Лекции по эстетике

Лекции по эстетике ( LA ; немецкий : Vorlesungen über die Ästhetik , ) — сборник конспектов университетских лекций по эстетике, прочитанных Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем в Гейдельберге в 1818 году и в Берлине в 1820/21, 1823, 1826 и 1828/29 годах. . Он был составлен в 1835 году его учеником Генрихом Густавом Гото с использованием собственных рукописных заметок Гегеля и заметок, которые его студенты делали во время лекций, но работа Хото может сделать некоторые мысли Гегеля более систематическими, чем первоначальное изложение Гегеля.

Содержание [ править ]

Гегель развивает свое представление об искусстве как о модусе абсолютного духа, который он называет «прекрасным идеалом», который он определяет в наиболее общем виде как

Теперь, когда истина в этом своем внешнем существовании [ Dasein ] присутствует в сознании непосредственно и вместе с понятием остается непосредственно в единстве со своим внешним явлением, то идея не только истинна, но и прекрасна . Красота определяется как чувственное сияние Идеи. [1]

Этот идеал развивается на протяжении всех «Лекций» Гегеля в соответствии с «Логикой» :

  1. Первая универсальная часть посвящена понятию художественного идеала.
  2. Вторая отдельная часть исследует этот идеал в его реализации в три этапа:
    1. Символическое искусство, понимаемое как охватывающее все, что было до классического греческого искусства.
    2. Классическое искусство
    3. Романтическое искусство, возникшее с появлением христианства на мировой арене.
  3. Третья особая часть посвящена рассмотрению каждого из пяти основных искусств в порядке возрастания «внутренности»:
    1. архитектура
    2. скульптура
    3. рисование
    4. музыка
    5. поэзия
Гегель считал Уильяма Шекспира «стоящим на неприступной высоте» в его изображении «на бесконечной широте своей «мировой сцены»» своих персонажей как «свободных художников самих себя». [2]

В этих вторых двух частях «Лекций » Гегель документирует развитие искусства от парадигматически символической архитектуры к парадигматически классической скульптуре и романтическим искусствам живописи, музыки и поэзии . В то время он был известен обилием прилагаемых к нему изображений.

Вопреки бытующему мнению, Гегель нигде не объявляет искусство «мертвым». В репрезентативном заявлении он говорит: «Для нас искусство больше не считается высшим способом, в котором истина обеспечивает существование для себя». [3] Он часто говорит о его «растворении» [ Auflösung ], а не о его конце [ Ende ], несмотря на то, что Хото использовал последнее для обозначения финального момента формы романтического искусства.

Стенограммы [ править ]

Георг Вильгельм Фридрих Гегель читает лекцию в Берлинском университете в 1828 году (эскиз с натуры и литография Франца Куглера )

Лидия Моланд [4] заявляет, что понимание теории эстетики Гегеля представляет собой серьезную проблему для гегелевской науки из-за характера сохранившихся материалов по эстетике. [4] Хотя Гегель несколько раз читал лекции по искусству, [а] он умер, не успев опубликовать справочник, который намеревался использовать для сопровождения лекций, и, помимо « Феноменологии», он опубликовал лишь краткий раздел в «Энциклопедии». [4] После его смерти один из его бывших берлинских студентов Генрих Густав Хото собрал конспекты лекций, которые Гегель намеревался адаптировать для публикации, и объединил их со значительным количеством студенческих конспектов. [4] Хотя эта работа была стандартным текстом на протяжении почти 200 лет, [4] более поздние исследования Аннемари Гетманн-Зиферт показали, что в тексте Хото есть значительный объем материала, который не представлен в студенческих заметках, и неясно, какая часть материала изначально основана на утерянных рукописях. [4] Кроме того, студенческие заметки показывают, что взгляды Гегеля на эстетику со временем развивались, в то время как текст Хото представляет собой лишь скомпилированную, синтезированную версию мысли Гегеля. [4]

