Jump to content

Ганс Кнаппертбуш

Ганс Кнаппертбуш

Ганс Кнаппертсбуш (12 марта 1888 — 25 октября 1965) — немецкий дирижёр, наиболее известный своими исполнениями музыки Вагнера , Брукнера и Рихарда Штрауса .

Кнаппертсбуш пошел традиционным путем начинающего дирижера в Германии в начале 20 века, начав с музыкального ассистента и продвигаясь к все более высоким дирижерским должностям. В 1922 году в возрасте 34 лет он был назначен генеральным музыкальным директором Баварской государственной оперы , проработав на этом посту одиннадцать лет. В 1936 году нацистский режим уволил его. В качестве внештатного сотрудника он был частым приглашенным дирижером в Вене и Байройте , где его исполнения «Парсифаля» стали знаменитыми.

Студийная запись не устроила Кнаппертсбуша, самые известные записи которого были сделаны вживую во время выступлений в Байройте. Он умер в возрасте 77 лет после сильного падения в прошлом году.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Кнаппертсбуш родился в Эльберфельде , нынешнем Вуппертале , 12 марта 1888 года и был вторым сыном фабриканта Густава Кнаппертсбуша и его жены Джули, урожденной Виганд. В детстве он играл на скрипке, а позже на корнете. К 12 годам он дирижировал школьным оркестром. [1] Родители не одобряли его стремления к музыкальной карьере, и его отправили изучать философию в Боннский университет . С 1908 года он также посещал Кёльнскую консерваторию , где учился дирижированию у директора Фрица Штайнбаха . [1]

Он дирижировал в театре Мюльхайм-Рур с 1910 по 1912 год; более значимыми, согласно «Словарю музыки и музыкантов» Гроува , были его летние годы в качестве ассистента Зигфрида Вагнера и Ганса Рихтера в Байройте . [1] [2]

Эльберфельд, Лейпциг, Дессау и Мюнхен

[ редактировать ]

Кнаппертсбуш начал свою карьеру с должности дирижера в Эльберфельде. Во время Первой мировой войны он служил в немецкой армии мирным музыкантом, базирующимся в Берлине. В мае 1918 года он женился на Эллен Сельме Нойхаус, которая также была родом из Эльберфельда. У них родился ребенок, Анита (1919–1938). После дирижирования в Лейпциге (1918–1919) он сменил Франца Микорея [ де ] в 1919 году в Дессау , став самым молодым генеральным музыкальным руководителем Германии. [1]

Когда Бруно Вальтер уехал из Мюнхена в Нью-Йорк в 1922 году, Кнаппертсбуш сменил его на посту генерального музыкального директора Баварского государственного оркестра и Баварской государственной оперы . [2] В 1925 году Кнаппертсбуш и его жена развелись. В следующем году он женился на Марион фон Лейпциг (1888–1984); этот брак, который был бездетным, продлился до конца его жизни. [1]

Кнаппертсбуш оставался в Мюнхене одиннадцать лет. Он пригласил приглашенных дирижеров, таких как Рихард Штраус и сэр Томас Бичем . [3] и получил высокую оценку за свое дирижирование. После « Парсифаля» 1931 года один рецензент написал: «Немногие дирижеры имеют смелость играть эту оперу достаточно медленно. Однако профессор Кнаппертсбуш дал совершенно сбалансированную интерпретацию… полную жизни, полную философии и полную очарования». Тот же рецензент заметил, что опыт Кнаппертсбуша в Байройте до войны дал ему преимущество перед конкурирующими дирижерами, такими как Артуро Тосканини и Вильгельм Фуртвенглер . [4] Он был музыкально консервативен, но за время своего пребывания в Мюнхене дирижировал премьерами семи опер: «Дон Гиль фон Денгрюн Хозен» Вальтера Браунфельса , «Das Himmelskleid» Эрманно Вольфа-Феррари , «Сэмюэл Пепис» Альберта Коутса , «Die meine Stimme » Яромира Вайнбергера , «Люседия » Яромира Вайнбергера . Витторио Джаннини и «Сердце» Ганса Пфицнера . [1] Приезжий английский дирижер Адриан Боулт нашел исполнение Моцарта Кнаппертсбушем недостатком ритмической точности, но похвалил его дирижирование Вагнера, отметив, что даже Артур Никиш не смог бы создать более потрясающее исполнение « Тристана и Изольды» . [5]

1936-1945 гг.

