Симфония № 4 (Чайковский)
Симфония № 4 | |
---|---|
Петр Ильич Чайковский | |
![]() Композитор, ок. 1875 г. | |
Ключ | Фа минор |
Опус | 36 |
Составленный | 1877 | –1878
Преданность | Nadezhda von Meck |
Движения | 4 |
Премьера | |
Дата | Февраль 1878 г. |
Расположение | Москва |
Дирижер | Николай Рубинштейн |
Петра Ильича Чайковского Симфония № 4 фа минор , соч . 36, была написана между 1877 и 1878 годами. Первое ее исполнение состоялось на концерте Русского музыкального общества в Москве 22 февраля (или 10-го по календарю того времени ) 1878 года. [ 1 ] под Николая Рубинштейна управлением . В Центральной Европе иногда получает прозвище «Фатум» или «Судьба». [ нужна ссылка ] .
Состав
[ редактировать ]Во время сочинения симфонии Чайковский писал своей покровительнице Надежде фон Мекк , что он «очень» хочет посвятить ее ей и что он напишет на ней «Посвящается моему лучшему другу». Он начал сочинять симфонию вскоре после того, как фон Мек вошел в его жизнь. Он завершит это после своего катастрофического брака. [ 2 ] и заявила, что найдет в нем «отголосок ваших самых сокровенных мыслей и эмоций». [ 3 ] Посвящение было значительным во многих отношениях. Важным аспектом патерналистской природы российского общества было то, что в сфере художественного меценатства меценат и художник считались равными. Посвящение произведений меценатам было не жестом смиренной благодарности, а выражением творческого партнерства. Посвятив ей Четвертую симфонию, он утвердил ее как равноправного партнера в ее создании. [ 4 ]

Именно благодаря госпоже фон Мек Чайковский по ее просьбе написал программу, объясняющую симфонию. Это действие побудило многих писателей цитировать ее вместо того, чтобы сосредоточиться на чисто музыкальных качествах симфонии, включая то, что Ганс Келлер назвал «одной из самых высоких симфонических структур во всей нашей литературе» во вступительной части. [ 5 ] Эта программа на протяжении многих лет препятствовала принятию симфонии, настроив Альфреда Эйнштейна и других музыковедов. против нее [ 6 ] Но это следует рассматривать в контексте общего отсутствия симпатии Эйнштейна к музыке Чайковского.
Но, несмотря на это негативное влияние на историю восприятия симфонии, программа композитора дает весьма красноречивую подсказку о музыкальной архитектуре произведения. Утверждения о том, что «первая часть представляет Судьбу», являются упрощениями: согласно письму, которое композитор написал мадам фон Мек в 1878 году, на самом деле это фанфары, впервые услышанные в начале («ядро, квинтэссенция, главная мысль всей симфонии»), что означает «Судьба», причем это «роковая сила, которая мешает человеку достичь цели счастья... Ничего не остается, как подчиниться ей и напрасно сокрушаться». Как пояснил композитор, программа первой части такова — «грубо» — что «вся жизнь есть непрерывное чередование суровой действительности с быстро проходящими мечтами и видениями счастья…». Он продолжал: «Никакого убежища не существует... Дрейфуйте по этому морю, пока оно не поглотит и не погрузит вас в свои глубины».
