Оратория Ноэля
Оратория Ноэля | |
---|---|
Кантата Камиля Сен-Санса | |
Орган Аристида Кавайе-Колля в Ла Мадлен , где состоялась премьера музыки. | |
Английский | Рождественская оратория |
Опус | 12 |
Текст | из Вульгаты |
Язык | латинский |
Выполненный | 24 декабря 1858 г. Париж . : |
Опубликовано | 1863 |
Движения | 10 |
Подсчет очков |
|
Оратория Ноэля , соч. 12 Камилла Сен-Санса , также известная как его «Рождественская оратория» , представляет собой похожее на кантату произведение, написанное для солистов, хора, органа, струнных и арфы. Будучи органистом в Ла Мадлен , Сен-Санс написал Рождественскую ораторию менее чем за две недели, завершив ее за десять дней до премьеры на Рождество 1858 года. [ 1 ] Партитура этой оратории была подготовлена позднее композитором и органистом Эженом Жигу , коллегой Сен-Санса.
Исполняющие силы
[ редактировать ]Произведение рассчитано для пяти солистов (сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор и баритон), смешанного хора SATB, органа, арфы и струнных в стандартных пяти разделах. Женщины хора делятся на четыре части в одном движении. Значительную роль в произведении играет орган, часто играющий один, тогда как арфа ограничивается тремя частями.
Текст
[ редактировать ]Сен-Санс выбрал для текста произведения несколько стихов из латинской Вульгаты Библии. «Хотя эти тексты взяты не из одного источника, очевидно, что традиционные церковные литургии, связанные с Рождеством, оказали влияние на Сен-Санса. Около половины выбранных им текстов соответствуют различным частям двух рождественских служб: Первой мессы в полночь и Второй мессы. на рассвете." [ 2 ] Один автор называет произведение «музыкальным усилением слов [Рождественской] канцелярии без интереса к человеческой драме». [ 3 ]
Повествовательная часть текста, взятая из второй главы Евангелия от Луки, появляется во второй части и рассказывает часть традиционной рождественской истории с участием пастухов. Остальные тексты, взятые из Иоанна, Исаии, Плача и Псалмов, размышляют над смыслом и значением события.
Структура и стиль
[ редактировать ]Оратория Ноэля построена таким образом, что «почти не выходит за пределы кантаты, но музыкально построена в стиле оратории». [ 4 ] Однако «его меньшая длина и тот факт, что он предназначался для представления во время богослужения, приближают его по характеру и назначению к традиционной священной кантате». [ 5 ] Ее структура больше похожа на оратории раннего барокко, чем на более поздние произведения этого жанра.
Сен-Санс разделил произведение на 10 частей: за прелюдией следовали девять вокальных номеров. После прелюдии, вступительных речитативов и припева произведение постепенно выстраивается от одного солиста в сопровождении небольшого ансамбля с привлечением всех инструментальных и вокальных сил. Полный хор поет во второй, шестой и последней частях, а женщины хора аккомпанируют солисту-тенору в четвертой.
Хотя в сольных партиях есть краткие эпизоды величия и одна неистовая часть припева, большая часть произведения носит приглушенный и лирический характер. Изучение Сен-Сансом хоровой музыки Баха, Генделя, Моцарта, Берлиоза и других оказало большое влияние на произведение, при этом наиболее значительным влиянием стала Вторая часть « Рождественской оратории» Гуно И.С. Баха и «Месса Святой Цецилии» .
Движения
[ редактировать ]- Прелюдия (в стиле Себаба Баха) для органа и струнных
- Речитатив: «И были пастухи», для солистов сопрано, альта, тенора и баритона, органа и струнных; Припев: «Слава в вышних», для смешанного хора, органа и струнных.
- Воздух: «Expectans ожидание» для солиста меццо-сопрано, органа и струнных.
- Воздух и припев: «Domine, ego credidi», для солиста тенора, женского хора, органа и струнных.
- Дуэт: «Бенедикт» для солистов сопрано и баритона, органа и арфы.
- Припев: «Отчего взревели народы», смешанный хор, орган и струнные.
- Трио: «Начало тебя» для солистов сопрано, тенора и баритона, органа и арфы.
- Квартет: «Laudate coeli» для солистов сопрано, меццо-сопрано, альта и баритона, органа и струнных.
- Квинтет и хор: «Consurge, filia Sion», для всех пяти солистов, хора, органа, струнных и арфы.
- Припев: «Толлитские хостии» для смешанного хора, органа и струнных.
Записи
[ редактировать ]Дирижер | Солисты | Хор и оркестр | Орган | Арфа | дата | Этикетка |
---|---|---|---|---|---|---|
Дитхард Хеллманн | Верена Швейцер, сопрано
Эдит Винс, Сопрано Хелена Юнгвирт , Альт Фридрих Мельцер, тенор Курт Видмер , бас |
Бахчор и Бахкорчестер Майнц | Ганс Иоахим Барч | Барбара Бирманн | 1976 | Туман
отчет о профиле (Издание Гюнтера Хенсслера) 2005 г. |
Сильвен Камбрелинг | Мишель Лагранж, Сопрано
Энни Тассет, меццо-сопрано Жорж Готье, тенор Ханна Шаер, Контральто Поль Гиг, баритон |
Мадригал Лиона
Лионский камерный оркестр |
Поль Куэффе | Жермен Лоренцини | 1981 | Арион
Гран-при Академии лирической звукозаписи. |
Андерс Эби | Анна Софи фон Оттер , меццо-сопрано
Бритт-Мари Арун, Сопрано Эрланд Хагегорд, тенор Ульф Лундмарк, бас Инг-Мари Ланден, Альт |
Оркестр Королевского оперного театра
Камерный хор Микаэли |
Ларс Хагстрем | Карин Лангебо | 1981 | Точнее Musik AB
1994 |
Пит Кил-младший | Марья Пул, Альто
Артур Шильдмейер, бас Элен Версло, меццо-сопрано Вендела Бронсгит, Сопрано Йос Ван Дер Ланс, тенор |
Гармоничная течка | Пит Халсема | Фрида Кан | 1983 | Лариго |
Мартин Флемиг | Элизабет Уилке
Армин Уде Эгберт Юнгханнс Аннет Маркет Миллион Зофф Уте Селбиг |
Дрезден Кройцхор
Дрезденская филармония |
Майкл-Кристфрид Винклер | 1987 | каприз | |
Жан-Луи Пети | Клэр Луше, Сопрано
Мари-Мадлен Ловен, меццо-сопрано Даниэль Мишель, Альт Эрве Лами, тенор Марк Торон, бас |
Версальский полифонический ансамбль
Инструментальный ансамбль Виля д'Авре |
Жан-Мишель Лушар | 1993 | быстрый сон | |
Майкл Вебер | Хендрик Риттер, тенор
Штеффен-Фридль-Шнайдер, баритоны Траудл Ну, Сопрано Андреа Форшер, меццо-сопрано Улла Тейх, Альт |
Кор евангелического сообщества Хемсбаха/Зульцбаха
Лукас Камерата Мангейм |
Андреас Ну | 10/12/1995 | СФС | |
Александрос Мират | Юлия Суглакова
Марина Фидели, меццо-сопрано Марина Феррейра Вангелис Хацисимос, тенор Христофорос Стабогли, бас |
Хор греческого радио и телевидения
Камерата |
Мартин Хазельбёк | Ион Иван-Ронча | 1997 | ДОМ |
Свен-Ингварт Миккельсен | Тинебет Харткопф, Сопрано
Болетт Бруно Хансен и Лилли Шульц, меццо-сопрано Джун Лунд, тенор Ларс Фенц Крог, бас |
Вокальный ансамбль Логумклостер | Бент Соренсен | Йост Шеллинг | 1998 | Компакт-диск скандинавской классики |
Хорхе-Ханнес Хан | Анна Мария Фриман, Сопрано
Aleksandra Lustig, Mezzo-soprano Патрисия Вагнер, Альт Андреас Вагнер, Тенор Тобиас Шабе, Бассель |
Кантус Штутгарт
Бахор Штутгарт Бахорчестер Штутгарт |
Питер Кранфоед
Рие Хироэ-Ланг |
2005 | Петь | |
Хольгер Бэкон | Антония Бурве, Сопрано
Гундула Шнайдер, меццо-сопрано Сабина Чинцель, Альт Маркус Ульман, тенор Йенс Хаманн, баритон |
Вокальный ансамбль Раштатт
Избранное |
Романо Гифер | 2006 | дорогой | |
Ральф Отто | Симона Хауда-Шатурова , сопрано
Регина Петцер, меццо-сопрано Анке Вондунг , альт Ханс Йорг Маммель , тенор Флориан Беш , баритон |
Бахчор Майнц | Петра Морат-Пузинелли | Франсуаза Фридрих | 2008 | Немецкая Гармония Мунди |
Тим Киз | Джастин Коннорс, тенор
Виктория Лоткович, меццо-сопрано Гэри Гавула, баритон Элиза Раш, Сопрано |
Консорт Киз | 2008 | АЛЛМУЗЫК
ИГРАТЬ ВИДЕО | ||
Роберто Молинелли | Камерный оркестр Марке
Хор Коломбати Город Пергола |
2009 | Ю Тьюб
RMstaff | |||
Кристоф Поппен | Рут Зисак , Сопрано
Аня Шлоссер, меццо-сопрано Клаудия Манке, меццо-сопрано Джеймс Тейлор, тенор Николай Борчев, баритон |
Саарбрюккен, хор и оркестр | 2008 | DVD 16222 |
Литература
[ редактировать ]- Музыка, Дэвид В. (1998). «Рождественская оратория Камиля Сен-Санса: описание, доступность, сравнение». Хоровой журнал . 39 (5). Американская ассоциация хоровых руководителей: 49–53. ISSN 0009-5028 . JSTOR 23552680 .
- Барроу, Ли Г. (2014). Камиль Сен-Санс, «Рождественская оратория». БарГрафика. ISBN 978-1-4973-9389-9 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Смитер, Ховард (2000). Чапел-Хилл, Северная Каролина История оратории: оратория в девятнадцатом и двадцатом веках. Книги UNC Press, стр. 566.
- ^ Барроу, Ли Г. (2014). Камиль Сен-Санс, «Рождественская оратория». БарГрафика, с. 33.
- ^ Рис, Брайан (1999). Камиль Сен-Санс: жизнь. Лондон: Чатто и Виндус, с. 95.
- ^ Аптон, Джордж Патнэм (1890). Чикаго «Стандартные оратории: их истории, их музыка и их композиторы»; справочник, с. 269. AC McClurg и компания.
- ^ Барроу (2014), с. 70
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Оратория Ноэля : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Рождественская оратория на AllMusic