Симфония ми-бемоль (Чайковский)
Петра Ильича Чайковского Симфония ми-бемоль была начата после Симфонии № 5 и изначально задумывалась как следующая (то есть шестая) симфония композитора. Чайковский отказался от этого произведения в 1892 году только для того, чтобы повторно использовать первую часть в одночастном Третьем фортепианном концерте , соч. 75, впервые исполненная и опубликованная после его смерти в 1895 году. Две другие части были переработаны для фортепиано с оркестром Сергеем Танеевым как Анданте и Финал , которые были опубликованы как соч. Чайковского. почта. 79 в 1897 году.
В период с 1951 по 1955 год советский композитор Семен Богатырев реконструировал симфонию по эскизам Чайковского и различным переработкам. Премьера этой версии состоялась 7 февраля 1957 года в Москве в исполнении Московского областного филармонического оркестра под управлением Михаила Териана и была издана Государственным музыкальным издательством в Москве в 1961 году. Впервые она была записана Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди в 1962 году. вскоре после этого состоялась премьера произведения в США (16 февраля 1962 г.).
Необходимость писать...
[ редактировать ]«Я буквально не могу жить без работы, — писал однажды Чайковский великому князю Константину Константиновичу, — ибо едва только какой-нибудь труд окончен... появляется желание тотчас же приступить к какому-нибудь новому труду.... [У] при таких обстоятельствах этот новый труд не всегда вызывается истинной творческой необходимостью». [1]
К ноябрю 1889 года творческий зуд Чайковского стал невыносимым. Прошел год со времени завершения Пятой симфонии и восемь месяцев с момента написания еще одного музыкального произведения. Чайковский признался великому князю, что давно стремился увенчать свою творческую карьеру великой симфонией по какой-то еще не определенной программе, но, видимо, уже на обратном пути из Америки в мае 1891 года он набросал несколько предварительных идей того, что может стать такой штукой. Еще важнее была программа, которую он набросал, возможно, в то же время: «Конечная суть... симфонии — Жизнь. Первая часть — весь порыв, страсть, уверенность, жажда деятельности. Должна быть короткой (финал — смерть – результат краха). Вторая часть – любовь: третья – разочарования; четвертая заканчивается угасанием (тоже короткая)». [2]
В течение следующих месяцев, работая над «Щелкунчиком» и «Иолантой» , он продолжал записывать дальнейшие материалы, но когда, наконец, он начал систематическую работу над произведением, многие из этих и более ранних идей были отброшены; и при этом программа не должна была использоваться. Однако были втянуты и другие, и к 8 июня 1892 года и первая часть, и финал были полностью набросаны. Он надеялся продолжить работу в июле и августе, но дальнейшее составление было отложено до октября. Тем не менее к 4 ноября 1892 года вся симфония была набросана, и уже через три дня была озвучена первая часть до репризы . [3]
Чайковский уже предложил провести премьеру симфонии на благотворительном концерте в Москве в феврале следующего года. Однако после очередного вынужденного перерыва композитор еще раз взглянул на эскизы и испытал полное разочарование. «Она составлена просто для того, чтобы сочинить что-нибудь; в ней нет вообще ничего интересного и сочувственного», — писал он своему племяннику Владимиру «Бобу» Давыдову 16 декабря 1892 года. «Я решил выбросить и забыть ее.. Возможно, — добавил он, хотя вряд ли осознавал, насколько именно, — эта тема все еще способна возбудить мое воображение. [3]
Ответ Давыдова последовал быстро и, к удивлению композитора, очень резко. В письме от 19 декабря 1892 года Давыдов писал: «Мне, конечно, жаль симфонию, которую вы сбросили со скалы, как это делали с детьми Спарты , потому что она показалась вам уродливой, тогда как она вероятно, такое же гениальное произведение, как и первые пять». [4]
... против необходимости выражать
[ редактировать ]Чайковский отказался от симфонии, потому что теперь он нашел музыку безличной, лишенной самоанализа, который, по его мнению, был необходим симфонии. У него не было желания продолжать создавать, по его словам, «бессмысленные гармонии и ничего не выражающую ритмическую схему». [5]
Однако комментарии Давыдова побудили Чайковского повторно использовать эскизы, а не полностью их списывать. [6] Музыка, возможно, ничего не значила для него на личном эмоциональном уровне, но это не значило, что она бесполезна. Основная тема была весьма привлекательной, умело проработанной, экстравертной. Когда их разработал композитор, чье обращение с такой темой могло бы доставить удовольствие слушанию и анализу музыковеда, результаты в конце концов могли бы стать чрезвычайно ценными. [7]
Что еще более важно, композитор не оставил мысли написать новую симфонию на основе задуманной им программы. Хотя его усилия по созданию симфонии ми-бемоль не оправдались, как планировалось, они повлияли на его концепцию того, что впоследствии стало Шестой симфонией ( Патетической ) , первая часть которой была полностью набросана менее чем шесть недель спустя, к 9 февраля 1893 года.