Описание композитором вступительных фанфар симфонии как метафоры «Судьбы» становится более показательным в контексте письма, которое он написал Сергею Танееву . Он писал Танееву, что Четвертая симфония является одновременно программной музыкой и отражением в Бетховена Пятой симфонии центральной идее ее программы. [ 7 ] Келлер упомянул параллель между четырехнотным мотивом, открывающим Пятую симфонию Бетховена, и фанфарами в начале Четвертой симфонии Чайковского. Как и Бетховен, Чайковский использует свою фанфару как структурный маркер. Более того, из-за длины и неортодоксальной формы симфонии он, возможно, считал использование такого маркера музыкальной необходимостью. [ 8 ]
Форма
[ редактировать ]Симфония состоит из четырех частей :
- Анданте сустейн — Moderato con anima ( фа минор ) — Moderato assai, quasi Andante ( си мажор — фа мажор ) — Allegro vivo (фа минор)
- Симфония открывается валторнами и деревянными духовыми инструментами , а трубы присоединяются к более высокой ноте ля ♭ . По мере того, как музыка превращается в крупные, медленные синкопированные аккорды , Чайковский высвобождает музыкальный эквивалент молнии: два коротких аккорда фортиссимо , за каждым из которых следует продолжительная пауза. По мере того, как музыка утихает, деревянные духовые инструменты намекают на основную мелодию, которую правильно вводят струнные в Moderato con anima . (Партитура в этот момент отмечена «In movimento di Valse», как написано в 9
8. ) Мелодия развивается довольно быстро. Гораздо позже в этой части ту же ноту A ♭ трубы исполняют . Это движение отмечено постоянным появлением мотива судьбы, фразы A ♭ . Мотив служит разделением каждой части сонаты — формы аллегро. Продолжительностью около двадцати минут в некоторых исполнениях это одна из самых длинных симфонических частей Чайковского. Это также немного меньше длины остальных движений вместе взятых.
- Симфония открывается валторнами и деревянными духовыми инструментами , а трубы присоединяются к более высокой ноте ля ♭ . По мере того, как музыка превращается в крупные, медленные синкопированные аккорды , Чайковский высвобождает музыкальный эквивалент молнии: два коротких аккорда фортиссимо , за каждым из которых следует продолжительная пауза. По мере того, как музыка утихает, деревянные духовые инструменты намекают на основную мелодию, которую правильно вводят струнные в Moderato con anima . (Партитура в этот момент отмечена «In movimento di Valse», как написано в 9
- Андантино в песенном режиме ( си-бемоль минор – фа мажор – си ♭ минор)
- Вторая часть открывается меланхолической мелодией гобоя . Страстная кульминация музыки является напоминанием о скорбных фразах, которые доминировали во вступительной части. [ 9 ]
- Скерцо: Пиццикато остинато — Аллегро (Ф мажор — Трио ля мажор и ре-бемоль мажор )
- Струнные играют пиццикато на протяжении всей третьей части. Позже к ним присоединяются деревянные духовые инструменты, когда длинная высокая ля гобоя мажор сигнализирует о начале раздела трио ля . Позже вступают духовые инструменты, играющие очень тихо и стаккато , пока тональность переходит в ре-бемоль мажор. Играют только три группы (струнные, деревянные духовые и духовые); в этой части нет ударных, за исключением литавр, как в предыдущей части. Он тихо заканчивается струнами пиццикато.
- Финал: Аллегро кон Фуоко (фа мажор)
- В энергичном финале Чайковский включает в качестве второстепенной темы известную русскую народную песню «Во поле стояла березка» — сначала ля минор, второй раз си ♭ минор, а затем ре минор, что приводит к Фраза ♭ первой части с «молниями» и добавленными тарелками звучит намного громче. Кода также энергична и торжествующа.
Типичное представление длится около 40 минут.
Инструментарий
[ редактировать ]Симфония исполняется для пикколо , 2- х флейт , 2-х гобоев , 2 - х кларнетов , 2 -х фаготов , 4-х валторн , 2- х труб , 3-х тромбонов , тубы , литавр , большого барабана , тарелок , треугольника и струнных .
Структура
[ редактировать ]Проблемы
[ редактировать ]В Четвертой симфонии борьба Чайковского с западной сонатной формой достигла апогея. В некотором смысле он был не одинок. Романтики в целом никогда не были прирожденными симфонистами , потому что музыка была для них прежде всего запоминающейся и биографической. Западная музыкальная форма , разработанная в первую очередь германскими композиторами, была аналитической и архитектурной; он просто не был предназначен для обработки личных эмоций, которые хотели выразить романтики. [ 10 ] Разница с Чайковским заключалась в том, что в то время как другие романтики оставались в целом автобиографичными в том, что они хотели выразить, он стал более конкретным и, следовательно, более интенсивным.
