Симфония № 6 (Чайковский)
Симфония № 6 | |
---|---|
Петр Ильич Чайковский | |
![]() Портрет Чайковского, 1893 г. | |
Другое имя | Патетическая симфония |
Ключ | си минор |
Опус | 74 |
Период | Романтическая музыка |
Составленный | август 1893 г. |
Преданность | Племянник Чайковского Владимир Давыдов. |
Продолжительность | около 45 минут |
Движения | Четыре |
Подсчет очков | Оркестр |
Премьера | |
Дата | 28 октября [ OS 16 октября] 1893 г. |
Расположение | Санкт-Петербург |
Дирижер | Петр Ильич Чайковский |
Симфония № 6 си минор , соч. 74, также известная как « Патетическая симфония », — Петра Ильича Чайковского последняя завершенная симфония , написанная в период с февраля по конец августа 1893 года. Композитор назвал произведение «Страстная симфония», используя русское слово «Патетическая» ( Патетическая ). что означает «страстный» или «эмоциональный», что затем было переведено на французский язык как «pathétique », что означает «торжественный» или «эмоциональный».
Композитор провел первое выступление в Санкт-Петербурге 28 октября [ OS 16 октября] того же года, за девять дней до своей смерти. Второе выступление под управлением Эдуарда Направника состоялось 21 день спустя, на мемориальном концерте 18 ноября [ OS 6 ноября]. [1] [2] Оно включало некоторые незначительные исправления, внесенные Чайковским после премьеры, и, таким образом, было первым исполнением произведения в том виде, в котором оно известно сегодня. Первое выступление в Москве состоялось 16 декабря [ ОС 4 декабря] под управлением Василия Сафонова . [3] Это было последнее из произведений Чайковского, премьера которого состоялась при его жизни; его самое последнее сочинение, одночастный Третий фортепианный концерт , соч. 75, завершенный незадолго до его смерти в октябре 1893 года, получил посмертную премьеру.
Заголовок
[ редактировать ]Русское название симфонии «Патетическая» ( Патетическая ) означает «страстная» или «эмоциональная», а не «вызывающая жалость», но это слово отражает оттенок одновременного страдания. Чайковский подумывал назвать ее «Программная» ( «Программная» или «Программная симфония»), но понял, что это вызовет интерес к программе, который он не хотел раскрывать.
Его брат Модест утверждает, что предложил название «Патетическая», которое использовалось в ранних изданиях симфонии; существуют противоречивые сведения о том, понравилось ли название Чайковскому, [4] но в любом случае его издатель решил сохранить его, и название осталось. Его французский перевод Pathétique обычно используется на французском, испанском, английском, немецком и других языках. [5] Многие англоязычные классические музыканты к началу 20 века приняли английское написание и произношение симфонии Чайковского, назвав ее «Патетическая», чтобы отличить ее от популярной фортепианной сонаты Бетховена 1798 года, также известной как «Патетическая ». Симфония Чайковского была впервые опубликована в фортепианной обработке Юргенсоном в Москве в 1893 году. [6] и Роберт Форберг из Лейпцига в 1894 году. [7]
Фон
[ редактировать ]Завершив свою Пятую симфонию в 1888 году, Чайковский начал думать о своей следующей симфонии только в апреле 1891 года, по пути в Соединенные Штаты. Весной 1891 года были начаты первые наброски новой симфонии. [8] Однако часть или вся симфония не понравилась Чайковскому, который разорвал рукопись «в одном из своих частых состояний депрессии и сомнений по поводу своей предполагаемой неспособности творить». [8] следующее В 1892 году Чайковский написал своему племяннику Владимиру «Бобу» Давыдову :
Симфония — это всего лишь произведение, написанное исключительно по воле композитора; в нем нет ничего интересного или вызывающего сочувствие. Его следует отбросить и забыть. Эта решимость с моей стороны достойна восхищения и бесповоротна. [9]
Это произведение представляло собой Симфонию ми мажор ♭ , первую часть которой Чайковский позже преобразовал в одночастный 3-й фортепианный концерт (его последнее сочинение), а последние две части, которые Сергей Танеев переработал после смерти Чайковского, как Анданте и Финал .