[ редактировать ]

В 1936 году нацисты , находившиеся у власти в Германии с 1933 года, аннулировали пожизненный контракт Кнаппертсбуша в Государственной опере. Очевидно, для этого было несколько причин: он отказывался вступать в нацистскую партию и часто грубо отзывался о режиме; [n 1] бюджетные ограничения мало что для него значили; а Адольфу Гитлеру , имевшему сильные представления о музыке, не нравился его медленный темп, и он называл его «этим военным руководителем оркестра». [7]

В течение следующих девяти лет Кнаппертсбуш работал в основном в Австрии, дирижируя в Государственной опере и на Зальцбургском фестивале , продолжая долгое сотрудничество с Венской филармонией . [2] [8] Он был приглашенным дирижером в Будапеште. [9] и в Ковент-Гардене в Лондоне. [n 2] Ему разрешили дирижировать под властью нацистов, хотя Мюнхен оставался для него закрытым. [11] В Вене 30 июня 1944 года он дирижировал последним спектаклем в старой Государственной опере, которая через несколько часов была разрушена бомбардировкой. Президент Венской филармонии вспоминал:

Началась бомбардировка Вены. Уже в июне на окраинах города падали снаряды, и каждый член оркестра знал, что Götterdämmerung будет нашим последним выступлением в старом доме. Это было Götterdämmerung во многих смыслах: это был конец эпохи. … у всех было такое же чувство. Кнаппертсбуш дирижировал, и я думаю, что это было одно из величайших выступлений в его жизни. [12]

Послевоенный

[ редактировать ]

После войны в Мюнхене широко распространилось желание вернуть Кнаппертсбуша, но, как и другие ведущие музыканты, работавшие при нацистском режиме, он подвергся процессу денацификации , и американские оккупационные силы назначили Георга Шолти генеральным музыкальным руководителем оркестра. Государственная опера. Шолти, молодой еврейский музыкант, находившийся во время войны в изгнании в Швейцарии, позже вспоминал:

Из всех людей, у которых могли быть причины возмущаться моим назначением в Мюнхен после войны, был один, у которого было больше причин, чем кто-либо другой: это был Ганс Кнаппертсбуш. На самом деле был один человек, который действительно помог мне, несмотря на мою неопытность: это был Ганс Кнаппертсбуш. Он был для меня отцом». [13]

После этого Кнаппертсбуш в основном работал фрилансером. [1] Он отклонил приглашение дирижировать в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, но продолжал выступать в качестве приглашенного артиста в Вене и других местах и ​​стал столпом Байройтского фестиваля. [1] Он дирижировал первыми исполнениями «Кольца Нибелунгов» на послевоенном открытии фестиваля в 1951 году. Он открыто выражал свою неприязнь к Виланда Вагнера . скромным и минималистичным постановкам [14] но возвращался на фестиваль большую часть лет до конца своей жизни. [2] Больше всего он был связан там с «Парсифалем» : из 95 его выступлений в Байройте 55 из них были его дирижированием. [1] Он работал в основном в Германии и Австрии, но время от времени дирижировал в Париже, включая « Тристана и Изольду» 1956 года с Астрид Варне в Опере . [15] Он вернулся в Баварскую государственную оперу в 1954 году и продолжал дирижировать там до конца своей жизни. В 1955 году он вернулся в Венскую государственную оперу, чтобы дирижировать «Кавалером розы» как одной из постановок, посвященных повторному открытию театра. [16]

В 1964 году Кнаппертсбуш сильно упал, от которого так и не оправился. [17] Он умер 25 октября следующего года в возрасте 77 лет. [2] и был похоронен на кладбище Богенхаузен в Мюнхене. [1] Его сильно оплакивали коллеги. В 1967 году продюсер Джон Калшоу написал:

Нечасто между оркестром и дирижером возникает настоящая привязанность, особенно в случае оркестра с такой давней и гордой собственной традицией, как Венский филармонический оркестр. Старшие участники до сих пор с трепетом говорят о Фуртвенглере и Рихарде Штраусе. Они с глубоким уважением отзываются о воспоминаниях Эриха Кляйбера, Клеменса Краусса и Бруно Вальтера. К другим, еще живым, они испытывают смешанные чувства: от отвращения до восхищения. Но к Гансу Кнаппертсбушу у них была любовь. [17]

Репутация и наследие

[ редактировать ]

Кнаппертсбуш, известный как «Кна», был описан как руппигер-гуманист («грубый гуманист»). Он был способен на яростные тирады на репетициях – обычно в адрес певцов; с оркестрами он ладил гораздо лучше. [1] Калшоу писал о нем:

Он был самым добрым и самым скромным дирижером, с которым я когда-либо работал. Он был неизменно щедр к своим коллегам. Он никогда не присоединился бы к крысиным бегам ради славы и чести. Я считаю, что в театре он был вагнеровским дирижером высочайшего мастерства. Я знаю, почему его любили оркестры. Я знаю, почему мы любили его. [18]

Кнаппертсбуш не относился к граммофону так серьезно, как некоторые его коллеги. Хотя его хвалили за такие записи, как его мюнхенская версия Седьмой симфонии Бетховена 1931 года («памятник неугасимого огня», по словам одного рецензента), [19] его не было дома в студии звукозаписи. Калшоу писал:

Правда заключалась в том, что Кнаппертсбуш очень плохо относился к условиям записи, и, что бы мы ни делали, гений, который он так явно раскрыл в театре, отказывался оживать в студии. … Ему нужен был запах грима и дуновение воздуха из-за кулис. Ему нужна была неопределенность театра и комфортное ощущение того, что в театре ты, как дирижер, можешь пойти на огромный риск, зная, что, если что-то закончится катастрофой, только меньшинство зрителей вообще это осознает, а оркестр поймет, о чем речь, и простит. Ничего из этого не относится к записи, и возникающие в результате запреты были для него слишком сильными. [20]