В своих первых трех симфониях он стремился придерживаться строгой западной формы. Бурные изменения в его личной жизни, включая семейный кризис, теперь заставили его писать музыку настолько личную и выразительную, что структурные вопросы не могли оставаться такими, какими они были. Начиная с Четвертой симфонии, симфония служила человеческим документом — драматическим, автобиографическим, касающимся не житейских вещей, а психологических. Это произошло потому, что творческие порывы Чайковского стали небывало личными, актуальными, способными на огромную выразительную силу, даже насилие. [ 11 ]
Вместе с этой эмоциональной настойчивостью пришел беспрецедентный поток мелодии. Здесь Чайковский более свободно развил свой дар мелодичности и использовал его более свободно, чем раньше. Парадоксально, но это великое достоинство также стало его злейшим врагом с точки зрения формы. Мелодия самостоятельна. Из-за этой полноты она выделяется среди других тем, призванных не только контрастировать, но, что более важно, естественным образом взаимодействовать и дополнять друг друга. Такое доминирование одной мелодии может разрушить баланс и пропорции, которые западные композиторы-классики считали истинной красотой сонатной формы . [ 12 ]
Сочетание эмоциональной остроты и усиленной мелодичности препятствовало музыкальному развитию не только из-за завершенности мелодии, но и потому, что эмоциональное содержание мелодии уже было в полном расцвете, со всем эмоциональным и музыкальным интересом, который она могла нести. Поскольку музыкальное развитие есть творческое раскрытие скрытых возможностей — ритмических, мелодических и гармонических — контрастных тем, то развивать дальше буквально было нечего. Единственным оставшимся способом действий было заменить истинное развитие повторением, другими словами, сказать еще раз, по-другому, то, что уже было сказано, и довериться красоте и значению того, что по своей сути является вариациями, чтобы занять место раздела развития. как того требует сонатная форма. [ 13 ]
Симфонический гибрид
[ редактировать ]Как и « Пятерка », Чайковский обнаружил, что при свободной симфонической поэме структура, впервые предложенная Ференцем Листом , [ 14 ] он мог сочетать крупномасштабное оркестровое письмо с эмоциями и инструментальными красками, к которым он естественным образом тяготел. [ 10 ] Результатом стал симфонический гибрид, нечто среднее между преимущественно архитектурной формой симфонии и преимущественно «литературной» или «поэтической» формой симфонической поэмы. [ 10 ] Вот что он писал Надежде фон Мекк по поводу Четвертой симфонии:
Вы спрашиваете, придерживаюсь ли я установленных форм. Да и нет. Существуют определенные виды произведений, предполагающие использование знакомых форм, например симфония . Здесь я придерживаюсь в общих чертах обычных традиционных форм, но только в общих чертах, т. е. последовательности движений произведения. К деталям можно относиться очень свободно, если этого требует развитие идеи. Например, в нашей симфонии первая часть написана с весьма заметными отступлениями. Второй предмет, который должен быть на относительном мажоре , второстепенный и отдаленный. В перепросмотре основной части движения второй субъект вообще не выступает и т. д. Финал тоже складывается из целого ряда производных от отдельных форм. [ 15 ] ....