В феврале 1893 года Чайковский упоминает совершенно новое симфоническое произведение в письме своему племяннику «Бобу» Давыдову:
Теперь, в пути, ко мне пришла идея новой симфонии, на этот раз с программой, но программой, которая будет для всех загадкой. Пусть попробуют разгадать... Программа этой симфонии полностью пропитана мной самим и нередко во время путешествия я сильно плакала. Вернувшись, я принялся писать эскизы, и работа идет так напряженно, так быстро, что первая часть была готова менее чем за четыре дня, а остальные сложились в моей голове. Половина третьей части тоже закончена. В форме этого произведения еще будет много нового, и финал будет не громким аллегро , а медленнейшим адажио . [10]
И своему брату:
Я теперь весь занят новой работой... и мне трудно от нее оторваться. Я считаю, что это лучшее из моих произведений. Я должен закончить его как можно скорее, так как мне предстоит завершить много дел и мне скоро пора ехать в Лондон. Я говорил вам, что закончил симфонию, которая мне вдруг не понравилась, и я ее разорвал. Теперь я сочинил новую симфонию , которую уж точно не разорву. [9]
Симфония была написана в небольшом домике в Клине и завершена к августу 1893 года. Чайковский покинул Клин 19 октября для своего первого выступления в Санкт-Петербурге, приехав «в отличном настроении». [11] Однако композитор начал испытывать опасение по поводу своей симфонии, когда на репетициях оркестранты не выказывали большого восхищения новым произведением. [11] Тем не менее премьера была встречена с большой признательностью. Брат Чайковского Модест писал: «Раздались аплодисменты, и композитора вспомнили, но с большим энтузиазмом, чем в предыдущих случаях. Не было того мощного, всепоглощающего впечатления, произведенного произведением, когда его дирижировал Эдуард Направник 18 ноября 1893 года». и позже, где бы в него ни играли». [12]
Инструментарий
[ редактировать ]Симфония написана для оркестра со следующими инструментами:
Замена фагота бас-кларнетом Из анакруза такта 154. до такта 160 первой части) [13] |
![]() |
В такте 160 выше последние четыре ноты фагота (показаны синим цветом ) часто исполняются бас-кларнетом. [14] [15] [16] |
- Деревянные духовые инструменты
- 3 флейты (3-е удвоение пикколо )
- 2 гобоя
- 2 кларнета (ля ля)
- 2 фагота
- Латунь
- 4 рога
- 2 трубы
- 3 тромбона
- 1 комната
- Перкуссия
- литавры
- большой барабан
- тарелки
- там-там ( по желанию )
- Струны
- скрипки I, II
- альты
- виолончели
- контрабасы
Хотя это и не требуется в партитуре, бас-кларнет обычно используется для замены соло фагота в четырех нотах, непосредственно предшествующих части Allegro vivo первой части. [14] [15] [16] берущее свое начало от австро-венгерского дирижера Ганса Рихтера . [15] [16] тем, что на практике фаготисту практически невозможно исполнить отрывок с указанной динамикой pppppp Эта замена связана с . [14] [15]
Музыка
[ редактировать ]Симфония состоит из четырех частей :
- Адажио – Аллегро нон троппо ( ми минор – си минор – ре мажор – ре минор – до-диез мажор – си минор – си мажор )
- Allegro con grazia (ре мажор – си минор – ре мажор)
- Allegro molto vivace ( соль мажор – ми мажор – соль мажор – ре мажор – соль мажор)
- Адажио]ламентозо (си минор – ре мажор – до мажор – си минор)
I. Адажио – Аллегро нон танто
[ редактировать ]Первая часть в форме сонаты часто чередует темпы, настроения и тональности, при этом основная тональность си минор. Вступление формируется из повторяющихся модулей исходной темы, представленной фаготом, цель которого, по-видимому, состоит в том, чтобы открыть доминантный аккорд, но ему это не удается. Альты появляются с первой темой Аллегро си минор, более быстрым вариантом медленной вступительной мелодии. В этом разделе представлен мотив полной нисходящей гаммы длиной в октаву, который повторяется на протяжении всей симфонии; в конечном итоге это приводит к длинной средней цезуре, которая уступает место второстепенной теме ре мажор.