К апрелю 1893 года Чайковский также решил перезаписать Симфонию ми-бемоль как свой третий фортепианный концерт. В июне он провел предварительную работу над этим проектом, одновременно продолжая работу над Шестой симфонией. К августу он решил, что концерт слишком длинный, и написал Александру Зилоти , что опубликует только первую часть под названием Allegro de концерт или Conzertstuck . Шестая симфония была закончена к концу августа. 6 октября он написал Зигмунту Стоёвскому : «Сейчас я работаю над партитурой моего нового (третьего) концерта для нашего дорогого Димера . Когда вы увидите его, пожалуйста, скажите ему, что, когда я приступил к работе над ним, я понял, что это Концерт имеет удручающую и угрожающую длину. Поэтому я решил оставить только первую часть, которая сама по себе составит целый концерт. Работа только улучшится, поскольку последние две части не имели большой ценности». Через три дня в письме Бобу Давыдову (посвященному Шестой симфонии) он снова назвал произведение концертом. К 15 октября 1893 г. он полностью завершил перестройку. В примечании к рукописи говорится: «Конец, слава Богу». Но на последней странице была пометка «Конец части 1», что с тех пор вызвало немало спекуляций. Неужели он решил, что в Третьем фортепианном концерте все-таки будут обычные три части, но судьба вмешалась прежде, чем он успел завершить это произведение? Запись подтверждает ту интерпретацию, которую он выбрал для одночастного концерта, несмотря на необычность этого подхода. Три недели спустя и всего девять дней после первого исполнения Шестой симфонии, которую он разрешил после ее премьеры называть Жалко , Чайковский умер.
Одночастный фортепианный концерт № 3 , соч. 75, последнее завершенное сочинение Чайковского, было опубликовано Юргенсоном в следующем году. Премьера состоялась в январе 1895 года, Сергей Танеев солистом был .
После продолжительной дискуссии между 1894 и 1896 годами между братом Чайковского Модестом , Танеевым, Зилоти, издателем Беляевым и другими было решено, что Танеев преобразует две из трех оставшихся частей Симфонии ми-бемоль в фортепианно-оркестровую форму, начиная с очень краткие наброски, которые Чайковский сделал в этом направлении, прежде чем решил не продолжать дальше первой части. Премьера « Анданте и финала» состоялась в январе 1897 года, снова с Танеевым за фортепиано. Позже в том же году он был опубликован Беляевым как соч. Чайковского. 79, хотя, возможно, это было произведение Танеева в такой же степени, как и произведение Чайковского. Третий фортепианный концерт, Анданте и Финал иногда исполняются и записываются вместе, образуя полный трехчастный фортепианный концерт, хотя почти наверняка это не было последним намерением Чайковского.
Богатырева реконструкция
[ редактировать ]Реконструкцию оригинальной симфонии по эскизам и различным переработкам осуществила в 1951–1955 годах советский композитор Семен Богатырев , который привел симфонию в законченный, полностью оркестрованный вид и оформил партитуру как «Симфонию № 7 ми-бемоль мажор» Чайковского. ." [8]
Богатырев использовал первоисточники, в том числе первоначальные черновые наброски Чайковского, полную оркестровую рукопись примерно половины первой части, а также рукопись и напечатанную партитуру Третьего фортепианного концерта . Одночастный фортепианный концерт был полностью оркестрован композитором, а вторую и четвертую части позже оркестровал Сергей Танеев , друг и коллега Чайковского.
Хотя эскизы первой части и завершенная версия для фортепиано с оркестром были практически готовы, Богатырев обнаружил, что только 81 из 204 тактов второй части находился в руках Чайковского. Здесь он использовал фортепианную партитуру Чайковского для Анданте для фортепиано с оркестром , оркестровку Танеева и очень черновой вариант Чайковского.
Что касается третьей части, Богатырев последовал настоянию брата композитора Модеста о том, что это должно быть скерцо , и оркестровал скерцо из соч. Чайковского. 72 фортепианные пьесы, а также еще несколько набросков композитора. Примечательно, что пьеса аккуратно вписывается между второй и четвертой частями и даже включает финальные аккорды, которым перекликается начало четвертой части.
