Фортепианный концерт № 2 (Сен-Санс)

Фортепианный концерт № 2 соль минор , соч. 22 Камиля Сен-Санса Сен-Санса был написан в 1868 году и, вероятно, является самым популярным фортепианным концертом . Он был посвящен мадам А. де Виллер (урожденной де Габер). На премьере 13 мая солистом был композитор, Антон Рубинштейн . оркестром дирижировал [ 1 ] Сен-Санс написал концерт за три недели, и у него было очень мало времени на подготовку к премьере; следовательно, произведение изначально не имело успеха. Капризные изменения стиля побудили Зигмунта Стоёвского пошутить, что он «начинается с Баха и заканчивается Оффенбахом ». [ 2 ]
Обзор
[ редактировать ]Пьеса соответствует традиционной форме трех частей , но допускает больше свободы в обозначении темпа . Обычно первая часть быстрая, а вторая медленнее, но первая часть здесь медленная, а вторая часть имеет качество скерцо , в результате чего получается форма, напоминающая типичную четырехчастную симфонию, но без первой части. (форма также представлена » Бетховена «Лунной сонатой ).
Части в концерте:
- Анданте сустейн ( соль минор и сонатная форма )
- Концерт начинается с фортепианного соло, исполняющего длинное импровизационное вступление в стиле баховской фантазии . После вступления оркестра беспокойная и меланхоличная звучит первая тема, опять же соло на фортепиано. Сен-Санс заимствовал эту тему из » своего ученика Габриэля Форе заброшенного мотета «Тантум, ergo . Появляется короткая вторая тема, за которой следует средняя часть с возрастающей степенью анимации . Основная тема повторяется фортиссимо , а солисту дается длинная ad libitum каденция . возвращается баховский вступительный мотив В коде .
- Аллегро шуточное ( ми-бемоль мажор и сонатная форма)
- Вторая часть написана ми-бемоль мажор и вместо типичного адажио напоминает скерцо . Активная фортепианная партия отмечена leggieramente , а две основные темы умны и беззаботны. Энергичная, деликатная индивидуальность этого конкретного движения характерна для музыкального остроумия Сен-Санса, наиболее ярко наблюдаемого в «Карнавале животных» .
- Престо (соль минор и сонатная форма)
- Концерт завершается возвращением к тональности соль минор . Как и предыдущее движение, оно движется быстро; на этот раз форма представляет собой чрезвычайно быструю, огненную сальтареллу в сонатной форме с сильной тройной фигурой. На скорости presto оркестр и солист стремительно несутся вперед, набирая громкость и импульс и заканчивая вихрем арпеджио соль минор .
Концерт написан для фортепиано соло, 2- х флейт , 2-х гобоев , 2 - х кларнетов , 2- х фаготов , 2- х валторн , 2- х труб , литавр , крэш-цимбал и струнных . Спектакль длится около 23 минут.
Влияния
[ редактировать ]Концерт, особенно вторая часть, оказал сильное влияние на Фортепианный концерт до минор 1887 года французского Пьерне композитора Габриэля . [ 3 ] Композитор также очень любил Скерцо н. Шопена. 4, что, возможно, повлияло на это движение.
Жорж Бизе написал транскрипцию концерта для фортепиано соло.
Концерт вошёл в фильм 2020 года « Ноктюрн ».
Записи
[ редактировать ]- Бенно Моисейвич , фортепиано, Лондонский филармонический оркестр под управлением Бэзила Кэмерона. 1947 г., отчет CD Naxos 2002 г.,
- Бенно Моисейвич, фортепиано, Королевский филармонический оркестр, дирижер сэр Юджин Гуссенс 1960, отчет CD Classica (Les introuvables) 2020 ( 3 и движение)
- Мура Лимпани , фортепиано, Лондонский филармонический оркестр, дир. Жан Мартинон . LP Лондонские пластинки 1951 года
- Артур Рубинштейн, фортепиано, Нью-Йоркский филармонический оркестр, дирижер Дмитрий Митропулос (концерт 19.04.1953). CD Гильдия Музыка 2009
- Эмиль Гилельс , фортепиано, Оркестр Общества концертов консерватории, дирижер Андре Клюитенс . LP Columbia, 11 ноября 1954 г., отчет SACD Прага, 2013 г. Золотая накладка грифа. концертное фортепиано №4 S
- Дэниел Адни , фортепиано, Королевский филармонический оркестр Ливерпуля, под управлением сэра Чарльза Гроувза . LP ЭМИ 1976 г.
