Jump to content

Пётр Ильич Чайковский и кружок Беляева

Большой портрет мужчины с седыми волосами и бородой, над тремя меньшими портретами мужчины средних лет в очках и с длинными медведями, молодого человека с рыжевато-каштановыми волосами и мужчины с лысеющими волосами и усами. Портреты на этом изображении являются частью полных портретов, показанных далее в статье.
Top: Pyotr Ilyich Tchaikovsky . Bottom (left to right): Nikolai Rimsky-Korsakov , Alexander Glazunov and Anatoly Lyadov

Отношения Петра Ильича Чайковского с группой композиторов, известной как кружок Беляева , продолжавшиеся с 1887 года до смерти Чайковского в 1893 году, повлияли на всю их музыку и на короткое время помогли сформировать следующее поколение русских композиторов. Группа была названа в честь лесопромышленника Митрофана Беляева , музыканта-любителя, который стал влиятельным музыкальным меценатом и издателем после того, как заинтересовался творчеством Александра Глазунова . К 1887 году Чайковский прочно утвердился в качестве одного из ведущих композиторов России. Фаворит царя Александра III , он считался национальным достоянием. Он был востребован как приглашенный дирижер в России и Западной Европе, а в 1890 году посетил в том же качестве США. Напротив, судьба националистической группы композиторов, известной как «Пятерка» , предшествовавшей кружку Беляева, пошла на убыль, и группа уже давно распалась; из его членов только Николай Римский-Корсаков оставался полностью активным композитором. Сейчас профессор музыкальной композиции и оркестровки в В Санкт-Петербургской консерватории Римский-Корсаков твердо верил в западное композиторское образование, которое когда-то осуждалось группой.

В результате времени, которое Чайковский провел с ведущими композиторами беляевского кружка - Глазуновым, Анатолием Лядовым и Римским-Корсаковым, - несколько непростые отношения, которые он ранее имел с «Пятеркой», в конечном итоге переросли в нечто более гармоничное. Дружба Чайковского с этими людьми придала ему большую уверенность в своих способностях как композитора, а его музыка побудила Глазунова расширить свой художественный кругозор, выйдя за рамки националистической повестки дня, и сочинять на более универсальные темы. Это влияние выросло до такой степени, что Третья симфония Глазунова стала известна как «антикучистская» симфония его творчества («кучист» означает «кучка», сокращенное русское название Пятерки) и имела несколько общих стилистических отпечатков с более поздними симфониями Чайковского. . [ 1 ] Глазунов был не единственным композитором, оказавшимся под таким влиянием. Римский-Корсаков писал о ставшем в этот период господствующим у беляевских композиторов «поклонении Чайковскому и... склонности к эклектизму», а также пристрастии к «итальянско-французской музыке времени парика и фартингейла » (т. е. XVIII века), типичным примером которых являются поздние оперы Чайковского «Пиковая дама» и «Иоланта» . [ 2 ]

В долгосрочной перспективе влияние Чайковского на композиторов Беляева было не столь велико. Хотя они оставались более эклектичными в своем музыкальном подходе и больше сосредоточивались на абсолютной музыке , чем The Five, в целом они продолжали писать в стиле, более похожем на Римского-Корсакова, чем на Чайковского. Даже Глазунов отказался от решительного повторения Чайковского в своем зрелом творчестве, вместо этого объединив националистический и космополитический стили в эклектичном подходе. Композиторы Беляева также распространили националистическую музыкальную эстетику на Россию в целом и сами оказывали влияние на композиторов даже в советскую эпоху.

Чайковский и Римский-Корсаков.

[ редактировать ]
Мужчина средних лет с седыми волосами и бородой, одетый в темный костюм и пристально смотрящий на зрителя.
Pyotr Ilyich Tchaikovsky by Nikolay Kuznetsov, 1893

В 1884 году 44-летний Чайковский начал избавляться от нелюдимости и беспокойства, которые преследовали его после неудачного брака в 1878 году и заставляли его беспрестанно путешествовать по России и Западной Европе. В марте 1884 года царь Александр III наградил его орденом Святого Владимира (четвертой степени), дававшим потомственное дворянство . [ 3 ] и завоевал Чайковскому личную аудиенцию у царя. [ 4 ] Царская награда была видимой печатью официального одобрения, которая помогла Чайковскому реабилитироваться от клейма, связанного с условиями его брака. [ 3 ] Эта реабилитация, возможно, закрепилась в сознании композитора успехом его Третьей оркестровой сюиты на ее премьере в январе 1885 года в Санкт-Петербурге под Ганса фон Бюлова . руководством [ 5 ] Чайковский писал своей покровительнице Надежде фон Мекк : «Я никогда не видел такого триумфа. Я видел, как вся публика была тронута и благодарна мне. Эти минуты — лучшие украшения жизни художника. Благодаря им стоит жить и трудится». [ 6 ] Пресса также была единодушно благосклонна. [ 5 ]

Хотя он все еще чувствовал презрение к общественной жизни, Чайковский теперь участвовал в ней по двум причинам: его растущая известность и то, что он считал своим долгом продвигать русскую музыку. [ 4 ] С этой целью он помогал своему бывшему ученику Сергею Танееву , ныне директору Московской консерватории , посещая студенческие экзамены и налаживая порой деликатные отношения между различными сотрудниками. [ 4 ] Чайковский также был директором Московского отделения Русского музыкального общества в сезоне 1889–90. На этом посту он пригласил для дирижирования ряд мировых знаменитостей, в том числе Иоганнеса Брамса , Антонина Дворжака и Жюля Массне . [ 4 ] Чайковский пропагандировал русскую музыку как в своих сочинениях, так и в роли приглашенного дирижера. [ 4 ] В январе 1887 года он в короткие сроки заменил в Большом театре в Москве первые три спектакля своей оперы «Черевички» . [ 7 ] Дирижированием композитор хотел овладеть как минимум десять лет, поскольку видел, что успех за пределами России в некоторой степени зависит от дирижирования его собственных произведений. [ 8 ] Уже через год выступлений в «Черевичках» Чайковский пользовался большим спросом в Европе и России, что помогло ему преодолеть давний страх перед сценой и придало ему уверенности в себе. [ 9 ]

