Каприс на датские и русские мелодии
Каприс на датские и русские мелодии | |
---|---|
Камерная музыка Камиля Сен-Санса | |
![]() Первая страница рукописи | |
Ключ | Б ♭ мажор |
Опус | 79 |
Составленный | 1887 |
Преданность | Мария Федоровна |
Опубликовано | сентябрь 1887 Дюран ) | (
Движения | 1 |
Подсчет очков |
|
Премьера | |
Дата | 21 апреля 1887 г. |
Расположение | Санкт-Петербург |

Каприз на « датские и русские мотивы », соч . 79 — каприс для флейты , гобоя , кларнета и фортепиано , написанный Камилем Сен-Сансом в 1887 году. Вдохновение для использования датских и русских мелодий можно связать с посвящением Марии Федоровне , датской принцессе, ставшей императрицей России в 1881 году. как супруга Александра III . [ 1 ]
История
[ редактировать ]В 1887 году Сен-Санс был приглашен французским Красным Крестом для семи пасхальных концертов в России с оркестром Императорской оперы. Он пригласил флейтиста Поля Таффанеля , гобоиста Жоржа Жилле и кларнетиста Шарля Тюрбана поехать с ним и написал «Каприз в воздухе дануа и русских» непосредственно перед отъездом из Парижа. специально для них [ 2 ]
Премьера состоялась 21 апреля 1887 года в Санкт-Петербурге , композитор играл на фортепиано. [ 3 ] Изюминкой концертов, как сообщается, стал « Каприз» , хотя в программу также входили различные фортепианные пьесы Сен-Санса и балетная музыка из его опер, а также его произведения для флейты с оркестром ( «Тарантелла» , «Романс» , «Прелюдия потопа »), гобой соло Генделя , Жилле и Димера , а также произведения для кларнета Вебера , Моцарта и Сен-Санса. [ 4 ]
В первый день состоялся торжественный вечер, на котором присутствовали великие князья, великие княжны и придворные князья. На третий день театры вновь открылись и вызвали лучших артистов. Затем начал падать снег, который до этого держался. В этом огромном зале публика простудилась и больше не приходила. Тем не менее концерты вошли в моду; впервые публика аплодировала соло на флейте, кларнете и гобое — инструментах, которые было необычно слышать в одиночку.
—Жан Боннеро [ 4 ]
Антон Рубинштейн , в то время директор Санкт-Петербургской консерватории , как сообщается, был настолько впечатлен, что пригласил всех духовых студентов посетить заключительный концерт в Санкт-Петербурге 26 апреля, чтобы они могли «получить некоторое представление о том, чего именно можно достичь на этих концертах». инструменты». [ 5 ]
После еще двух концертов в Москве четверо музыкантов вернулись в Париж. [ 5 ] хотя они снова представят работу в Лондоне в июне того же года. [ 3 ]
Сен-Санс даст еще одно исполнение произведения 31 августа 1904 года в Рио-де-Жанейро вместе с Педро де Ассис, Агостиньо Гувеа и Франсиско Нуньес. [ 3 ]
История публикаций
[ редактировать ]17 апреля 1887 года, за несколько дней до премьеры, Сен-Санс писал своему издателю Дюрану : «Мы репетировали каприс для флейты, гобоя, кларнета и фортепиано. Не гравируйте его пока, я внесу некоторые изменения. Нет необходимости торопиться." После премьеры он написал 30 апреля: «Поначалу квартет был настолько популярен, что я не осмеливался менять что-либо, кроме мелких деталей». Работа была наконец опубликована в сентябре того же года. [ 6 ]
Сен-Санс не желал, чтобы произведение было аранжировано в других инструментах, и писал Дюрану 30 ноября 1889 года: «Я отказываюсь от аранжировки русской пьесы, и мне не хотелось бы, чтобы она была аранжирована. Поразмыслив, я убедился, что он стал бы пресным, лишенным инструментов, для которых он был создан». [ 7 ] Тем не менее, А. Бенфельд, близкий друг и поклонник Сен-Санса, известный также как Альберт Копф, [ 8 ] сделал аранжировку для двух фортепиано, которая была опубликована в январе 1896 года и исполнена Жюльет Тутен и Луизой Лот на концерте Société d'art в зале Плейель 20 декабря того же года. [ 3 ]
Структура
[ редактировать ]Работа состоит из одного движения, выполнение которого занимает около 11 минут. Структурно его можно разделить на три отдельных раздела: вступление, датскую арию с вариациями и две русские арии с вариациями и кодой . Каждая из трех тем представлена отдельным духовым инструментом. [ 9 ]
Анализ
[ редактировать ]« Каприз » начинается с виртуозного вступления с быстрыми гаммами и арпеджио: [ 10 ]

Конец вступления отмечен большой паузой , после которой датская ария (Тема А) вводится соло на флейте под аккомпанемент фортепиано в такте 38:

