Jump to content

Андре Клютенс

Андре Клюйтенс, 1965 год.

Андре Клюйтенс (англ. Французское произношение: [ɑ̃dʁe klɥitɛ̃s] , Голландское произношение: [ɑn'dreː 'klœytəns] ; урожденный Огюстен Зульма Альфонс Клютенс ; 26 марта 1905 г. - 3 июня 1967 г.) [ 1 ] бельгийского происхождения французский дирижер , работавший в концертном зале, оперном театре и студии звукозаписи. Его репертуар простирался от венской классики через французских композиторов до произведений 20-го века. Хотя большая часть его карьеры прошла во Франции, он был первым французским дирижером в Байройте в 1955 году; он также дирижировал «Кольцом» и «Парсифалем» в Ла Скала . [ 2 ]

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Клюйтенс родился в Антверпене в музыкальной семье: его дед по отцовской линии, отец и дяди были профессиональными музыкантами. Его мать была сопрано в опере, а после ее смерти в 1906 году отец женился на другой певице. [ 1 ] Он поступил в Королевскую консерваторию Антверпена в возрасте 9 лет и окончил ее в 16 лет, получив первые премии по гармонии и контрапункту и фортепиано. [ 3 ] Его отец Альфонс, дирижер Королевского французского оперного театра , нанял сына хормейстером и тренером. Он присоединился к своему отцу в Опере, дирижируя там постановками, дебютировав 14 декабря 1926 года в спектакле « Les pêcheurs de perles» . [ 1 ] В январе 1927 года он женился на Жермен Жильсон, солистке сопрано труппы Королевского французского театра; у них был сын Мишель (1943–69). [ 1 ] Получив повышение до дирижера в сезоне 1927–28, в течение следующих пяти лет Клюйтенс создал в Антверпене широкий оперный (и балетный) репертуар: Мирей , Мадам Баттерфляй , Травиата , Дочь полка , Ла Башош , Ma Mère l' ойе , Манон , Нюрнбергская кукла , Воскрешение , Лючия ди Ламмермур , Вертер , Игры , Домино нуар , Путешествие в Китай , Гугеноты , Волынщица Шванда , Саломея и Анжелика . [ 1 ]

В 1932 году он стал главным дирижером Театра Капитолия в Тулузе, пополнив свой репертуар такими операми, как «Борис Годунов» , «Лоэнгрин» , «Эрнани» , «Тангейзер» , «Отелло» , «Валькюра» и «Женитьба Фигаро» , а также несколькими опереттами . [ 1 ] В 1935 году он перешел в Лионскую национальную оперу в качестве главного дирижера, добавив в свой репертуар еще больше произведений Вагнера ( «Золото Рейна» и «Зигфрид» ), и стал там музыкальным руководителем в 1942 году.

Клюйтенс вызвался служить во французской армии в сентябре 1939 года и после медицинского обследования был принят в качестве французского комбатанта, хотя никогда не участвовал в боевых действиях; он стал гражданином Франции 14 мая 1940 года. [ 1 ] После освобождения Франции жалобы из Бордо относительно его предполагаемого сотрудничества с нацистскими властями в этом городе привели к тому, что он был приговорен в рамках épuration ; после апелляции 24 мая 1946 г. его приговор был отменен. [ 1 ]

В 1947 году он был назначен музыкальным руководителем Комической оперы , где в период с 1947 по 1953 год дирижировал 40 произведениями, включая премьеры « La carosse du Saint Sacrement» , «Marion» и «Le Oui des jeunes filles» . Его уважаемая работа в Комической опере включала успешное возобновление «Сказок Гофмана» в новой постановке в апреле 1948 года; [ 4 ] Франсис Пуленк силами Опера-Комик был в восторге от своего участия в записи его «Les mamelles de Tiresias» . Также примечательным было возрождение спустя 180 лет «Блеза ле Саветье» (который был включен в репертуар Зала Фавар как занавес к «Богеме» , «Вертеру» и «Травиате» ) и французская премьера «Прогресса повесы» в июне 1953 года. Его возрождение « Манон» получила высокую оценку – и стала примером того, что парижские критики считали успешным пребыванием в Комической опере; он также курировал множество вечеров, посвященных Равелю . Клюитенс ушел из Комической оперы в декабре 1953 года и провел там свое последнее выступление ( «Манон ») 30 сентября 1954 года. В 1953 году он стал кавалером Ордена Почетного легиона. [ 1 ]

Дебютировав с оркестром Парижской консерватории 20 декабря 1942 года, он сменил Чарльза Мунка в 1949 году на посту главного дирижера, и этот пост он занимал до 1960 года. Его контракт требовал, чтобы он дирижировал половиной концертов оркестра каждый сезон; он также водил их в зарубежные гастроли. Клюйтенс должен был дирижировать первым концертом Альфреда Корто в Париже после его позора за деятельность Виши в 1947 году; в случае, если концерт будет отменен, и Клюйтенс откажется признать Корто, поскольку он и оркестр покинут сцену, чтобы Корто мог сыграть соло. [ 5 ] Клюйтенс дирижировал оркестром Парижской консерватории в симфоническом цикле Бетховена , а затем во время его турне по Японии в 1964 году. [ 6 ] продолжая самостоятельно дирижировать Сиднейским симфоническим оркестром , Южно-Австралийским симфоническим оркестром , Западно-Австралийским симфоническим оркестром , Викторианским симфоническим оркестром и Симфоническим оркестром Квинсленда до июля того же года.

