Jump to content

Каприс на датские и русские мелодии

Каприс на датские и русские мелодии
Камерная музыка Камиля Сен-Санса
Первая страница рукописи
Ключ Б мажор
Опус 79
Составленный 1887  ( 1887 )
Преданность Мария Федоровна
Опубликовано сентябрь 1887 ( 1887-09 ) ( Дюран )
Движения 1
Подсчет очков
  • флейта
  • гобой
  • кларнет
  • фортепиано
Премьера
Дата 21 апреля 1887 г. ( 21 апреля 1887 г. )
Расположение Санкт-Петербург
Сен-Санс против. 1880 г.

Каприз на « датские и русские мотивы », соч . 79 — каприс для флейты , гобоя , кларнета и фортепиано , написанный Камилем Сен-Сансом в 1887 году. Вдохновение для использования датских и русских мелодий можно связать с посвящением Марии Федоровне , датской принцессе, ставшей императрицей России в 1881 году. как супруга Александра III . [ 1 ]

В 1887 году Сен-Санс был приглашен французским Красным Крестом для семи пасхальных концертов в России с оркестром Императорской оперы. Он пригласил флейтиста Поля Таффанеля , гобоиста Жоржа Жилле и кларнетиста Шарля Тюрбана [ фр ] поехать с ним и написал «Каприз в воздухе дануа и русских» непосредственно перед отъездом из Парижа. специально для них [ 2 ]

Премьера состоялась 21 апреля 1887 года в Санкт-Петербурге , композитор играл на фортепиано. [ 3 ] Изюминкой концертов, как сообщается, стал « Каприз» , хотя в программу также входили различные фортепианные пьесы Сен-Санса и балетная музыка из его опер, а также его произведения для флейты с оркестром ( «Тарантелла» , «Романс» , «Прелюдия потопа »), гобой соло Генделя , Жилле и Димера , а также произведения для кларнета Вебера , Моцарта и Сен-Санса. [ 4 ]

В первый день состоялся торжественный вечер, на котором присутствовали великие князья, великие княжны и придворные князья. На третий день театры вновь открылись и вызвали лучших артистов. Затем начал падать снег, который до этого держался. В этом огромном зале публика простудилась и больше не приходила. Тем не менее концерты вошли в моду; впервые публика аплодировала соло на флейте, кларнете и гобое — инструментах, которые было необычно слышать в одиночку.

—Жан Боннеро [ 4 ]

Антон Рубинштейн , в то время директор Санкт-Петербургской консерватории , как сообщается, был настолько впечатлен, что пригласил всех духовых студентов посетить заключительный концерт в Санкт-Петербурге 26 апреля, чтобы они могли «получить некоторое представление о том, чего именно можно достичь на этих концертах». инструменты». [ 5 ]

После еще двух концертов в Москве четверо музыкантов вернулись в Париж. [ 5 ] хотя они снова представят работу в Лондоне в июне того же года. [ 3 ]

Сен-Санс даст еще одно исполнение произведения 31 августа 1904 года в Рио-де-Жанейро вместе с Педро де Ассис, Агостиньо Гувеа и Франсиско Нуньес. [ 3 ]

История публикаций

[ редактировать ]

17 апреля 1887 года, за несколько дней до премьеры, Сен-Санс писал своему издателю Дюрану : «Мы репетировали каприс для флейты, гобоя, кларнета и фортепиано. Не гравируйте его пока, я внесу некоторые изменения. Нет необходимости торопиться." После премьеры он написал 30 апреля: «Поначалу квартет был настолько популярен, что я не осмеливался менять что-либо, кроме мелких деталей». Работа была наконец опубликована в сентябре того же года. [ 6 ]

Сен-Санс не желал, чтобы произведение было аранжировано в других инструментах, и писал Дюрану 30 ноября 1889 года: «Я отказываюсь от аранжировки русской пьесы, и мне не хотелось бы, чтобы она была аранжирована. Поразмыслив, я убедился, что он стал бы пресным, лишенным инструментов, для которых он был создан». [ 7 ] Тем не менее, А. Бенфельд, близкий друг и поклонник Сен-Санса, известный также как Альберт Копф, [ 8 ] сделал аранжировку для двух фортепиано, которая была опубликована в январе 1896 года и исполнена Жюльет Тутен и Луизой Лот на концерте Société d'art в зале Плейель 20 декабря того же года. [ 3 ]

Структура

[ редактировать ]

Работа состоит из одного движения, выполнение которого занимает около 11 минут. Структурно его можно разделить на три отдельных раздела: вступление, датскую арию с вариациями и две русские арии с вариациями и кодой . Каждая из трех тем представлена ​​отдельным духовым инструментом. [ 9 ]

« Каприз » начинается с виртуозного вступления с быстрыми гаммами и арпеджио: [ 10 ]

Конец вступления отмечен большой паузой , после которой датская ария (Тема А) вводится соло на флейте под аккомпанемент фортепиано в такте 38:

Тему тут же повторяет гобой. Далее следует набор из четырех вариаций темы А в формате «последовательного более быстрого формирования». [ 9 ] Краткая фортепианная интерлюдия, вновь завершающаяся большой паузой, знаменует переход к русским напевам.