- Артур Рубинштейн , фортепиано, Symphony Of The Air, дирижер Альфред Валленштейн LP RCA Victor, отчет 1958 года, компакт-диск BMG Classics 1996
- Малкольм Биннс , фортепиано, Лондонский филармонический оркестр, дирижер Александр Гибсон . LP Клуб мировых рекордов 1968 года
- Орацио Фругони, фортепиано, Pro Musica Symphony Vienna, дирижер, Ганс Свароски (с концертом № 5 ). LP Turnabout / Vox 1976
- Рут Сленчинска , фортепиано, Симфония воздуха, дирижер Генри Свобода LP Decca, 1959 г., отчет DG Eloquence 2020. Diapason d'or 2021
- Григорий Соколов , фортепиано, Симфонический оркестр URSS под управлением Неэме Ярви . LP Мелоди Ангел 1966.
- Артур Рубинштейн , фортепиано, Филадельфийский оркестр, дирижер Юджин Орманди . CD RCA Victor 1970, отчет CD Sony 2013.
- Франсуа-Рене Дюшабль , фортепиано, Страсбургский филармонический оркестр, дирижер Ален Ломбард . Компакт-диск Эрато 1982.
- Сесиль Уссе , фортепиано, Симфонический оркестр города Бирмингема, дирижер Саймон Рэттл . Компакт-диск Эми 1982 года
- Нельсон Фрейре , фортепиано, Симфонический оркестр Берлина, дирижер Адам Фишер . Концертная запись 1986 года. CD Audite Musikproduktion 2017.
- Исраэль Маргалит , фортепиано, Лондонский филармонический оркестр, дирижер Брайден Томсон . Компакт-диск Чандос 1987 года
- Стивен Хаф , фортепиано, Симфонический оркестр города Бирмингема , дирижер Сакари Орамо . 2 компакт-диска Hyperion 2000–2001. Запись 2002 года на Gramophone Awards. Золотой диапазон , Choc Le Monde la Musique.
- Петер Топерцер, фортепиано, Словацкая филармония, дирижер Зденек Кослер . Компакт-диск Наксос 2000
- Николай Петров, фортепиано (единственная фортепианная стенограмма Жоржа Бизе, 1868 г.). CD Олимпия 2002
- Франц Форрабер , фортепиано, Анхальтская филармония Дессау, дирижер Голо Берг. Компакт-диск Тороффон (Bella Musica) 2003 г.
- Бриджит Анжерер , фортепиано, Парижский оркестр, дирижер Андреа Кен (с концертом № 5). CD Мираре 2008
- Говард Шелли , фортепиано, Оркестр Opera North, фортепиано и дирижирование, компакт-диск Chandos 2009
- Бенджамин Гросвенор , фортепиано, Королевский филармонический оркестр Ливерпуля, дирижер Джеймс Джадд , компакт-диск Decca 2012
- Эммануэль Деспакс, фортепиано, Orpheus Sinfonia под управлением Томаса Кэрролла. CD Signum классика 2013 года
- Луи Швизгебель , фортепиано, Симфонический оркестр BBC, дирижер Фабьен Габель (с концертом № 5 ). CD-апартаменты 2015 г.
- Вадим Холоденко , пиано, Орчестер де ла Радио Норвегиен, conductor Miguel Harth-Bedoya . CD Harmonia Mundi 2016
- Эндрю фон Ойен , фортепиано, ПКФ-Пражская филармония, дирижер Эммануэль Вийом . CD Warner Classics 2017
- Бертран Шамаю , фортепиано, Национальный оркестр Франции, дирижер Эммануэль Кривин . CD Erato 2019. Gramophone Awards, Choc de Classica.
- Натанаэль Гуэн , фортепиано ( Жоржа Бизе единственная фортепианная стенограмма , 1868 г.). КД Мираре 2020
- Жанна-Мари Дарре , фортепиано, Национальный оркестр Франции по радиодиффузии, дирижер Луи Фурестье , запись в 1955 году. Опубликовано на компакт-диске EMI Music France, 1996 год. [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Сен-Санс: Премьера фортепианного концерта № 2» . Интерлюдия .
- ↑ Краткое изложение фортепианных концертов Сен-Санса, заархивировано 28 мая 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Ларнер, Джеральд (2011). Пьерне: Концерт для фортепиано с оркестром, Дивертисменты на пасторальную тему, Сюиты из оперы «Рамунчо», Марш маленьких солидных свинцов (CD). Чандос Рекордс . п. 5-6.
- ^ дискогс