Jump to content

Беляевский круг

Беляевский кружок ( русский : Беляевский кружок ) — общество русских музыкантов, которые встречались в Санкт-Петербурге , Россия , между 1885 и 1908 годами, в число членов которого входили Николай Римский-Корсаков , Александр Глазунов , Владимир Стасов , Анатолий Лядов , Александр Оссовский , Витольд Малишевский. , Николай Черепнин , Николай Соколов , Александр Винклер и другие. Кружку было присвоено имя Митрофана Беляева , лесопромышленника и музыканта-любителя, который стал музыкальным меценатом и издателем после того, как услышал музыку подростка Глазунова.

Беляевский кружок верил в национальный композиторской группы « Пятерка» стиль классической музыки, основанный на достижениях предшествовавшей ему . Одним из важных различий между композиторами из круга Беляева и их коллегами из «пятерки» было признание необходимости академического образования в западном стиле; такое отношение передалось Римскому-Корсакову, который обучал многих композиторов кружка в Санкт-Петербургской консерватории . Хотя эти композиторы были более открыты для западных композиционных практик и влияний, особенно через музыку Петра Ильича Чайковского , они внимательно следовали многим композиционным практикам Пятерки вплоть до маньеризма, особенно в изображении фольклорных сюжетов.

Круг Беляева стал доминировать в музыкальной жизни Петербурга. Композиторы, желавшие через Беляева покровительства, публикации или публичного исполнения своих произведений, были вынуждены писать в музыкальном стиле, принятом Глазуновым, Лядовым и Римским-Корсаковым. Также существовало давление со стороны сверстников сочинять в этом стиле, а также недоверие к композиторам, которые этого не делали. Несколько композиторов, веривших в философию кружка Беляева, стали профессорами и руководителями музыкальных консерваторий в России, что распространило влияние группы за пределы физических границ Санкт-Петербурга и по времени даже в 20 веке.

Мужчина средних лет с темными волосами средней длины и бородой, в темном костюме, с одной рукой в ​​кармане брюк, а другой на подбородке.
Portrait of Mitrofan Belyayev by Ilya Repin

Беляев был одним из растущего числа российских промышленников-нуворишей, которые стали меценатами в России середины и конца XIX века; в их число входили Надежда фон Мекк, железнодорожный магнат Савва Мамонтов и текстильный фабрикант Павел Третьяков . [1] В то время как Надежда фон Мек настаивала на анонимности своего покровительства в традициях благородства , Беляев, Мамонтов и Третьяков «хотели внести заметный вклад в общественную жизнь». [2] Из-за своей культурной и политической ориентации они с большей вероятностью, чем аристократия, поддерживали местные таланты и были более склонны поддерживать художников-националистов, чем космополитов. [3] Это было связано не с какой-либо социальной или политической повесткой дня, заложенной в искусстве, а с русскостью самого искусства. [3] Сюда входила музыка композиторов, которых Беляев выбрал поддержать. [3]

Альтист - любитель и любитель камерной музыки , Беляев устраивал « квартетные пятницы» у себя дома в Санкт-Петербурге. Частым гостем на этих собраниях был Римский-Корсаков. [4] Беляев стал покровителем музыки после того, как услышал Первую симфонию шестнадцатилетнего Глазунова, которого открыл Балакирев и обучал Римский-Корсаков музыкальной композиции, контрапункту и оркестровке. Мало того, что Глазунов стал постоянным участником «квартета Пятницы», Беляев также опубликовал произведения Глазунова и взял его с собой в турне по Западной Европе. Этот тур включал визит в Веймар , Германия, чтобы представить молодого композитора знаменитому венгерскому композитору и пианисту Ференцу Листу . [5]