Раздел энергичного развития начинается внезапно взрывом всего оркестра с полузаглушенной гармонией, которая тревожно переходит к ре минор. Он плавно переходит в перепросмотр фортиссимо, что резко контрастирует по атмосфере с его колеблющимся эквивалентом в начале Аллегро. Вскоре Чайковский переходит к чему-то более кошмарному, кульминацией которого является взрыв отчаяния и страдания си минор, сопровождаемый сильной и повторяющейся четырехнотной фигурой духовых инструментов, напоминающей мотив из вступления. Этот взрыв завершается мощной нотой тромбонов, отмеченной четверным форте, редкой, чрезвычайно динамичной нотой. Этот раздел заканчивается уменьшением напряжения басов и духовых инструментов, пропуская пафос и предстоящее отчаяние симфонии. Часть завершается вскоре после повторения второй темы, показанной выше, на этот раз в тонике мажор (си мажор) с кодой , которая также находится в си мажоре, и, наконец, заканчивается очень тихо.
Термины «развитие» и «перепросмотр» широко используются при описании формы этого движения. Структура первой части представляет собой сонату типа 2 , которая включает типичное экспозиционное вращение, и второе вращение, включающее развивающую часть и тональное завершение. В случае этой части существенным завершением является несовершенная аутентичная каденция (IAC), что делает ее примером неудачной сонаты. [17]
II. Аллегро с изяществом
[ редактировать ]Вторая часть, танец ре мажор в тройной форме , находится в 5
4 раза ; его описывают как «хромающий» вальс. [18] Вступительное вращение, впервые представленное как соло секции виолончели, контрастирует с более темной секцией си си минор, тоническим минором симфонии. В основных разделах наблюдается восходящий импульс, что предполагает примирительную инверсию мотива нисходящей шкалы. Фрагментированная кода пересекает чашу весов и становится все более задумчивой, прежде чем привести к спокойному, зыбкому завершению.
III. Аллегро очень живое
[ редактировать ]Третья часть начинается скерцо — игривым маршевым переплетением 12
8 и 4
4 в форме сонатины. Струны образуют быстрый и легкий составной размер , который позже скрывается под более резкими фанфарами ветра. 4
4 . Это приводит к ликующей второстепенной теме ми мажор в полном объеме, сначала тихо исполняемой кларнетами в унисон с продолжающимся струнным аккомпанементом . Между экспозицией и репризом нет развития – только 2 такта фрагментарного реперехода. Вступительная тема снова появляется смело, и после роскошных гамм, перемежающихся между струнными и деревянными духовыми инструментами, второстепенная тема триумфально возвращается соль мажор; это единственное появление большого барабана и тарелок. Движение завершается обманчивым финалом, снова с нисходящей гаммой. Вероятно, не случайно эта часть своим бурным характером через беспокойные струнные, ветроподобный свист деревянных духовых инструментов и грохот духовых инструментов напоминает финал Симфонии № 3 Иоахима Рафа « В лесу» : [19] симфония была одной из самых исполняемых в свое время, и Чайковский уже был вдохновлен Раффом в его 5-й симфонии с его знаменитым соло на валторне. [20]
IV. Жалобная пословица
[ редактировать ]Вернувшись в си минор, четвертая часть, хотя и открывается поразительной полууменьшенной гармонией, принимает форму медленного шестичастного сонатного рондо (ABACAB). Вступительная тема А в первой и второй скрипках часто проявляется в движениях разной интенсивности. Тема представляет собой «составную мелодию»: ни первая, ни вторая скрипки сначала не играют полностью слышимую верхнюю строку. [21]
Более спокойная тема си ре мажор создает полную оркестровую палитру с энергичными духовыми и нисходящими гаммами, переходящими к неаполитанской цезуре до мажор. Тема си трансформируется в драматическом возвращении в си минор, прежде чем возвращается тема ля. Как и в первой части, в развивающей части (тема до) наблюдается бурная кульминация с заметными тромбонами. За этим следует наиболее взволнованное повторение темы A (начало перепросмотра) на F ♯ басовой педали . Музыка превращается в единый, неповторимый удар там -тама ; это тихо вводит траурный хорал в низких духовых инструментах, завершающий доминирующую гармонию. Возвращение части си, первоначально представлявшей собой прорыв в облаках, очень печально и совпадает с финальным разрешением си минор. Волны нисходящих приглушенных струнных мотивов переходят в нижние струны и фаготы, наконец затихая в полной трагедии.
