Пётр Ильич Чайковский и кружок Беляева
Отношения Петра Ильича Чайковского с группой композиторов, известной как кружок Беляева , продолжавшиеся с 1887 года до смерти Чайковского в 1893 году, повлияли на всю их музыку и на короткое время помогли сформировать следующее поколение русских композиторов. Группа была названа в честь лесопромышленника Митрофана Беляева , музыканта-любителя, который стал влиятельным музыкальным меценатом и издателем после того, как заинтересовался творчеством Александра Глазунова . К 1887 году Чайковский прочно утвердился в качестве одного из ведущих композиторов России. Фаворит царя Александра III , он считался национальным достоянием. Он был востребован как приглашенный дирижер в России и Западной Европе, а в 1890 году посетил в том же качестве США. Напротив, судьба националистической группы композиторов, известной как «Пятерка» , предшествовавшей кружку Беляева, пошла на убыль, и группа уже давно распалась; из его членов только Николай Римский-Корсаков оставался полностью активным композитором. Сейчас профессор музыкальной композиции и оркестровки в В Санкт-Петербургской консерватории Римский-Корсаков твердо верил в западное композиторское образование, которое когда-то осуждалось группой.
В результате времени, которое Чайковский провел с ведущими композиторами беляевского кружка - Глазуновым, Анатолием Лядовым и Римским-Корсаковым, - несколько непростые отношения, которые он ранее имел с «Пятеркой», в конечном итоге переросли в нечто более гармоничное. Дружба Чайковского с этими людьми придала ему большую уверенность в своих способностях как композитора, а его музыка побудила Глазунова расширить свой художественный кругозор, выйдя за рамки националистической повестки дня, и сочинять на более универсальные темы. Это влияние выросло до такой степени, что Третья симфония Глазунова стала известна как «антикучистская» симфония его творчества («кучист» означает «кучка», сокращенное русское название Пятерки) и имела несколько общих стилистических отпечатков с более поздними симфониями Чайковского. . [ 1 ] Глазунов был не единственным композитором, оказавшимся под таким влиянием. Римский-Корсаков писал о ставшем в этот период господствующим у беляевских композиторов «поклонении Чайковскому и... склонности к эклектизму», а также пристрастии к «итальянско-французской музыке времени парика и фартингейла » (т. е. XVIII века), типичным примером которых являются поздние оперы Чайковского «Пиковая дама» и «Иоланта» . [ 2 ]
В долгосрочной перспективе влияние Чайковского на композиторов Беляева было не столь велико. Хотя они оставались более эклектичными в своем музыкальном подходе и больше сосредоточивались на абсолютной музыке , чем The Five, в целом они продолжали писать в стиле, более похожем на Римского-Корсакова, чем на Чайковского. Даже Глазунов отказался от решительного повторения Чайковского в своем зрелом творчестве, вместо этого объединив националистический и космополитический стили в эклектичном подходе. Композиторы Беляева также распространили националистическую музыкальную эстетику на Россию в целом и сами оказывали влияние на композиторов даже в советскую эпоху.
Чайковский и Римский-Корсаков.
[ редактировать ]В 1884 году 44-летний Чайковский начал избавляться от нелюдимости и беспокойства, которые преследовали его после неудачного брака в 1878 году и заставляли его беспрестанно путешествовать по России и Западной Европе. В марте 1884 года царь Александр III наградил его орденом Святого Владимира (четвертой степени), дававшим потомственное дворянство . [ 3 ] и завоевал Чайковскому личную аудиенцию у царя. [ 4 ] Царская награда была видимой печатью официального одобрения, которая помогла Чайковскому реабилитироваться от клейма, связанного с условиями его брака. [ 3 ] Эта реабилитация, возможно, закрепилась в сознании композитора успехом его Третьей оркестровой сюиты на ее премьере в январе 1885 года в Санкт-Петербурге под Ганса фон Бюлова . руководством [ 5 ] Чайковский писал своей покровительнице Надежде фон Мекк : «Я никогда не видел такого триумфа. Я видел, как вся публика была тронута и благодарна мне. Эти минуты — лучшие украшения жизни художника. Благодаря им стоит жить и трудится». [ 6 ] Пресса также была единодушно благосклонна. [ 5 ]
Хотя он все еще чувствовал презрение к общественной жизни, Чайковский теперь участвовал в ней по двум причинам: его растущая известность и то, что он считал своим долгом продвигать русскую музыку. [ 4 ] С этой целью он помогал своему бывшему ученику Сергею Танееву , ныне директору Московской консерватории , посещая студенческие экзамены и налаживая порой деликатные отношения между различными сотрудниками. [ 4 ] Чайковский также был директором Московского отделения Русского музыкального общества в сезоне 1889–90. На этом посту он пригласил для дирижирования ряд мировых знаменитостей, в том числе Иоганнеса Брамса , Антонина Дворжака и Жюля Массне . [ 4 ] Чайковский пропагандировал русскую музыку как в своих сочинениях, так и в роли приглашенного дирижера. [ 4 ] В январе 1887 года он в короткие сроки заменил в Большом театре в Москве первые три спектакля своей оперы «Черевички» . [ 7 ] Дирижированием композитор хотел овладеть как минимум десять лет, поскольку видел, что успех за пределами России в некоторой степени зависит от дирижирования его собственных произведений. [ 8 ] Уже через год выступлений в «Черевичках» Чайковский пользовался большим спросом в Европе и России, что помогло ему преодолеть давний страх перед сценой и придало ему уверенности в себе. [ 9 ]
