Теодор Липпс
Теодор Липпс | |
---|---|
![]() Теодор Липпс (год неизвестен) | |
Рожденный | 28 июля 1851 г. |
Умер | 17 октября 1914 г. | (63 года)
Эра | Философия XIX века |
Область | Западная философия |
Школа | Мюнхенская феноменология |
Основные интересы | Эстетика |
Известные идеи | Закон Липпса – Мейера |
Теодор Липпс (англ. Немецкий: [lɪps] ; 28 июля 1851 — 17 октября 1914) — немецкий философ , прославившийся своей теорией эстетики , создавшей основу для концепции Einfühlung ( эмпатии ) , определяемой как «проецирование себя на объект восприятия ». [1] Затем это привело к открытию новой отрасли междисциплинарных исследований на стыке психологии и философии. [2]
Биография [ править ]
Липпс был одним из самых влиятельных профессоров немецких университетов своего времени, привлекая множество студентов из других стран. Липпса очень интересовали концепции искусства и эстетики, сосредоточив большую часть своей философии на таких вопросах. Среди его ярых поклонников был Зигмунд Фрейд . Существовали по крайней мере две теории, оказавшие влияние на работы Фрейда. Первой была теория Липпса о бессознательных психических событиях. [3] Липпс был тогда главным сторонником идеи бессознательного . [4] Вторым были работы Липпса о юморе. [3]
Einfühlung[editСочувствие
Он принял Роберта Фишера понятия об эмпатии или эстетической симпатии ( Einfühlung , буквально переводится как «чувствовать»). Он отвечал за популяризацию этого термина, изменив концептуализацию Фишера. [5] » Липпс скрыл часть мистики мыслителя, спрятав ее в сфере научной психологии В частности, в своей работе «Эстетика пространства и геометрические иллюзии . [5] Этот термин использовался для описания процесса созерцания предметов искусства как отображения наших чувств. [6] Липпс развил ее в эстетическую теорию, которая была усовершенствована другими мыслителями, такими как Роджер Фрай и Вернон Ли. [6] Эта концепция эстетического резонанса находит параллели во всей эстетической философии. В этой концепции считается, что эмпатия начинается с объекта и удовольствия, объединенных в одном действии, а не с отдельного объекта, от которого мы получаем эстетическое удовольствие или удовольствие, получаемое от объекта. [7] По Липпсу, эмпатия включает в себя движение или деятельность, которая связана с наблюдаемым объектом путем: 1) вытекающей из него; и 2) будучи неотделимы от него. [7] Благодаря своим работам он считается одним из самых важных представителей психологии эстетики наряду со Стефаном Витасеком и Йоханнесом Фолькельтом . [8]
Психологизм [ править ]
Липпс был важным приверженцем психологизма в начале своей карьеры. Эта философия была основана на неокантианстве, которое стало влиятельным в немецкой философии во второй половине девятнадцатого века. [9] Он стал представителем этой школы, о чем свидетельствуют его ранние публикации. [10] В своей работе «Логик» (1893) он заявил о своем «безграничном основном логическом психологизме», основанном на частичном тождестве психологии мышления и логики мышления. [11] Здесь логика рассматривается как «физика мышления», а не как «этика мышления». [11] По Липпсу, «логика есть психологическая дисциплина, столь же определенная, как познание происходит только в психике, а мышление, завершающееся в познании, есть психическое событие». [11]
В конце жизни Липпс перенял некоторые идеи Эдмунда Гуссерля , развиваясь в другом направлении. Не любя его психологизм , некоторые из его учеников объединились с некоторыми из Гуссерля, чтобы сформировать новую ветвь философии, названную феноменологией сущностей . Среди них был Мориц Гейгер , написавший одно из первых феноменологических эссе о сущности и значении эмпатии, в котором актуально влияние Липпса. [12] Был также Пауль Фердинанд Линке, который учился у Липпса в Университете Людвига-Максимилиана и занимался феноменологией Гуссерля в своей первой публикации « Die phaenomenale Sphaere» . [13]
В так называемой эстетике «должного» Липпс пытался примирить «должное» с «есть». [14]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Теодор Липпс | Немецкий психолог» . Британская энциклопедия . Проверено 7 ноября 2018 г.