Вскоре Беляев заинтересовался и другими русскими композиторами. В 1884 году он учредил ежегодную премию имени Глинки , названную в честь пионера русского композитора Михаила Глинки (1804–1857). (Германия) собственную нотно-издательскую фирму В 1885 году он основал в Лейпциге , через которую за свой счет издавал произведения Глазунова, Римского-Корсакова, Лядова и Бородина. [6] Публикуя в Лейпциге, Беляев мог предложить двойную выгоду: более качественную печать нот, чем это было доступно в то время в России, а также защиту международных авторских прав , которую Россия не предлагала. [2] По предложению Римского-Корсакова Беляев также основал собственную серию концертов « Русские симфонические концерты» , открытую исключительно для русских композиторов. Среди произведений, написанных специально для этой серии, были три произведения Римского-Корсакова, благодаря которым он в настоящее время наиболее известен на Западе, — «Шехерезада» , « Русская пасхальная увертюра» и «Испанское каприччио» . Чтобы выбрать из множества обратившихся за помощью композиторов, которым можно помочь деньгами, публикациями или выступлениями, Беляев создал консультативный совет, в который вошли Глазунов, Лядов и Римский-Корсаков. Они просматривали поступившие сочинения и обращения и предлагали, какие композиторы заслуживают покровительства и общественного внимания. [6]

На музыкальной сцене Санкт-Петербурга стал доминировать кружок Беляева, поскольку Римский-Корсаков преподавал там в Консерватории многих его членов. Поскольку Глазунов, Лядов и Римский-Корсаков выступали в качестве консультантов на предприятиях Беляева и, таким образом, стали каналами щедрости Беляева, [7] композиторы, желавшие войти в этот кружок и желавшие покровительства Беляева, должны были писать в музыкальном стиле, одобренном этими тремя людьми. [6] Из-за этой строгости стиль Римского-Корсакова стал предпочтительным академическим стилем, которому молодые композиторы должны были следовать, если они надеялись сделать какую-либо карьеру. [6] В этом смысле кружок Беляева выступал как композиционный цех . [7] Лучшие ученики Петербургской консерватории получали посвящение приглашением в «квартет Пятницы», а прием в кружок «гарантировал хорошо оплачиваемые публикации в издательстве «Бельефф», Лейпциг, и выступление в программах Русского симфонического концерта». [7] Таким образом, кружок Беляева «создал учреждение, управлявшее всеми аспектами музыкального творчества, образования и исполнительства». [7]

Философия

[ редактировать ]

противоречил художественному движению и журналу искусства философии « своей » Мир Беляевский кружок по . Мир искусства «отождествлялся с художественными ценностями [русской] аристократии» в своем космополитизме и вере в универсальную культуру. [8] Композиторы кружка Беляева, как и «Пятерка» до него, верили в национальную, реалистическую форму русской классической музыки, которая по своему стилю и характеристикам должна отличаться от западноевропейской классической музыки. В этом смысле композиторы Беляева разделяли схожие цели с Абрамцевской колонией и русским возрождением в сфере изобразительного искусства. Еще одна причина, по которой «Мир искусства» не соглашался с кругом Беляева, заключалась в том, что они считали, что композиторы под руководством Беляева занимались искусством ради искусства, во многом как социальная программа. Эта практика противоречила их вере в сосредоточение внимания на «искусстве как духовном выражении творческого гения личности», как, по их мнению, Александр Пушкин в своих стихах и Чайковский в своей музыке. это сделал [9] Альфред Нурок так прокомментировал в обзоре «Мира искусства» за 1899 год :

деятельность г-на Беляева Меценатская несет совершенно особый отпечаток. Его бесспорно щедрое покровительство русской музыке новейшего направления, к сожалению, не столько способствует развитию талантов одаренных, но еще не признанных композиторов, сколько побуждает молодых людей, успешно окончивших консерваторский курс, к развитию продуктивности во что бы то ни стало. , мало касаясь вопроса об их творческих способностях. Г-н Беляев прежде всего поощряет промышленность, и музыкальная композиция под его эгидой приняла характер рабочего коллектива ( артели ) или даже ремесленного производства.

—  [10]

Музыковед Ричард Тарускин писал: «В кругу Беляева безопасный конформизм становился все более правилом». [11] Концертные программы необходимо было наполнить новыми русскими произведениями, а новые произведения нужно было издавать и предлагать музыкальной публике. Поэтому было необходимо «довольно глубоко окунуться в пул доступных талантов, прошедших обучение в Консерватории», и этот кружок стал известен благодаря количеству непервоклассных талантов, прятавшихся в нем. [11] Критик и композитор Сезар Кюи , входивший в «Пятерку» вместе с Римским-Корсаковым, насмешливо называл этих молодых композиторов «клонами». [11] Хотя в критике кружка Беляева присутствовал некоторый снобизм, в вопросе конформизма было также достаточно правды, чтобы вызвать у кружка некоторое замешательство. [11] Фактором, способствовавшим этому конформизму, была постепенная академизация композиторов в националистическом кругу, подогреваемая усилиями Римского-Корсакова в этом отношении со своими учениками. [12] Все большее число этих студентов присоединялось к кружку Беляева; Результатом стало «появление серийных изделий в русском стиле, отполированных и правильных, но лишенных оригинальности». [12]