Эта гибридная форма позволила Чайковскому вернуться к структуре, которая, по сути, представляла собой серию самостоятельных секций. [ 16 ] подчеркивая контраст между этими разделами, каким бы жестоким он ни был, позволяя в то же время разразиться последующей драме в контексте одного движения. [ 17 ] Возможно, это казалось вполне естественным: многие русские народные песни на самом деле представляют собой серию вариаций одной базовой формы или рисунка из нескольких нот, так что это было то, с чем Чайковский уже был знаком. [ 16 ] Проблема, которую он не решил, заключалась в проблеме инерции. Тональность музыки могла меняться, но сама музыка по сути повторялась, оставаясь статичной в западном понимании музыкальной архитектуры. [ 18 ]
Однако структура в творчестве Чайковского стала чем-то большим, чем просто архитектурой. Мелодия, тональность, ритм и тембры оркестра работают вместе, образуя неделимое целое. В первой части Четвертой симфонии он вводит очень ритмичную тему духовых инструментов. Структура этой части состоит из полной серии вращающихся терций от F до A ♭ , BD и обратно к F, затем перепросмотра до трети ниже тоники . Тема латуни очерчивает каждый этап конструкции. Чтобы усилить драматизм, он сосредотачивается главным образом на ритме, фактуре и оркестровом колорите. Возникающее в результате напряжение в первой части происходит не из-за германской трансформации тем. Он возникает в результате ритмического противопоставления полонезного ритма агрессивного мотива «Судьба» духовых духовых инструментов и более нежного вальса первой темы, исполняемого попеременно деревянными духовыми и струнными. [ 19 ]
Имперский апофеоз
[ редактировать ]О финале этой симфонии обычно судят по тому, удалось ли ей объединить симфонический цикл в единое целое. Чайковский повторяет здесь мотив «Судьбы», открывающий произведение. Однако можно сказать, что он апеллирует к патриотическим и героическим чувствам его аристократических слушателей. Это поставило бы ее в один ряд с финалами трех более ранних симфоний Чайковского как апофеоз в имперском стиле . [ 20 ]
Критика
[ редактировать ]Первоначальная критическая реакция на работу была неблагоприятной. Чайковский был во Флоренции , Италия, когда состоялась премьера симфонии, и сначала о нем узнал только фон Мекк. Его ближайшие друзья были настолько не уверены в некоторых частях работы, что ничего ему не сказали. Телеграмма от Рубинштейна и других музыкантов, участвовавших в исполнении, уверяла его лишь в том, что симфония сыграна хорошо. [ 21 ] Через месяц композитор написал Сергею Танееву . Танеев ответил быстро и, по своему характеру, слишком честно. Танеев нашел симфонию частично превосходной, но в целом менее впечатляющей. Хотя он восхищался первой частью, он также считал ее слишком длинной. Это, по его мнению, придавало произведению в целом ощущение симфонической поэмы с тремя дополнительными частями, которые оправдывали название симфонии. Рубинштейну больше всего понравился финал. Чайковский ответил Танееву оборонительно, но был признателен за его откровенность. [ 22 ] Он также подозревал — как оказалось, справедливо, — что Танеев скрывает новость о вялом приеме премьера. На премьере в Санкт-Петербурге в ноябре следующего года симфония была принята лучше. [ 23 ]
Реакция на премьеру в США также была негативной. В 1890 году рецензент газеты «Нью-Йорк Пост» написал: «Четвертая симфония Чайковского оказалась одной из наиболее русских, то есть полуварварских, композиций, когда-либо слышанных в городе... Если бы Чайковский назвал свою симфонию «Сани» «Поездка по Сибири» никому бы не показалось это название неуместным».
Британская премьера состоялась в июне 1893 года под управлением композитора, который посещал Кембриджский университет для получения степени почетного доктора вместе с Камиллой Сен-Сансом , Максом Брухом и Арриго Бойто ( Эдвард Григ также был удостоен чести, но не смог присутствовать лично). ). Зал был заполнен до отказа, и после каждой части симфония вызывала бурные аплодисменты.
Рецензент из Германии в 1897 году написал: «Бред композитора нарушил мое настроение. Путаница в медных духовых инструментах и злоупотребление литаврами оттолкнули меня!»
Несмотря на ранние критические отзывы, симфония стала основой оркестрового репертуара и остается одной из наиболее часто исполняемых симфоний конца XIX века. [ нужна ссылка ]
Записи
[ редактировать ]Существует не менее 200 коммерческих записей этой симфонии, в том числе:
- Вильгельм Фуртвенглер дирижирует Венским филармоническим оркестром.