Среди симфоний Чайковского это единственная, оканчивающаяся в минорной тональности . Его первая , вторая , четвертая и пятая симфонии, а также Симфония Манфреда — все симфонии в минорной тональности, заканчивающиеся тоникой-мажором, в то время как основная тональность его третьей симфонии — ре мажор (хотя она начинается с ре минор), и это его незаконченная Симфония ми ♭ (неофициально «№ 7») — ми ♭ мажор.
Также необычно, что в конце симфонии появляется медленная часть. Удручающее воздействие структурных потрясений в этой стране стало предметом многочисленных критических анализов. Если бы Чайковский следовал стандартной четырехчастной структуре, части были бы расположены следующим образом:
- Адажио – Аллегро нон танто
- Ламентозное Адажио (на самом деле IV)
- Аллегро кон Грация (на самом деле II)
- Финал: Аллегро очень живое (на самом деле III)
Интерпретация
[ редактировать ]
Критик Чайковского Ричард Тарускин пишет:
Теории о самоубийстве во многом стимулировались Шестой симфонией, впервые исполненной под управлением композитора всего за девять дней до его кончины, с ее мрачным финалом (завершением morendo , «угасание»), кратким, но заметным намеком на православную заупокойную литургию в первая часть и, прежде всего, ее подзаголовок, который легко прочитать неправильно. ... Когда пару недель спустя симфонию записали снова, на память и с подзаголовком, все внимательно прислушивались к предзнаменованиям, и именно так симфония стала прозрачной предсмертной запиской . Депрессия была первым диагнозом. «Гомосексуальная трагедия» произошла позже. [22]
По словам критика Александра Познанского : «С момента появления на Западе теории «суда чести» исполнения последней симфонии Чайковского почти всегда сопровождаются аннотациями, рассматривающими ее как свидетельство гомосексуального мученичества». [23] Тем не менее, критик Дэвид Браун описывает идею Шестой симфонии как своего рода предсмертную записку, называя ее «явной чепухой». [24] Другие ученые, в том числе Майкл Пол Смит, полагают, что, независимо от предполагаемого приговора «суда чести» или без него, Чайковский не мог знать время своей смерти во время сочинения своего последнего шедевра. Есть также свидетельства того, что Чайковский вряд ли находился в депрессии во время сочинения симфонии: его брат заметил о нем после того, как он отправил рукопись в публикацию: «Я давно не видел его таким ярким». [21]
Посвящение и предлагаемые программы
[ редактировать ]Чайковский посвятил «Патетику» своему племяннику Владимиру «Бобу» Давыдову , которым он очень восхищался. [25]
« Патетика» была предметом ряда теорий относительно скрытой программы. Это восходит к первому исполнению произведения, когда коллега-композитор Николай Римский-Корсаков спросил Чайковского, есть ли программа к новой симфонии, и Чайковский ответил, что она есть, но не разгласил ее. [26]

Предлагаемая программа представляла собой то, что Тарускин пренебрежительно назвал «симфонией как предсмертной запиской». [28] Эта идея начала утверждаться уже во время второго исполнения симфонии в Петербурге, вскоре после смерти композитора. Люди на этом спектакле «внимательно прислушивались к предзнаменованиям. Как всегда, они находили то, что искали: короткую, но бросающуюся в глаза цитату из русского православного реквиема в бурной кульминации первой части и, конечно, нетрадиционный финал Адажио с его напряженным гармонии в начале и трогательное изображение угасания света в заключении». [28] Противоположностью этому является заявление Чайковского от 26 сентября/8 октября 1893 года о том, что он не в настроении писать какие-либо реквиемы. Это было ответом на предложение его близкого друга великого князя Константина написать реквием по их общему другу писателю Алексею Апухтину , который умер в конце августа, когда Чайковский заканчивал « Патетику» . [29] [30]
Специалист по Чайковскому Дэвид Браун предполагает, что симфония посвящена силе Судьбы в жизни и смерти. [31] Эта программа не только будет подобна программам, предложенным для Четвертой и Пятой симфоний , но также параллельна программе, предложенной Чайковским для его незаконченной Симфонии ми мажор ♭ . [31] В этой программе говорится: «Высшая суть... симфонии – Жизнь. Первая часть – весь порыв, страсть, уверенность, жажда деятельности. Должна быть короткой (финал – смерть – результат краха). Вторая часть – любовь: третья – разочарования. ; четвёртый конец замирает (тоже короткий)». [32]