Сравнение с Пятеркой

[ редактировать ]
Молодой человек с рыжеватыми волосами в темном костюме.
Portrait of Alexander Glazunov by Ilya Repin , 1887

Композиторы, входившие в кружок Беляева, были националистическими по своему мировоззрению, как и «Пятерка» до них. Как и «Пятерка», они верили в уникальный русский стиль классической музыки, в котором использовалась народная музыка и экзотические мелодические, гармонические и ритмические элементы, примером чего является музыка Балакирева, Бородина и Римского-Корсакова. В отличие от «Пятерки», эти композиторы также верили в необходимость академического, западного образования в композиции. Необходимость западных композиционных техник была тем, что Римский-Корсаков привил многим из них еще в годы учебы в Петербургской консерватории. [5] По сравнению с «революционными» композиторами балакиревского круга Римский-Корсаков находил композиторов беляевского кружка «прогрессивными... придавшими большое значение техническому совершенству, но... прокладывавшими и новые пути, хотя и более надежные, хотя бы и менее быстро..." [13]

Отношение Глазунова к внешним влияниям было типичным для беляевского круга. Он изучал произведения Чайковского и «нашел много нового... что было поучительно для нас, молодых музыкантов. Меня поразило, что Чайковский, который был прежде всего лирическим и мелодическим композитором, вносил в свои симфонии оперные элементы. Я восхищался тематического материала его произведений меньше, чем вдохновенного развития его мысли, его темперамента и конструктивного совершенства». [14] Римский-Корсаков отмечал среди композиторов беляевского кружка «склонность к эклектизму », а также «пристрастие... к итало-французской музыке времени парика и фартингала [т. Чайковского в « Пиковой даме и Иоланте ». [15]

Тем не менее, хотя кружок Беляева был в определенной степени более терпим к внешнему влиянию, чем его предшественники под руководством Балакирева, [16] они по-прежнему внимательно следовали композиционной практике Пятерки. Маес пишет: «Гармонии сцены коронации Мусоргского в «Борисе» , октатоника , народно-песенные стилизации «Млады и Садко» Римского-Корсакова Балакирева, красочные гармонизации — все это послужило кладезем рецептов написания русской национальной музыки. изображение национального характера... эти приемы преобладали над изображаемыми сюжетами». [5]

Фольклоризм, ориентализм, «фантастический» стиль.

[ редактировать ]

В отличие от своих предшественников из «пятерки», композиторы беляевского кружка не особо интересовались фольклоризмом — изобретением или адаптацией фольклора к вновь написанным рассказам или песням, а также к фольклору, переработанному и видоизменённому в соответствии с современными вкусами. Они также не ездили в другие части России для активного поиска народных песен, как это делал Балакирев. Когда композиторы Беляева создавали фольклорные произведения, «они просто подражали стилю Балакирева или Римского-Корсакова». [17]

Один из композиторов Беляева, Михаил Ипполитов-Иванов , продолжил дело «Пятерки» в области музыкального ориентализма — использования экзотических мелодических, гармонических и ритмических элементов для изображения средне- и дальневосточных частей Российской империи . [18] Он написал три оперы на восточном фоне и сочинил их в стиле Балакирева — «Руфь» , «Азра» и «Измена» . Сюжет последней из этих опер «повествует о борьбе между христианами и мусульманами во время оккупации Грузии персами в шестнадцатом веке». [19] Ипполотов-Иванов наиболее известен на Западе своими двумя сборниками «Кавказских очерков» — «ориенталистским оркестровым произведением по образцу Балакирева и Бородина». [19]

Лядов писал в «фантастическом» ключе, родственном Римскому-Корсакову, особенно в тональных стихотворениях по мотивам русских сказок «Баба-Яга» , «Кикимора» и «Волшебное озеро» . [5] Этот стиль музыкального письма был основан на широком использовании всей шкалы тонов и октатонической шкалы для изображения сверхъестественных или волшебных персонажей и событий, отсюда и термин «фантастический». [20] отошел от беляевской эстетики, он Хотя в последующих произведениях Игорь Стравинский написал свой балет «Жар-птица» в похожем музыкальном стиле. [21]