Возможным решением этих проблем интерпретации станет открытие, сделанное в 2022 году биографом Гегеля Клаусом Видегом. более 4000 страниц конспектов лекций Гегеля в Гейдельбергском университете обнаружено В библиотеке Мюнхенской и Фрайзинской архиепархии . Эти заметки в основном посвящены эстетике и были написаны Фридрихом Вильгельмом Карове между 1816 и 1818 годами. Вьюгег утверждает, что этот материал поможет ученым решить проблему подлинности транскрипций Гото, которые до сих пор являются единственным источником по гегелевской эстетике. Эти новые заметки — единственные доступные, относящиеся к периоду преподавания Гегеля в Гейдельберге, и будут иметь абсолютное значение для реконструкции происхождения гегелевской мысли об искусстве и ее связи с религией и философией в целом. [6]

Влияние [ править ]

Многие считают «Эстетику» Гегеля одной из величайших эстетических теорий, созданных со времен Аристотеля . [7] Тезис Гегеля об историческом распаде искусства был предметом многочисленных научных дискуссий и оказал влияние на таких мыслителей, как Теодор В. Адорно , Мартин Хайдеггер , Дьёрдь Лукач , Жак Деррида и Артур Данто . Сам Гегель находился под влиянием Иоганна Иоахима Винкельмана , Иммануила Канта , Фридриха Шиллера и Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга . Хайдеггер называет «Лекции Гегеля по эстетике» «самым полным размышлением о сущности искусства , которым обладает Запад». [8]

Примечания [ править ]

  1. ^ Гегель читал лекции по искусству в 1818, 1820-1821, 1823, 1826 и 1829 годах. [5]

Ссылки [ править ]

  1. ^ ( LA 111/ I.151)
  2. ^ Гегель 1998 .
  3. ^ LA 103/ I.141
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Моланд 2017 .
  5. ^ Моланд 2017 , стр. 562.
  6. ^ Тор, Сара (29 ноября 2022 г.). «Сокровищница рукописей может предложить новое понимание Гегеля» . Хранитель . Проверено 4 декабря 2022 г.
  7. ^ Ульгат, 2009 г.
  8. ^ Мартин Хайдеггер, Полное издание , том. 5, Франкфурт, 1977, с. 68.

Библиография [ править ]

Стенограммы лекций [ править ]

  • Лекция по эстетике. Берлин 1820/21. Постскриптум , изд. Х. Шнайдер. Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг, 1995.
  • Лекции по философии искусства под ред. А. Гетманна-Зиферта. Гамбург: Феликс Майнер Верлаг, 2003.
  • Философия искусства или эстетика. По Гегелю. Летом 1826 года. Стенограмма Фридриха Карла Германа Виктора фон Келера , ред. А. Гетманн-Зиферт и Б. Колленберг-Плотников. Мюнхен: Вильгельм Финк Верлаг, 2004.
  • философия искусства. Лекция 1826 г. , ред. Гетманн-Зиферт, Ж.-И. Квон и К. Берр. Франкфурт-на-Майне: Suhrkamp Verlag, 2004.

Переводы [ править ]

Источники [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Бангей, Стивен , 1984, Красота и истина. Исследование эстетики Гегеля . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Десмонд, Уильям, 1986, Искусство и Абсолют. Исследование эстетики Гегеля . Олбани: SUNY Press.
  • Геулен, Ева, 2006, Конец искусства. Чтения по слухам после Гегеля , пер. Дж. МакФарланд. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
  • Лукач, Дьёрдь , 2002, Эстетика Гегеля , Журнал философии для аспирантов, том. 23, № 2, 87-124.
  • Мейкер, В. (редактор), 2000. Гегель и эстетика . Нью-Йорк.
  • Пиппин, Роберт , 2009. «Отсутствие эстетики в эстетике Гегеля», Кембриджский справочник по Гегелю и философии девятнадцатого века , Нью-Йорк [1] ​​.
  • Рош, Марк-Уильям, 1998. Трагедия и комедия. Систематическое исследование и критика Гегеля . Олбани. Нью-Йорк.
  • Раттер, Бенджамин (2010), Гегель о современном искусстве , Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  • Уинфилд, Ричард Дин, 1995. Систематическая эстетика . Гейнсвилл, Флорида, Университетское издательство Флориды.
  • Висс, Бит, 1999, История искусства Гегеля и критика современности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

Внешние ссылки [ править ]