Первый русский арии (Тема Б), отмеченный Moderato ad libitum , открывается лирическим соло гобоя под аккомпанемент фортепиано в такте 122:

Соло кларнета сразу повторяет тему. Новый раздел, отмеченный Allegro vivace , начинается с игры на фортепиано быстрого аккомпанемента из шестнадцатых нот. Соло кларнета вводит второй русский арии (Тема C) в такте 159:

Вариации на русские темы отличаются по стилю от датских. [ 9 ] Первая вариация Темы B представляет собой блестящее исполнение с октавными скачками и толстыми фортепианными аккордами, включающее также элементы Введения. За репризой темы C следуют три отдельные вариации: первая вариация включает тройной ритм духовых инструментов, в то время как фортепиано играет тему; [ 11 ] второй - канон , [ 12 ] а третий основан на второй половине темы и также присутствует в финальной коде. [ 9 ]

Первый русский воздух возвращается в такте 335 с более теплым тоном гобоя, остальные духовые инструменты присоединяются позже. Наконец, все инструменты снова собираются вместе в такте 343, приводящем к коде. [ 9 ]

Вэй-Сянь Лиен дает подробный структурный анализ « Каприза» : [ 13 ]

Предмет Меры Время Метр Тональность
Введение 1–38 Не очень весело четвертная нота=106 общее время Б мажор
Датский Эйр
Тема А 39–55 Андантино четвертная нота с точкой. =52 6
8
Ре минор
Вариант I 55–70 Аллегретто четвертная нота с точкой. =66
Вариант II 70–86
Вариант III 86–106 ре мажор
Вариант IV 107–122 Ре минор
Русские Эйрс
Тема Б 122–154 В меру по желанию 3
4
Фа мажор
Тема С 155–181 Живой веселый четвертная нота=132 2
4
Тема Б', Вступление 181–202
Тема С 202–215 До мажор
Тема С' 216–240 Фа мажор
Тема С'' 240–270
Тема С''' 270–279
Тема Б', Вступление 280–296 Ре мажор
Тема С 296–314 Фа мажор
Тема С' 315–334
Темы B, C'', Вступление 335–383
Тема С 383–392
Тема C ''' (Кода) 393–420 Немного медленнее

На премьере « Каприз» «очень понравился двору» и заставил Сен-Санса, Таффанеля, Жилле и Тюрбана повторить свое выступление в Лондоне два месяца спустя. [ 1 ]

Современный критик Neue Zeitschrift für Musik , посетивший фестиваль камерной музыки в Бонне в 1905 году, где произведение исполнялось членами Société des Instruments à vent, был менее впечатлен: «Исполнение Октета Гуви и Сен-Санса «Квартет» ( Caprice sur des Airs danois et russes ) на третий день был совершенно прекрасен только на выбор; Квартет Сен-Санса заслуживает сожаления, так как произведение это, может быть, и очень красиво сделано, но в музыкальном отношении оно незначительно и уж точно не принадлежит к лучшему, что создал Сен-Санс. Только темы в нем, которых Сен-Санс не создавал. сочинять самому, привлекательны; остальное может представлять интерес для музыкального теоретика, но для слушателя это мало что значит. Произведение совершенно вышло за рамки программы». [ 14 ]

Сабина Теллер Ратнер отмечает, что « Каприз » «использует чудесные оттенки и нюансы палитры деревянных духовых инструментов: и выразительность, и скорбь перемежаются сверкающими пассажами для фортепиано». [ 1 ]

Эдвард Блейкман пишет об этой пьесе:

« Каприз » находит Сен-Санса наиболее расслабленным и интересным. Форма проста: вступление, за которым следуют три части мелодии с вариациями, последняя — полуфуга . Мелодии (будь то аутентичные народные мелодии или нет) нежно жалобны и поддаются и более энергичной обработке. Настроение, фактура и выбор регистра постоянно меняются по мере того, как Сен-Санс смещает акцент на духовые инструменты и фортепиано. [...] Это салонная музыка высочайшего качества, со всем старой Второй империи блеском Фортепианного концерта № 2 , который Сен-Санс также играл во время турне [1887 года]. Он точно передает тот роскошный дух русского двора, который так симпатизировал французской культуре – «волшебный мир» «снежа и позолоты», столь блестяще воссозданный Сашевереллом Ситуэллом . [ 4 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Ратнер 2005 , с. 5.
  2. ^ Блейкман 2005 , стр. 119.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Ратнер 2002 , с. 194.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Блейкман 2005 , с. 120.
  5. ^ Перейти обратно: а б Блейкман 2005 , стр. 121.
  6. ^ Ратнер 2002 , стр. 194–195.
  7. ^ Ратнер 2002 , с. 195.
  8. ^ Ссылка 2009 , с. 73.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и Ссылка 2009 , с. 74.
  10. ^ Ссылка 2009 , с. 77.
  11. ^ Ссылка 2009 , с. 79.
  12. ^ Ссылка 2009 , с. 80.
  13. ^ Ссылка 2009 , с. 75.
  14. ^ «Ассоциация Бетховена в Бонне и ее седьмой фестиваль камерной музыки» . Новый музыкальный журнал (на немецком языке). 72-й год, нет. 26/27: 564–565. 28 июня 1905 г. – через HathiTrust .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bac1d180eaffe9a1d9660e57f4536d5e__1709887440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/5e/bac1d180eaffe9a1d9660e57f4536d5e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Caprice sur des airs danois et russes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)