Нетерпимость к несогласным композиторам

[ редактировать ]
Чисто выбритый молодой человек с коротко подстриженными волосами, в темном пиджаке, классической рубашке с высоким жестким воротником и галстуке, смотрит на зрителя, положив одну руку на голову.
Сергей Рахманинов

Несмотря на отрицание Римским-Корсаковым предвзятости среди композиторов беляевского кружка, [13] музыковед Соломон Волков упоминает, что они и «Пятерка» разделяли взаимные подозрения в отношении композиций, не соответствующих ее канону. [22] Особенно это проявилось в Первой симфонии , Сергея Рахманинова московского композитора и протеже Чайковского. Римский-Корсаков, чьи музыкальные предпочтения в последние годы жизни не были слишком прогрессивными, [23] возможно, прозвучал предварительное предупреждение, услышав симфонию на репетиции, когда он сказал Рахманинову: «Простите меня, но я не нахожу эту музыку совсем приятной». [24] По сообщениям многих присутствующих, репетиция, которую слышал Римский-Корсаков под руководством Глазунова, была одновременно катастрофой как спектакль и ужасающей пародией на партитуру. [25] Премьера, состоявшаяся в Петербурге 28 марта 1897 года, прошла не лучше. Кюи написал в своей рецензии на произведение, среди прочего: «Если бы существовала консерватория в аду , и если бы один из ее талантливых учеников сочинил программную симфонию, основанную на истории о Десяти казнях Египта , и если бы он был сочинить такую ​​симфонию, как у г-на Рахманинова, то он блестяще выполнил бы свою задачу и порадовал бы обитателей Ада». [26] При жизни Рахманинова симфония больше не исполнялась. [27] и хотя Рахманинов не уничтожил и не отрекся от партитуры, он пережил психологический коллапс, который привел к трехлетнему творческому перерыву. [28]

Модернизм

[ редактировать ]

Мэйс пишет, что композиторов, сформировавших кружок Беляева, часто называют «важными связующими звеньями и первопроходцами» русских композиторов-модернистов, таких как Стравинский и Сергей Прокофьев . Это, утверждает он, на самом деле ложное предположение, предполагающее, что модернизм стал результатом постепенного процесса. [29] Правда, как предполагает Мэйс, заключалась в том, что модернистская музыка в России была гораздо более радикальным отходом от круга Беляева, чем многие утверждали. [29] Широкое использование Римским-Корсаковым октатонической гаммы и других гармонических экспериментов «было золотой жилой для тех, кто стремился к модернистской революции», пишет Мэйс. «Однако обновляющейся силе еще предстояло освободиться от штампов и рутины, в которые была втиснута беляевская эстетика». [29]

Молодой человек в очках в круглой оправе, темном пиджаке, галстуке и классической рубашке.
Дмитрий Шостакович, 1925 г.

Наследие

[ редактировать ]

Уклон к музыкальной эстетике, практиковавшейся в кружке Беляева, продолжился в Петербургской консерватории после выхода Римского-Корсакова на пенсию в 1906 году. [30] со своим зятем Максимилианом Штейнбергом, руководившим классами композиции в Консерватории в 1920-е годы. [31] Дмитрий Шостакович жаловался на музыкальный консерватизм Штейнберга, характеризуемый такими фразами, как «неприкосновенные основы кучки » и «священные традиции Николая Андреевича [Римского-Корсакова]». [32] Этот традиционализм не ограничивался Санкт-Петербургом. Даже в советскую эпоху многие другие музыкальные консерватории оставались под управлением традиционалистов, таких как Ипполитов-Иванов в Москве и Рейнхольд Глиер в Киеве . Благодаря этим людям, пишет Маес, «консерватории сохранили прямую связь с беляевской эстетикой». [33]

