего или соответствующего обстоятельствам. Великолепие — это философское, эстетическое и социально-экономическое понятие, глубоко укоренившееся в западной культуре со времен классической античности . Он касается величия поступков, мужества, совершенства, чести, щедрости и великолепия образа жизни, преследующего благородные цели. [ требуется редактирование копии ]
Великолепие классической античности [ править ]
Платон [ править ]
Платон предложил первую философскую интерпретацию понятия великолепия. Он отделил megalopsychía ( великодушие ) от megaloprépeia (великолепие), которые были синонимами в архаическом греческом языке . [1] [ нужны разъяснения ]
Великолепие — особое качество в платоновской концепции царя-философа , представленной в пятой и шестой книгах « Государства» . Только люди с философским и педагогическим темпераментом понимают разницу между добром и злом. Философ великолепен, милостив, друг истины, справедливости, мужества и воздержания, обладает прекрасной памятью и легко учится. [2] Это великолепное существо, усовершенствованное возрастом и образованием, представляет собой тот тип человека, которому следует доверить государство.
Геродот и Ксенофонт [ править ]
Историки Геродот и Ксенофонт предложили социально-экономическую интерпретацию великолепия. Они использовали этот термин для описания пожертвования частных денег и имущества на поддержку общественных работ или коммунальных нужд. В древнегреческих и ближневосточных обществах это был широко распространенный обычай. Ожидалось, что состоятельные граждане, занимающие государственные должности, будут использовать свои собственные деньги для широкого спектра мероприятий, которые их сообщества считали важными.
В «Истории» Геродот приводит различные примеры великолепия, например, пример Поликрата ; [3] : III.123§1 в пышный праздник скифов честь богини Кибелы ; [3] : IV.7§3 на Приглашение Аминта персам пир и прием с большой щедростью и проявлениями дружбы; [3] : V.18 Роскошное обращение Клисфена с женихами своей дочери, когда он искал для нее хорошего брака. [3] : VI.28
Ксенофонт в своем трактате «Оэкономик» вводит великолепие в понятие богатства и социальных обязательств. [4] В соответствии с феноменом эвергетизма (как это описал Пол Вейн ), состоятельные граждане призваны [ нужны разъяснения ] приносить множество дорогостоящих жертв, таких как строительство всевозможных общественных сооружений (например, укреплений, военных кораблей, храмов или амфитеатров); снабжение армии всем необходимым оборудованием и провиантом; предложение развлечений и шоу; а также принимать выдающихся иностранных гостей и оказывать им щедрое гостеприимство. Даже сограждан им приходится баловать всякими приятными вещами. Великолепие, таким образом, связано с щедростью, высоким образом жизни. [ нечеткий ] , и богатство. Критобул , говорит Сократ в диалоге, [ указать ] призван быть великолепным, чтобы оправдать свою репутацию богатого гражданина. Великолепные дела приносят общественную честь богатым горожанам и всему городу. Ксенофонт придает женщинам великолепие. [5] Например, Мания, вдова Зениса, правителя Эолиды , не только убедила персидского сатрапа Фарнабаза назначить ее новой гувернанткой, но и преуспела в своих военных, политических и экономических обязанностях, никогда не испытывая недостатка в великолепии всякий раз, когда это требовалось. . [6]
Аристотель [ править ]
В своих «Эвдемовой этике» и «Никомаховой этике» Аристотель предлагает философскую, этическую и эстетическую интерпретацию великолепия, которая оказала огромное влияние на протяжении последующих столетий.
В четвертой книге « Никомаховой этики » Аристотель описывает великолепие как этическую добродетель, связанную с деньгами: «Это уместные расходы, требующие больших масштабов». [7] Однако Аристотель настаивает на том, что вид расходов должен соответствовать обстоятельствам. Следовательно, не каждый тип действий требует одинаковой степени затрат. Таким образом, Аристотель, как и Платон, закрепляет разделение добродетелей великолепия и великодушия. Однако, опираясь на Ксенофонта, он возвеличивает экономический аспект больших расходов, превращая его в этическую добродетель.
У Аристотеля великолепие приобретает и эстетическое измерение. [5] : 43 Это само по себе становится искусством, требующим понимания того, какой тип расходов необходим, и траты со вкусом. Великолепный человек знает, что расходы должны быть большими, но соответствующими тому, кто на самом деле тратит, обстоятельствам и объекту расходов. Ученый-аристотель У. Д. Росс предположил, что в этой концепции великолепие оказывается главным образом вопросом эстетического хорошего вкуса. [8] Эстетическая роль, которую великолепие приобрело вместе с Аристотелем, оказала глубокое влияние на риторику , искусство, архитектуру и художественную критику .
