Иоланта
Иоланта | |
---|---|
Опера Чайковского | |
Родное название | Русский: Иоланта |
Либреттист | Модест Чайковский |
Язык | Русский |
На основе | Дочь короля Рене Хенрик Герц |
Премьера | 18 декабря 1892 г. |
Iolanta , Op. 69, (Russian: Иоланта — лирическая опера в одном действии Петра Чайковского . Это была последняя опера, которую он сочинил. Либретто » было написано братом композитора Модестом Чайковским и основано на датской пьесе «Конг Ренес Даттер» ( «Дочь короля Рене ) Хенрика Герца , романтизированном рассказе о жизни Иоланды де Бар . В оригинальной датской пьесе имя принцессы было написано «Иоланта», позже принятое для другой не связанной с ней Гилберта и Салливана оперетты с этим именем . [ 1 ] Пьесу перевел Федор Миллер и адаптировал Владимир Зотов . Премьера оперы состоялась 18 декабря 1892 года в Санкт-Петербурге .
История состава
[ редактировать ]Сочиняя по завершении «Пиковой дамы» , Чайковский переживал, что потерял творческое вдохновение после такого большого проекта. Он начал «Иоланту» в июне 1891 года с центрального дуэта и, несмотря на свои опасения, закончил сочинение в сентябре, а оркестровку — в ноябре. Публика приняла вполне благосклонно, хотя Чайковский был разочарован и чувствовал, что повторяется, особенно по сравнению с его более ранним произведением « Чародейка» .
История выступлений
[ редактировать ]Мировая премьера состоялась 18 декабря (6 декабря по ст. ст. ) 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге . Его дирижировал Эдуард Направник , декорации оформлял Михаил Бочаров . Премьера оперы разделила двойную афишу с последним балетом композитора «Щелкунчик» . Двухактная версия «Иоланты» 1997 года регулярно ставится в Большом театре в Москве. [ 2 ] и в Белоруссии . [ 3 ]
Его первое выступление за пределами России состоялось в Гамбурге 3 января 1893 года под управлением Густава Малера . Малер также дирижировал венской премьерой 22 марта 1900 года. [ 4 ] В Нью-Йорке он был поставлен в 1997 и 2011 годах компанией Dicapo Opera . [ 5 ] В 2015 году «Иоланта» впервые была исполнена в Метрополитен-опера в Нью-Йорке с Анной Нетребко в главной партии. [ 6 ]
Записей оперы сохранилось всего несколько, хотя ария Роберта часто записывалась и исполнялась на концертах. Спектакль 1963 года был снят в Риге и выпущен за рубежом в 1974 году.
Слепой певец Нафсет Чениб (хедлайнер церемонии закрытия Зимних Паралимпийских игр 2014 года). [ 7 ] [ 8 ] ) выступила в главной партии в Ивангородской крепости 29 августа 2021 года. [ 9 ] [ 10 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Санкт-Петербургская премьера, 18 декабря 1892 г. (6 декабряOS ) (Дирижер: Эдуард Направник ) |
---|---|---|
Рене , король Прованса | бас | Konstantin Serebryakov |
Роберт, герцог Бургундский | баритон | Leonid Yakovlev |
Граф Водемон , бургундский рыцарь | тенор | Николай Фигнер |
Ибн-Хакия, мавританский врач | баритон | Arkady Chernov |
Альмерик, оруженосец короля Рене | тенор | Василий Карелин |
Бертран, привратник замка | бас | Ялмар Фрай |
Иоланта , слепая дочь короля Рене. | сопрано | Медея Мей-Фигнер |
Марта, жена Бертрана, няня Иоланты. | контральто | Mariya Kamenskaya |
Бригитта, подруга Иоланты | сопрано | Aleksandra Runge |
Лаура, подруга Иоланты | меццо-сопрано | Mariya Dolina |
Хор, немые роли: служанки и друзья Иоланты, свита короля, полк бургундского герцога, воины. |
Инструментарий
[ редактировать ]Инструментарий требует следующих сил: [ 11 ]
- Струнные : скрипки I, скрипки II, альты, виолончели и контрабасы.
- Деревянные духовые инструменты : 3 флейты (3-е двойное пикколо), 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета (си-бемоль и ля), 2 фагота.
- Духовые : 4 валторны (все фа), 2 трубы (си-бемоль, ля), 3 тромбона, туба.
