Андре Клютенс

Андре Клюйтенс (англ. Французское произношение: [ɑ̃dʁe klɥitɛ̃s] , Голландское произношение: [ɑn'dreː 'klœytəns] ; урожденный Огюстен Зульма Альфонс Клютенс ; 26 марта 1905 г. - 3 июня 1967 г.) [ 1 ] бельгийского происхождения французский дирижер , работавший в концертном зале, оперном театре и студии звукозаписи. Его репертуар простирался от венской классики через французских композиторов до произведений 20-го века. Хотя большая часть его карьеры прошла во Франции, он был первым французским дирижером в Байройте в 1955 году; он также дирижировал «Кольцом» и «Парсифалем» в Ла Скала . [ 2 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Бельгия
[ редактировать ]Клюйтенс родился в Антверпене в музыкальной семье: его дед по отцовской линии, отец и дяди были профессиональными музыкантами. Его мать была сопрано в опере, а после ее смерти в 1906 году отец женился на другой певице. [ 1 ] Он поступил в Королевскую консерваторию Антверпена в возрасте 9 лет и окончил ее в 16 лет, получив первые премии по гармонии и контрапункту и фортепиано. [ 3 ] Его отец Альфонс, дирижер Королевского французского оперного театра , нанял сына хормейстером и тренером. Он присоединился к своему отцу в Опере, дирижируя там постановками, дебютировав 14 декабря 1926 года в спектакле « Les pêcheurs de perles» . [ 1 ] В январе 1927 года он женился на Жермен Жильсон, солистке сопрано труппы Королевского французского театра; у них был сын Мишель (1943–69). [ 1 ] Получив повышение до дирижера в сезоне 1927–28, в течение следующих пяти лет Клюйтенс создал в Антверпене широкий оперный (и балетный) репертуар: Мирей , Мадам Баттерфляй , Травиата , Дочь полка , Ла Башош , Ma Mère l' ойе , Манон , Нюрнбергская кукла , Воскрешение , Лючия ди Ламмермур , Вертер , Игры , Домино нуар , Путешествие в Китай , Гугеноты , Волынщица Шванда , Саломея и Анжелика . [ 1 ]
Франция
[ редактировать ]В 1932 году он стал главным дирижером Театра Капитолия в Тулузе, пополнив свой репертуар такими операми, как «Борис Годунов» , «Лоэнгрин» , «Эрнани» , «Тангейзер» , «Отелло» , «Валькюра» и «Женитьба Фигаро» , а также несколькими опереттами . [ 1 ] В 1935 году он перешел в Лионскую национальную оперу в качестве главного дирижера, добавив в свой репертуар еще больше произведений Вагнера ( «Золото Рейна» и «Зигфрид» ), и стал там музыкальным руководителем в 1942 году.
Клюйтенс вызвался служить во французской армии в сентябре 1939 года и после медицинского обследования был принят в качестве французского комбатанта, хотя никогда не участвовал в боевых действиях; он стал гражданином Франции 14 мая 1940 года. [ 1 ] После освобождения Франции жалобы из Бордо относительно его предполагаемого сотрудничества с нацистскими властями в этом городе привели к тому, что он был приговорен в рамках épuration ; после апелляции 24 мая 1946 г. его приговор был отменен. [ 1 ]
В 1947 году он был назначен музыкальным руководителем Комической оперы , где в период с 1947 по 1953 год дирижировал 40 произведениями, включая премьеры « La carosse du Saint Sacrement» , «Marion» и «Le Oui des jeunes filles» . Его уважаемая работа в Комической опере включала успешное возобновление «Сказок Гофмана» в новой постановке в апреле 1948 года; [ 4 ] Франсис Пуленк силами Опера-Комик был в восторге от своего участия в записи его «Les mamelles de Tiresias» . Также примечательным было возрождение спустя 180 лет «Блеза ле Саветье» (который был включен в репертуар Зала Фавар как занавес к «Богеме» , «Вертеру» и «Травиате» ) и французская премьера «Прогресса повесы» в июне 1953 года. Его возрождение « Манон» получила высокую оценку – и стала примером того, что парижские критики считали успешным пребыванием в Комической опере; он также курировал множество вечеров, посвященных Равелю . Клюитенс ушел из Комической оперы в декабре 1953 года и провел там свое последнее выступление ( «Манон ») 30 сентября 1954 года. В 1953 году он стал кавалером Ордена Почетного легиона. [ 1 ]
Дебютировав с оркестром Парижской консерватории 20 декабря 1942 года, он сменил Чарльза Мунка в 1949 году на посту главного дирижера, и этот пост он занимал до 1960 года. Его контракт требовал, чтобы он дирижировал половиной концертов оркестра каждый сезон; он также водил их в зарубежные гастроли. Клюйтенс должен был дирижировать первым концертом Альфреда Корто в Париже после его позора за деятельность Виши в 1947 году; в случае, если концерт будет отменен, и Клюйтенс откажется признать Корто, поскольку он и оркестр покинут сцену, чтобы Корто мог сыграть соло. [ 5 ] Клюйтенс дирижировал оркестром Парижской консерватории в симфоническом цикле Бетховена , а затем во время его турне по Японии в 1964 году. [ 6 ] продолжая самостоятельно дирижировать Сиднейским симфоническим оркестром , Южно-Австралийским симфоническим оркестром , Западно-Австралийским симфоническим оркестром , Викторианским симфоническим оркестром и Симфоническим оркестром Квинсленда до июля того же года.