Тему тут же повторяет гобой. Далее следует набор из четырех вариаций темы А в формате «последовательного более быстрого формирования». [ 9 ] Краткая фортепианная интерлюдия, вновь завершающаяся большой паузой, знаменует переход к русским напевам.
Первый русский арии (Тема Б), отмеченный Moderato ad libitum , открывается лирическим соло гобоя под аккомпанемент фортепиано в такте 122:

Соло кларнета сразу повторяет тему. Новый раздел, отмеченный Allegro vivace , начинается с игры на фортепиано быстрого аккомпанемента из шестнадцатых нот. Соло кларнета вводит второй русский арии (Тема C) в такте 159:

Вариации на русские темы отличаются по стилю от датских. [ 9 ] Первая вариация Темы B представляет собой блестящее исполнение с октавными скачками и толстыми фортепианными аккордами, включающее также элементы Введения. За репризой темы C следуют три отдельные вариации: первая вариация включает тройной ритм духовых инструментов, в то время как фортепиано играет тему; [ 11 ] второй - канон , [ 12 ] а третий основан на второй половине темы и также присутствует в финальной коде. [ 9 ]
Первый русский воздух возвращается в такте 335 с более теплым тоном гобоя, остальные духовые инструменты присоединяются позже. Наконец, все инструменты снова собираются вместе в такте 343, приводящем к коде. [ 9 ]
Вэй-Сянь Лиен дает подробный структурный анализ « Каприза» : [ 13 ]
Прием
[ редактировать ]На премьере « Каприз» «очень понравился двору» и заставил Сен-Санса, Таффанеля, Жилле и Тюрбана повторить свое выступление в Лондоне два месяца спустя. [ 1 ]
Современный критик Neue Zeitschrift für Musik , посетивший фестиваль камерной музыки в Бонне в 1905 году, где произведение исполнялось членами Société des Instruments à vent, был менее впечатлен: «Исполнение Октета Гуви и Сен-Санса «Квартет» ( Caprice sur des Airs danois et russes ) на третий день был совершенно прекрасен только на выбор; Квартет Сен-Санса заслуживает сожаления, так как произведение это, может быть, и очень красиво сделано, но в музыкальном отношении оно незначительно и уж точно не принадлежит к лучшему, что создал Сен-Санс. Только темы в нем, которых Сен-Санс не создавал. сочинять самому, привлекательны; остальное может представлять интерес для музыкального теоретика, но для слушателя это мало что значит. Произведение совершенно вышло за рамки программы». [ 14 ]
Сабина Теллер Ратнер отмечает, что « Каприз » «использует чудесные оттенки и нюансы палитры деревянных духовых инструментов: и выразительность, и скорбь перемежаются сверкающими пассажами для фортепиано». [ 1 ]
Эдвард Блейкман пишет об этой пьесе:
« Каприз » находит Сен-Санса наиболее расслабленным и интересным. Форма проста: вступление, за которым следуют три части мелодии с вариациями, последняя — полуфуга . Мелодии (будь то аутентичные народные мелодии или нет) нежно жалобны и поддаются и более энергичной обработке. Настроение, фактура и выбор регистра постоянно меняются по мере того, как Сен-Санс смещает акцент на духовые инструменты и фортепиано. [...] Это салонная музыка высочайшего качества, со всем старой Второй империи блеском Фортепианного концерта № 2 , который Сен-Санс также играл во время турне [1887 года]. Он точно передает тот роскошный дух русского двора, который так симпатизировал французской культуре – «волшебный мир» «снежа и позолоты», столь блестяще воссозданный Сашевереллом Ситуэллом . [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Ратнер 2005 , с. 5.
- ^ Блейкман 2005 , стр. 119.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ратнер 2002 , с. 194.
- ^ Перейти обратно: а б с Блейкман 2005 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б Блейкман 2005 , стр. 121.
- ^ Ратнер 2002 , стр. 194–195.
- ^ Ратнер 2002 , с. 195.
- ^ Ссылка 2009 , с. 73.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ссылка 2009 , с. 74.
- ^ Ссылка 2009 , с. 77.
- ^ Ссылка 2009 , с. 79.
- ^ Ссылка 2009 , с. 80.
- ^ Ссылка 2009 , с. 75.
- ^ «Ассоциация Бетховена в Бонне и ее седьмой фестиваль камерной музыки» . Новый музыкальный журнал (на немецком языке). 72-й год, нет. 26/27: 564–565. 28 июня 1905 г. – через HathiTrust .
Источники
[ редактировать ]- Ратнер, Сабина Теллер (2002). Камиль Сен-Санс, 1835–1922: Тематический каталог его полных сочинений, Том 1: Инструментальные произведения . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-816320-6 .
- Ратнер, Сабина Теллер (2005). Примечания к компакт-диску «Гиперион» Камерная музыка Сен-Санса . Лондон: Hyperion Records .
- Блейкман, Эдвард (2005). Таффанель: Гений флейты . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-517098-9 .
- Льен, Вэй-Сянь (2009). Малоизвестная фортепианная камерная музыка Камиля Сен-Санса: проект записи . Колледж-Парк, Мэриленд : Университет Мэриленда .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Каприс на датские и русские мелодии : партитуры в рамках проекта International Music Score Library Project