Франческа да Римини (Чайковский)

Франческа да Римини: Симфоническая фантазия по Данте , соч. 32 — симфоническая поэма Петра Ильича Чайковского . Это симфоническая интерпретация трагической истории Франчески да Римини , красавицы, увековеченной в Данте « Божественной комедии» .
Фон
[ редактировать ]27 июля 1876 года Чайковский писал:
- «Сегодня утром, когда я был в поезде, я прочитал Четвертую [sic] Песнь ада , и меня охватило жгучее желание написать симфоническую поэму о Франческе ». [1]
Позже тем же летом он посетил Байройт , чтобы посетить Der Ring des Nibelungen . [2] Он сочинил «Франческу» в Москве в октябре и ноябре. [3] Он посвящен его другу и бывшему ученику Сергею Танееву . Впервые оно было исполнено в начале 1877 года в Москве на концерте Русского музыкального общества под управлением Николая Рубинштейна .
Анализ
[ редактировать ]В этой фантазии Чайковский представляет симфоническую интерпретацию трагической истории Франчески да Римини , красавицы, увековеченной в Данте » «Божественной комедии . В пятой песне « Ада » рассказчик Данте встречает тень Франчески да Римини, дворянки, влюбившейся в брата своего жестокого мужа. После того как муж обнаружил влюбленных и убил их, влюбленные были приговорены к аду за прелюбодейную страсть. В своем проклятии влюбленные вместе попали в жестокий шторм, пронесшийся по воздуху вокруг второго круга Ада, чтобы никогда больше не коснуться земли. Их больше всего мучает неистребимая память о радостях и удовольствиях объятий, которые они разделяли в жизни.
О фантазиях вообще Чайковский писал:
- «...в фантазии ( «Буря» и «Франческа» , например) форма совершенно не ограничена». [4]
На работу повлияло его знакомство с Вагнером. [5] [6] Чайковский написал: «Комментарий, который я написал под влиянием Нибелунгов, очень верен. Я сам это почувствовал, когда работал над ним», добавив: «Странно ли, что я должен подвергаться влиянию произведения искусства, которое вообще я нахожу это очень антипатичным?" [7]
Непосредственно перед тем, как написать «Франческу» , Чайковский прослушал и рецензировал , Листа Симфонию Данте вдохновленную той же историей, хваля многие аспекты, но отмечая, что в ней мало изобретательности. Критики противопоставили относительную изобретательность Франчески . [8]
Современный критик Герман Ларош назвал Франческу «необычайно гениальной», отметив, что «ослепляющая игра оркестровых красок, неисчерпаемо богатая и беспрерывно меняющаяся, держит слушателя от начала до конца, как будто охваченная какой-то галлюцинацией». [9]
Позже в своей карьере, когда он гастролировал по Европе со своим произведением, Чайковский регулярно включал Франческу в программу, например, в Париже в 1881 году. [10] Берлин в 1889 году, [11] и Кембридж в последний год его жизни. [12] Выступление в Кембридже было посвящено вручению почетных степеней нескольким композиторам. Среди них был Сен-Санс , который писал:
- Чайковского «Ощетинившаяся трудностями, «Франческа да Римини» , лишенная ни острого вкуса, ни фейерверка, не уклоняется от насилия. В ней самый нежный и самый добрый из людей развязал страшную бурю и пожалел своих исполнителей и слушателей не больше, чем Сатана для проклятых. Но талант и высочайшее мастерство композитора были таковы, что эти проклятия и пытки доставляли удовольствие». [13]
Продолжительность произведения около 25 минут. Кэтрин Коппола опубликовала академический анализ произведения. [14]
Инструментарий
[ редактировать ]Музыка написана для 3- х флейт (третий удвоенный пикколо ), 2-х гобоев , английского рожка , 2- х кларнетов ля-ля, 2- х фаготов , 4- х валторн , 2-х корнетов ля-ля, 2- х труб ми-ми мажор, 3 тромбонов , тубы , литавр , большого барабана , тарелки , там там , арфа и струны . [15]
Разделы и краткий обзор
[ редактировать ]Симфоническая поэма состоит из вступления и трех частей.
- Во вступлении басы и духовая часть оркестра открываются мрачными тонами, намекая на начало « Данте » Ада , где автор сбивается с правильного пути в мрачные леса.
- По мере того, как музыка продолжается в первой части, ужас, который испытывает Данте, изображается в музыке, когда он все глубже и глубже входит в первые круги ада.
- Во второй части темп ускоряется, повествование переносит зрителей во второй круг, где Данте находит, среди других, таких как Тристан и Изольда, Паоло Малатеста и Франческа да Римини (урожденная да Полента), попавшие вместе в жестокий шторм. , кружился в воздухе вокруг, яростно прижимаясь к рваным каменным стенам на вечность.
- В третьем разделе музыка стихает, изображая просьбу Данте поговорить с обреченными любовниками (изображенными соло-кларнетом), которые рассказывают свою историю о том, как Франческа была невольно вышла замуж по доверенности за Джанчотто Малатеста, старшего, жестокого и непривлекательного брата Паоло; музыка продолжает изображать, как они не смогли устоять перед своим плотским влечением друг к другу и поддались своей страсти, читая отрывок из истории о королеве Гвиневере и сэре Ланселоте [еще одна пара столь же обреченных влюбленных], изображенный поддерживаемой духовой секцией. по струнам в минуты наивысшей страсти. Музыка также изображает момент их убийства от рук Джанчотто, изображенный быстрой игрой на басси и тарелках, за которыми следуют мрачные рожки в теме, напоминающей реквием. После того, как их история заканчивается, начинается последняя часть, изображающая вечное наказание, которое продолжается еще раз, оставляя Данте (и публику) в состоянии шока, изображенного зловещими тутти оркестра.
Известные записи
[ редактировать ]- Евгений Мравинский , Ленинградская филармония (три записи, 1948, 1972 и 1983 гг.)
- Леопольд Стоковский , Симфонический оркестр Нью-Йоркского стадиона (летнее название Нью-Йоркской филармонии ) и Лондонский симфонический оркестр
- Антал Дорати , Симфонический оркестр Миннеаполиса
- Сэр Джон Барбиролли , запись с Нью-Йоркским филармоническим оркестром и с оркестром Новой филармонии.
- Mstislav Rostropovich , London Philharmonic Orchestra
- Дэниел Баренбойм , Чикагский симфонический оркестр
- Сэр Антонио Паппано , Оркестр Национальной академии Санта-Чечилия [16]
- Марис Янссон , Филармония Осло
- Евгений Светланов , Государственный академический симфонический оркестр Российской Федерации
- Бернар Хайтинк , Королевский оркестр Консертгебау
- Юрий Темирканов , Королевский филармонический оркестр
- Владимир Федосеев , Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского
- Сэйдзи Одзава , Берлинский филармонический оркестр
- Кейп-Лейк , Детройтский симфонический оркестр
- Леонард Бернштейн , две записи с Нью-Йоркским филармоническим оркестром и одна с Израильским филармоническим оркестром.
- Леонард Слаткин , Симфонический оркестр Сент-Луиса
- Кристоф Эшенбах , записи с Хьюстонским симфоническим оркестром и Филадельфийским оркестром
- Карло Мария Джулини , Филармонический оркестр
- Игорь Маркевич , записи с оркестром Новой филармонии и оркестром Ламуре, Париж.
- Чарльз Мунк , записи с Бостонским симфоническим оркестром и Королевским филармоническим оркестром.
- Риккардо Мути , Филадельфийский оркестр
- Геннадий Рождественский , записи с Ленинградской филармонией и Симфоническим оркестром Министерства культуры СССР.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Орлова, 1990, с. 56. (Чайковский ошибся, эпизод с Франческой происходит в Песне V.)
- ^ Уайли, 2009, с. 94
- ^ Уайли, 2009, с. 142
- ^ Orlova, 1990, p. 131.
- ^ Браун, 2006, с. 126.
- ^ Уайли, 2009, с. 142.
- ^ Orlova, 1990, p. 121.
- ^ Уайли, 2009, с. 142.
- ^ Уайли, 2009, с. 141-142.
- ^ Браун, 2006, стр.331.
- ^ Уайли, 2009, с. 300-301.
- ^ Браун, 2006, с. 427.
- ^ Браун, 2006, с. 428.
- ^ Коппола, Кэтрин (1998). «Неуловимая фантазия: жанр, форма и программа в опере Чайковского «Франческа да Римини ». Музыка XIX века . 22 (2): 169–189. дои : 10.2307/746856 . JSTOR 746856 .
- ^ «Франческа да Римини» . Чайковское исследование . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ Суэйн, Джонатан. «Строительство библиотеки: Чайковский: Франческа да Римини » . Обзор компакт-диска – Создание библиотеки . Радио Би-би-си 3 . Проверено 30 декабря 2013 г.
Источники
[ редактировать ]- Браун, Дэвид (2006). Чайковский: Человек и его музыка . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-23194-2 .
- Орлова, Александра (1990). Чайковский: Автопортрет . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-13-601970-1 .
- Уайли, Роланд (2009). Чайковский . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-536892-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Франческа да Римини : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Франческа да Римини , Tchaikova Research Wiki