Лекции по эстетике
![]() |
гегельянство |
---|
Предтечи |
Основные работы |
Школы |
Связанные темы |
Связанные категории |
Лекции по эстетике ( LA ; немецкий : Vorlesungen über die Ästhetik , VÄ ) — сборник конспектов университетских лекций по эстетике, прочитанных Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем в Гейдельберге в 1818 году и в Берлине в 1820/21, 1823, 1826 и 1828/29 годах. . Он был составлен в 1835 году его учеником Генрихом Густавом Гото с использованием собственных рукописных заметок Гегеля и заметок, которые его студенты делали во время лекций, но работа Хото может сделать некоторые мысли Гегеля более систематическими, чем первоначальное изложение Гегеля.
Содержание [ править ]
Гегель развивает свое представление об искусстве как о модусе абсолютного духа, который он называет «прекрасным идеалом», который он определяет в наиболее общем виде как
Теперь, когда истина в этом своем внешнем существовании [ Dasein ] присутствует в сознании непосредственно и вместе с понятием остается непосредственно в единстве со своим внешним явлением, то идея не только истинна, но и прекрасна . Красота определяется как чувственное сияние Идеи. [1]
Этот идеал развивается на протяжении всех «Лекций» Гегеля в соответствии с «Логикой» :
- Первая универсальная часть посвящена понятию художественного идеала.
- Вторая отдельная часть исследует этот идеал в его реализации в три этапа:
- Символическое искусство, понимаемое как охватывающее все, что было до классического греческого искусства.
- Классическое искусство
- Романтическое искусство, возникшее с появлением христианства на мировой арене.
- Третья особая часть посвящена рассмотрению каждого из пяти основных искусств в порядке возрастания «внутренности»:
- архитектура
- скульптура
- рисование
- музыка
- поэзия

В этих вторых двух частях «Лекций » Гегель документирует развитие искусства от парадигматически символической архитектуры к парадигматически классической скульптуре и романтическим искусствам живописи, музыки и поэзии . В то время он был известен обилием прилагаемых к нему изображений.
Вопреки бытующему мнению, Гегель нигде не объявляет искусство «мертвым». В репрезентативном заявлении он говорит: «Для нас искусство больше не считается высшим способом, в котором истина обеспечивает существование для себя». [3] Он часто говорит о его «растворении» [ Auflösung ], а не о его конце [ Ende ], несмотря на то, что Хото использовал последнее для обозначения финального момента формы романтического искусства.
Стенограммы [ править ]

Лидия Моланд [4] заявляет, что понимание теории эстетики Гегеля представляет собой серьезную проблему для гегелевской науки из-за характера сохранившихся материалов по эстетике. [4] Хотя Гегель несколько раз читал лекции по искусству, [а] он умер, не успев опубликовать справочник, который намеревался использовать для сопровождения лекций, и, помимо « Феноменологии», он опубликовал лишь краткий раздел в «Энциклопедии». [4] После его смерти один из его бывших берлинских студентов Генрих Густав Хото собрал конспекты лекций, которые Гегель намеревался адаптировать для публикации, и объединил их со значительным количеством студенческих конспектов. [4] Хотя эта работа была стандартным текстом на протяжении почти 200 лет, [4] более поздние исследования Аннемари Гетманн-Зиферт показали, что в тексте Хото есть значительный объем материала, который не представлен в студенческих заметках, и неясно, какая часть материала изначально основана на утерянных рукописях. [4] Кроме того, студенческие заметки показывают, что взгляды Гегеля на эстетику со временем развивались, в то время как текст Хото представляет собой лишь скомпилированную, синтезированную версию мысли Гегеля. [4]
Возможным решением этих проблем интерпретации станет открытие, сделанное в 2022 году биографом Гегеля Клаусом Видегом. более 4000 страниц конспектов лекций Гегеля в Гейдельбергском университете обнаружено В библиотеке Мюнхенской и Фрайзинской архиепархии . Эти заметки в основном посвящены эстетике и были написаны Фридрихом Вильгельмом Карове между 1816 и 1818 годами. Вьюгег утверждает, что этот материал поможет ученым решить проблему подлинности транскрипций Гото, которые до сих пор являются единственным источником по гегелевской эстетике. Эти новые заметки — единственные доступные, относящиеся к периоду преподавания Гегеля в Гейдельберге, и будут иметь абсолютное значение для реконструкции происхождения гегелевской мысли об искусстве и ее связи с религией и философией в целом. [6]
Влияние [ править ]
Многие считают «Эстетику» Гегеля одной из величайших эстетических теорий, созданных со времен Аристотеля . [7] Тезис Гегеля об историческом распаде искусства был предметом многочисленных научных дискуссий и оказал влияние на таких мыслителей, как Теодор В. Адорно , Мартин Хайдеггер , Дьёрдь Лукач , Жак Деррида и Артур Данто . Сам Гегель находился под влиянием Иоганна Иоахима Винкельмана , Иммануила Канта , Фридриха Шиллера и Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга . Хайдеггер называет «Лекции Гегеля по эстетике» «самым полным размышлением о сущности искусства , которым обладает Запад». [8]
Примечания [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ ( LA 111/ VÄ I.151)
- ^ Гегель 1998 .