Международная карьера

[ редактировать ]

Он руководил знаменитым исполнением Вагнера оперы « Тангейзер» на Байройтском фестивале 23 июля 1955 года, став первым дирижером французской национальности, дирижировавшим в Байройте (и только третьим ненемцем, дирижировавшим там, после Тосканини и де Сабата ). Другие его работы в Байройте до 1965 года включали «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1956, 1957, 1958), «Парсифаль» (1957, 1965) и «Лоэнгрин» (1958), вернувшись в « Тангейзер» в 1965 году. По словам Вольфганга Вагнера , Клюйтенс «всеобще нравился». за его любезность, непредвзятое отношение»; Ганс Кнаппертсбуш был в восторге, когда Клюйтенс попросил старшего дирижера познакомить его с «Парсифалем» . [ 7 ]

Он должен был познакомить Режин Креспен с Виландом Вагнером , что привело к ее помолвке в Байройте с 1958 года. [ 8 ] Проведя цикл «Ринг» в Лионе в 1959 году, Клюйтенс провел три цикла в Ла Скала в Милане в 1963 году (с Биргит Нильссон и Хансом Хоттером ).

Клюйтенс дебютировал с Венским филармоническим оркестром в 1948 году, а затем гастролировал по Великобритании, США и Канаде. [ 9 ] с оркестром в 1956 году. Он также работал с Берлинской филармонией в качестве приглашенного дирижера, сделав с этим оркестром самую первую запись полных симфоний Бетховена. Клюйтенс хорошо разбирался в немецком репертуаре, а также отличался авторитетными интерпретациями Равеля и других современных французских композиторов.

С 1964 года у него были близкие отношения с Аней Силья , с которой он познакомился в Байройте. [ 10 ] и впервые дирижировал «Саломеей» в Парижской опере. Его смерть в возрасте 62 лет совпала с появлением у него репутации не только как дирижера французской классики, но и как интерпретатора стандартного немецкого/австрийского репертуара.

Клюйтенс умер в 1967 году в Нейи-сюр-Сен , Франция. Немецкая сопрано Аня Силья купила свой бывший дом в Париже и с тех пор проживает там. [ 11 ]

Плодовитый артист звукозаписи, Клюитенс подписал контракт с французским отделением EMI Pathé-Marconi в 1946 году. Он записал обширную серию полных французских опер силами Комической оперы и Национальной оперы Парижа . Он также записал с Берлинским филармоническим оркестром широкий спектр оркестровых произведений французских мастеров, два обхода оркестровых произведений Равеля и полный цикл девяти симфоний Бетховена с Берлинским филармоническим оркестром. Многие из его пластинок и некоторые живые выступления с тех пор были переизданы на компакт-дисках. [ 3 ] [ 12 ] а фильм о его дирижировании Равелем и Чайковским (с Эмилем Гилельсом ) представлен на DVD. [ 13 ] Его можно увидеть во время увертюры к фильму «Севильский парикмахер» .

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Бек Э. Андре Клютенс: Маршрут дирижера. Издания Мардага, Вавр, 2009 г.
  2. ^ Андре Клюйтенс. В: Музыкальный словарь New Grove. Макмиллан, Лондон и Нью-Йорк, 2001 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Заметки Сандерса А. Лайнера к Андре Клютенсу – компакт-диски с французской коллекцией. Лондон, Завет, 2002.
  4. ^ Вольф, Стефан. Полвека Комической оперы (1900–1950). Андре Бонн, Париж, 1953 год.
  5. ^ Споттс Ф. Позорный мир . Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон, 2008 г., ISBN   0300132905 .
  6. ^ Холоман ДК. Веб-сайт Société des concerts du Conservatoire. Архивировано 27 сентября 2011 г. на Wayback Machine , доступ осуществлен 13 марта 2011 г.
  7. ^ Вагнер, Вольфганг. Деяния (автобиография). Орион, Лондон, 1994 г.
  8. Томмазини, Энтони Режин Креспен, французское сопрано, умер в возрасте 80 лет . Нью-Йорк Таймс , 6 июля 2007 г.
  9. ^ Некролог - Андре Клюитенс. Граммофон , август 1967 года.
  10. Андре Клюитенс, автор: Аня Силья , интервью с Сесиль Реми, Abeille Musique, 22 марта 2002 г. Архивировано 10 марта 2016 г. на Wayback Machine , доступ 16 февраля 2011 г.
  11. ^ Майкл Уайт (27 сентября 2001 г.). «Роковая женщина сталкивается с музыкой» . Телеграф . Проверено 18 февраля 2007 г.
  12. ^ Коуэн Р. Повтор: Роб Коуэн заново открывает для себя искусство дирижера Андре Клютенса. Граммофон , май 2002 г., стр. 104–5.
  13. ^ Классический архив EMI IMG DVA4 90124-9, 2003.
  • Холомон, Д. Керн. Общество концертов консерватории, 1828–1967 гг . стр. 476-7.
[ редактировать ]
Культурные офисы
Предшественник Главный дирижер оркестра Общества концертов консерватории.
1946–1960
Преемник
никто
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6647e98b87a6d6bd90e3c1d94e705f08__1724528100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/08/6647e98b87a6d6bd90e3c1d94e705f08.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
André Cluytens - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)