Мужчина в очках и с длинной бородой сидит на диване и курит.
Portrait of Rimsky-Korsakov by Ilya Repin

Отношения Чайковского с Римским-Корсаковым претерпели изменения к моменту его визита в Санкт-Петербург в ноябре 1887 года. Будучи членом «Пятерки», Римский-Корсаков по сути занимался композиторским самообразованием. [ 10 ] Он относился к Чайковскому с подозрением, поскольку тот имел академическое образование и не был согласен с музыкальной философией, которую исповедовала «Пятерка». [ 11 ] Однако, когда Римский-Корсаков был назначен профессором Санкт-Петербургской консерватории в 1871 году, он осознал, что был плохо подготовлен к выполнению такой задачи. [ 12 ] Он также зашел в композиционный тупик и понял, что, по сути, находится на творческом пути, ведущем в никуда. [ 13 ] Он отправил Чайковскому письмо, в котором изложил свое положение и спросил, что ему следует делать. [ 14 ] Письмо «глубоко тронуло и поразило» Чайковского своей трогательностью. [ 10 ] Как позже рассказал Чайковский Надежде фон Мекк: «Конечно, ему нужно было учиться». [ 15 ]

Между 1871 и 1874 годами, читая лекции в консерватории, Римский-Корсаков основательно изучил западные композиционные техники. [ 16 ] и пришел к убеждению в важности академического образования для успеха композитора. [ 17 ] Когда Римский-Корсаков совершил такой поворот, Чайковский считал его уважаемым коллегой и если не лучшим другом, то, по крайней мере, был с ним в дружеских отношениях. [ 18 ] Когда другие члены «Пятерки» стали враждебно относиться к Римскому-Корсакову из-за его изменения отношения, Чайковский продолжал морально поддерживать Римского-Корсакова, говоря ему, что он полностью аплодирует тому, что делает Римский-Корсаков, и восхищается как его артистической скромностью, так и его силой. характера. [ 19 ] Начиная с 1876 года Чайковский регулярно посещал дом Римского-Корсакова во время своих поездок в Санкт-Петербург. [ 18 ] В какой-то момент Чайковский предложил назначить Римского-Корсакова директором Московской консерватории, но тот отказался. [ 18 ]

Восхищение Чайковского распространялось и на сочинения Римского-Корсакова. Он писал Римскому-Корсакову, что считает Испанское каприччио «колоссальным шедевром инструментального искусства» и называет его «величайшим мастером современности». [ 20 ] [Римского-] Корсакова В своем дневнике Чайковский признался: «Читал «Снегурочку» , восхищался его мастерством и даже (стыдно признаться) завидовал». [ 20 ]

Глазунов

[ редактировать ]

Чайковского впечатляли не только достижения Римского-Корсакова, но и подростка Глазунова. [ 21 ] Вундеркинд, Глазунов начал заниматься игрой на фортепиано в девять лет и сочинять музыку в 11 лет. [ 22 ] В 13 лет, в 1879 году, он познакомился с Балакиревым, который рекомендовал Римского-Корсакова в качестве частного репетитора по музыкальной композиции, контрапункту и оркестровке. [ 22 ] и принес Римскому-Корсакову оркестровую партитуру, написанную Глазуновым. «Талант мальчика был бесспорно очевиден», — вспоминал Римский-Корсаков. [ 23 ] Глазунов учился у Римского-Корсакова немногим меньше двух лет, за это время он прогрессировал, по словам Римского-Корсакова, «не по дням, а буквально по часам». [ 23 ] Он также продолжал получать советы от Балакирева. [ 23 ] В 16 лет он завершил свою Первую симфонию , премьера которой с успехом состоялась под руководством Балакирева 29 марта 1882 года. На этом исполнении присутствовал Митрофан Беляев, лесной барон и музыкант-любитель, который взял молодого композитора под свою опеку, и композитор Сергей Танеев. , который был близким другом Чайковского. [ 22 ] Глазунов со временем стал профессором Санкт-Петербургской консерватории, а затем ее директором. [ 22 ]

Молодой человек с рыжеватыми волосами в темном костюме.
Portrait of Alexander Glazunov by Ilya Repin , 1887.

Чайковский начал проявлять живой интерес к Глазунову вскоре после того, как услышал от Танеева о премьере Первой симфонии Глазунова. [ 24 ] Чайковский писал тогда Балакиреву: «Глазунов меня очень интересует. Есть ли шанс, что этот молодой человек пришлет мне симфонию, чтобы я ее посмотрел? или практически, с вашей помощью или с помощью Римского-Корсакова». [ 25 ] Балакирев ответил: «Вы спрашиваете о Глазунове. Это очень талантливый молодой человек, который год учился у Римского-Корсакова. Когда он сочинял свою симфонию, ему не нужна была никакая помощь». [ 25 ] Чайковский изучил партитуру Первого струнного квартета Глазунова и написал своему брату Модесту: «Несмотря на подражание [Римскому-] Корсакову... заметен замечательный талант». [ 26 ] Позже Глазунов прислал Чайковскому экземпляр своей «Лирической поэмы» для оркестра, о которой Чайковский восторженно писал Балакиреву, и рекомендовал к публикации своему издателю П. Юргенсону . [ 27 ]

