Каприччио (музыка)
Каприччио capri или каприс (иногда во множественном числе: caprices , , обычно или, по-итальянски, capricci произведение ), — музыкальное довольно свободное по форме и имеющее живой характер. Типичное каприччио – быстрое, интенсивное и часто виртуозное по своей природе.
Этот термин применялся по-разному, охватывая произведения, использующие множество различных процедур и форм, а также широкий спектр вокальных и инструментальных сил. Самое раннее появление этого термина было в 1561 году Жаке де Бершемом и применялось к набору мадригалов . В конце 16 и начале 17 веков это могло относиться к мадригалам, музыке, предназначенной для голосов или инструментов, или строго инструментальным произведениям, особенно клавишным. [1]
Примеры
[ редактировать ]- Шарль-Валентен Алкан : Солдатское каприччио (1859)
- Фикрет Амиров : Азербайджанское каприччио (1961)
- Людвиг ван Бетховен : Рондо каприччио Op.129 (в стиле каприччио)
- Иоганн Себастьян Бах : Каприччио на прощание любимого брата . Партита нет. 2 до минор BWV 826, mvt. 6
- Иоганнес Брамс : Каприччио си минор (1878)
- Георг Фридрих Гендель : Каприччио соль минор (HWV 483)
- Леош Яначек : Каприччио (1926)
- Дьёрдь Лигети : Due capricci (1947)
- Пьетро Локателли : каприччи для скрипки соло в «Искусстве скрипки» (1733)
- Феликс Мендельсон : Рондо каприччиозо (1830), Блестящее каприччио (1832)
- Никколо Паганини : 24 каприса для скрипки соло (1802–17)
- Кшиштоф Пендерецкий : Каприччио для скрипки с оркестром (1967)
- Уолтер Пистон : Каприччио для арфы и струнного оркестра (1963)
- Николай Римский-Корсаков : Испанское каприччио (1887)
- Камиль Сен-Санс : Каприс в датском и русском эфире (1887)
- Игорь Стравинский : Каприччио для фортепиано с оркестром (1929)
- Франсиско Таррега : Арабский каприз (1892)
- Пётр Ильич Чайковский : Итальянское каприччио (1880)
- Уильям Уолтон : Бурлеск Каприччио (1968)
- Ян Дисмас Зеленка : Каприччио фа мажор (ZWV 184)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Швандт, Эрих . 2001. «Каприччио (i)». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.