- Перкуссия : литавры
- Другое : 2 арфы
Краткое содержание
[ редактировать ]Время : 15 век.
Место : Горы юга Франции.
сцена 1
[ редактировать ]Принцесса Иоланта была слепа от рождения. Никто ей никогда не говорил (и она не знает), что она принцесса. Она живет в красивом огороженном саду королевского поместья, изолированная от мира, на попечении Бертрана и Марты. Служители приносят ей цветы и поют. Она заявляет о своей печали и смутном ощущении, что ей не хватает чего-то важного, что могут испытать другие люди. Ее отец, король Рене, настаивает на том, чтобы она не обнаружила, что она слепа, и чтобы об этом не узнал ее жених, герцог Роберт.
сцена 2
[ редактировать ]После объявления о прибытии короля Бертран предупреждает Альмерика не говорить с Иолантой о свете и не раскрывать, что отец Иоланты - король. Король прибывает с Ибн-Хакией, знаменитым мавританским врачом, который заявляет, что Иоланту можно вылечить, но физическое лечение сработает только в том случае, если она будет психологически подготовлена, осознав свою собственную слепоту. Ибн-Хакия поет монолог «Два мира», объясняющий взаимозависимость разума и тела внутри божественно предопределенной вселенной, в которой сливаются дух и материя. Король отказывается от лечения, опасаясь за счастье Иоланты, если лечение потерпит неудачу после того, как она узнает, чего ей не хватает.
сцена 3
[ редактировать ]Робер приезжает ко двору со своим другом графом Водемоном. Робер говорит Водемону, что хочет избежать брака, поскольку влюбился в графиню Матильду. О своей любви он воспевает в арии «Кто может сравниться с моей Матильдой». Водемон находит вход в тайный сад Иоланты, игнорируя знак, грозящий смертью любому, кто войдет. Он видит спящую Иоланту, не догадываясь, кто она, и мгновенно влюбляется. Роберт, пораженный поведением своей подруги, убежден, что она волшебница, околдовавшая Водемона. Он говорит ему уйти, но Водемон слишком очарован. Роберт уходит, чтобы привести войска, чтобы спасти его. Иоланта просыпается, и Водемон, который просит ее подарить ему на память красную розу, понимает, что она слепа, когда дважды предлагает ему белую. У нее нет понятия о свете, зрении или слепоте. Они влюбляются после того, как он объясняет ей свет и цвет.
сцена 4
[ редактировать ]Пару обнаруживает король. Водемон клянется в любви независимо от того, слепа Иоланта или нет. Ибн-Хакия сообщает королю, что, поскольку Иоланта теперь осознает свою слепоту, лечение может оказаться успешным. Иоланта, у которой нет желания видеть, не уверена, стоит ли ей соглашаться на лечение или нет. Ибн-Хакия указывает, что отсутствие воли доказывает, что без внутреннего желания перемены невозможны.
После того, как Водемон признается, что видел предупреждающий знак у входа в сад, разъяренный король угрожает казнить его за то, что он раскрыл правду Иоланте. Он говорит Иоланте, что Водемон умрет, если врачу не удастся вернуть ей зрение, в надежде, что это вернет ей волю. Иоланта приходит в ужас и соглашается на лечение. После того, как Ибн-Хакия уходит с Иолантой, король объясняет Водемону, что он притворялся, чтобы мотивировать Иоланту. Роберт возвращается со своими войсками. Он признается королю, что влюбился в другую, но по-прежнему готов заключить согласованный брак. Король расторгает брачный контракт и отдает Иоланту Водемону. Ибн-Хакия и Иоланта возвращаются. Лечение пошло на пользу, Иоланта прозрела. Поначалу неуверенная в своем новом даре, она в конце концов поет о волшебном новом мире, который теперь виден ей. Суд радуется.
Основные арии и числа
[ редактировать ]- Scene 1a. Iolanta's Arioso (Ариозо Иоланты): "Why haven't I known this before?" "Отчего это прежде не знала – Otchevo eto prezhde ne znala"
- Scene 5b. Ibn-Hakia's Monologue (Монолог Эбн-Хакиа): "Two worlds" "Два мира (Dva mira)"
- Aria: "Who can be compared with my Matilda?" "Кто может сравниться с Матильдой моей – Kto mozhet sravnit'sa s Matil'doy moyey" (Robert)
Структура
[ редактировать ]- Введение
- No. 1: Scena (Marta) "Мой птенчик, Иоланта, ты устала? – Moy ptenchik, Iolanta, ty ustala?"
- Нет. 1а: Ариозо Иоланты «Почему она раньше не знала – Почему она раньше не знала»
- No. 2a: Scena (Marta) "Полно, не надо, родная, попусту душу томить! – Polno, ne nado, rodnaya, popustu dushu tomit'!"
- No. 2b: Chorus (Brigitta, Laura, Maidservants) "Вот тебе лютики, вот васильки – Vot tebe lyutiki, vot vasil'ki"
- No. 3a: Scena (Iolanta) "Бригитта, это ты? – Brigitta, eto ty?"
- No. 3b: Chorus (Brigitta, Laura, Marta) "Спи, пусть ангелы крылами навевают сны – Spi, pust' angely krylami navevayut sny"
- No. 4a: Scena (Bertrand) "Призывный рог! – Prizyvnyy rog!"
- No. 4b: King René's Aria "Господь мой, если грешен я – Gospod' moy, yesli greshen ya"
- No. 5a: Scena (King René) "Твое лицо бесстрастно – Tvoye litso besstrastno"
- No. 5b: Ibn-Hakia's Monologue "Два мира: плотский и духовный – Dva mira: plotskiy i dukhovnyy"
- No. 6a: Scena (Robert) "Не торопись – Ne toropis'"
- No. 6b: Robert's Aria "Кто может сравниться с Матильдой моей – Kto mozhet sravnit'sya s Matil'doy moyey"
- No. 6c: Vaudemont's Romance "Нет! Чары ласк красы мятежной – Net! Chary lask krasy myatezhnoy"
- No. 7a: Scena (Vaudemont) "Однако где же мы? – Odnako gde zhe my?"
- No. 7b: Duet (Vaudemont, Iolanta) "Вы мне предстали как виденье – Vy mne predstali kak viden'ye"
- Нет. 8: Сцена (Марта, Лаура, Бригитта, Служанки) «Иоланта! – Иоланта!»
- No. 9: Finale (King René) "Прости меня, я обманул тебя – Prosti menya, ya obmanul tebya"
Записи
[ редактировать ]Аудио
- 1940, Глафира Жуковская (Иоланта), Борис Бугайский (Рене), Пантелеймон Норцов (Роберт, герцог Бургундский), Григорий Большаков (Водемон), Александр Батурин (Эбн-Хакиа), Александр Хоссон (Альмерик), Михаил Соловьев (Бертран), Мария Левина (Марта), Капитолина Рачевская (Бригитта), Бася Айборская (Лаура). Солисты, хор и оркестр Большого театра Самуил Самосуд . Водолей.
- 1977, Tamara Sorokina (Iolanta), Yevgeny Nesterenko (René), Yuri Mazurok (Robert, Duke of Burgundy), Vladimir Atlantov (Vaudémont), Vladimir Valaitis (Ibn-Hakia), Alexander Arkhipov (Alméric), Valery Yaroslavtsev (Bertrand), Nina Grigorieva (Martha), Klara Kadinskaya (Brigitta), Larisa Nikitina (Laura). Bolshoi Theatre Soloists & Chorus and Orchestra, Mark Ermler . Melodiya .
- 1984, Галина Вишневская (Иоланта), Димитр Петков (Рене), Уолтон Гронроос (Роберт, герцог Бургундский), Николай Гедда (Водемон), Том Краузе (Ибн-Хакиа), Джеймс Андерсон (Альмерик), Фернан Дюмон (Бертран), Виорика Кортес (Марта), Таня Гедда (Бриджитта), Коллин Гаэтано (Лаура). Вокальная группа Франции и Парижский оркестр, Мстислав Ростропович . Эрато .
- 1994, Галина Горчакова (Иоланта), Сергеи Алексашкин (Реной), Дмитрий Хворостовский (Роберт, Дук из Бургунды), Гегам Григорян (Vaudémont), Никоали Путилин (Ibn-Hakia), Никоали Гассиев (Alméric), Gennady Беззубенков Лариса Диадкова (Martha), Татьяна Кравцова (Brigitta), Ольга Корженская (Laura). Киров театр, Valery Gergiev . Philips .
- 1996, Татьяна Ворждова (Иоланта), Алексей Левицкий (Рене), Василий Горшков (Водемон), Владимир Прудник (Ибн-Хакиа), Сергей Никитин (Роберт), Татьяна Горбунова (Марта) Оркестр Новосибирской государственной оперы, Алексей Людмилин . Блестящая классика .
- 2002, Ольга Микитенко (Иоланта), Бенно Школум (Реное), Пиотр Бечала (Вауденмонт), Владимир Крассов (Ибн-Хакия), Andrey Grigoryev (Роберт), Роман Муравицкий (Алмерик), Николаи Диденко (Бертранд) ), Bella Kabanova (Brigitte) The Moscow Chamber Choir, Tchaikovsky Symfony Orchestra of Moscow Radio , Владимир Fedoseyev . RELIEF.
- 2015, Анна Нетребко (Иоланта), Виталий Ковальёв (Рене), Сергей Скороходов (Водемон), Лукас Мичем (Ибн-Хакиа), Алексей Марков (Роберт), Джуно Ю (Альмерик), Лука Дебевец Майер (Бертран), Моника Бохинец (Марта), Тереза Плут (Бриджит), Словенский камерный хор, Словенский филармонический оркестр , Эммануэль Вийом . Дойче Граммофон .
- 2015, Olesya Golovneva (Iolanta), Alexander Vinogradov (René), Dmitri Popov (Vaudémont), Andrei Bondarenko (Robert). Conductor Dmitri Kitayenko , Cologne Opera Chorus, Gürzenich Orchestra Cologne . Oehms .
Видео
- 1963, Galina Oleinichenko, Ivan Petrov, Pavel Lisitsian, Zurab Andzaparidze Bolshoi. Boris Khaykin
- 1982, Galina Kalinina, Artur Eisen. VAI.
- 2009, Anna Netrebko (Iolanta), Sergey Skorokhodov (Vaudémont), Sergei Aleksashkin (René, King of Provence), Alexei Markov (Robert, Duke of Burgundy). Mariinsky Theatre, Saint Petersburg. Director, Mariusz Treliński , Conductor, Valery Gergiev [ 12 ]
- 2012, Екатерина Щербаченко, Павел Черноч. Мадридский театр Реал. Теодор Курентзис [ 13 ]
- 2018, Queen City Opera, Цинциннати, Огайо; с английскими субтитрами [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Генри Ирвинг выпустил версию « Дочери короля Рене» в 1880 году в Лондоне под именем Иоланта , поэтому Гилберт попросил своего продюсера Ричарда Д'Ойли Карта запросить у Ирвинга разрешение на использование этого имени. См. Эйнгер, Майкл. Гилберт и Салливан – двойная биография , Oxford University Press (2002), стр. 212; и Брэдли, Ян . Полное аннотирование Гилберта и Салливана , Oxford University Press (1996), стр. 364
- ^ Иоланта (производство 1997 г.). Большой оперный театр, Москва.
- ^ Иоланта . Академическая оперная труппа Беларуси
- ^ Хронология Густава Малера 1891–1900. Архивировано 24 декабря 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Гриффитс, Пол (1997). «Все знают балет, но кто знает оперу?» . www.nytimes.com . Проверено 13 июня 2022 г.
- ^ Иоланта . Метрополитен-опера 2015
- ↑ Хосе Каррерас выступит на церемонии закрытия Сочи 2014 Официальный сайт Международного Паралимпийского комитета.
- ^ Церемония закрытия зимних Паралимпийских игр 2014 года в Сочи. Официальная видеозапись на YouTube.
- ↑ Более 20 хоров выступили на фестивале в Ивангородской крепости Ленинградской области ТАСС.
- ↑ В Ленинградской области завершился оперно-хоровой фестиваль.
- ^ Исследования Чайковского
- ↑ Иоланта , 28 сентября 2009, Мариинский театр, Санкт-Петербург, на YouTube.
- ^ Источник записи: дискография Operadis.
- ^ Видео (1 час 38 минут) на YouTube , Queen City Opera, Цинциннати.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Примечания к программе. Архивировано 13 февраля 2015 г. в Wayback Machine , Метрополитен-опера , 2015 г.
- Иоланта : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Иоланта (1963) на IMDb
- Русское либретто с испанским переводом
- Дуэт Иоланта, Водемон. Архивировано 15 мая 2015 г. в Wayback Machine , Анна Нетребко , Петр Бечала , Метрополитен-опера, 2015.