Отношения Чайковского с Римским-Корсаковым претерпели изменения к моменту его визита в Санкт-Петербург в ноябре 1887 года. Будучи членом «Пятерки», Римский-Корсаков по сути занимался композиторским самообразованием. [ 10 ] Он относился к Чайковскому с подозрением, поскольку тот имел академическое образование и не был согласен с музыкальной философией, которую исповедовала «Пятерка». [ 11 ] Однако, когда Римский-Корсаков был назначен профессором Санкт-Петербургской консерватории в 1871 году, он осознал, что был плохо подготовлен к выполнению такой задачи. [ 12 ] Он также зашел в композиционный тупик и понял, что, по сути, находится на творческом пути, ведущем в никуда. [ 13 ] Он отправил Чайковскому письмо, в котором изложил свое положение и спросил, что ему следует делать. [ 14 ] Письмо «глубоко тронуло и поразило» Чайковского своей трогательностью. [ 10 ] Как позже рассказал Чайковский Надежде фон Мекк: «Конечно, ему нужно было учиться». [ 15 ]
Между 1871 и 1874 годами, читая лекции в консерватории, Римский-Корсаков основательно изучил западные композиционные техники. [ 16 ] и пришел к убеждению в важности академического образования для успеха композитора. [ 17 ] Когда Римский-Корсаков совершил такой поворот, Чайковский считал его уважаемым коллегой и если не лучшим другом, то, по крайней мере, был с ним в дружеских отношениях. [ 18 ] Когда другие члены «Пятерки» стали враждебно относиться к Римскому-Корсакову из-за его изменения отношения, Чайковский продолжал морально поддерживать Римского-Корсакова, говоря ему, что он полностью аплодирует тому, что делает Римский-Корсаков, и восхищается как его артистической скромностью, так и его силой. характера. [ 19 ] Начиная с 1876 года Чайковский регулярно посещал дом Римского-Корсакова во время своих поездок в Санкт-Петербург. [ 18 ] В какой-то момент Чайковский предложил назначить Римского-Корсакова директором Московской консерватории, но тот отказался. [ 18 ]
Восхищение Чайковского распространялось и на сочинения Римского-Корсакова. Он писал Римскому-Корсакову, что считает Испанское каприччио «колоссальным шедевром инструментального искусства» и называет его «величайшим мастером современности». [ 20 ] [Римского-] Корсакова В своем дневнике Чайковский признался: «Читал «Снегурочку» , восхищался его мастерством и даже (стыдно признаться) завидовал». [ 20 ]
Глазунов
[ редактировать ]Чайковского впечатляли не только достижения Римского-Корсакова, но и подростка Глазунова. [ 21 ] Вундеркинд, Глазунов начал заниматься игрой на фортепиано в девять лет и сочинять музыку в 11 лет. [ 22 ] В 13 лет, в 1879 году, он познакомился с Балакиревым, который рекомендовал Римского-Корсакова в качестве частного репетитора по музыкальной композиции, контрапункту и оркестровке. [ 22 ] и принес Римскому-Корсакову оркестровую партитуру, написанную Глазуновым. «Талант мальчика был бесспорно очевиден», — вспоминал Римский-Корсаков. [ 23 ] Глазунов учился у Римского-Корсакова немногим меньше двух лет, за это время он прогрессировал, по словам Римского-Корсакова, «не по дням, а буквально по часам». [ 23 ] Он также продолжал получать советы от Балакирева. [ 23 ] В 16 лет он завершил свою Первую симфонию , премьера которой с успехом состоялась под руководством Балакирева 29 марта 1882 года. На этом исполнении присутствовал Митрофан Беляев, лесной барон и музыкант-любитель, который взял молодого композитора под свою опеку, и композитор Сергей Танеев. , который был близким другом Чайковского. [ 22 ] Глазунов со временем стал профессором Санкт-Петербургской консерватории, а затем ее директором. [ 22 ]
Чайковский начал проявлять живой интерес к Глазунову вскоре после того, как услышал от Танеева о премьере Первой симфонии Глазунова. [ 24 ] Чайковский писал тогда Балакиреву: «Глазунов меня очень интересует. Есть ли шанс, что этот молодой человек пришлет мне симфонию, чтобы я ее посмотрел? или практически, с вашей помощью или с помощью Римского-Корсакова». [ 25 ] Балакирев ответил: «Вы спрашиваете о Глазунове. Это очень талантливый молодой человек, который год учился у Римского-Корсакова. Когда он сочинял свою симфонию, ему не нужна была никакая помощь». [ 25 ] Чайковский изучил партитуру Первого струнного квартета Глазунова и написал своему брату Модесту: «Несмотря на подражание [Римскому-] Корсакову... заметен замечательный талант». [ 26 ] Позже Глазунов прислал Чайковскому экземпляр своей «Лирической поэмы» для оркестра, о которой Чайковский восторженно писал Балакиреву, и рекомендовал к публикации своему издателю П. Юргенсону . [ 27 ]