- Леонард Бернстайн дирижирует Нью-Йоркским филармоническим оркестром (трижды - в 1958 и 1975 годах CBS / Sony и в 1989 году в прямом эфире DG )
- Джордж Селл дирижирует Лондонским симфоническим оркестром
- Игорь Маркевич дирижирует Лондонским симфоническим оркестром (запись Wembley Town Hall, 19–21 октября 1963 г.; Philips) [ 24 ]
- Евгений Мравинский дирижирует Ленинградской филармонией.
- Юджин Орманди дирижирует Филадельфийским оркестром.
- Уильям Стейнберг дирижирует Питтсбургским симфоническим оркестром.
- Геннадий Рождественский дирижирует Симфоническим оркестром Министерства культуры СССР.
- Гинтарас Ринкявичюс дирижирует Новосибирской государственной филармонией.
- Виллем Менгельберг дирижирует Амстердамским оркестром Концертгебау.
- Дэниел Баренбойм дирижирует Нью-Йоркским филармоническим оркестром, а затем Чикагским симфоническим оркестром.
- Сэр Невилл Марринер руководит Академией Святого Мартина в полях
- Герберт фон Караян дирижирует Берлинским филармоническим оркестром (трижды - 1966 и 1976 DG и 1972 EMI Classics ) и Венским филармоническим оркестром (1984, DG)
- Серджиу Челибидаке дирижирует Мюнхенским филармоническим оркестром.
- Марис Янсонс дирижирует Филармоническим оркестром Осло
- Ондржей Ленард дирижирует Симфоническим оркестром Словацкого радио.
- Зубин Мехта дирижирует Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса.
- Валерий Гергиев дирижирует Венским филармоническим оркестром.
- Лорин Маазель дирижирует Кливлендским оркестром
- Пьер Монтё дирижирует Бостонским симфоническим оркестром (запись в Бостоне 29 января 1959 года; RCA Victor) [ 25 ]
- Клаудио Аббадо дирижирует Чикагским симфоническим оркестром.
- Риккардо Мути дирижирует Филармоническим оркестром
- Владимир Гяуров дирижирует Софийским филармоническим оркестром.
- Владимир Ашкенази дирижирует оркестром филармонии.
- Майкл Тилсон Томас дирижирует Симфоническим оркестром Сан-Франциско
- Владимир Юровский дирижирует Лондонским филармоническим оркестром (запись Royal Festival Hall , 19 марта 2011 г.)
- Леонард Слаткин дирижирует Детройтским симфоническим оркестром.
- Георг Шолти дирижирует Чикагским симфоническим оркестром.
- Марин Олсоп дирижирует Симфоническим оркестром Колорадо [ 26 ]
- Мстислав Ростропович дирижирует Лондонским филармоническим оркестром (1977, EMI)
В популярной культуре
[ редактировать ]- Вступительные фанфары используются во вступлении к сериалу BBC «Айвенго» (1970).
- Очень короткую часть (1–2 секунды) последней части Симфонии № 4 можно услышать во вступительной части Pink Floyd песни « Wish You Were Here » (1975), взятой из одноименного альбома . . Оно было записано из радиопередачи через автомобильную магнитолу.
- Симфония №4 используется в качестве саундтрека к Осаму Тэдзуки экспериментальному фильму « Легенда о лесу » (1987). Фильм не был закончен, закончены только первая и четвертая часть. В 2014 году сын Тэдзуки Макото Тезка ( «Блэк Джек» , «Акуемон» ) представил премьеру второй части, включающую музыку из второй части, на 15-м Международном фестивале анимации в Хиросиме. [ 27 ]
- В фильме « Какой путь!» (1964), с Ширли Маклейн и Полом Ньюманом , автоматические рисующие роботы душат Ньюмана, пока они рисуют под 4-ю симфонию Чайковского, а затем взрываются, убивая его.
- В «Меланхолии Харухи Судзумии » в эпизоде «День Стрельца» финал Симфонии № 4 используется в кульминации драматической сцены битвы Бригады SOS с Обществом компьютерных исследований в игре The Day of Sagittarius III.
- Вторая часть показана в » сериала «Звездный путь: Вояджер эпизоде « Контрапункт » в сцене между капитаном Джейнвей и инспектором Девора Кашиком.
- Он включен в саундтрек к фильму «Бёрдмэн» 2014 года . [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Браун, Дэвид (1992). Чайковский: Последние годы, 1885-1893 . WW Нортон и компания. стр. 492 . ISBN 0393030997 .
- ^ Стейнберг, 626.
- ^ Letter to Nadezhda von Meck, May 13, 1877.
- ^ Филд, 140-141.
- ^ Келлер, 345-346.
- ^ Келлер, 346.
- ^ Чайковский, М., Письма , т.1.
- ^ Стейнберг, 628.
- ^ Стейнберг, 629.
- ^ Jump up to: а б с Купер, изд. Авраам (1946), 24–25 лет.
- ^ Браун, Чайковский: Последние годы , 441–442.
- ^ Варрак, Симфонии и концерты Чайковского , 8-9.
- ^ Купер, 30.
- ^ Файджес, 181.
- ^ Цитируется по Варраку, Чайковский , 132.
- ^ Jump up to: а б Браун, Чайковский: Последние годы , 422–423.
- ^ Келлер, 346-347.
- ^ Варрак, Симфонии и концерты Чайковского , 11.
- ^ Филд, 161-162.
- ^ Филд, 163-164.
- ^ Энтони Холден, Чайковский: Биография , с. 167, Случайный дом (1996), ISBN 978-0-679-42006-4
- ^ Холден, 169-170.
- ^ Холден, 171.
- ^ Дискография LSO Филипа Стюарта, доступ 9 июня 2014 г.
- ^ Хант Дж. Галльское трио - Чарльз Мунк, Поль Пэрей, Пьер Монтё. Джон Хант, 2003, 2009, стр. 209.
- ^ «Чайковский: Симфония № 4 / Ромео и Джульетта» . Амазонка . 2002.
- ^ Статья из The Asahi Shimbun, 7 августа 2014 г.: « Премьера второй главы «Легенды леса» Тэдзуки состоится на кинофестивале в Хиросиме. Архивировано 28 октября 2014 г. в Wayback Machine ».
- ^ «Бёрдмэн, или (Неожиданная добродетель невежества) (2014) — Саундтреки — IMDb» . IMDB .
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Файджес, Орландо, Танец Наташи: Культурная история России (Нью-Йорк: Metropolitan Books, 2002). ISBN 0-8050-5783-8 (hc.).
- Келлер, Ганс : «Петр Ильич Чайковский», в т. Я из «Симфонии», изд. Роберт Симпсон (Хармондсворт, 1966).
- Мэйс, Фрэнсис, тр. Арнольд Дж. Померанс и Эрика Померанс, История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Яра (Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press, 2002). ISBN 0-520-21815-9 .
- Письмо мадам Надежды фон Мек, перефразированное из «Симфоний Брамса и Чайковского в партитуре» (Нью-Йорк: Bonanza Books, 1935). ISBN нет данных.
- Сломинский, Николас , Лексикон музыкальных оскорблений. (Сиэтл: Вашингтонский университет Press, 1965). ISBN 0-295-78579-9
- Стейнберг, Майкл , Симфония (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1995). ISBN 0-19-506177-2 .
- Варрак, Джон, Симфонии и концерты Чайковского (Сиэтл: University of Washington Press, 1969). Карточка каталога Библиотеки Конгресса № 78-105437.
- Варрак, Джон, Чайковский (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1973). СБН 684-13558-2.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Заячковски, Генри (август – ноябрь 1984 г.). «Четвертая симфония Чайковского». Музыкальное обозрение . 45 (3–4): 265–276.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полная партитура этой симфонии
- Симфония № 4 : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур
- Здесь доступна одна часть симфонического оркестра Манхэттенской музыкальной школы.
- Ведя счет: Мультимедийный веб-сайт Симфонии № 4 Чайковского Симфонического оркестра Сан-Франциско
- Чайковское исследование