Цицерон и Рим [ править ]
Цицерон привнес этику великолепия в древнеримскую и итальянскую цивилизацию. В своей юношеской работе по риторике «De Invente» он писал, что великолепие — это «рассмотрение и управление важными и возвышенными вещами с определенной широтой видения и великолепной решимостью ума». [9] Таким образом, Цицерон соединил греческую и римскую традиции, превратив греческий взгляд на великолепие в римскую концепцию. Латинское слово великолепность происходит от выражения «magnum facere» , что буквально означает «сделать что-то великое». В формулировке Цицерона это относится к величию задачи, намерению реализовать ее и решимости довести ее до конца. Оригинальная интерпретация великолепия Цицероном оказала влияние [ как? ] Фома Аквинский в своей «Сумме теологии» более тысячи лет спустя.
Великолепие Древнего Рима [ править ]
Великолепие приобрело римские черты. В Древнем Риме это общественное явление, связанное с [ нечеткий ] институты, политическая власть и римское государство [ нужны разъяснения ] . Великолепие [ нужны разъяснения ] здания, дороги, общественные здания и фестивали находились под контролем эдилов . Более того, великолепие не имеет ничего общего с роскошью . [10] Вместо этого он отражает систему республиканских ценностей и добродетелей, принятую традиционалистской римской олигархией. [11] Когда Цицерон утверждает, что «римляне ненавидят частную роскошь ( luxuriam ), но любят общественное великолепие ( великолепное )», [12] он делает явную ссылку на политическую систему, которую подрывает новое поколение политиков. В то время как роскошь представляла собой использование богатства для личного удовлетворения, великолепие основывалось на традиционных республиканских ценностях, основанных на уважении соответствующих отношений между частной и общественной жизнью.
и искусствоведение Деметрий Риторика ,
В классической риторике великолепие — один из образцов большого или возвышенного стиля. Самая важная работа о великолепии в классическом мире – «О стиле» ( Perì hermēnēías ), написанная Деметрием Фалерским, вероятно, в первом веке до нашей эры . Деметрий дает техническое описание типичных черт возвышенного стиля. [13] Историк Фукидид и поэтесса Сафо представлены как ведущие представители этого стиля. Трактат Деметрия не снискал такого же успеха, как Лонгина « О возвышенном» . Хотя великолепие и возвышенное относятся к большому стилю, между ними есть существенные различия. Великолепие больше настаивает на формальной правильности и стилистической торжественности . В то время как возвышенное внушает трепет, почитание, утрату разумности, экстаз и пафос , великолепное стремится произвести впечатление, не вызывая страха или негодования. [14]
Большой стиль великолепия также вошел в терминологический дискурс. [ нечеткий ] древнегреческой искусствоведческой критики. Греки использовали риторическую терминологию для описания и оценки скульптуры, живописи и архитектуры. [15] Они применили термин «великолепие» к произведениям искусства, выражающим величие и другие высокие черты.
По словам Плиния Старшего , величественный стиль великолепия можно оценить в таких произведениях, как статуя Зевса работы Фидия и Зевксиса, картина изображающая Зевса на троне.
Витрувий и великолепие римской архитектуры [ править ]
В своем монументальном «Об архитектуре » Витрувий проанализировал как художественно-эстетические, так и философско-этические аспекты великолепия и закрепил эту концепцию в классической архитектуре . [5] : 113–125 В шестой книге Витрувий утверждает, что заказчик (государственный или частный) великолепен, поскольку красота здания зависит от его стоимости. [16] Используемые материалы должны быть самого высокого качества и самых красивых, а это значит, что они обычно самые дорогие. Таким образом, для Витрувия великолепие является не только типичной художественно-эстетической особенностью архитектуры, но также связано с социальным и политическим престижем заказчика. Архитектура становится средством, с помощью которого государственный или частный спонсор здания может продемонстрировать свою честь .
Неудивительно, что древние римляне придавали такое значение общественной архитектуре: даже древние историки и географы отмечали способность римлян создавать не только полезные, но и красивые и величественные здания. Дионисий Галикарнасский утверждает, что тремя величайшими примерами великолепной римской архитектуры были акведуки , дороги и канализационная система . [17] Страбон и Ливий прославляют гигиенические функции акведуков и клоаки . [18] Плиний Старший дает трогательное описание инженерных навыков, использованных при восстановлении великой канализационной системы Рима, Большой Клоаки , которая используется до сих пор. [19]
Великолепие в средние века [ править ]
Фома Аквинский [ править ]
Фома Аквинский оставил одну из наиболее значительных средневековых интерпретаций понятия великолепия, опираясь на греко-римскую традицию и смешивая ее с христианскими заповедями. Он соединяет языческую идею человеческого великолепия с иудейско-христианским менталитетом, согласно которому человечество должно всегда быть почтительным по отношению к Богу. [20] : 9–12 В Summa theologiae великолепие — это добродетель, принадлежащая Богу, которую могут разделять и люди. [21] : §134#1 Фома Аквинский принимает определение великолепия, данное Цицероном, подчеркивая, что оно заключается в совершении великих дел. Великолепие принадлежит к добродетели силы духа или мужества, поскольку оно предполагает совершение великих дел и поступков, а также настойчивость, даже когда обстоятельства могут затруднить их реализацию. [21] : §134#1–4
Данте Алигьери [ править ]
Данте , опираясь на Фому Аквинского, рассматривает великолепие как божественную добродетель, связанную с величием и совершенством Бога. Затем, следуя традициям Аристотеля и Фомы Аквинского, Данте классифицирует великолепие как четвертую добродетель, «которая регулирует большие расходы, управляя ими и устанавливая пределы их размера». [22]
Италии эпохи Возрождения Великолепие
С приходом эпохи Возрождения в Италии великолепие претерпело глубокую трансформацию, опираясь на это культурное движение, которое поддержало возрождение как классической культуры, так и городских центров. Идея великолепия и его представление имели глубокие последствия для общества эпохи Возрождения в Италии. [20] : 13–23
Великолепие как гражданская добродетель [ править ]
Во время обновления итальянских городов как культурных и политических центров великолепие приобрело новое значение. Это отражает трансформацию традиционных политических структур и возникновение новой гражданской культуры, основанной на добродетелях, которые отличались от более ранних феодальных норм. Возникла новая идея человеческого совершенства, отличная от средневековых аристократических привилегий, связанных с происхождением и рангом. Марсилио Фичино в своей работе De virtutibus morabilus (1457) утверждал, что великолепие является высшей добродетелью, поскольку оно выражает величие Бога. Кристофоро Ландино в «De vera nobilitate» (1487) описал великолепие как аспект силы духа. Этот развивающийся взгляд на дворянство подчеркивает действия и достижения людей, чье поведение сосредоточено на воспитании таких добродетелей, а не на опоре исключительно на благородное происхождение и аристократические идеалы. [23]
Великолепие и покровительство в эпохи Возрождения Италии
К первой половине XV века великолепие стало широко известным и высоко оцененным явлением. [ нужны разъяснения ] практиковал добродетель в эпохи Возрождения Италии . Состоятельные граждане взяли за правило тратить большие суммы денег на строительные проекты, а также на покровительство архитектуре и искусству. Во Флоренции Козимо Медичи (основатель династии Медичи ) практиковал великолепие с 1430-х годов, и многие другие правящие семьи и выдающиеся граждане последовали его примеру по всей Италии. [24] Лоренцо Медичи получил титул «великолепного» благодаря поддержке ученых-гуманистов и художников, основавших один из самых сложных дворов в Италии.
Великолепие вернуло себе древнее великолепие как аспект произведений архитектуры и искусства. Новое открытие древней риторики и превосходство, отдаваемое Витрувию на протяжении всего периода Возрождения, повлияли не только на вкусы покровителей, но и на вкусы архитекторов и художников, которым было поручено создать великолепные шедевры, которые прославили бы их самих и весь город. В De re aedificatoria Леон Баттиста Альберти опирался как на философские, так и на эстетические концепции великолепия. Многие итальянские архитекторы и художники эпохи Возрождения проявляли великолепие как в своих произведениях, так и в своих произведениях. Антонио Аверлино (известный как Филарете ), Джорджо Вазари и Андреа Палладио превозносили философские и эстетические аспекты великолепия.
Великолепием занимались не только выдающиеся граждане, принцы, папы, архитекторы и художники, но оно также анализировалось учеными-гуманистами. В Неаполе гуманист и поэт Джованни Понтано написал философско-этический трактат «О великолепии» (1498). Великолепие было связано с использованием богатства неаполитанских королей и аристократии, а также их образом жизни. » Понтано «О великолепии и другие его философские трактаты об использовании богатства и роли принца, вероятно, предвосхитили этику придворного и учение о том, как вести себя подобающе, которые нашли наиболее зрелое выражение в итальянской литературе XVI века благодаря Бальдассаре Кастильоне. « Книга придворного» (1528 г.) и Джованни Делла Каса » «Галатео (1558 г.).
Великолепие восемнадцатого века [ править ]
Джованни Баттиста Пиранези [ править ]
К 18 веку Италия стала одним из основных направлений для посетителей Гранд-тура, которые приезжали из Северной Европы, чтобы изучать и восхищаться итальянским искусством и архитектурой, а также впитывать классическую культуру. Благодаря Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778) великолепие получило одну из последних интерпретаций в итальянском культурном контексте. [20] : 30–45 Широко известный как гравёр тюрем и видов римских памятников, Пиранези был эклектичной личностью, преследовавшей широкий круг интересов; он сыграл видную роль в греко-римских дебатах. В этом споре он поддержал превосходство архитекторов и дизайнеров Римской империи и продемонстрировал коренные корни римской культуры, утверждая, что римляне находились под большим влиянием этрусков, чем греков. [25] В своем полемическом трактате Della Magnificenza ed Architettura de' Romani ( О великолепии и архитектуре римлян ) (1761) Пиранези опирался на наследие философских, этических, экономических и художественных аспектов понятия великолепия. Он неоднозначно рассматривал великолепие как добродетель, разделяемую всем древнеримским населением. Более того, он утверждал, что римляне использовали самые передовые технические и гидравлические навыки и лучшие доступные материалы. Они преуспели в строительстве общественных зданий и доказали, что справляются с ними лучше, чем греки.
Ссылки [ править ]
- ^
- Уилсон, Джон Кук (1902). «Величие и великодушие у Аристотеля». Классический обзор . 4 .
- Готье, Рене Антуан (1951). Великодушие. Идеал величия в языческой философии и христианском богословии . Библиотека Томисте (на французском языке). Полет. ХXVIII. Париж: Философская библиотека Ж. Врина.
- ^
- Республика 487а2–8.
- Рабие, Линда (2006). Платон и добродетель мужества . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса. п. 155.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Геродот, Истории
- ^ Коццо, Антонио (1991). Экономические страсти в Древней Греции . Палермо: Селлерио.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Макларен, Сара Ф. (2003). «Великолепие и классический мир». Агальма: Журнал культурных исследований и эстетики (на итальянском языке). 5 .
- ^ Ксенофонт, Hellenica III.10–13.
- ^ Аристотель, Никомахова этика IV.2 (1122a23)
- ^ Росс, Дэвид (1995) [1923]. «Новое введение». Аристотель (6-е изд.). Лондон: Рутледж. п. 144.
- ^ Цицерон Де изобретения II.54§163
- ^ Макларен, Сара Ф. (2002). «Роскошь, расточительство, великолепие». Агальма: Журнал культурных исследований и эстетики (на итальянском языке). 2 :43–62.
- ^ Нардуччи, Эмануэле (1989). Этические модели и общество. Идея Цицерона . Пиза: Сады. стр. 226–265.
- ^ Цицерон Про Мурена 76
- ^ Деметриус, О стиле . Перевод Уильяма Риса Робертса, 1902 г.
- ^ Шенкевельд, Дирк (1964). Этюды Деметрия о стиле . Амстердам: Адольф М. Хаккерт. п. 60.
- ^ Поллитт, Джером Дж. (1974). Древний взгляд на греческое искусство: критика, история и терминология . Нью-Хейвен/Лондон: Издательство Йельского университета.
- ^ Витрувий, Об архитектуре VI.8§9
- ^ Дионисий Галикарнасский, Римские древности III.67§5
- ^
- Strabo, Geographica V.3§8
- Ливий, История Рима I.38§5-6, 39, 44.
- ^ Плиний Старший Естественная история 36, 104–105.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Макларен, Сара Ф. (2005). Великолепие и его двойник. Эстетическая мысль Джованни Баттиста Пиранези (на итальянском языке). Милан: Мимесис.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аквинский, Фома . Summa Theologica (на латыни). Том. IIа, IIа.
- ^ Данте Алигьери, Convivio IV.17§5
- ^ Льячи, Мария Тереза, изд. (1970). Кристофоро Ландино. De vera nobilitate (на итальянском языке). Флоренция: Ольшки. п. 17.
- ^
- Дженкинс, А.Д. Фрейзер (1970). «Покровительство Козимо Медичи архитектуре и теории великолепия». Журнал институтов Варбурга и Курто . 33 : 162–70. дои : 10.2307/750894 . JSTOR 750894 . S2CID 192326812 .
- Ховард, Питер (2008). «Проповедь великолепия во Флоренции эпохи Возрождения». Ежеквартальный журнал «Ренессанс» . 61 (2): 325–369. дои : 10.1353/ren.0.0102 . S2CID 201772127 .
- ^ Уилтон-Эли, Джон (1978). Ум и искусство Джованни Баттиста Пиранези . Лондон: Темза и Гудзон.