По мнению критика Владимира Стасова , Глазунов и Чайковский впервые встретились в октябре 1884 года на собрании, устроенном Балакиревым. Глазунову тогда было 19 лет. [ 28 ] Чайковский был в Санкт-Петербурге, потому что его опера «Евгений Онегин» шла в Мариинском театре . Глазунов позже писал, что хотя круг националистов «уже не был столь идеологически замкнутым и изолированным, как раньше», они «не считали П. И. Чайковского своим. Мы ценили лишь немногие его произведения, такие как « Ромео и Джульетта» . , «Буря» , Франческа [да Римини] и финал Второй симфонии . Остальная часть его произведений была нам либо неизвестна, либо чужда». [ 29 ] Присутствие Чайковского привлекло Глазунова и других присутствовавших молодых участников, и его разговор с ними «был свежим ветерком среди нашей несколько пыльной атмосферы ... Многие из присутствовавших молодых музыкантов, включая Лядова и меня, покинули квартиру Балакирева, очарованные личностью Чайковского. ... По словам Лядова, наше знакомство с великим композитором было настоящим событием». [ 30 ]

Глазунов добавляет, что его отношения с Чайковским изменились: от того, чтобы старший композитор был «не... своим», до тесной дружбы, которая продлилась до смерти Чайковского. [ 31 ] «Чайковского я встречал довольно часто и у Балакирева, и у себя дома», — вспоминал Глазунов. «Обычно мы встречались за музыкой. Он всегда появлялся в нашем кругу общения как один из самых желанных гостей; кроме меня и Лядова, постоянными членами нашего кружка были также Римский-Корсаков и Балакирев». [ 32 ] Этот кружок, с которым Чайковский проводил все больше времени в последние пару лет своей жизни, стал известен как кружок Беляева, по имени его покровителя Беляева. По мнению музыковеда Ричарда Тарускина , Беляев благодаря своему финансовому влиянию сформировал русскую музыку более значительно и надолго, чем это смогли сделать Балакирев или Стасов. [ 33 ]

Беляев и его окружение

[ редактировать ]
Мужчина средних лет с темными волосами средней длины и бородой, в темном костюме, с одной рукой в ​​кармане брюк, а другой на подбородке.
Portrait of Mitrofan Belyayev by Ilya Repin

Беляев был одним из растущего числа русских промышленников -нуворишей, которые становились меценатами в России середины и конца XIX века; в их число входили Надежда фон Мекк, железнодорожный магнат Савва Мамонтов и текстильный фабрикант Павел Третьяков . [ 34 ] В то время как Надежда фон Мек настаивала на анонимности своего покровительства в традициях благородства , Беляев, Мамонтов и Третьяков «хотели внести заметный вклад в общественную жизнь». [ 35 ] Они добились богатства и, будучи славянофильными по своему национальному мировоззрению, верили в большую славу России. [ 36 ] Из-за этого убеждения они с большей вероятностью, чем аристократия, поддерживали местные таланты и были более склонны поддерживать художников-националистов, чем космополитов. [ 36 ] Это предпочтение было обусловлено не какой-либо социальной программой, присущей искусству, а «его сочувственным и умелым изображением особых аспектов пейзажа, повседневной жизни и типов персонажей, с которыми они были знакомы и которыми жили». [ 37 ] и это совпало с общим подъемом национализма и русофилии, которые стали преобладать в российском искусстве и обществе. [ 38 ]

Альтист - любитель и любитель камерной музыки , Беляев устраивал « квартетные пятницы» у себя дома в Санкт-Петербурге. Частым гостем на этих собраниях был Римский-Корсаков. [ 39 ] встретившийся с Беляевым в Москве в 1882 году. [ 40 ] Беляев стал меценатом после того, как услышал Первую симфонию Глазунова. Глазунов не только стал постоянным участником «квартета Пятницы», но и Беляев опубликовал произведения Глазунова и взял его с собой в турне по Западной Европе. Этот тур включал визит в Веймар , Германия, чтобы представить молодого композитора Ференцу Листу . [ 41 ] и где была исполнена Первая симфония Глазунова. [ 22 ]

Вскоре Беляев заинтересовался и другими русскими композиторами. В 1884 году он учредил ежегодную премию имени Глинки , названную в честь пионера русского композитора Михаила Глинки (1804–1857). В 1885 году, раздосадованный качеством нотного издания в России и отсутствием иностранных авторских прав на печатаемые там произведения, он основал собственную издательскую фирму в Лейпциге , Германия. [ 35 ] Эта фирма первоначально за свой счет выпускала произведения Глазунова, Римского-Корсакова, Лядова и Бородина. [ 42 ] и мог бы похвастаться каталогом из более чем 2000 произведений, написанных русскими композиторами ко времени Октябрьской революции 1917 года. [ 35 ] По предложению Римского-Корсакова Беляев также основал собственную серию концертов «Русские симфонические концерты», открытую исключительно для русских композиторов. Среди произведений, написанных специально для этой серии, были три произведения Римского-Корсакова, благодаря которым он в настоящее время наиболее известен на Западе, — «Шехерезада» , « Русская пасхальная увертюра» и «Испанское каприччио» . [ 42 ] Эти концерты продлились до Октябрьской революции, а к 1910 году состоялись премьеры 165 произведений. [ 35 ] Беляев создал консультативный совет, в состав которого вошли Глазунов, Лядов и Римский-Корсаков, чтобы выбрать, кому из множества обратившихся за помощью композиторов следует оказать помощь деньгами, публикациями или выступлениями. Этот совет просматривал представленные композиции и обращения и предлагал те, которые заслуживали покровительства и общественного внимания. [ 42 ] Хотя все трое работали вместе, Римский-Корсаков стал фактическим лидером группы. «В силу чисто музыкальных обстоятельств я оказался руководителем беляевского кружка», — писал он. «Заведующим считал меня и Беляев, обо всем со мной советуясь и всех относя ко мне как к начальнику». [ 43 ]

Группа композиторов, объединившаяся теперь с Глазуновым, Лядовым и Римским-Корсаковым, была националистической по своим взглядам, как и «Пятерка» до них. Как и The Five, они верили в уникальный русский стиль классической музыки, в котором использовалась народная музыка и экзотические мелодические, гармонические и ритмические элементы, примером чего является музыка Балакирева, Бородина и Римского-Корсакова. В отличие от The Five, эти композиторы также верили в необходимость академического западного образования в композиции. Необходимость западных композиционных техник была тем, что Римский-Корсаков привил многим из них еще в годы учебы в Санкт-Петербургской консерватории. [ 41 ] По сравнению с «революционными» композиторами балакиревского круга Римский-Корсаков находил композиторов беляевского кружка «прогрессивными... придавшими большое значение техническому совершенству, но... прокладывавшими и новые пути, хотя и более надежные, хотя и менее быстро..." [ 44 ]

Посещения в 1887 году

[ редактировать ]

В ноябре 1887 года Чайковский прибыл в Санкт-Петербург, чтобы послушать несколько концертов Русского симфонического оркестра. На одном из этих концертов состоялось первое полное исполнение его Первой симфонии с подзаголовком « Зимние мечты » в ее окончательной версии. [ 21 ] На другом концерте состоялась премьера Третьей симфонии Римского-Корсакова в переработанной редакции. [ 21 ] Перед этой поездкой Чайковский провел много времени в переписке с Римским-Корсаковым, Глазуновым и Лядовым, а во время своего визита он провел много времени в компании этих людей. [ 45 ]

Девятью годами ранее Чайковский написал для Надежды фон Мек безжалостный анализ «Пятерки». [ 46 ] В то время его чувство личной изоляции и профессиональной незащищенности было самым сильным. [ 45 ] За прошедшие девять лет Мусоргский и Бородин умерли, Балакирев отошёл на второй план музыки, а критические послания Кюи потеряли большую часть своей остроты для Чайковского. [ 45 ] Римский-Корсаков был единственным, кто был полностью активен как композитор, и за прошедшие годы между ним и Чайковским многое изменилось в результате изменения музыкальных ценностей Римского-Корсакова. [ 45 ] Чайковский тоже изменился. Более уверенный как композитор и менее изолированный лично, чем в прошлом, Чайковский наслаждался обществом, которое он теперь составлял с Глазуновым, Лядовым и Римским-Корсаковым, и находил много удовольствия в их музыке. [ 47 ]

Глазунова Чайковский восхищался некоторыми произведениями, которые он слышал во время этих концертов, в том числе симфонией Римского-Корсакова и Второй увертюрой на греческие темы . [ 21 ] Он пообещал Глазунову и Римскому-Корсакову, что обеспечит исполнение их произведений на концертах в Москве. [ 21 ] Когда эти договоренности не были реализованы, как планировалось, Чайковский предпринял срочные тайные попытки выполнить свои обещания, особенно перед Римским-Корсаковым, которого он теперь называл «выдающейся фигурой ... достойной всякого уважения». [ 21 ]

В декабре 1887 года, накануне отъезда в качестве приглашенного дирижера на гастроли по Западной Европе, Чайковский остановился в Санкт-Петербурге и проконсультировался с Глазуновым, Лядовым и Римским-Корсаковым о подробной программе русской музыки, которую он мог бы возглавить в Париже. [ 48 ] Хотя такой возможности не представилось, это показывает его открытость к продвижению произведений беляевского кружка как его обязанность по популяризации русской музыки. [ 48 ]

Лысеющий мужчина с усами, одетый в темный костюм с галстуком-бабочкой и сидящий в кресле.
Anatoly Lyadov as portrayed by Ilya Repin

Хотя ранее они переписывались, Чайковский лично познакомился с другим учеником Римского-Корсакова, Лядовым, во время своего визита в ноябре 1887 года. [ 21 ] Лядову выпала сомнительная честь быть исключенным из Санкт-Петербургской консерватории за прогулы — шаг со стороны консерватории, который поддержал Римский-Корсаков. [ 49 ] [ 50 ] В конце концов Лядова снова приняли. [ 51 ] и подружился с Римским-Корсаковым. [ 49 ] Он также помогал Римскому-Корсакову и Балакиреву в редактировании оркестровых партитур Бородина. [ 52 ] и Римский-Корсаков и Александр Бородин о партитуре «Половецких танцев» из оперы Бородина « Князь Игорь» в 1878 году. [ 53 ] Как Римский-Корсаков и Глазунов, Лядов станет профессором Санкт-Петербургской консерватории. [ 50 ] и ведущий член кружка Беляева. [ 50 ] [ 54 ] Лядов так и не избавился полностью от своей склонности к праздности и промедлению, и это стоило ему заказа на балет «Жар-птица» импресарио Сергея Дягилева ; комиссия досталась молодому Игорю Стравинскому . [ 50 ]

Rimsky-Korsakov noted Lyadov's talent, [ 55 ] как и Мусоргский, который описал Лядова Стасову в 1873 году как «новый, безошибочный, оригинальный и русский молодой талант». [ 50 ] Однако Чайковского это не впечатлило. [ 21 ] В 1882 году издатель Безель спросил мнение Чайковского об «Арабеске» для фортепиано соло, написанной Лядовым. Чайковский ответил: «Невозможно представить себе что-либо более банальное по содержанию, чем музыка этого композитора. У него много интересных аккордов и гармонических последовательностей , но нет ни одной идеи, хотя бы самой незначительной». [ 56 ]

До личной встречи с Лядовым Чайковский, возможно, смягчил эту позицию. Он решил подарить молодому композитору копию партитуры своей Симфонии Манфреда , и как только он действительно встретил человека, которого авторитет Чайковского Дэвид Браун назвал «ленивым, привередливым, очень закрытым, но очень обаятельным», его отношение к Лядову резко обострилось. повернуть к лучшему. [ 21 ] Младшего композитора стали называть «дорогим Лядовым». [ 21 ]

Новое доверие и пропаганда

[ редактировать ]

Два концерта, которые Чайковский услышал в Санкт-Петербурге в январе 1889 года, где его музыка разделяла программы с сочинениями Новой русской школы (так также назывался кружок Беляева), стали важным водоразделом. Чайковский признавал, что, хотя он и поддерживал хорошие личные отношения с некоторыми членами балакиревского кружка и, возможно, некоторое уважение, его никогда не признавали одним из них. [ 57 ] Теперь, благодаря совместному участию в этих концертах, он понял, что больше не исключен. [ 57 ] Он писал Надежде фон Мекк, что, хотя он считает Кюи «глубоко ненавистной мне личностью... это никоим образом не мешает мне уважать или любить таких представителей школы, как Балакирев, Римский-Корсаков, Лядов, Глазунов или от того, что считаю себя польщенным появиться на концертной сцене рядом с ними». [ 58 ] Это признание продемонстрировало искреннюю готовность Чайковского к тому, чтобы его музыку слушали наряду с музыкой националистов. [ 21 ]

Высказав это мнение, Чайковский продемонстрировал безоговорочную уверенность в своей музыке и осознание того, что она выгодно отличается от любого количества их сочинений. Ему нечего было бояться каких бы то ни было сравнений. [ 59 ] Он также не ограничивал свои взгляды частным потреблением. Чайковский открыто поддерживал музыкальные усилия Глазунова, Лядова и Римского-Корсакова, несмотря на широко распространенное мнение, что они были музыкальными врагами. В интервью, напечатанном в еженедельной газете Петербургская жизнь « » в ноябре 1892 года, он сказал:

По мнению, распространенному среди русской музыкальной публики, я принадлежу к партии, враждебной единственному ныне живущему русскому композитору, которого я люблю и ценю больше всех, — Николаю Римскому-Корсакову. ... Словом, несмотря на разные наши музыкальные идентичности, казалось бы, мы идем одним путем; и я, со своей стороны, горжусь тем, что у меня есть такой попутчик. ... К моим противникам причисляются также Лядов и Глазунов, но я искренне люблю и ценю их талант. [ 60 ]

С этой вновь обретенной уверенностью усилились контакты между Чайковским и кругом Беляева. [ 61 ] Римский-Корсаков писал: «Зимой весной 1891 года (фактически 1890 года) [ 62 ] ] Чайковский приехал в Петербург с довольно продолжительным визитом и с тех пор установил более тесные связи с кругом Беляева, особенно с Глазуновым, Лядовым и мной. В последующие годы визиты Чайковского стали довольно частыми». [ 63 ]

Рост признания в кругу Беляева

[ редактировать ]

Глазунов и Лядов были дружны с Чайковским и были очарованы им. [ 64 ] Глазунов изучал произведения Чайковского и «нашел много нового... что было поучительно для нас, молодых музыкантов. Меня поразило, что Чайковский, который был прежде всего лирическим и мелодическим композитором, вносил в свои симфонии оперные элементы. Я восхищался тематического материала его произведений меньше, чем вдохновенного развития его мысли, его темперамента и конструктивного совершенства». [ 65 ]

Тарускин пишет: «Почувствовать, что Чайковский значил для Глазунова, можно получить, сравнив Вторую симфонию последнего , над которой он работал во время визита Чайковского... и Третью , которую он завершил после долгого вынашивания в 1890 году — и которую он посвятил Чайковскому». [ 31 ] Тарускин называет Вторую симфонию «настоящей суммой современного кучкиизма» с рядом стилистических отпечатков, взятых у Балакирева, Бородина и Римского-Корсакова. [ 31 ] В Третьей симфонии Глазунов попытался выйти за рамки националистического стиля и отразить то, что, по его мнению, было универсальными формами, настроениями и темами. [ 66 ] Влияние Чайковского очевидно в лирических эпизодах произведения. [ 66 ] Чайковского по темам и ключевым отношениям напоминающий Четвертую и Пятую симфонии , [ 1 ] а в оркестровке полно «мрачных двойников» и тонких инструментальных эффектов, соответствующих стилю Чайковского. [ 1 ]

Глазунов был не единственным композитором беляевского круга, оказавшим влияние на музыку Чайковского. Римский-Корсаков писал в своих воспоминаниях, что у многих беляевских композиторов в это время усилилось «преклонение перед Чайковским и склонность к эклектике», а также «пристрастие... к итало-французской музыке времени париков и фартингейл [то есть XVIII века], музыка, введенная Чайковским в его [поздних операх] «Пиковая дама» и «Иоланта ». [ 2 ] Даже Римский-Корсаков не остался в стороне. Тарускин пишет, что седьмая сцена оперы Римского-Корсакова «Сочельник» , написанной в 1895 году, «изобилует музыкой «парика и фартингала», основанной на втором акте «Пиковой дамы» . [ 67 ]

Хотя на публике он оставался доброжелательным, лично Римский-Корсаков находил ситуацию с Чайковским более противоречивой. Ему было не по себе, что Чайковский становится все более популярным среди последователей Римского-Корсакова. [ 64 ] и у него возникло ревнивое негодование по поводу большей славы Чайковского. [ 68 ] Он признался в своих опасениях своему другу, московскому критику Семену Кругликову, написав, что, если Чайковский осуществит задуманный переезд в Санкт-Петербург, то вокруг него «немедленно образуется группа последователей, к которой непременно присоединятся Лядов и Глазунов, а вслед за ними многие другие... [Наша] молодежь утонет (и не только наша молодежь — посмотрите на Лядова) в море эклектики, которая лишит ее индивидуальности». [ 69 ] Об этой эклектике и роли в ней Чайковского Римский-Корсаков писал в своих воспоминаниях, казалось бы, буднично: «К этому времени в кругу Беляева скопилось немало новых элементов и молодой крови. Новые времена, новые птицы, новые песни». [ 2 ] [ 70 ] Однако в 1890 году он признался Кругликову: «Новые времена, новые птицы, новые птицы [sic], новые песни — только наши птицы не такие уж новые, и новые песни, которые они поют, хуже старых». [ 71 ]

Римского-Корсакова Даже с учетом этих частных оговорок, когда Чайковский присутствовал на именинах в мае 1893 года вместе с Беляевым, Глазуновым и Лядовым, Римский-Корсаков лично спросил Чайковского, будет ли он дирижировать четырьмя концертами Русского музыкального общества в Санкт-Петербурге в следующем сезоне. После некоторых колебаний Чайковский согласился. [ 72 ] В качестве условия помолвки Чайковского Русское музыкальное общество потребовало список произведений, которые он планировал дирижировать. Среди представленных Чайковским списка были Третья симфония Римского-Корсакова и оркестровая фантазия Глазунова «Лес» . [ 73 ]

Во время первого из этих выступлений, 28 октября 1893 года, Чайковский дирижировал премьерой своей Шестой симфонии вместе со своим Первым фортепианным концертом с Адель аус дер Оэ в качестве солистки. [ 74 ] Остальные три концерта Чайковский не дожил, так как умер 6 ноября 1893 года. [ 75 ] Римский-Корсаков заменял его на втором из этих мероприятий, общечайковском концерте памяти композитора, 12 декабря 1893 года. В программу вошли Четвертая симфония, «Франческа да Римини» , «Марш раба» и несколько исполненных сольных фортепианных произведений. Феликс Блюменфельд . [ 76 ]

Наследие

[ редактировать ]

Хотя кружок Беляева оставался националистической композиторской школой, его знакомство с Чайковским и его музыкой сделало его более восприимчивым к западным композиторским практикам, создавая произведения, которые представляли собой синтез националистической традиции и западной техники. [ 22 ] Однако в целом влияние музыки Чайковского на композиторов Беляева было недолгим. В целом они продолжали стилистически с того места, где остановились «Пятерка», возвращаясь к клише и манерам, взятым из произведений Римского-Корсакова и Балакирева. [ 41 ] Даже в случае с Глазуновым, который находился под глубоким влиянием музыки Чайковского, когда писал Третью симфонию, тень Чайковского стала менее преобладающей в его последующих симфониях, и он примирил ее с более ранними влияниями Балакирева, Бородина и Римского-Корсакова, в эклектичном зрелом стиле. [ 77 ] Этот эклектизм, по мнению музыковеда Бориса Шварца , фактически лишит музыку Глазунова «высшей отметки оригинальности», а ее академизм будет иметь тенденцию подавлять вдохновение Глазунова. [ 77 ] Эти черты справедливы и для произведений других беляевских композиторов, поскольку «постепенная академизация русской школы» привела к «появлению серийных произведений в русском стиле, отточенных и правильных, но лишенных оригинальности». [ 78 ]

Очень большое трехэтажное каменное здание в стиле начала XVIII века со множеством узких окон в стенах.
Санкт-Петербургская консерватория

Музыка Чайковского оставалась популярной как в России, так и за рубежом, а его научные способности вызывали восхищение в кругу Беляева; однако эти композиторы предпочли не подражать его стилю. [ 41 ] Композиторы, желавшие войти в этот коллектив и желавшие покровительства Беляева, должны были писать в музыкальном стиле, одобренном Глазуновым, Лядовым и Римским-Корсаковым. Этот апробированный стиль, пишет Мэйс, включал в себя гармонии сцены коронации в « опере Мусоргского Борис Годунов» , красочную гармонизацию и октотонику опер Римского-Корсакова «Млада» и «Садко» , а также народно-песенные стилизации Балакирева. [ 41 ] Эти элементы «служили кладезем рецептов написания русской национальной музыки. В изображении национального характера... эти приемы преобладали над изображаемыми сюжетами». [ 41 ] Тарускин пишет, что повторение этого стиля письма стало первоочередной задачей бизнеса: абсолютная музыка, такая как симфонии и камерные произведения, предпочиталась программной музыке, предпочитаемой «Пятеркой», и квазивосточным темам, таким как те, которые использовались в «Исламее» Балакирева и операх Римского-Корсакова. Шахерезада усмехнулась. [ 79 ] Тенденция к письму в предпочитаемом стиле продолжилась в Санкт-Петербургской консерватории после выхода Римского-Корсакова на пенсию в 1906 году, а его зять Максимилиан Штейнберг руководил классами композиции в консерватории на протяжении 1920-х годов. [ 80 ] Дмитрий Шостакович жаловался на музыкальный консерватизм Штейнберга, характеризуемый такими фразами, как «неприкосновенные основы кучки » и «священные традиции Николая Андреевича [Римского-Корсакова]». [ 81 ] ( Кучка , сокращение от «Могучая кучка» или «Могучая кучка», было еще одним названием «Пятерки».) В конце концов, эстетика Беляева распространилась, поскольку все больше ее композиторов заняли академические должности в музыкальных консерваториях по всей России. Михаил Ипполитов-Иванов стал директором Московской консерватории, где Чайковский когда-то оказывал большое влияние, а Рейнхольд Глиэр — также в Киеве , обеспечив, чтобы эти институты «сохранили прямую связь с эстетикой Беляева». [ 82 ]

Портрет мужчины с длинной бородой и очками, в военной форме, сидящего в кресле-качалке
Портрет Цезаря Кюи работы Ильи Репина

Триумф кружка Беляева можно было бы рассматривать как худшее из двух миров – «Пятерки» и Чайковского – по двум причинам. Сначала, начиная с Чайковского и Римского-Корсакова, Беляевец понял важность прочной академической подготовки, но значение своей консерваторской подготовки довел до крайности, скатился к академизму и эпигонизму . [ 79 ] Они не приняли во внимание, что Чайковский превзошел то, что Дэвид Браун называет авторитетом «тяжелой обусловленности своего консерваторского образования» благодаря своей «врожденной русскости и любви к народной музыке своей собственной страны». [ 83 ] и что Римский-Корсаков аналогичным образом преодолел период чрезвычайно педантичного написания музыки и пришел к более сбалансированному стилю. [ 84 ] Во-вторых, Беляевцы получили от «Пятерки» идею школы, которой придерживались бы все члены, но довели приверженность своей школе до посредственности, а «безопасный конформизм» становился «все более правилом». [ 85 ] Именно это высказал композитор Сезар Кюи , бывший член «Пятерки», в своей статье «Отцы и дети» в 1888 году, написав: «Несмотря на частые контакты всех отцов друг с другом, каждый из них сохранился нетронутым». его индивидуальность. Достаточно взглянуть на одну страницу музыки одного из отцов, чтобы с уверенностью сказать, что это произведение Бородина, Балакирева, Мусоргского, Чайковского или [Римского-]Корсакова. Музыка сыновей. музыка клонов». [ 86 ] Тарускин добавляет:

Институционализация и профессионализация музыкальной жизни, против которой Стасов боролся изо всех сил в 1860-х годах, теперь стала свершившимся фактом, и композиторы новой русской школы заняли все места власти. Они «распространяли деспотическую власть на стиль и форму» работ своих студентов, пытаясь «придать им определенную академическую форму». Они руководили «бесплодной раздачей наград и премий» и курировали «распространение томов бесполезных сочинений». [ 79 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с Тарускин, 39.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 309.
  3. ^ Перейти обратно: а б Браун, Нью-Гроув (1980) , 18:621.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Уайли, Нью-Гроув (2001) , 25:162.
  5. ^ Перейти обратно: а б Браун, Человек и музыка , 275.
  6. ^ Цитируется в Brown, Man and Music , 275.
  7. ^ Холден, 261; Варрак, Чайковский , 197.
  8. ^ Браун, Годы кризиса , 133.
  9. ^ Холден, 266; Варрак, Чайковского , 232.
  10. ^ Перейти обратно: а б Браун, Годы кризиса , 228.
  11. Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 75.
  12. ^ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 117.
  13. ^ Браун, Годы кризиса , 228–229; Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 117–118.
  14. ^ Браун, Годы кризиса , 228–229; Тарускин, 30.
  15. ^ Цитируется по Брауну, «Годы кризиса» , 229.
  16. ^ Авраам, Нью-Гроув (1980) , 16:29.
  17. ^ Maes, 170; Rimsky-Korsakov, My Musical Life , 119.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Тарускин, 31.
  19. ^ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 157 футов 30.
  20. ^ Перейти обратно: а б Цитируется Тарускиным, 31.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Браун, Последние годы , 91.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шварц, Нью-Гроув (2001) , 9:938.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 231.
  24. ^ Lobanova, 4
  25. ^ Перейти обратно: а б Цитируется по Лобанова, 4.
  26. ^ Цитируется в Brown, Wandering , 225.
  27. ^ Браун, Странствие , 291.
  28. ^ Тарускин, 37.
  29. ^ Цитируется по Тарускину, 37.
  30. ^ Цитируется по Тарускину, 37–38.
  31. ^ Перейти обратно: а б с Тарускин, 38.
  32. ^ Цитируется у Познанского, Глаза , 141.
  33. ^ Тарускин, 41, 51, 56–60.
  34. ^ Файджес, 195–197; Филд, 173–174, 196–197.
  35. ^ Перейти обратно: а б с д Тарускин, 49.
  36. ^ Перейти обратно: а б Тарускин, 42.
  37. ^ Тарускин, 43–44.
  38. ^ Тарускин, 44.
  39. ^ Филд, 172–173.
  40. Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 261.
  41. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Поле, 192.
  42. ^ Перейти обратно: а б с Филд, 173.
  43. Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 288.
  44. ^ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 286–287.
  45. ^ Перейти обратно: а б с д Браун, Последние годы , 90.
  46. ^ Браун, Годы кризиса , 228–230.
  47. ^ Браун, Последние годы , 90–91.
  48. ^ Перейти обратно: а б Браун, Последние годы , 125.
  49. ^ Перейти обратно: а б Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 161.
  50. ^ Перейти обратно: а б с д и Спенсер, Нью-Гроув , 11:383.
  51. ^ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 203.
  52. ^ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 172–173.
  53. ^ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 210–211.
  54. ^ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 275, 285.
  55. ^ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 161, 203.
  56. ^ Цитируется по Брауну, Последние годы, 91.
  57. ^ Перейти обратно: а б Браун, Последние годы , 172.
  58. ^ Цитируется в Brown, Final Years , 90–91.
  59. ^ Браун, Последние годы , 90–91, 172.
  60. ^ Цитируется в Poznansky, Eyes , 207–208.
  61. ^ Познанский, Глаза , 212; Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 308.
  62. ^ Rimsky-Korsakov, My Musical Life , 309, footnote.
  63. ^ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 308.
  64. ^ Перейти обратно: а б Познанский, Квест , 564.
  65. ^ Цитируется по Лобанова, 6.
  66. ^ Перейти обратно: а б Lobanova, 6.
  67. ^ Тарускин, 40.
  68. ^ Холден, 316; Тарускин, 39.
  69. ^ Цитируется по Тарускину, 19–20.
  70. ^ Холден, 316.
  71. Цитируется по Тарускину, 70.
  72. ^ Браун, Последние годы , 465.
  73. ^ Браун, Последние годы , 474.
  74. ^ Браун, Последние годы , 478.
  75. ^ Браун, Последние годы , 481; Варрак, Чайковский , 270.
  76. Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 341.
  77. ^ Перейти обратно: а б Шварц, Нью-Гроув (2001) , 9:939.
  78. ^ Фролова-Уокер, Нью-Гроув (2001) , 21:403.
  79. ^ Перейти обратно: а б с Тарускин, 71.
  80. ^ Уилсон, 37.
  81. Письмо Шостаковича Татьяне Гливенко от 26 февраля 1924 г. Цитируется в Fay, 24.
  82. ^ Филд, 244.
  83. ^ Браун, Нью-Гроув (1980) , 18:628.
  84. ^ Браун, Годы кризиса , 229.
  85. ^ Тарускин, 57.
  86. ^ Цитируется по Тарускину, 52–53.

Библиография

[ редактировать ]
  • Авраам, Джеральд , «Римский-Корсаков, Николай Андреевич». В словаре музыки и музыкантов New Grove (Лондон: Macmillan, 1980), 20 томов, изд. Стэнли Сэди. ISBN   0-333-23111-2 .
  • Браун, Давид , «Чайковский, Петр Ильич». В словаре музыки и музыкантов New Grove (Лондон: Macmillan, 1980), 20 томов, изд. Стэнли Сэди. ISBN   0-333-23111-2 .
  • Браун, Дэвид, Чайковский: Годы кризиса, 1874–1878 (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1983). ISBN   0-393-01707-9 .
  • Браун, Дэвид, Чайковский: Годы странствий, 1878–1885 (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1986). ISBN   0-393-02311-7 .
  • Браун, Дэвид, Чайковский: Последние годы, 1885–1893 (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1991).
  • Браун, Дэвид, Чайковский: Человек и его музыка (Нью-Йорк: Pegasus Books, 2007). ISBN   0-571-23194-2 .
  • Файджес, Орландо, Танец Наташи: Культурная история России (Нью-Йорк: Metropolitan Books, 2002). ISBN   0-8050-5783-8 (hc.).
  • Фэй, Лорел, Шостакович: Жизнь (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 2000). ISBN   0-19-518251-0 .
  • Фролова-Уокер, Марина , «Римский-Корсаков: (1) Николай Андреевич Римский-Корсаков». В словаре музыки и музыкантов New Grove, второе издание (Лондон: Macmillan, 2001), 29 томов, изд. Стэнли Сэди. ISBN   0-333-60800-3 .
  • Холден, Энтони , Чайковский: Биография (Нью-Йорк: Random House, 1995). ISBN   0-679-42006-1 .
  • Lobanova, Marina, Notes for BIS CD 1358, Glazunov: Ballade; Symphony No. 3; BBC National Orchestra of Wales conducted by Tadaaki Otaka.
  • Мэйс, Фрэнсис, тр. Арнольд Дж. Померанс и Эрика Померанс, История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Яра (Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press, 2002). ISBN   0-520-21815-9 .
  • Познанский, Александр, Чайковский: В поисках внутреннего человека (Нью-Йорк: Schirmer Books, 1991). ISBN   0-02-871885-2 .
  • Познанский, Александр, тр. Ральф Дж. Берр и Роберт Рид, Чайковский глазами других (Блумингтон и Индианаполис: издательство Indiana University Press, 1999). ISBN   0-253-33545-0 .
  • Rimsky-Korsakov, Nikolai, Letoppis Moyey Muzykalnoy Zhizni (St. Petersburg, 1909), published in English as My Musical Life (New York: Knopf, 1925, 3rd ed. 1942). ISBN n/a.
  • Шварц Борис, «Глазунов Александр Константинович». В словаре музыки и музыкантов New Grove, второе издание (Лондон: Macmillan, 2001), 29 томов, изд. Стэнли Сэди. ISBN   1-56159-239-0 .
  • Спенсер, Дженнифер, «Лядов [Лядов], Анатолий [Анатолий] Константинович». В словаре музыки и музыкантов New Grove (Лондон: Macmillan, 1980), 20 томов, изд. Стэнли Сэди. ISBN   0-333-23111-2
  • Тарускин, Ричард , Стравинский и русские традиции: биография произведений через Мавру, том 1 (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1996). ISBN   0-19-816250-2 .
  • Варрак, Джон, Чайковский (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1973). ISBN   978-0684135588 .
  • Уайли, Роланд Джон. «Чайковский, Петр Ильич». В словаре музыки и музыкантов New Grove, второе издание (Лондон: Macmillan, 2001), 29 томов, изд. Стэнли Сэди. ISBN   1-56159-239-0 .
  • Уилсон, Элизабет, Шостакович: Вспомнинная жизнь , второе издание (Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1994, 2006). ISBN   0-691-12886-3 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4db56ee035da97c8bf085c7372372b77__1705906380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/77/4db56ee035da97c8bf085c7372372b77.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pyotr Ilyich Tchaikovsky and the Belyayev circle - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)