Для Decca Кнаппертсбуш записывался в основном с Венским филармоническим оркестром, а также с Лондонским филармоническим оркестром , оркестром Парижской консерватории , Цюрихским оркестром Тонхалле и Швейцарским романским оркестром . Вагнер, включая полную студийную запись « Мейстерзингеров» , преобладал, но также были включены произведения Бетховена, Брамса, Брукнера, Шуберта, Штрауса (Иоганн и его семья, а также Рихард), Чайковского и Вебера. [21] На записях, сделанных для RIAS, Кнаппертсбуш дирижирует Берлинской филармонией в симфониях Бетховена ( № 8 ), Брукнера ( № 8 и № 9 ), Гайдна ( « Сюрприз» ) и Шуберта ( « Неоконченное »). Этими же силами были записаны «Щелкунчик-сюита» , венская танцевальная и оперетточная музыка. [22]

Некоторые из наиболее популярных записей Кнаппертсбуша были сделаны во время живых выступлений в Байройте в 1950-х и 1960-х годах. « Парсифаль» 1951 года был выпущен Decca, а исполнение 1962 года было записано Philips . Оба остались в каталогах, и когда набор 1962 года был переведен на компакт-диск, Алан Блит написал в «Граммофоне» : «Это самый трогательный и удовлетворяющий рассказ о «Парсифале» , когда-либо записанный, и его по разным причинам нелегко превзойти. Никто сегодня… может сравниться с Кнаппертсбушем по сочетанию линии и эмоциональной силы». [23] В 1951 году команда Decca также записала «Кольцо» под управлением Кнаппертсбуша, но по контрактным причинам оно не могло быть опубликовано в то время. [24] [n 3]

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В исследовании 1996 года Михаэль Катер преуменьшает значение этого фактора, предполагая, что идеологическая враждебность Кнаппертсбуша к нацистам не была особенно сильной, и приписывая свое увольнение скорее жалобам нацистов на его руководство оперой и неприязнью Адольфа Гитлера . [6]
  2. ^ Кнаппертсбуш дирижировал «Тангейзером» в Будапеште (1937) и «Саломеей» в Лондоне (1937). [10]
  3. ^ Götterdämmerung из этого цикла 1951 года был опубликован в 1999 году. [25]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к "Ханс Кнаппертсбуш", Radio Swiss Classic. (На немецком языке). Проверено 29 мая 2020 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Крайтон, Рональд и Хосе А. Боуэн. "Knappertsbusch, Hans" , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 29 мая 2020 г. (требуется подписка)
  3. ^ «Мюнхенский фестиваль», The Times , 18 июля 1933 г., стр. 12
  4. ^ «Фестиваль Вагнера в Мюнхене», The Times , 3 августа 1931 г., стр. 8
  5. ^ Боулт, Адриан. «Музыкальные фестивали», The Times , 15 сентября 1928 г., стр. 8
  6. ^ Kater, pp. 43–46
  7. ^ Kater, p. 45
  8. ^ «Зальцбургский фестиваль», The Times , 25 января 1937 г., стр. 10
  9. ^ " Тангейзер " из Будапешта", The Times , 16 февраля 1937 г.
  10. ^ «Ковент-Гарден», The Times , 12 января 1937 г., стр. 10; и «Тангейзер из Будапешта», The Times , 16 февраля 1937 г., стр. 10
  11. ^ Моно, с. 62
  12. ^ Штрассер, Отто, цитируется по Калшоу, стр. 156
  13. ^ Цитируется по Калшоу, с. 226
  14. ^ Калшоу, стр. 26–27.
  15. ^ Калшоу, с. 50
  16. ^ Патмор, Дэвид. «Ганс Кнаппертсбуш» , Naxos Records. Проверено 29 мая 2020 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Калшоу, с. 225
  18. ^ Калшоу, с. 67
  19. ^ «Граммофон музыканта», The Times , 26 мая 1931 г., стр. 10
  20. ^ Калшоу, стр. 66–67.
  21. ^ Стюарт, Филип. Декка Классикал 1929–2009 . Проверено 25 мая 2020 г.
  22. ^ «Ганс Кнаппертсбуш: полные записи RIAS», WorldCat ОСЛК   874139648
  23. ^ Блит, Алан. «Вагнер – Парсифаль» , Граммофон , июнь 1986 г.
  24. ^ Калшоу, стр. 30–31.
  25. ^ «Сумерки богов», WorldCat ОСЛК   841929296

Источники

[ редактировать ]
  • Калшоу, Джон (1967). Звонкий звон . Лондон: Секер и Варбург. ISBN  978-0-436-11800-5 .
  • Катер, Майкл (1999). Искаженная муза: Музыканты и их музыка в Третьем рейхе . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-513242-7 .
  • Моно, Дэвид (2016). Сведение счетов: немецкая музыка, денацификация и американцы 1945–1953 гг . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN  978-1-4696-3404-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ca8426c1a88ab9684325473d82f728e2__1714143060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/e2/ca8426c1a88ab9684325473d82f728e2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hans Knappertsbusch - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)