- ^ LA 103/ VÄ I.141
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Моланд 2017 .
- ^ Моланд 2017 , стр. 562.
- ^ Тор, Сара (29 ноября 2022 г.). «Сокровищница рукописей может предложить новое понимание Гегеля» . Хранитель . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Ульгат, 2009 г.
- ^ Мартин Хайдеггер, Полное издание , том. 5, Франкфурт, 1977, с. 68.
Библиография [ править ]
Стенограммы лекций [ править ]
- Лекция по эстетике. Берлин 1820/21. Постскриптум , изд. Х. Шнайдер. Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг, 1995.
- Лекции по философии искусства под ред. А. Гетманна-Зиферта. Гамбург: Феликс Майнер Верлаг, 2003.
- Философия искусства или эстетика. По Гегелю. Летом 1826 года. Стенограмма Фридриха Карла Германа Виктора фон Келера , ред. А. Гетманн-Зиферт и Б. Колленберг-Плотников. Мюнхен: Вильгельм Финк Верлаг, 2004.
- философия искусства. Лекция 1826 г. , ред. Гетманн-Зиферт, Ж.-И. Квон и К. Берр. Франкфурт-на-Майне: Suhrkamp Verlag, 2004.
Переводы [ править ]
- Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1998). Эстетика: Лекции по изобразительному искусству . Перевод Т.М. Нокса. Кларендон Пресс, Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-823816-4 . Проверено 4 декабря 2022 г.
- Гегель, GWF (29 июля 2004 г.). Вводные лекции по эстетике . Пингвин Великобритания. ISBN 978-0-14-191561-6 . Проверено 9 апреля 2022 г.
Источники [ править ]
- Ульгат, Стивен (редактор), 2007, Гегель и искусство. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета.
- Десмонд, Уильям (1 января 1986 г.). Искусство и Абсолют: исследование эстетики Гегеля . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-88706-150-9 . Проверено 9 апреля 2022 г.
- Ульгат, Стивен. «Эстетика Гегеля» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Джеймс, Дэвид (3 ноября 2011 г.). Искусство, миф и общество в эстетике Гегеля . А&С Черный. ISBN 978-1-4411-6471-1 . Проверено 9 апреля 2022 г.
- Моланд, Лидия Л. (15 мая 2017 г.). «Философия искусства Гегеля» . В Мойяре, Дин (ред.). Оксфордский справочник Гегеля . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-935523-5 . Проверено 24 марта 2022 г.
- Моланд, Лидия Л. (2019). Эстетика Гегеля: искусство идеализма . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-084732-6 . Проверено 9 апреля 2022 г.
- Питерс, Джулия (20 ноября 2014 г.). Гегель о красоте . Рутледж. ISBN 978-1-317-63523-9 . Проверено 9 апреля 2022 г.
- Раттер, Бенджамин (29 июля 2010 г.). Гегель о современном искусстве . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-48978-2 .
- Роберт Уикс (29 января 1993 г.). «Эстетика Гегеля: Обзор» . В Бейзере, Фредерик К. (ред.). Кембриджский компаньон Гегеля . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1093/oxfordhb/9780199355228.013.26 . ISBN 978-1-139-82495-8 . Проверено 24 марта 2022 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бангей, Стивен , 1984, Красота и истина. Исследование эстетики Гегеля . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Десмонд, Уильям, 1986, Искусство и Абсолют. Исследование эстетики Гегеля . Олбани: SUNY Press.
- Геулен, Ева, 2006, Конец искусства. Чтения по слухам после Гегеля , пер. Дж. МакФарланд. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
- Лукач, Дьёрдь , 2002, Эстетика Гегеля , Журнал философии для аспирантов, том. 23, № 2, 87-124.
- Мейкер, В. (редактор), 2000. Гегель и эстетика . Нью-Йорк.
- Пиппин, Роберт , 2009. «Отсутствие эстетики в эстетике Гегеля», Кембриджский справочник по Гегелю и философии девятнадцатого века , Нью-Йорк [1] .
- Рош, Марк-Уильям, 1998. Трагедия и комедия. Систематическое исследование и критика Гегеля . Олбани. Нью-Йорк.
- Раттер, Бенджамин (2010), Гегель о современном искусстве , Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- Уинфилд, Ричард Дин, 1995. Систематическая эстетика . Гейнсвилл, Флорида, Университетское издательство Флориды.
- Висс, Бит, 1999, История искусства Гегеля и критика современности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Внешние ссылки [ править ]
- Лекций Гегеля по эстетике» Веб-версия « «Выдержки из лекций Гегеля по эстетике » Бернара Бозанке и У.М. Брайанта, «Журнал спекулятивной философии», 1886 г.; опубликовано Интернет-архивом марксистов
- [2] Текст на немецком языке в формате .pdf.