- ^ Кертис, Робин; Эллиотт, Ричард Джордж (декабрь 2014 г.). «Введение в Einfühlung». Искусство в переводе . 6 (4): 353–376. дои : 10.1080/17561310.2014.11425535 . ISSN 1756-1310 . S2CID 161752306 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смит, Д.Л. (2013). Философия бессознательного Фрейда . Дордрехт: Springer Science & Business Media. п. 16. ISBN 978-0-7923-5882-4 .
- ^ Пигман, Г.В. Фрейд и история эмпатии , Международный журнал психоанализа , апрель 1995 г.; 76 (Часть 2): 237–56.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бусе, Питер; Хиршкоп, Кен; Тайт, Бертран; Маккракен, Скотт (19 сентября 2006 г.). Аркады Бенджамина: экскурсия без гида . Манчестер, Великобритания: Издательство Манчестерского университета. п. 74. ИСБН 0-7190-6988-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дин, Кэролайн Дж. (2004). Хрупкость эмпатии после Холокоста . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 6. ISBN 0-8014-4162-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берлеант, Арнольд (1993). Искусство и участие . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Университета Темпл. п. 16. ISBN 0-87722-797-7 .
- ^ Аллеш, Кристиан Г. (2013). «СТЕФАН ВИТАСЕК И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА». Эстетика школы Граца , под редакцией Венанцио Распы, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 113–128.
- ^ Симиссен, Герман (2021). Философия истории Теодора Лессинга в свое время . Лейден: БРИЛЛ. п. 59. ИСБН 978-90-04-46476-6 .
- ^ Симиссен, Герман (2020). Философия истории Теодора Лессинга в свое время . Нью-Йорк: БРИЛЛ. п. 59. ИСБН 9780190251765 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Жакетт, Дейл (2006). Философия, психология и психологизм: критические и исторические чтения о психологическом повороте в философии . Дордрехт: Springer Science & Business Media. стр. 88–89. ISBN 1-4020-1337-Х .
- ^ Гёдель, Флориан (2015), «Введение в психологический вклад Морица Гейгера в области эмпатии». Диалоги в философии, психических и нейронауках , 8 (1): 161–8.
- ^ Стайти, Андреа; Кларк, Эван (2018). Источники «идей Я» Гуссерля . Берлин/Бостон: Walter de Gruyter GmbH & Co KG. п. 383. ИСБН 978-3-11-055159-4 .
- ^ Физер, Джон (1981). Психологизм и психоэстетика . Амстердам: Издательство Джона Бенджамина. п. 223. ИСБН 9027215065 .
Источники [ править ]
- Хэтфилд, Дж. Старая и новая психология , Технический отчет Института исследований в области когнитивных наук № IRCS-01-07 (Пенсильванский университет, 2001 г.)
- Любимова Т. «О комическом» // Эстетика, искусство, жизнь: Сборник статей, составленный Т. Любимовой, М. Овсянниковым; общая редакция А. Зис; перевод с русского Сергея Сыроваткина (М.: Издательство «Радуга», 1988), стр. 200–211.
Внешние ссылки [ править ]
- Работы Теодора Липпса в Project Gutenberg
- Работы Теодора Липпса или о нем в Internet Archive
- Некоторые оцифрованные тексты Липпса в виртуальной лаборатории Института истории науки Макса Планка.
- 1851 рождений
- 1914 смертей
- эссеисты XIX века
- Немецкие писатели-публицисты XIX века.
- Немецкие писатели-мужчины XIX века
- Немецкие писатели XIX века.
- Немецкие философы XIX века
- эссеисты 20 века
- Немецкие писатели-публицисты XX века.
- Немецкие философы XX века
- Немецкие эссеисты-мужчины
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Феноменологи
- Немецкие философы искусства
- Немецкие философы культуры
- Немецкие философы разума
- Немецкие ученые-философы
- Писатели-философы