По мнению критика Владимира Стасова , Глазунов и Чайковский впервые встретились в октябре 1884 года на собрании, устроенном Балакиревым. Глазунову тогда было 19 лет. [ 28 ] Чайковский был в Санкт-Петербурге, потому что его опера «Евгений Онегин» шла в Мариинском театре . Глазунов позже писал, что хотя круг националистов «уже не был столь идеологически замкнутым и изолированным, как раньше», они «не считали П. И. Чайковского своим. Мы ценили лишь немногие его произведения, такие как « Ромео и Джульетта» . , «Буря» , Франческа [да Римини] и финал Второй симфонии . Остальная часть его произведений была нам либо неизвестна, либо чужда». [ 29 ] Присутствие Чайковского привлекло Глазунова и других присутствовавших молодых участников, и его разговор с ними «был свежим ветерком среди нашей несколько пыльной атмосферы ... Многие из присутствовавших молодых музыкантов, включая Лядова и меня, покинули квартиру Балакирева, очарованные личностью Чайковского. ... По словам Лядова, наше знакомство с великим композитором было настоящим событием». [ 30 ]
Глазунов добавляет, что его отношения с Чайковским изменились: от того, чтобы старший композитор был «не... своим», до тесной дружбы, которая продлилась до смерти Чайковского. [ 31 ] «Чайковского я встречал довольно часто и у Балакирева, и у себя дома», — вспоминал Глазунов. «Обычно мы встречались за музыкой. Он всегда появлялся в нашем кругу общения как один из самых желанных гостей; кроме меня и Лядова, постоянными членами нашего кружка были также Римский-Корсаков и Балакирев». [ 32 ] Этот кружок, с которым Чайковский проводил все больше времени в последние пару лет своей жизни, стал известен как кружок Беляева, по имени его покровителя Беляева. По мнению музыковеда Ричарда Тарускина , Беляев благодаря своему финансовому влиянию сформировал русскую музыку более значительно и надолго, чем это смогли сделать Балакирев или Стасов. [ 33 ]
Беляев и его окружение
[ редактировать ]Беляев был одним из растущего числа русских промышленников -нуворишей, которые становились меценатами в России середины и конца XIX века; в их число входили Надежда фон Мекк, железнодорожный магнат Савва Мамонтов и текстильный фабрикант Павел Третьяков . [ 34 ] В то время как Надежда фон Мек настаивала на анонимности своего покровительства в традициях благородства , Беляев, Мамонтов и Третьяков «хотели внести заметный вклад в общественную жизнь». [ 35 ] Они добились богатства и, будучи славянофильными по своему национальному мировоззрению, верили в большую славу России. [ 36 ] Из-за этого убеждения они с большей вероятностью, чем аристократия, поддерживали местные таланты и были более склонны поддерживать художников-националистов, чем космополитов. [ 36 ] Это предпочтение было обусловлено не какой-либо социальной программой, присущей искусству, а «его сочувственным и умелым изображением особых аспектов пейзажа, повседневной жизни и типов персонажей, с которыми они были знакомы и которыми жили». [ 37 ] и это совпало с общим подъемом национализма и русофилии, которые стали преобладать в российском искусстве и обществе. [ 38 ]
Альтист - любитель и любитель камерной музыки , Беляев устраивал « квартетные пятницы» у себя дома в Санкт-Петербурге. Частым гостем на этих собраниях был Римский-Корсаков. [ 39 ] встретившийся с Беляевым в Москве в 1882 году. [ 40 ] Беляев стал меценатом после того, как услышал Первую симфонию Глазунова. Глазунов не только стал постоянным участником «квартета Пятницы», но и Беляев опубликовал произведения Глазунова и взял его с собой в турне по Западной Европе. Этот тур включал визит в Веймар , Германия, чтобы представить молодого композитора Ференцу Листу . [ 41 ] и где была исполнена Первая симфония Глазунова. [ 22 ]
Вскоре Беляев заинтересовался и другими русскими композиторами. В 1884 году он учредил ежегодную премию имени Глинки , названную в честь пионера русского композитора Михаила Глинки (1804–1857). В 1885 году, раздосадованный качеством нотного издания в России и отсутствием иностранных авторских прав на печатаемые там произведения, он основал собственную издательскую фирму в Лейпциге , Германия. [ 35 ] Эта фирма первоначально за свой счет выпускала произведения Глазунова, Римского-Корсакова, Лядова и Бородина. [ 42 ] и мог бы похвастаться каталогом из более чем 2000 произведений, написанных русскими композиторами ко времени Октябрьской революции 1917 года. [ 35 ] По предложению Римского-Корсакова Беляев также основал собственную серию концертов «Русские симфонические концерты», открытую исключительно для русских композиторов. Среди произведений, написанных специально для этой серии, были три произведения Римского-Корсакова, благодаря которым он в настоящее время наиболее известен на Западе, — «Шехерезада» , « Русская пасхальная увертюра» и «Испанское каприччио» . [ 42 ] Эти концерты продлились до Октябрьской революции, а к 1910 году состоялись премьеры 165 произведений. [ 35 ] Беляев создал консультативный совет, в состав которого вошли Глазунов, Лядов и Римский-Корсаков, чтобы выбрать, кому из множества обратившихся за помощью композиторов следует оказать помощь деньгами, публикациями или выступлениями. Этот совет просматривал представленные композиции и обращения и предлагал те, которые заслуживали покровительства и общественного внимания. [ 42 ] Хотя все трое работали вместе, Римский-Корсаков стал фактическим лидером группы. «В силу чисто музыкальных обстоятельств я оказался руководителем беляевского кружка», — писал он. «Заведующим считал меня и Беляев, обо всем со мной советуясь и всех относя ко мне как к начальнику». [ 43 ]