Саймон Карлинский, композитор [33] профессор славянских языков и литературы Калифорнийского университета в Беркли и «эксперт по гомосексуализму в досоветской культуре», [34] написал в литературном журнале для геев «Кристофер Стрит» в 1988 году, что в 1941 году друг его юности музыкант по имени Алекс, который провел несколько месяцев в общении с художником Павлом Челищевом , рассказал ему устную традицию, которую Челищев услышал от брата композитора Модеста , рассказал ему сам Чайковский. Согласно этому, что сам Карлинский называет «плохо запоминающимися слухами», тайная программа симфонии — о любви между мужчинами: поиски ее с начала первой части; находя его в романтической теме анданте (такт 89); и нападения на него враждебного мира в allegro vivo следующем взволнованном отрывке (мера 161); и уйти от этого, вернувшись к любви к ним ( andante Come Prima , такт 305). Последняя часть, как сказали Карлинскому, — это элегия умершему любовнику. [35]
В популярной культуре
[ редактировать ]Вторая тема первой части легла в основу популярной в 1940-х годах песни «(This is) The Story of a Starry Night» ( Манна Кертиса , Эла Хоффмана и Джерри Ливингстона ), которую популяризировал Гленн Миллер . Эта тема также послужила мелодией «Where» Тони Уильямса и The Platters (их хит 1959 года), «In Time» Стива Лоуренса (1961) и « John O'Dreams » Билла Кэддика (1976); однако все четыре песни имеют разные тексты. Он также с большим успехом использовался в одном из первых фильмов Cinerama в середине 50-х годов. [ нужна ссылка ]
Отрывки из симфонии можно услышать в ряде фильмов, в том числе в теме Виктора Янга для Говарда Хьюза американского вестерна 1943 года «Преступник» 1942 года , «Сейчас, Вояджер» , версии « Анны Карениной» 1997 года , а также «Правящий класс» , «Отчет меньшинства». , Милая птица юности , Сойлент Грин , Морис , Авиатор и Смерть Сталина . Он также был показан в эпизоде шоу Рена и Стимпи « Сын Стимпи » в сцене, где одноименный кот выходит в метель. [ нужна ссылка ] .
Третья часть была представлена во время церемонии закрытия Зимних Олимпийских игр 2010 года во время этапа передачи Сочи-2014 . [ нужна ссылка ]
Симфония играет главную роль в Э. М. Форстера романе «Морис» (написанном в 1913 году и позже, но не опубликованном до 1971 года), где она служит завуалированной ссылкой на гомосексуализм . [36]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Стейнберг 1995 , с. 635.
- ^ Познанский 1991 , с. 603.
- ^ Чайковский Research.net
- ^ Слушайте «Открытие музыки – Шестая симфония Чайковского» . с 2:30
- ^ Стейнберг 1995 , с. 638.
- ^ см . IMSLP
- ^ скорее всего совместное производство с Юргенсоном из Москвы; также см. «Ежемесячные отчеты Хофмайстера» (на немецком языке). Март 1894 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Багар 1947 , с. 754
- ^ Jump up to: а б цитируется в Bagar 1947 , с. 754
- ^ Чайковский, Петр Ильич (1981). Письма семье . Перевод фон Мекк, Галина. Штейн и Дэй . ISBN 978-0812828023 . цитируется в Нортон, Риктор, изд. (1998). Мой дорогой мальчик: любовные письма геев на протяжении веков . Сан-Франциско: Лейланд. п. [ нужна страница ] . ISBN 9780943595719 .
- ^ Jump up to: а б Багар 1947 , с. 755
- ^ цитируется в Bagar 1947 , p. 755
- ^ IMSLP , счет № 504312, с. 19
- ^ Jump up to: а б с Дель Мар 1983 , с. 180
- ^ Jump up to: а б с д Стейнберг 1995 , н. 19 на стр. 640
- ^ Jump up to: а б с Файфилд 2016 , с. 300
- ^ Вулф, Дэниел Роберт (май 2020 г.). Популярные, но пренебрегаемые: сонатные структуры в Четвертой, Пятой и Шестой симфониях Чайковского (доктор музыкальных искусств по исполнительской диссертации на фаготе). Музыкальная школа Мурса , Колледж искусств Кэтрин Г. Макговерн, Хьюстонский университет. hdl : 10657/6305 . Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ «Симфония № 6 Чайковского ( Патетическая ), Классическая классика, Питер Гутманн» . Классические заметки . Проверено 20 апреля 2012 г.
