Эдуард Ханслик
Эдуард Ханслик | |
---|---|
![]() Портрет Ханслика, опубликованный в 1894 году. | |
Рожденный | |
Умер | 6 августа 1904 г. | (78 лет)
Занятия |
|
Эдуард Ханслик (11 сентября 1825 — 6 августа 1904) — австрийский музыкальный критик , эстетик и историк. [1] Среди ведущих критиков своего времени он был главным музыкальным критиком Neue Freie Presse с 1864 года и до конца своей жизни. Его самая известная работа, трактат 1854 года Vom Musikalisch-Schönen ( «О музыкально прекрасном »), стала важной вехой в эстетике музыки и изложила большую часть его художественных и философских взглядов на музыку. [2]
Ханслик был консервативным критиком и отстаивал абсолютную музыку , а не программную . большую часть своей карьеры [3] Таким образом, он встал на сторону и продвигал фракцию Роберта Шумана и Иоганна Брамса в так называемой « Войне романтиков », часто высмеивая произведения таких композиторов, как Ференц Лист и Рихард Вагнер .
Жизнь и карьера [ править ]
Эдуард Ганслик родился в Праге (тогда в Австрийской империи ), в семье Йозефа Адольфа Ганслика, библиографа и учителя музыки из немецкоязычной семьи, и одного из учеников Ганслика по игре на фортепиано, дочери еврейского купца из Вены . В восемнадцать лет Ганслик пошел учиться музыке у Вацлава Томашека , одного из известных пражских музыкантов. Он также изучал право в Пражском университете и получил степень в этой области, но его любительское изучение музыки в конечном итоге привело к написанию музыкальных обзоров для небольших городских газет, затем для Wiener Musik-Zeitung и, наконец, для Neue Freie Presse , где он был музыкальным критиком. до выхода на пенсию. Еще будучи студентом, в 1845 году он встретился с Рихардом Вагнером в Мариенбаде ; композитор, заметив энтузиазм юноши, пригласил его в Дрезден послушать его оперу «Тангейзер» ; здесь Ханслик также встретился с Робертом Шуманом . [4]

В 1854 году он опубликовал свою влиятельную книгу «О прекрасном в музыке» . К этому времени его интерес к Вагнеру начал остывать; он написал пренебрежительную рецензию на первую венскую постановку « Лоэнгрина» . С этого момента Ханслик обнаружил, что его симпатии отходят от так называемой «музыки будущего», связанной с Вагнером и Ференцем Листом , и больше к музыке, которую он считал непосредственно восходящей к традициям Моцарта , Бетховена и Шумана. [5] — в частности, музыка Иоганна Брамса (посвятившего ему свой сборник вальсов опус 39 для фортепианного дуэта ). В 1869 году в переработанном издании своего эссе « Еврейство в музыке » Вагнер напал на Ханслика как на «изящно скрываемого еврейского происхождения» и заявил, что его якобы еврейский стиль критики был антинемецким. [n 1] Иногда утверждается, что Вагнер изобразил Ханслика в своей опере «Мейстерзингеры фон Нюрнберг» в карикатурном виде в образе придирчивого критика Бекмессера (чье имя первоначально должно было быть Вайт Ханслих). [7]
Неоплачиваемые лекции Ханслика в Венском университете привели в 1870 году к полной профессорской должности по истории и эстетике музыки, а затем к почетной докторской степени . [1] Ханслик часто входил в состав жюри музыкальных конкурсов, занимал пост в Министерстве культуры Австрии и выполнял другие административные функции. Он вышел в отставку после написания мемуаров, но все еще писал статьи о важнейших премьерах того времени вплоть до своей смерти в 1904 году в Бадене . [ нужна ссылка ]
Просмотры музыки [ править ]

Вкусы Ханслика были консервативными; в своих мемуарах он говорил, что для него музыкальная история действительно началась с Моцарта и завершилась Бетховеном, Шуманом и Брамсом. Сегодня его больше всего помнят за его критическую защиту Брамса против школы Вагнера, эпизод в истории музыки XIX века, который иногда называют Войной романтиков . Критик Рихард Поль из Neue Zeitschrift für Musik представлял прогрессивных композиторов « Музыки будущего ».