Группа композиторов, объединившаяся теперь с Глазуновым, Лядовым и Римским-Корсаковым, была националистической по своим взглядам, как и «Пятерка» до них. Как и The Five, они верили в уникальный русский стиль классической музыки, в котором использовалась народная музыка и экзотические мелодические, гармонические и ритмические элементы, примером чего является музыка Балакирева, Бородина и Римского-Корсакова. В отличие от The Five, эти композиторы также верили в необходимость академического западного образования в композиции. Необходимость западных композиционных техник была тем, что Римский-Корсаков привил многим из них еще в годы учебы в Санкт-Петербургской консерватории. [ 41 ] По сравнению с «революционными» композиторами балакиревского круга Римский-Корсаков находил композиторов беляевского кружка «прогрессивными... придавшими большое значение техническому совершенству, но... прокладывавшими и новые пути, хотя и более надежные, хотя и менее быстро..." [ 44 ]
Посещения в 1887 году
[ редактировать ]В ноябре 1887 года Чайковский прибыл в Санкт-Петербург, чтобы послушать несколько концертов Русского симфонического оркестра. На одном из этих концертов состоялось первое полное исполнение его Первой симфонии с подзаголовком « Зимние мечты » в ее окончательной версии. [ 21 ] На другом концерте состоялась премьера Третьей симфонии Римского-Корсакова в переработанной редакции. [ 21 ] Перед этой поездкой Чайковский провел много времени в переписке с Римским-Корсаковым, Глазуновым и Лядовым, а во время своего визита он провел много времени в компании этих людей. [ 45 ]
Девятью годами ранее Чайковский написал для Надежды фон Мек безжалостный анализ «Пятерки». [ 46 ] В то время его чувство личной изоляции и профессиональной незащищенности было самым сильным. [ 45 ] За прошедшие девять лет Мусоргский и Бородин умерли, Балакирев отошёл на второй план музыки, а критические послания Кюи потеряли большую часть своей остроты для Чайковского. [ 45 ] Римский-Корсаков был единственным, кто был полностью активен как композитор, и за прошедшие годы между ним и Чайковским многое изменилось в результате изменения музыкальных ценностей Римского-Корсакова. [ 45 ] Чайковский тоже изменился. Более уверенный как композитор и менее изолированный лично, чем в прошлом, Чайковский наслаждался обществом, которое он теперь составлял с Глазуновым, Лядовым и Римским-Корсаковым, и находил много удовольствия в их музыке. [ 47 ]
Глазунова Чайковский восхищался некоторыми произведениями, которые он слышал во время этих концертов, в том числе симфонией Римского-Корсакова и Второй увертюрой на греческие темы . [ 21 ] Он пообещал Глазунову и Римскому-Корсакову, что обеспечит исполнение их произведений на концертах в Москве. [ 21 ] Когда эти договоренности не были реализованы, как планировалось, Чайковский предпринял срочные тайные попытки выполнить свои обещания, особенно перед Римским-Корсаковым, которого он теперь называл «выдающейся фигурой ... достойной всякого уважения». [ 21 ]
В декабре 1887 года, накануне отъезда в качестве приглашенного дирижера на гастроли по Западной Европе, Чайковский остановился в Санкт-Петербурге и проконсультировался с Глазуновым, Лядовым и Римским-Корсаковым о подробной программе русской музыки, которую он мог бы возглавить в Париже. [ 48 ] Хотя такой возможности не представилось, это показывает его открытость к продвижению произведений беляевского кружка как его обязанность по популяризации русской музыки. [ 48 ]
Lyadov
[ редактировать ]Хотя ранее они переписывались, Чайковский лично познакомился с другим учеником Римского-Корсакова, Лядовым, во время своего визита в ноябре 1887 года. [ 21 ] Лядову выпала сомнительная честь быть исключенным из Санкт-Петербургской консерватории за прогулы — шаг со стороны консерватории, который поддержал Римский-Корсаков. [ 49 ] [ 50 ] В конце концов Лядова снова приняли. [ 51 ] и подружился с Римским-Корсаковым. [ 49 ] Он также помогал Римскому-Корсакову и Балакиреву в редактировании оркестровых партитур Бородина. [ 52 ] и Римский-Корсаков и Александр Бородин о партитуре «Половецких танцев» из оперы Бородина « Князь Игорь» в 1878 году. [ 53 ] Как Римский-Корсаков и Глазунов, Лядов станет профессором Санкт-Петербургской консерватории. [ 50 ] и ведущий член кружка Беляева. [ 50 ] [ 54 ] Лядов так и не избавился полностью от своей склонности к праздности и промедлению, и это стоило ему заказа на балет «Жар-птица» импресарио Сергея Дягилева ; комиссия досталась молодому Игорю Стравинскому . [ 50 ]
Rimsky-Korsakov noted Lyadov's talent, [ 55 ] как и Мусоргский, который описал Лядова Стасову в 1873 году как «новый, безошибочный, оригинальный и русский молодой талант». [ 50 ] Однако Чайковского это не впечатлило. [ 21 ] В 1882 году издатель Безель спросил мнение Чайковского об «Арабеске» для фортепиано соло, написанной Лядовым. Чайковский ответил: «Невозможно представить себе что-либо более банальное по содержанию, чем музыка этого композитора. У него много интересных аккордов и гармонических последовательностей , но нет ни одной идеи, хотя бы самой незначительной». [ 56 ]
До личной встречи с Лядовым Чайковский, возможно, смягчил эту позицию. Он решил подарить молодому композитору копию партитуры своей Симфонии Манфреда , и как только он действительно встретил человека, которого авторитет Чайковского Дэвид Браун назвал «ленивым, привередливым, очень закрытым, но очень обаятельным», его отношение к Лядову резко обострилось. повернуть к лучшему. [ 21 ] Младшего композитора стали называть «дорогим Лядовым». [ 21 ]
Новое доверие и пропаганда
[ редактировать ]Два концерта, которые Чайковский услышал в Санкт-Петербурге в январе 1889 года, где его музыка разделяла программы с сочинениями Новой русской школы (так также назывался кружок Беляева), стали важным водоразделом. Чайковский признавал, что, хотя он и поддерживал хорошие личные отношения с некоторыми членами балакиревского кружка и, возможно, некоторое уважение, его никогда не признавали одним из них. [ 57 ] Теперь, благодаря совместному участию в этих концертах, он понял, что больше не исключен. [ 57 ] Он писал Надежде фон Мекк, что, хотя он считает Кюи «глубоко ненавистной мне личностью... это никоим образом не мешает мне уважать или любить таких представителей школы, как Балакирев, Римский-Корсаков, Лядов, Глазунов или от того, что считаю себя польщенным появиться на концертной сцене рядом с ними». [ 58 ] Это признание продемонстрировало искреннюю готовность Чайковского к тому, чтобы его музыку слушали наряду с музыкой националистов. [ 21 ]
Высказав это мнение, Чайковский продемонстрировал безоговорочную уверенность в своей музыке и осознание того, что она выгодно отличается от любого количества их сочинений. Ему нечего было бояться каких бы то ни было сравнений. [ 59 ] Он также не ограничивал свои взгляды частным потреблением. Чайковский открыто поддерживал музыкальные усилия Глазунова, Лядова и Римского-Корсакова, несмотря на широко распространенное мнение, что они были музыкальными врагами. В интервью, напечатанном в еженедельной газете Петербургская жизнь « » в ноябре 1892 года, он сказал:
По мнению, распространенному среди русской музыкальной публики, я принадлежу к партии, враждебной единственному ныне живущему русскому композитору, которого я люблю и ценю больше всех, — Николаю Римскому-Корсакову. ... Словом, несмотря на разные наши музыкальные идентичности, казалось бы, мы идем одним путем; и я, со своей стороны, горжусь тем, что у меня есть такой попутчик. ... К моим противникам причисляются также Лядов и Глазунов, но я искренне люблю и ценю их талант. [ 60 ]
С этой вновь обретенной уверенностью усилились контакты между Чайковским и кругом Беляева. [ 61 ] Римский-Корсаков писал: «Зимой весной 1891 года (фактически 1890 года) [ 62 ] ] Чайковский приехал в Петербург с довольно продолжительным визитом и с тех пор установил более тесные связи с кругом Беляева, особенно с Глазуновым, Лядовым и мной. В последующие годы визиты Чайковского стали довольно частыми». [ 63 ]
Рост признания в кругу Беляева
[ редактировать ]Глазунов и Лядов были дружны с Чайковским и были очарованы им. [ 64 ] Глазунов изучал произведения Чайковского и «нашел много нового... что было поучительно для нас, молодых музыкантов. Меня поразило, что Чайковский, который был прежде всего лирическим и мелодическим композитором, вносил в свои симфонии оперные элементы. Я восхищался тематического материала его произведений меньше, чем вдохновенного развития его мысли, его темперамента и конструктивного совершенства». [ 65 ]
Тарускин пишет: «Почувствовать, что Чайковский значил для Глазунова, можно получить, сравнив Вторую симфонию последнего , над которой он работал во время визита Чайковского... и Третью , которую он завершил после долгого вынашивания в 1890 году — и которую он посвятил Чайковскому». [ 31 ] Тарускин называет Вторую симфонию «настоящей суммой современного кучкиизма» с рядом стилистических отпечатков, взятых у Балакирева, Бородина и Римского-Корсакова. [ 31 ] В Третьей симфонии Глазунов попытался выйти за рамки националистического стиля и отразить то, что, по его мнению, было универсальными формами, настроениями и темами. [ 66 ] Влияние Чайковского очевидно в лирических эпизодах произведения. [ 66 ] Чайковского по темам и ключевым отношениям напоминающий Четвертую и Пятую симфонии , [ 1 ] а в оркестровке полно «мрачных двойников» и тонких инструментальных эффектов, соответствующих стилю Чайковского. [ 1 ]
Глазунов был не единственным композитором беляевского круга, оказавшим влияние на музыку Чайковского. Римский-Корсаков писал в своих воспоминаниях, что у многих беляевских композиторов в это время усилилось «преклонение перед Чайковским и склонность к эклектике», а также «пристрастие... к итало-французской музыке времени париков и фартингейл [то есть XVIII века], музыка, введенная Чайковским в его [поздних операх] «Пиковая дама» и «Иоланта ». [ 2 ] Даже Римский-Корсаков не остался в стороне. Тарускин пишет, что седьмая сцена оперы Римского-Корсакова «Сочельник» , написанной в 1895 году, «изобилует музыкой «парика и фартингала», основанной на втором акте «Пиковой дамы» . [ 67 ]
Хотя на публике он оставался доброжелательным, лично Римский-Корсаков находил ситуацию с Чайковским более противоречивой. Ему было не по себе, что Чайковский становится все более популярным среди последователей Римского-Корсакова. [ 64 ] и у него возникло ревнивое негодование по поводу большей славы Чайковского. [ 68 ] Он признался в своих опасениях своему другу, московскому критику Семену Кругликову, написав, что, если Чайковский осуществит задуманный переезд в Санкт-Петербург, то вокруг него «немедленно образуется группа последователей, к которой непременно присоединятся Лядов и Глазунов, а вслед за ними многие другие... [Наша] молодежь утонет (и не только наша молодежь — посмотрите на Лядова) в море эклектики, которая лишит ее индивидуальности». [ 69 ] Об этой эклектике и роли в ней Чайковского Римский-Корсаков писал в своих воспоминаниях, казалось бы, буднично: «К этому времени в кругу Беляева скопилось немало новых элементов и молодой крови. Новые времена, новые птицы, новые песни». [ 2 ] [ 70 ] Однако в 1890 году он признался Кругликову: «Новые времена, новые птицы, новые птицы [sic], новые песни — только наши птицы не такие уж новые, и новые песни, которые они поют, хуже старых». [ 71 ]
Римского-Корсакова Даже с учетом этих частных оговорок, когда Чайковский присутствовал на именинах в мае 1893 года вместе с Беляевым, Глазуновым и Лядовым, Римский-Корсаков лично спросил Чайковского, будет ли он дирижировать четырьмя концертами Русского музыкального общества в Санкт-Петербурге в следующем сезоне. После некоторых колебаний Чайковский согласился. [ 72 ] В качестве условия помолвки Чайковского Русское музыкальное общество потребовало список произведений, которые он планировал дирижировать. Среди представленных Чайковским списка были Третья симфония Римского-Корсакова и оркестровая фантазия Глазунова «Лес» . [ 73 ]
Во время первого из этих выступлений, 28 октября 1893 года, Чайковский дирижировал премьерой своей Шестой симфонии вместе со своим Первым фортепианным концертом с Адель аус дер Оэ в качестве солистки. [ 74 ] Остальные три концерта Чайковский не дожил, так как умер 6 ноября 1893 года. [ 75 ] Римский-Корсаков заменял его на втором из этих мероприятий, общечайковском концерте памяти композитора, 12 декабря 1893 года. В программу вошли Четвертая симфония, «Франческа да Римини» , «Марш раба» и несколько исполненных сольных фортепианных произведений. Феликс Блюменфельд . [ 76 ]
Наследие
[ редактировать ]Хотя кружок Беляева оставался националистической композиторской школой, его знакомство с Чайковским и его музыкой сделало его более восприимчивым к западным композиторским практикам, создавая произведения, которые представляли собой синтез националистической традиции и западной техники. [ 22 ] Однако в целом влияние музыки Чайковского на композиторов Беляева было недолгим. В целом они продолжали стилистически с того места, где остановились «Пятерка», возвращаясь к клише и манерам, взятым из произведений Римского-Корсакова и Балакирева. [ 41 ] Даже в случае с Глазуновым, который находился под глубоким влиянием музыки Чайковского, когда писал Третью симфонию, тень Чайковского стала менее преобладающей в его последующих симфониях, и он примирил ее с более ранними влияниями Балакирева, Бородина и Римского-Корсакова, в эклектичном зрелом стиле. [ 77 ] Этот эклектизм, по мнению музыковеда Бориса Шварца , фактически лишит музыку Глазунова «высшей отметки оригинальности», а ее академизм будет иметь тенденцию подавлять вдохновение Глазунова. [ 77 ] Эти черты справедливы и для произведений других беляевских композиторов, поскольку «постепенная академизация русской школы» привела к «появлению серийных произведений в русском стиле, отточенных и правильных, но лишенных оригинальности». [ 78 ]
Музыка Чайковского оставалась популярной как в России, так и за рубежом, а его научные способности вызывали восхищение в кругу Беляева; однако эти композиторы предпочли не подражать его стилю. [ 41 ] Композиторы, желавшие войти в этот коллектив и желавшие покровительства Беляева, должны были писать в музыкальном стиле, одобренном Глазуновым, Лядовым и Римским-Корсаковым. Этот апробированный стиль, пишет Мэйс, включал в себя гармонии сцены коронации в « опере Мусоргского Борис Годунов» , красочную гармонизацию и октотонику опер Римского-Корсакова «Млада» и «Садко» , а также народно-песенные стилизации Балакирева. [ 41 ] Эти элементы «служили кладезем рецептов написания русской национальной музыки. В изображении национального характера... эти приемы преобладали над изображаемыми сюжетами». [ 41 ] Тарускин пишет, что повторение этого стиля письма стало первоочередной задачей бизнеса: абсолютная музыка, такая как симфонии и камерные произведения, предпочиталась программной музыке, предпочитаемой «Пятеркой», и квазивосточным темам, таким как те, которые использовались в «Исламее» Балакирева и операх Римского-Корсакова. Шахерезада усмехнулась. [ 79 ] Тенденция к письму в предпочитаемом стиле продолжилась в Санкт-Петербургской консерватории после выхода Римского-Корсакова на пенсию в 1906 году, а его зять Максимилиан Штейнберг руководил классами композиции в консерватории на протяжении 1920-х годов. [ 80 ] Дмитрий Шостакович жаловался на музыкальный консерватизм Штейнберга, характеризуемый такими фразами, как «неприкосновенные основы кучки » и «священные традиции Николая Андреевича [Римского-Корсакова]». [ 81 ] ( Кучка , сокращение от «Могучая кучка» или «Могучая кучка», было еще одним названием «Пятерки».) В конце концов, эстетика Беляева распространилась, поскольку все больше ее композиторов заняли академические должности в музыкальных консерваториях по всей России. Михаил Ипполитов-Иванов стал директором Московской консерватории, где Чайковский когда-то оказывал большое влияние, а Рейнхольд Глиэр — также в Киеве , обеспечив, чтобы эти институты «сохранили прямую связь с эстетикой Беляева». [ 82 ]
Триумф кружка Беляева можно было бы рассматривать как худшее из двух миров – «Пятерки» и Чайковского – по двум причинам. Сначала, начиная с Чайковского и Римского-Корсакова, Беляевец понял важность прочной академической подготовки, но значение своей консерваторской подготовки довел до крайности, скатился к академизму и эпигонизму . [ 79 ] Они не приняли во внимание, что Чайковский превзошел то, что Дэвид Браун называет авторитетом «тяжелой обусловленности своего консерваторского образования» благодаря своей «врожденной русскости и любви к народной музыке своей собственной страны». [ 83 ] и что Римский-Корсаков аналогичным образом преодолел период чрезвычайно педантичного написания музыки и пришел к более сбалансированному стилю. [ 84 ] Во-вторых, Беляевцы получили от «Пятерки» идею школы, которой придерживались бы все члены, но довели приверженность своей школе до посредственности, а «безопасный конформизм» становился «все более правилом». [ 85 ] Именно это высказал композитор Сезар Кюи , бывший член «Пятерки», в своей статье «Отцы и дети» в 1888 году, написав: «Несмотря на частые контакты всех отцов друг с другом, каждый из них сохранился нетронутым». его индивидуальность. Достаточно взглянуть на одну страницу музыки одного из отцов, чтобы с уверенностью сказать, что это произведение Бородина, Балакирева, Мусоргского, Чайковского или [Римского-]Корсакова. Музыка сыновей. музыка клонов». [ 86 ] Тарускин добавляет:
Институционализация и профессионализация музыкальной жизни, против которой Стасов боролся изо всех сил в 1860-х годах, теперь стала свершившимся фактом, и композиторы новой русской школы заняли все места власти. Они «распространяли деспотическую власть на стиль и форму» работ своих студентов, пытаясь «придать им определенную академическую форму». Они руководили «бесплодной раздачей наград и премий» и курировали «распространение томов бесполезных сочинений». [ 79 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Тарускин, 39.
- ^ Перейти обратно: а б с Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 309.
- ^ Перейти обратно: а б Браун, Нью-Гроув (1980) , 18:621.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уайли, Нью-Гроув (2001) , 25:162.
- ^ Перейти обратно: а б Браун, Человек и музыка , 275.
- ^ Цитируется в Brown, Man and Music , 275.
- ^ Холден, 261; Варрак, Чайковский , 197.
- ^ Браун, Годы кризиса , 133.
- ^ Холден, 266; Варрак, Чайковского , 232.
- ^ Перейти обратно: а б Браун, Годы кризиса , 228.
- ↑ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 75.
- ^ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 117.
- ^ Браун, Годы кризиса , 228–229; Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 117–118.
- ^ Браун, Годы кризиса , 228–229; Тарускин, 30.
- ^ Цитируется по Брауну, «Годы кризиса» , 229.
- ^ Авраам, Нью-Гроув (1980) , 16:29.
- ^ Maes, 170; Rimsky-Korsakov, My Musical Life , 119.
- ^ Перейти обратно: а б с Тарускин, 31.
- ^ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 157 футов 30.
- ^ Перейти обратно: а б Цитируется Тарускиным, 31.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Браун, Последние годы , 91.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шварц, Нью-Гроув (2001) , 9:938.
- ^ Перейти обратно: а б с Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 231.
- ^ Lobanova, 4
- ^ Перейти обратно: а б Цитируется по Лобанова, 4.
- ^ Цитируется в Brown, Wandering , 225.
- ^ Браун, Странствие , 291.
- ^ Тарускин, 37.
- ^ Цитируется по Тарускину, 37.
- ^ Цитируется по Тарускину, 37–38.
- ^ Перейти обратно: а б с Тарускин, 38.
- ^ Цитируется у Познанского, Глаза , 141.
- ^ Тарускин, 41, 51, 56–60.
- ^ Файджес, 195–197; Филд, 173–174, 196–197.
- ^ Перейти обратно: а б с д Тарускин, 49.
- ^ Перейти обратно: а б Тарускин, 42.
- ^ Тарускин, 43–44.
- ^ Тарускин, 44.
- ^ Филд, 172–173.
- ↑ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 261.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Поле, 192.
- ^ Перейти обратно: а б с Филд, 173.
- ↑ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 288.
- ^ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 286–287.
- ^ Перейти обратно: а б с д Браун, Последние годы , 90.
- ^ Браун, Годы кризиса , 228–230.
- ^ Браун, Последние годы , 90–91.
- ^ Перейти обратно: а б Браун, Последние годы , 125.
- ^ Перейти обратно: а б Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 161.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Спенсер, Нью-Гроув , 11:383.
- ^ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 203.
- ^ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 172–173.
- ^ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 210–211.
- ^ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 275, 285.
- ^ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 161, 203.
- ^ Цитируется по Брауну, Последние годы, 91.
- ^ Перейти обратно: а б Браун, Последние годы , 172.
- ^ Цитируется в Brown, Final Years , 90–91.
- ^ Браун, Последние годы , 90–91, 172.
- ^ Цитируется в Poznansky, Eyes , 207–208.
- ^ Познанский, Глаза , 212; Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 308.
- ^ Rimsky-Korsakov, My Musical Life , 309, footnote.
- ^ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 308.
- ^ Перейти обратно: а б Познанский, Квест , 564.
- ^ Цитируется по Лобанова, 6.
- ^ Перейти обратно: а б Lobanova, 6.
- ^ Тарускин, 40.
- ^ Холден, 316; Тарускин, 39.
- ^ Цитируется по Тарускину, 19–20.
- ^ Холден, 316.
- ↑ Цитируется по Тарускину, 70.
- ^ Браун, Последние годы , 465.
- ^ Браун, Последние годы , 474.
- ^ Браун, Последние годы , 478.
- ^ Браун, Последние годы , 481; Варрак, Чайковский , 270.
- ↑ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 341.
- ^ Перейти обратно: а б Шварц, Нью-Гроув (2001) , 9:939.
- ^ Фролова-Уокер, Нью-Гроув (2001) , 21:403.
- ^ Перейти обратно: а б с Тарускин, 71.
- ^ Уилсон, 37.
- ↑ Письмо Шостаковича Татьяне Гливенко от 26 февраля 1924 г. Цитируется в Fay, 24.
- ^ Филд, 244.
- ^ Браун, Нью-Гроув (1980) , 18:628.
- ^ Браун, Годы кризиса , 229.
- ^ Тарускин, 57.
- ^ Цитируется по Тарускину, 52–53.
Библиография
[ редактировать ]- Авраам, Джеральд , «Римский-Корсаков, Николай Андреевич». В словаре музыки и музыкантов New Grove (Лондон: Macmillan, 1980), 20 томов, изд. Стэнли Сэди. ISBN 0-333-23111-2 .
- Браун, Давид , «Чайковский, Петр Ильич». В словаре музыки и музыкантов New Grove (Лондон: Macmillan, 1980), 20 томов, изд. Стэнли Сэди. ISBN 0-333-23111-2 .
- Браун, Дэвид, Чайковский: Годы кризиса, 1874–1878 (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1983). ISBN 0-393-01707-9 .
- Браун, Дэвид, Чайковский: Годы странствий, 1878–1885 (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1986). ISBN 0-393-02311-7 .
- Браун, Дэвид, Чайковский: Последние годы, 1885–1893 (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1991).
- Браун, Дэвид, Чайковский: Человек и его музыка (Нью-Йорк: Pegasus Books, 2007). ISBN 0-571-23194-2 .
- Файджес, Орландо, Танец Наташи: Культурная история России (Нью-Йорк: Metropolitan Books, 2002). ISBN 0-8050-5783-8 (hc.).
- Фэй, Лорел, Шостакович: Жизнь (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 2000). ISBN 0-19-518251-0 .
- Фролова-Уокер, Марина , «Римский-Корсаков: (1) Николай Андреевич Римский-Корсаков». В словаре музыки и музыкантов New Grove, второе издание (Лондон: Macmillan, 2001), 29 томов, изд. Стэнли Сэди. ISBN 0-333-60800-3 .
- Холден, Энтони , Чайковский: Биография (Нью-Йорк: Random House, 1995). ISBN 0-679-42006-1 .
- Lobanova, Marina, Notes for BIS CD 1358, Glazunov: Ballade; Symphony No. 3; BBC National Orchestra of Wales conducted by Tadaaki Otaka.
- Мэйс, Фрэнсис, тр. Арнольд Дж. Померанс и Эрика Померанс, История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Яра (Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press, 2002). ISBN 0-520-21815-9 .
- Познанский, Александр, Чайковский: В поисках внутреннего человека (Нью-Йорк: Schirmer Books, 1991). ISBN 0-02-871885-2 .
- Познанский, Александр, тр. Ральф Дж. Берр и Роберт Рид, Чайковский глазами других (Блумингтон и Индианаполис: издательство Indiana University Press, 1999). ISBN 0-253-33545-0 .
- Rimsky-Korsakov, Nikolai, Letoppis Moyey Muzykalnoy Zhizni (St. Petersburg, 1909), published in English as My Musical Life (New York: Knopf, 1925, 3rd ed. 1942). ISBN n/a.
- Шварц Борис, «Глазунов Александр Константинович». В словаре музыки и музыкантов New Grove, второе издание (Лондон: Macmillan, 2001), 29 томов, изд. Стэнли Сэди. ISBN 1-56159-239-0 .
- Спенсер, Дженнифер, «Лядов [Лядов], Анатолий [Анатолий] Константинович». В словаре музыки и музыкантов New Grove (Лондон: Macmillan, 1980), 20 томов, изд. Стэнли Сэди. ISBN 0-333-23111-2
- Тарускин, Ричард , Стравинский и русские традиции: биография произведений через Мавру, том 1 (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1996). ISBN 0-19-816250-2 .
- Варрак, Джон, Чайковский (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1973). ISBN 978-0684135588 .
- Уайли, Роланд Джон. «Чайковский, Петр Ильич». В словаре музыки и музыкантов New Grove, второе издание (Лондон: Macmillan, 2001), 29 томов, изд. Стэнли Сэди. ISBN 1-56159-239-0 .
- Уилсон, Элизабет, Шостакович: Вспомнинная жизнь , второе издание (Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1994, 2006). ISBN 0-691-12886-3 .