Реконструкция четвертой части выполнена на основе партитуры « Финала для фортепиано с оркестром» , эскизов композитора и опубликованной оркестровки Танеева. [9]
Форма
[ редактировать ]Реконструкция Богатырева построена по традиционной четырехчастной схеме:
- Аллегро блестящее ( ми-бемоль мажор )
- Эта часть была использована в Третьем фортепианном концерте , соч. почта. 75.
- Анданте ( си-бемоль мажор )
- Богатырев использовал Анданте из «Анданте и финала» для фортепиано с оркестром, соч. почта. 79, построенный по эскизам Чайковского Сергеем Танеевым . Совсем недавно он был повторно использован как медленная часть запланированного Концерта для виолончели .
- Скерцо: Vivace assai ( ми-бемоль минор )
- Понимая, что Чайковский написал бы к этой симфонии скерцо, Богатырев оркестровал это произведение из Скерцо-фантазии Чайковского , соч. 72, № 10.
- Финал: Allegro maestoso (ми-бемоль мажор)
- Богатырев использовал Финал из Анданте и Финал .
Записи
[ редактировать ]Юджин Орманди и Филадельфийский оркестр дали американскую премьеру 16 февраля 1962 года и вскоре после этого сделали первую запись в США для Columbia Records . Оригинальные пластинки были выпущены в стерео как MS 6349 и в моно как ML 5749. Эта запись позже была подвергнута цифровому ремастерингу и выпущена на компакт-диске. [10] Ее записали еще восемь дирижеров: Дмитрий Китаенко , [11] Неэме Ярви , Сергей Скрипка , Геннадий Рождественский , Михаил Плетнев , Кён Су Вон, Кес Бейклс и Лео Гинзбург . [12]
Реконструкция Фонда Чайковского
[ редактировать ]В 2005 году вторую реконструкцию симфонии по заказу Фонда Чайковского завершил российский композитор Петр Климов . [13] Первое публичное выступление состоялось в Государственном доме-музее Чайковского в Клине подмосковном Томоми в исполнении Симфонического оркестра России под управлением дирижера Нисимото . [13]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Александр Позанский, Чайковский: В поисках внутреннего человека (Нью-Йорк: Schirmer Books, 1991), 552
- ^ Дэвид Браун, Чайковский: Последние годы (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1992), 388
- ^ Jump up to: а б Браун, 388
- ^ Александр Познанский, Чайковский: В поисках внутреннего человека (Нью-Йорк: Schirmer Books, 1991), 553
- ^ Лоуренс и Элизабет Хэнсон, Чайковский: Человек, стоящий за музыкой (Нью-Йорк: Додд, Мид и компания), 356
- ^ Познанский, 553
- ^ Хэнсон и Хэнсон, 356
- ^ Уайли, Роланд. «Чайковский, Петр Ильич, §6(ii): Годы прощания, 1889–93: Последняя симфония»; Сочинения: сольный инструмент и оркестр; Сочинения: оркестровые, Grove Music Online (по состоянию на 7 февраля 2006 г.), [1] (требуется подписка). Браун, Дэвид. Чайковский: Последние годы (1885-1893). Нью-Йорк: WW Norton, 1991, стр. 388–391, 497.
- ^ Примечания к Columbia MS 6349.
- ^ «Чайковский: Симфония № 7, Вариации в стиле рококо / Роза, Орманди» . Проверено 31 января 2016 г.
- ^ «OehmsClassics: Кельнский оркестр Гюрцениха / Дмитрий Китаенко: Петр Ильич Чайковский: Симфония № 7 / Фортепианный концерт № 3» . Проверено 31 января 2016 г.
- ^ «Симфония ми-бемоль мажор: Записи» . Проверено 31 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Его последняя симфония по замыслу мастера» . Сидней Морнинг Геральд . 10 февраля 2005 года . Проверено 23 февраля 2016 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Дэвид, Чайковский: Годы странствий (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1986)
- Браун, Дэвид, Чайковский: Последние годы (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1992)
- Хэнсон, Лоуренс и Элизабет, Чайковский: Человек, стоящий за музыкой (Нью-Йорк: Додд, Мид и компания)
- Познанский, Александр Чайковский: В поисках внутреннего человека (Нью-Йорк: Schirmer Books, 1991)
- Познанский, Александр. Чайковский глазами других (Блумингтон: издательство Indiana University Press, 1999)
- Варрак, Джон, Чайковский (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1973)