  1. ^ Файджес, 195–197; Мэйс, 173–174, 196–197.
  2. ^ Jump up to: а б Тарускин, 49.
  3. ^ Jump up to: а б с Тарускин, 42.
  4. ^ Филд, 172–173.
  5. ^ Jump up to: а б с д Поле, 192.
  6. ^ Jump up to: а б с д Филд, 173.
  7. ^ Jump up to: а б с д Тарускин, 56.
  8. ^ Файджес, 268–269.
  9. ^ Файджес, 269.
  10. ^ Цитируется по Maes, 173.
  11. ^ Jump up to: а б с д Тарускин, 57.
  12. ^ Jump up to: а б Frolova-Walker, New Grove (2001) , 21:403.
  13. ^ Jump up to: а б Римский-Корсаков, 286–287.
  14. ^ Цитируется по Лобанова, 6.
  15. ^ Римский-Корсаков, 309.
  16. ^ Шварц, Нью-Гроув (1980) , 7:428.
  17. ^ Филд, 192–193.
  18. ^ Файджес, 390–391; Мэйс, 80–83.
  19. ^ Jump up to: а б Поле, 193.
  20. ^ Филд, 83–84.
  21. ^ Филд, 219.
  22. ^ Volkov, St. Petersburg , 350.
  23. ^ Филд, 180–181.
  24. ^ Бертенсон и Лейва, 71.
  25. ^ Харрисон, 76.
  26. ^ Cui, Ts., "Tretiy russkiy simfonicheskiy kontsert," Novosti i birzhevaya gazeta (17 March 1897(o.s.), 3.
  27. ^ Бертенсон и Лейва, 74.
  28. ^ Бертенсон и Лейва, 144–145; Норрис, Рахманинов , 97.
  29. ^ Jump up to: а б с Поле, 195.
  30. ^ Тарускин, 73.
  31. ^ Уилсон, 37.
  32. Письмо Шостаковича Татьяне Гливенко от 26 февраля 1924 г. Цитируется в Fay, 24.
  33. ^ Филд, 244.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бертенсон, Сергей и Джей Лейда, при содействии Софии Сатиной, Сергей Рахманинов - Жизнь в музыке (Вашингтон-сквер, Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета, 1956)). ISBN нет данных.
  • Фэй, Лорел, Шостакович: Жизнь (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 2000). ISBN   0-19-518251-0 .
  • Файджес, Орландо, Танец Наташи: Культурная история России (Нью-Йорк: Metropolitan Books, 2002). ISBN   0-8050-5783-8 (hc.).
  • Фролова-Уокер, Марина, «Римский-Корсаков. Русская семья музыкантов. (1) Николай Андреевич Римский-Корсаков». В словаре музыки и музыкантов New Grove, второе издание (Лондон: Macmillan, 2001), 29 томов, изд. Стэнки Сэди. ISBN   1-56159-239-0 .
  • Харрисон, Макс, Рахманинов: жизнь, творчество, записи (Лондон и Нью-Йорк: Континуум, 2005). ISBN   0-8264-5344-9 .
  • Лобанова Марина, Примечания к BIS CD 1358, Глазунов: Баллада; Симфония № 3; Национальный оркестр Уэльса BBC под управлением Тадааки Отака.
  • Мэйс, Фрэнсис, тр. Померанс, Арнольд Дж. и Эрика Померанс, История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Яра (Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press, 2002). ISBN   0-520-21815-9 .
  • Rimsky-Korsakov, Nikolai, Letoppis Moyey Muzykalnoy Zhizni (St. Petersburg, 1909), published in English as My Musical Life (New York: Knopf, 1925, 3rd ed. 1942). ISBN n/a.
  • Шварц Борис, «Глазунов Александр Константинович». В словаре музыки и музыкантов New Grove (Лондон: Macmillan, 1980), 20 томов, изд. Стэнли Сэди. ISBN   0-333-23111-2 .
  • Тарускин, Ричард, Стравинский и русские традиции: биография произведений через Мавру, том 1 (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1996). ISBN   0-19-816250-2 .
  • Волков, Соломон , тр. Антонина В. Буи , Санкт-Петербург: история культуры (Нью-Йорк: Свободная пресса, 1995). ISBN   0-02-874052-1 .
  • Уилсон, Элизабет, Шостакович: Вспомнинная жизнь , второе издание (Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1994, 2006). ISBN   0-691-12886-3 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4ebd5fd9fa6f25888a7620dbb9b52d0f__1681602180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/0f/4ebd5fd9fa6f25888a7620dbb9b52d0f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Belyayev circle - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)