Будучи близким другом Брамса с 1862 года, Ханслик, возможно, оказал некоторое влияние на сочинение Брамса, часто слышав новую музыку до ее публикации. [8] Ханслик считал, что опора Вагнера на драму и словесную живопись враждебна природе музыки, которую он считал выразительной исключительно благодаря своей форме, а не посредством каких-либо внемузыкальных ассоциаций. С другой стороны, он имел в виду экстрамузыкальность, когда спрашивал: «Когда вы играете мазурки Шопена, не чувствуете ли вы скорбного и гнетущего воздуха битвы под Остроленкой ?» (Ханслик 1848, стр. 157). Теоретические рамки критики Ханслика изложены в его книге 1854 года Vom Musikalisch-Schönen (« О прекрасном в музыке» ), которая началась как атака на вагнеровскую эстетику и зарекомендовала себя как влиятельный текст, впоследствии выдержавший множество изданий и переводов. на нескольких языках. Другими объектами резкой критики Ханслика стали Антон Брукнер и Хьюго Вольф . Что касается , Чайковского Скрипичного концерта он обвинил Чайковского и солиста Адольфа Бродского в том, что они проводят публику «через ад» музыкой, «воняющей для ушей»; он также был равнодушен к творчеству того же композитора Шестая симфония . [9]
Ханслик известен как один из первых широко влиятельных музыкальных критиков. Хотя его эстетику и критику обычно рассматривают отдельно, они важным образом связаны. Ханслик был ярым противником музыки Листа и Вагнера, разрушавшей традиционные музыкальные формы как средство передачи чего-то внемузыкального. Его оппозиция «музыке будущего» созвучна его эстетике музыки: смысл музыки — это форма музыки. Именно благодаря этому Ханслик стал одним из сторонников Брамса и часто противопоставлял его Вагнеру.
(немецкие издания ) Работы
- Эдуард Ханслик, «О музыкально прекрасном». Лейпциг 1854 г. ( онлайн-версия )
- Эдуард Ханслик, «История концертной индустрии Вены», 2 т. Вена 1869–1870 гг.
- Эдуард Ханслик, «Современная опера», 9 т. Берлин 1875–1900 гг.
- Эдуард Ганслик, «Из моей жизни», 2 т. Берлин 1894 г.
- Эдуард Ганслик, "Сюита. Очерки о музыке и музыкантах". Вена 1884 г.
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
Цитаты [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Грей 2001 год .
- ^ Граймс 2015 , «Введение».
- ^ Граймс 2015 , «Абсолютная музыка».
- ^ Ханслик 1963 , с. 11.
- ^ Ханслик 1963 , с. 13.
- ^ Ханслик 1963 , с. 12.
- ^ Ньюман, Эрнест . Жизнь Рихарда Вагнера, том 3 . Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1976 г., ISBN 0-521-29096-1 , стр.199.
- ^ Фриш 1990 , с. 145.
- ^ Ханслик 1963 , стр. 302–303.
Источники [ править ]
- Фриш, Уолтер (1990). Брамс и его мир . Принстон: Издательство Принстонского университета .
- Грей, Томас С. (2001). «Ханслик, Эдуард» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.12341 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Граймс, Николь (2015). «Эдуард Ганслик» . Оксфордская библиография : Музыка . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/OBO/9780199757824-0014 . (требуется подписка)
- Ханслик, Эдуард (1963). Плезантс, Генри (ред.). Музыкальная критика 1846-99 . Введение Генри Плезантса . Лондон: Книги Пингвинов .
Дальнейшее чтение [ править ]
см. в Grimes 2015. Подробную библиографию
- Амброс Вильгельмер, «Молодой Ганслик. Его «Интермеццо» в Клагенфурте 1850-1852». Клагенфурт 1959 г.
- Людвова, Йитка. Идеальный антивагнеровец Эдуард Ганслик. Мемуары/Фежтоны/Критика (Прага, 1992).
- Грей, Томас (1995). Музыкальная проза Вагнера: тексты и контексты . Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
- Эдуард Ханслик, «Цензура и художественная критика», Wiener Zeitung, 24 марта 1848 г., переиздано в его Sämtliche Bücher, том 1, часть 1, стр. 157, ред. Дитмар Штраус
- Кристиан Юнг: Вагнер и Ханслик . Краткая история вражды . В: Австрийский музыкальный журнал 67 (2012), стр. 14–21.
- Николь Граймс и др., Ред., «Переосмысление Ханслика: музыка, формализм и выражение», University of Rochester Press, 2013 г.
Внешние ссылки [ править ]
Архивы на | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||
Как использовать архивный материал |
- Ученые из Австрийской империи
- Музыкальные критики Австро-Венгрии
- Музыковеды из Австро-Венгрии
- Журналисты из Австро-Венгрии
- Австрийские музыкальные критики
- Австрийские музыковеды
- Австрийские музыкальные журналисты
- Выпускники Карлова университета
- Немецкие богемные люди
- Австрийцы немецкого богемного происхождения
- Чешские евреи
- Критики классической музыки
- Писатели из Праги
- 1825 рождений
- 1904 смерти
- Ученые Вагнера
- Похороны на Центральном кладбище Вены.
- Академический состав Венского университета
- Австрийские музыковеды XIX века