- ^ Посмотрите на счет или сравните, например, финала запись Штадльмайра Раффа (начало с 11:00) с последней третью этого движения. [ нужен лучший источник ]
- ^ «Взгляд Чайковского на Раффа» . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Сервис, Том (26 августа 2014 г.). «Симфонический гид: Шестая («Патетическая») Чайковского» . Хранитель . Проверено 29 апреля 2018 г.
- ^ Тарускин, Ричард (1 июля 2000 г.). «Основной Чайковский» . Русская жизнь . Проверено 8 января 2022 г.
- ^ Познанский, Александр (август 1998 г.). « Последние дни Чайковского: I». Музыка и письма . 79 (3). Издательство Оксфордского университета: 463–467. дои : 10.1093/мл/79.3.463-c . JSTOR 855392 .
- ^ Браун, Дэвид (ноябрь 1997 г.). «Как Чайковский умер: и имеет ли это значение». Музыка и письма . 78 (4). Издательство Оксфордского университета: 581–588. дои : 10.1093/мл/78.4.581 . JSTOR 737640 .
- ^ Познанский 1991 , с. 558.
- ^ Римский-Корсаков 1942 , стр. 339–340.
- ^ Jump up to: а б Джексон 1999 , с. 51
- ^ Jump up to: а б Тарускин 2009 , с.133.
- ^ Познанский 1991 , с. 569.
- ^ Исследования Чайковского: Алексей Апухтин . Проверено 21 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Браун 1992 , с. 445
- ^ Браун 1992 , с. 388.
- ^ Хьюз, Роберт П.; Маклин, Роберт; Путни, Кристофер; Тарускин, Ричард (2010). «Академический сенат Калифорнийского университета: в память о Саймоне Карлинском, почетном профессоре славянских языков и литературы Калифорнийского университета в Беркли, 1924–2009» . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ Ву, Элейн (28 июля 2009 г.). «Симон Карлинский умирает в 84 года; знаток славянских языков и литературы» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ Карлинский, Саймон (1988). «Следует ли нам отправить Чайковского на пенсию». Кристофер Стрит . Том. 11, нет. 3. Нью-Йорк. стр. 16–21.
- ^ Килинг, Брет Л. (март 2003 г.). «Никакого следа присутствия»: Чайковский и Шестая в « Морисе» Форстера ». Мозаика . 36 (1). Университет Манитобы: 85–101. JSTOR 44030280 .
Источники
[ редактировать ]- Багар, Роберт (1947). «Петр Ильич Чайковский». Concert Companion: Комплексное руководство по симфонической музыке . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
- Браун, Дэвид (1992). Чайковский: Последние годы . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 0-393-03099-7 .
- Дель Мар, Норман (1983). Анатомия оркестра . Издательство Калифорнийского университета . п. 180. ИСБН 978-0520050624 .
- Файфилд, Кристофер (2016). Ганс Рихтер . Бойделл и Брюэр . ISBN 978-1783270217 .
- Джексон, Тимоти Л. (1999). Чайковский: Симфония № 6 (Патетическая) . Кембриджские музыкальные справочники. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-64676-6 .
- Познанский, Александр (1991). Чайковский: В поисках внутреннего человека . Книги Ширмера. ISBN 978-0028718866 . Британское издание 1993 г.
в Интернет-архиве
- Римский-Корсаков, Николай (1942). Моя музыкальная жизнь (3-е изд.). Нью-Йорк: Кнопф.
- Стейнберг, Майкл (1995). Симфония . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-512665-3 . |
- Тарускин, Ричард (2009). О русской музыке . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520268067 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кросс, Милтон и Юэн, Дэвид, «Петр Ильич Чайковский», в т. II Энциклопедии великих композиторов и их музыки Милтона Кросса (Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday, 1962).
- Холден, Энтони , Чайковский: Биография (Нью-Йорк: Random House, 1995). ISBN 0-679-42006-1 .
- Келлер, Ганс , «Петр Ильич Чайковский», в т. Я Симфонии , изд. Роберт Симпсон (Хармондсворт, 1966).
- Рицарев, Марина, Патетика Чайковского и русская культура (Ashgate, 2014). ISBN 9781472424112 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 6 (Чайковский) : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур