Симфония № 5 (Чайковский)

![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Симфония № 5 ми минор , соч. «64» Петра Ильича Чайковского было сочинено в мае-августе 1888 года и впервые было исполнено в Санкт-Петербурге в Мариинском театре 17 ноября того же года под дирижированием Чайковского. Он посвящен Теодору Аве-Лаллеману . [ 1 ]
Место среди поздних симфоний Чайковского
[ редактировать ]За первые десять лет после окончания Петербургской консерватории в 1865 году Чайковский выполнил три симфонии . После этого он начал еще пять симфонических проектов, четыре из которых привели к премьере законченной симфонии при жизни композитора.
Работа | На. | Составленный | Премьера |
---|---|---|---|
Симфония № 4 | 36 | 1877–1878 | 1878 г. (Москва) |
Симфония Манфреда | 58 | 1885 | 1886 г. (Москва) |
Симфония № 5 | 64 | 1888 | 1888 г. (Санкт-Петербург) |
Симфония ми-бемоль | 79 постов. | 1892 | (эскиз, публично не исполнявшийся при жизни композитора) |
Симфония № 6 | 74 | 1893 | 1893 г. (Санкт-Петербург) |
Пятая симфония была написана в 1888 году между Манфреда Симфонией 1885 года и эскизами Симфонии ми-бемоль , от которых отказались в 1892 году (не считая восстановления материала из ее первой части для Бриллиантового Аллегро для фортепиано с оркестром годом позже). ). Что касается нумерованных симфоний, то Симфония № 5 Чайковского была написана между Симфонией № 4 , законченной десятью годами ранее, и Симфонией № 6 , написанной пятью годами позже, в год смерти композитора.
Программа
[ редактировать ]В отличие от двух своих предшественников, Пятая симфония не имеет четкой программы. 15 апреля 1888 года, примерно за месяц до того, как он приступил к сочинению симфонии, композитор набросал в своей тетради сценарий ее первой части, содержащий «...полное смирение перед судьбой, что то же самое, что непостижимое предопределение судьбы. ..» Однако неясно, какая часть этой программы была реализована в композиции. [ 2 ]
Циклическая структура
[ редактировать ]Как и Симфония № 4 , Симфония № 5 представляет собой циклическую симфонию с повторяющейся основной темой. Однако, в отличие от № 4, тема звучит во всех четырех частях - особенность, которую Чайковский впервые использовал в Симфонии Манфреда , которая была завершена менее чем за три года до № 5.
Инструментарий
[ редактировать ]Произведение рассчитано для 3 флейт (3-е удвоение пикколо ), 2 гобоев , 2 кларнетов ля ля, 2 фаготов , 4 валторн ля фа, 2 труб ля ля, 3 тромбонов , тубы , литавр и струнных .
Структура
[ редактировать ]Симфония состоит из четырех частей :
Симфония демонстрирует общую тональную траекторию от ми минор до ми мажор. Первая часть заканчивается в минорном ладу, что позволяет повествованию продолжаться до конца симфонии:
- Ми минор (1-я часть) → Си минор → Ми минор → Ре мажор (2-я часть) → F♯ мажор → Ре мажор → F♯ минор → V 7 (V 4
2 ) ре мажор → ре мажор → G ♯ тот 7 → Ре мажор → Ля мажор (3-я часть) → Фа♯ минор → Ля мажор → Ми мажор (4-я часть) → Ми минор → Ре мажор → До мажор → Ми минор → Фа♯ мажор → Ми минор → Ми мажор
Повторяющаяся основная тема используется как средство объединения четырех частей симфонии. Эта девизная тема, иногда называемая «темой судьбы», [ 2 ] имеет траурный характер в первой части, но постепенно переходит в триумфальный марш , доминирующий в заключительной части.
Типичное исполнение симфонии длится чуть менее 50 минут. [ 2 ]
Первое движение
[ редактировать ]- Темы и мотивы
Девиз Тема, мм. 1–4: [ 2 ]
Основная тема 1 (ПТ1), мм. 42–50: [ 2 ]
Основная тема 2 (ПТ2), мм. 116–128: [ 2 ]
Подчиненная тема (ST), мм. 170–182:
Мотив X, мм.154–170:
В экспозиции первой части исходная тональность (ми минор) относительно неустойчива. AD мажорная тональность проскакивает и исчезает ми минор как V относительного мажора (соль мажор), но не раньше мм. 128–132 можно услышать как антагонист ми минор. Экспозиция завершается ре мажор после объединения части PT1 с его каденциальным моментом (мм. 194–198). Мотив X обрамляет второстепенную группу тем, предваряя ST и повторяя ре мажор после него.
Разработка состоит из четырех отдельных разделов. В первом разделе представлена последовательность , основанная на PT1, наложенная на мотив X. Она сопровождается басовой партией, диатонически нисходящей на октаву и квинту. Во втором разделе развивается мотив головы из PT1. Счетчик смещения (от 6
от 8 до 3
4 ), а пониженная звучность (например, м. 261) усиливает растущую нестабильность. Третий раздел представляет собой краткий намек на PT2, прерываемый фугато на основе PT1. Мотив X решительно и настойчиво возвращается в m. 285, переходя между солью минор и ре минор. Это можно интерпретировать как попытку восстановить звучность в D. Повторный переход к перепросмотру довольно резкий, однако умелое использование модуляции общего тона можно наблюдать .
Перепросмотр этой части следует правилам сонатной формы .
Второе движение
[ редактировать ]- Темы
Вторая часть начинается с продолжения трагической звучности си минор, как будто часть будет в минорной доминанте тоники симфонии. Вместо этого обычная модуляция аккорда приводит к теме ре мажор, впервые представленной соло валторны.
Тема А1 (1-я валторна): [ 2 ]
Тема А2 (гобой/валторна):
Тема B (кларнет in A): [ 2 ]
Эта часть имеет стандартную тройную форму с секцией A ре мажор, секцией B, отсылающей к F ♯ минор, а затем повторением секции A с другой оркестровкой. По сравнению со стабильной секцией A, секция B демонстрирует нестабильность во многих отношениях. Например, тема начинается и остается в V. 7 фа ♯ минор, хотя его легко разрешить до фа ♯ минор. сегментированность темы, фактура фугато и быстрая смена гиперметра Кроме того, неустойчивости этого раздела способствует .
В этом движении девизная тема появляется дважды: от мм. 99–103 как структурная доминанта, готовящая возвращение раздела А, и в коде (мм. 158–166) в G ♯ 7 . Это можно было бы интерпретировать как подготовку к 6 , но и как структурный ведущий тон следующей части (G ♯ 7 → А), тем более, что выход из кульминационного повторения темы девиза происходит относительно нерешительно, и то, что следует за этим, кажется, постепенно исчезает. [ 2 ]
Третья часть
[ редактировать ]- Темы
Вальс 1:
Вальс 2 (об 1):
Вальс 3:
Трио:
Третья часть – вальс. [ 2 ] с некоторыми необычными элементами, например, гемиолой и несбалансированной фразовой структурой в начале части. Эти элементы берут на себя часть трио, которое представляет собой скерцо . Тему скерцо, изначально исполняемую первыми скрипками, можно рассматривать как наложение 4
4 больше 3
4 . Гемиола снова используется как переходная техника (мм. 97–105). Вальс возвращается, но с фактурой скерцо.
Возвращение девизной темы в третьей части, которой предшествует вальс в мажорном ладу, напоминает начало симфонии. [ 2 ] но с элементом гемиолы :
Четвертое движение
[ редактировать ]- Темы
Введение – Тема девиза: [ 2 ]
PT1 (первая скрипка):
ПТ2:
СТ:
Экспозиция последней части начинается в ми миноре, в то время как звучность ре мажор стремится утвердиться. В отличие от первой части, здесь есть раннее высказывание ре мажор, а также V. 7 ре мажор (мм. 86–90, 106–114). Прохождение ключевых оппозиций, нарастание гармонического ритма, сегментация и быстрая смена тем достигают кульминации в m. 172 с повторным введением девизной темы до мажор. [ 2 ]
Развитие очень краткое, продолжительностью около 60 тактов. При перепросмотре новая мелодия накладывается на текстуру, но так и не возвращается.
Шестая формулировка девизной темы написана в ми миноре, что приводит к выразительной Perfect Authentic Cadence (PAC) си мажор. После этого коде удается вновь подчеркнуть тонику, используя в тонике разные темы и множество каденций. Некоторые из тем, использованных здесь, - это тема девиза (м. 474), контрмелодия к PT1 (м. 474, наложенная на тему девиза), PT2 (м. 504) и PT1 из первой части симфонии.
Критическая реакция
[ редактировать ]Некоторые критики, в том числе сам Чайковский, сочли финал неискренним или даже грубым. После второго спектакля Чайковский написал: «Я пришел к выводу, что это провал». Несмотря на это, симфония стала одним из самых популярных произведений композитора. В частности, вторая часть считается классической Чайковского: хорошо написанная, красочно оркестрованная, с запоминающейся мелодией для валторны соло .
Возможно, из-за очень четкого изложения идеи «окончательной победы через борьбу», Пятый был очень популярен во время Второй мировой войны , благодаря множеству новых записей этого произведения и множеству выступлений в те годы. Одно из самых заметных выступлений оркестра Ленинградского радио было во время блокады Ленинграда . Руководители города приказали оркестру продолжить выступления, чтобы поддержать хорошее настроение в городе. В ночь на 20 октября 1941 года в городской филармонии исполнили Пятую симфонию Чайковского, и она транслировалась в прямом эфире в Лондон. Когда началась вторая часть, рядом начали падать бомбы, но оркестр продолжал играть до последней ноты. После войны она оставалась очень популярной, но ее несколько затмили по популярности Четвертая и Шестая симфонии.
Критическая реакция на работу в России была неоднозначной, с некоторым энтузиазмом. Валериан Богданов-Березовский писал: «Пятая симфония — самая слабая из симфоний Чайковского, но тем не менее это яркое произведение, занимающее видное место не только среди творчества композитора, но и среди русских произведений вообще... симфония, кажется, возникает из какого-то темного духовного опыта».
На первое исполнение симфонии в США критическая реакция, особенно в Бостоне , была почти единодушно враждебной. Рецензент газеты Boston Evening Transcript от 24 октября 1892 года писал:
О Пятой симфонии Чайковского едва ли знаешь, что сказать... В финале мы видим всю необузданную ярость казака , разжигающего себя на злодеяния, на все бесплодие русских степей . Яростное выступление звучит как орда демонов, борющихся с потоком бренди, а музыка становится все пьянее и пьянее. Столпотворение, белая горячка, бред и, самое главное, шум, еще хуже!
Прием в Нью-Йорке был немногим лучше. Рецензент « Музыкального курьера» от 13 марта 1889 года писал:
кровь композитора В Пятой симфонии Чайковского... тщетно добивались связности и однородности... в последней части спокойная взяла верх, и резня, страшная и кровавая, прокатилась по бурной партитуре.
Использование симфонии
[ редактировать ]«Прощай, Аманда», написанная Коулом Портером для Спенсера Трейси и Кэтрин Хепберн фильма 1949 года «Ребро Адама» , во многом основана на 4-й части 5-й симфонии Чайковского. [ 3 ]
Иэн Макдональд предполагает, что фрагмент темы «судьбы» цитируется Дмитрием Шостаковичем в его Симфонии № 7 в теме «Вторжения» первой части. [ 4 ] [ нужна страница ]
Часть второй части получила тексты на английском языке под названием Moon Love и Love Is All That Matters . [ 2 ]
Начало Энни» « Песни Джона Денвера почти идентично первой теме валторны во второй части, но кажется, что это было непреднамеренно и на него указал Денверу только его продюсер Милт Окун . [ 5 ]
Аранжировка второй части использовалась в известной австралийской рекламе сигарет Winfield 1970-х годов . [ 6 ]
Известные записи
[ редактировать ]Оркестр Концертгебау , Виллем Менгельберг (1929)
Ленинградский филармонический оркестр , Евгений Мравинский (Deutsche Gramophone, 1960)
Нью-Йоркский филармонический оркестр , Леонард Бернштейн (CBS, 1960)
Лондонский симфонический оркестр , Игорь Маркевич (Philips, 1966)
Филармония Осло , Марис Янссон (Чандос, 1986)
Венская филармония , Валерий Гергиев (Philips, 1998)
Лондонский филармонический оркестр , Владимир Юровский (ЛПО, 2012)
Симфонический оркестр Франкфуртского радио , Манфред Хонек (YouTube, 2018)
Concertgebouworkest , Semyon Bychkov (YouTube, 2020)
London Philharmonic Orchestra , Mstislav Rostropovich (1977, EMI)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Симфония №5» . Чайковское исследование . Проверено 21 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Стейнберг на сайте SFS. [ мертвая ссылка ]
- ^ «За песней: Леонора № 1, Прощай, Аманда, одна ночь» . Culturedarm.com. 19 октября 2014 года . Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ Макдональд, Ян, Новый Шостакович (Бостон: издательство Северо-Восточного университета, 1990). ISBN 1-55553-089-3
- ^ Альфонсо, Барри. (2005). Снова домой (стр. 2–3) [буклет на компакт-диске]. Нью-Йорк: Sony BMG Music Entertainment. [ неполная короткая цитата ]
- ^ «Тема Winfield [музыка] / аранжировка Уолдо Де Лос Риоса на тему Чайковского, используемая Winfield Cigarettes» , Национальная библиотека Австралии.
Источники
[ редактировать ]- Рецензия Богданова-Березовского, перефразированная из «Симфоний Брамса и Чайковского в партитуре» , Bonanza Books, Нью-Йорк, 1935.
- Газетные обзоры, цитируемые в Николае Слонимском , «Лексикон музыкальных оскорблений». Сиэтл, Вашингтонский университет Press, 1965. ISBN 0-295-78579-9
- Ганс Келлер : «Петр Ильич Чайковский», в т. Я из «Симфонии», изд. Роберт Симпсон (Хармондсворт, 1966).
- Симфония , Майкла Стейнберга Oxford University Press, 1995 г.
- Майкл Стейнберг. «Чайковский: Симфония № 5 ми минор, опус 64». Архивировано 6 сентября 2015 г. на сайте Wayback Machine на сайте Симфонического оркестра Сан-Франциско .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Краус, Джозеф К. (весна 1991 г.). «Тональный план и повествовательный сюжет в Симфонии № 5 ми минор Чайковского». Музыкальная теория Спектр , том. 13, нет. 1, стр. 21–47.
- Зайберт, Дональд К. (1990). «Пятая Пятая Чайковского: симфония без программы». Музыкальное обозрение , том. 51, нет. 1, стр. 36–45.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 5 (Чайковский) : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур