Фантазия (музыкальная форма)
Фэнтези ( Итальянский: [fantaziːa] ; также английский : фантазия , фантазия , фантазия , фантазия , немецкий : Fantasie , Phantasie , французский : fantaisie ) — музыкальная композиция, уходящая корнями в импровизацию . Фантазия, как и экспромт , редко следует хрестоматийным правилам какой-либо строгой музыкальной формы .
История
[ редактировать ]Этот термин впервые был применен к музыке в 16 веке, сначала для обозначения творческой музыкальной « идеи », а не для конкретного композиционного жанра. Его самое раннее использование в качестве названия было в немецких клавиатурных рукописях до 1520 года, а к 1536 году оно встречается в печатных табулатурах Испании, Италии, Германии и Франции. С самого начала фантазия имела смысл «игры творческого изобретения», особенно у композиторов, играющих на лютне или виуэле, таких как Франческо Канова да Милано и Луис де Милан . Следовательно, его форма и стиль варьируются от свободно-импровизационных до строго контрапунктических, а также включают в себя более или менее стандартные секционные формы. [1] Одним из важнейших композиторов в развитии фантазии был Ян Питерсзон Свелинк . Его величайшая работа в этом стиле — фантазия cromatica (специфическая форма, называемая « хроматическая фантазия »), которая во многом образует связующее звено между Возрождением и Барокко .
Ренессанс и Барокко
[ редактировать ]Согласно Оксфордскому музыкальному словарю , в 16 веке инструментальная фантазия представляла собой строгую имитацию вокального мотета . [2] Полифонические сольные фантазии широко сочинялись для лютни и ранних клавишных инструментов. Такие композиторы, как Уильям Берд и Орландо Гиббонс, написали множество сохранившихся клавишных фантазий, а также расширили жанр выдающимися образцами для блокфлейт и скрипок . Помимо Берда и Гиббонса, композиторы Джон Копрарио , Альфонсо Феррабоско , Томас Лупо , Джон Уорд продолжали расширять жанр для скрипки-консорта, в то время как примеры Уильяма Лоуза , Джона Дженкинса , Уильяма Крэнфорда , Мэтью Локка и Генри Перселла и Уильям Уайт считается весьма исключительным с конца 17 века.
Форма расширилась в объеме в период барокко за счет произведений, начиная от И. С. Баха , «Хроматической фантазии и фуги» BWV 903 , для клавесина ; Большая фантазия и фуга соль минор , BWV 542, для органа ; Примерами могут служить « Фантазия и фуга до минор», BWV 537 , для органа. Георг Филипп Телеманн опубликовал «Двенадцать фантазий для флейты соло» в 1733 году, а также «Двенадцать фантазий для скрипки соло» и «Двенадцать фантазий для соло Виолы да Гамба» в 1735 году.
Классический и Романтический
[ редактировать ]Примерами классического периода являются Моцарта Фантазия ре минор , К. 397 для фортепиано , и его Фантазия до минор , К. 475. (знаменитый «Лунный свет») фортепианные сонаты Людвига ван Бетховена Обе 13-я и 14-я возглавляются с «Сонатой квази фантазией». Франц Шуберт сочинил Фантазию до мажор по прозвищу « Фантазия странника» для фортепиано соло и Фантазию фа минор для фортепиано в четыре руки. три произведения Шопена К этому жанру относятся : Фантазия фа минор, соч. 49 , Полонез-Фантазия ля ♭ мажор, соч. 61 и « Фантазия-экспромт» до ♯ минор, соч. почта. 66. Фантазия занимает центральное место в творчестве Шумана: Великая фантазия до мажор, соч. 17 и фэнтезийные пьесы соч. 12, 73 и 111. Более поздние примеры фантазий включают Антона Брукнера «Фантазию соль мажор WAB 118» Бузони и «Четыре фантазии WAB 215», «Контраппунтистическую фантазию» , Воана Уильямса и «Фантазию на тему Томаса Таллиса» « Фантазию на тему Гринслева» , а также Гринслевса » Корильяно «Фантазию на тему . остинато .
20 век
[ редактировать ]Уолтер Уилсон Коббетт в первые десятилетия 20-го века попытался возродить стиль фэнтези посредством конкурса, которому такие произведения, как трио и квартеты Phantasie Уильяма Херлстоуна , Армстронга Гиббса , Джона Айрлэнда , Герберта Хауэллса и Фрэнка Бриджа. обязаны своим существованием , [3] как и Бенджамина Бриттена для струнного квинтета, написанная в 1932 году, в том же году, когда он сочинил «Фантазийный квартет» для гобоя и струнных. «Фантазия фа минор» [4]
По словам музыковеда Дональда Фрэнсиса Тови , «термин «фантазия» адекватно охватывает все постклассические формы концерта». [5]
См. также
[ редактировать ]
- песня
- каприз
- Хоральная фантазия
- Хроматическая фантазия
- Категория:Фантазии (музыка)
- Поиск
- Трогать
- Добровольно (музыка)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Поле 2001 .
- ^ Кеннеди 2006 .
- ^ Хоуз и Башфорд 2001 .
- ^ Бретт, Доктор, ЛеГров и Бэнкс 2001 , §2.
- ^ Тови 1956 , 18.
Источники
[ редактировать ]- Бретт, Филип , Дженнифер Доктор, Джудит ЛеГроув и Пол Бэнкс. 2001. «Бриттен, (Эдвард) Бенджамин». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Филд, Кристофер Д.С. 2001. «Фантазия». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Издательство Macmillan.
- Хоуз, Фрэнк и Кристина Бэшфорд. 2001. «Коббетт, Уолтер Уилсон». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Издательство Macmillan.
- Кеннеди, Майкл. 2006. Оксфордский музыкальный словарь , второе издание, исправленное, Джойс Борн, заместитель редактора. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Тови, Дональд Фрэнсис . 1956. Формы музыки , с редакционным предисловием Хьюберта Дж. Фосса. Лондон: Издательство Оксфордского университета; Кливленд: World Publishing Co.; Нью-Йорк: Книги Меридиана. ISBN 9780529020857 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Антклифф, Герберт. 1920. «Недавний подъем камерной музыки в Англии». Музыкальный ежеквартально 6, вып. 1 (январь): 12–23.
- Мейер, Эрнст Германн . 1946. Английская камерная музыка . Лондон: Лоуренс и Уишарт. Перепечатано, Нью-Йорк: Da Capo Press, 1971. ISBN 0-306-70037-9 . Справочник по раннему английскому фэнтези (fantazy, fantasie, fantasia.).