Международная карьера
[ редактировать ]Он руководил знаменитым исполнением Вагнера оперы « Тангейзер» на Байройтском фестивале 23 июля 1955 года, став первым дирижером французской национальности, дирижировавшим в Байройте (и только третьим ненемцем, дирижировавшим там, после Тосканини и де Сабата ). Другие его работы в Байройте до 1965 года включали «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1956, 1957, 1958), «Парсифаль» (1957, 1965) и «Лоэнгрин» (1958), вернувшись в « Тангейзер» в 1965 году. По словам Вольфганга Вагнера , Клюйтенс «всеобще нравился». за его любезность, непредвзятое отношение»; Ганс Кнаппертсбуш был в восторге, когда Клюйтенс попросил старшего дирижера познакомить его с «Парсифалем» . [ 7 ]
Он должен был познакомить Режин Креспен с Виландом Вагнером , что привело к ее помолвке в Байройте с 1958 года. [ 8 ] Проведя цикл «Ринг» в Лионе в 1959 году, Клюйтенс провел три цикла в Ла Скала в Милане в 1963 году (с Биргит Нильссон и Хансом Хоттером ).
Клюйтенс дебютировал с Венским филармоническим оркестром в 1948 году, а затем гастролировал по Великобритании, США и Канаде. [ 9 ] с оркестром в 1956 году. Он также работал с Берлинской филармонией в качестве приглашенного дирижера, сделав с этим оркестром самую первую запись полных симфоний Бетховена. Клюйтенс хорошо разбирался в немецком репертуаре, а также отличался авторитетными интерпретациями Равеля и других современных французских композиторов.
С 1964 года у него были близкие отношения с Аней Силья , с которой он познакомился в Байройте. [ 10 ] и впервые дирижировал «Саломеей» в Парижской опере. Его смерть в возрасте 62 лет совпала с появлением у него репутации не только как дирижера французской классики, но и как интерпретатора стандартного немецкого/австрийского репертуара.
Клюйтенс умер в 1967 году в Нейи-сюр-Сен , Франция. Немецкая сопрано Аня Силья купила свой бывший дом в Париже и с тех пор проживает там. [ 11 ]
Записи
[ редактировать ]Плодовитый артист звукозаписи, Клюитенс подписал контракт с французским отделением EMI Pathé-Marconi в 1946 году. Он записал обширную серию полных французских опер силами Комической оперы и Национальной оперы Парижа . Он также записал с Берлинским филармоническим оркестром широкий спектр оркестровых произведений французских мастеров, два обхода оркестровых произведений Равеля и полный цикл девяти симфоний Бетховена с Берлинским филармоническим оркестром. Многие из его пластинок и некоторые живые выступления с тех пор были переизданы на компакт-дисках. [ 3 ] [ 12 ] а фильм о его дирижировании Равелем и Чайковским (с Эмилем Гилельсом ) представлен на DVD. [ 13 ] Его можно увидеть во время увертюры к фильму «Севильский парикмахер» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Бек Э. Андре Клютенс: Маршрут дирижера. Издания Мардага, Вавр, 2009 г.
- ^ Андре Клюйтенс. В: Музыкальный словарь New Grove. Макмиллан, Лондон и Нью-Йорк, 2001 г.
- ^ Перейти обратно: а б Заметки Сандерса А. Лайнера к Андре Клютенсу – компакт-диски с французской коллекцией. Лондон, Завет, 2002.
- ^ Вольф, Стефан. Полвека Комической оперы (1900–1950). Андре Бонн, Париж, 1953 год.
- ^ Споттс Ф. Позорный мир . Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон, 2008 г., ISBN 0300132905 .
- ^ Холоман ДК. Веб-сайт Société des concerts du Conservatoire. Архивировано 27 сентября 2011 г. на Wayback Machine , доступ осуществлен 13 марта 2011 г.
- ^ Вагнер, Вольфганг. Деяния (автобиография). Орион, Лондон, 1994 г.
- ↑ Томмазини, Энтони Режин Креспен, французское сопрано, умер в возрасте 80 лет . Нью-Йорк Таймс , 6 июля 2007 г.
- ^ Некролог - Андре Клюитенс. Граммофон , август 1967 года.
- ↑ Андре Клюитенс, автор: Аня Силья , интервью с Сесиль Реми, Abeille Musique, 22 марта 2002 г. Архивировано 10 марта 2016 г. на Wayback Machine , доступ 16 февраля 2011 г.
- ^ Майкл Уайт (27 сентября 2001 г.). «Роковая женщина сталкивается с музыкой» . Телеграф . Проверено 18 февраля 2007 г.
- ^ Коуэн Р. Повтор: Роб Коуэн заново открывает для себя искусство дирижера Андре Клютенса. Граммофон , май 2002 г., стр. 104–5.
- ^ Классический архив EMI IMG DVA4 90124-9, 2003.
- Холомон, Д. Керн. Общество концертов консерватории, 1828–1967 гг . стр. 476-7.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Концертное общество консерватории
- Биография на All Music.com
- Краткая биография, Записи и дискография , Классическая музыка Ёнгрока Ли
- 1905 рождений
- 1967 смертей
- Бельгийские дирижеры (музыка)
- Бельгийские музыканты-мужчины
- Французские мужчины-дирижеры (музыка)
- Музыкальные руководители (опера)
- Рыцари Почетного легиона
- Музыканты из Антверпена
- Натурализованные граждане Франции
- Французские дирижеры ХХ века (музыка)
- Французские музыканты-мужчины 20-го века
- Исполнители музыки и искусства
- Бельгийские эмигранты во Франции