Ганс Кнаппертбуш

Ганс Кнаппертсбуш (12 марта 1888 — 25 октября 1965) — немецкий дирижёр, наиболее известный своими исполнениями музыки Вагнера , Брукнера и Рихарда Штрауса .
Кнаппертсбуш пошел традиционным путем начинающего дирижера в Германии в начале 20 века, начав с музыкального ассистента и продвигаясь к все более высоким дирижерским должностям. В 1922 году в возрасте 34 лет он был назначен генеральным музыкальным директором Баварской государственной оперы , проработав на этом посту одиннадцать лет. В 1936 году нацистский режим уволил его. В качестве внештатного сотрудника он был частым приглашенным дирижером в Вене и Байройте , где его исполнения «Парсифаля» стали знаменитыми.
Студийная запись не устроила Кнаппертсбуша, самые известные записи которого были сделаны вживую во время выступлений в Байройте. Он умер в возрасте 77 лет после сильного падения в прошлом году.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Кнаппертсбуш родился в Эльберфельде , нынешнем Вуппертале , 12 марта 1888 года и был вторым сыном фабриканта Густава Кнаппертсбуша и его жены Джули, урожденной Виганд. В детстве он играл на скрипке, а позже на корнете. К 12 годам он дирижировал школьным оркестром. [1] Родители не одобряли его стремления к музыкальной карьере, и его отправили изучать философию в Боннский университет . С 1908 года он также посещал Кёльнскую консерваторию , где учился дирижированию у директора Фрица Штайнбаха . [1]
Он дирижировал в театре Мюльхайм-Рур с 1910 по 1912 год; более значимыми, согласно «Словарю музыки и музыкантов» Гроува , были его летние годы в качестве ассистента Зигфрида Вагнера и Ганса Рихтера в Байройте . [1] [2]
Эльберфельд, Лейпциг, Дессау и Мюнхен
[ редактировать ]Кнаппертсбуш начал свою карьеру с должности дирижера в Эльберфельде. Во время Первой мировой войны он служил в немецкой армии мирным музыкантом, базирующимся в Берлине. В мае 1918 года он женился на Эллен Сельме Нойхаус, которая также была родом из Эльберфельда. У них родился ребенок, Анита (1919–1938). После дирижирования в Лейпциге (1918–1919) он сменил Франца Микорея в 1919 году в Дессау , став самым молодым генеральным музыкальным руководителем Германии. [1]
Когда Бруно Вальтер уехал из Мюнхена в Нью-Йорк в 1922 году, Кнаппертсбуш сменил его на посту генерального музыкального директора Баварского государственного оркестра и Баварской государственной оперы . [2] В 1925 году Кнаппертсбуш и его жена развелись. В следующем году он женился на Марион фон Лейпциг (1888–1984); этот брак, который был бездетным, продлился до конца его жизни. [1]
Кнаппертсбуш оставался в Мюнхене одиннадцать лет. Он пригласил приглашенных дирижеров, таких как Рихард Штраус и сэр Томас Бичем . [3] и получил высокую оценку за свое дирижирование. После « Парсифаля» 1931 года один рецензент написал: «Немногие дирижеры имеют смелость играть эту оперу достаточно медленно. Однако профессор Кнаппертсбуш дал совершенно сбалансированную интерпретацию… полную жизни, полную философии и полную очарования». Тот же рецензент заметил, что опыт Кнаппертсбуша в Байройте до войны дал ему преимущество перед конкурирующими дирижерами, такими как Артуро Тосканини и Вильгельм Фуртвенглер . [4] Он был музыкально консервативен, но за время своего пребывания в Мюнхене дирижировал премьерами семи опер: «Дон Гиль фон Денгрюн Хозен» Вальтера Браунфельса , «Das Himmelskleid» Эрманно Вольфа-Феррари , «Сэмюэл Пепис» Альберта Коутса , «Die meine Stimme » Яромира Вайнбергера , «Люседия » Яромира Вайнбергера . Витторио Джаннини и «Сердце» Ганса Пфицнера . [1] Приезжий английский дирижер Адриан Боулт нашел исполнение Моцарта Кнаппертсбушем недостатком ритмической точности, но похвалил его дирижирование Вагнера, отметив, что даже Артур Никиш не смог бы создать более потрясающее исполнение « Тристана и Изольды» . [5]
1936-1945 гг.
[ редактировать ]В 1936 году нацисты , находившиеся у власти в Германии с 1933 года, аннулировали пожизненный контракт Кнаппертсбуша в Государственной опере. Очевидно, для этого было несколько причин: он отказывался вступать в нацистскую партию и часто грубо отзывался о режиме; [n 1] бюджетные ограничения мало что для него значили; а Адольфу Гитлеру , имевшему сильные представления о музыке, не нравился его медленный темп, и он называл его «этим военным руководителем оркестра». [7]
В течение следующих девяти лет Кнаппертсбуш работал в основном в Австрии, дирижируя в Государственной опере и на Зальцбургском фестивале , продолжая долгое сотрудничество с Венской филармонией . [2] [8] Он был приглашенным дирижером в Будапеште. [9] и в Ковент-Гардене в Лондоне. [n 2] Ему разрешили дирижировать под властью нацистов, хотя Мюнхен оставался для него закрытым. [11] В Вене 30 июня 1944 года он дирижировал последним спектаклем в старой Государственной опере, которая через несколько часов была разрушена бомбардировкой. Президент Венской филармонии вспоминал:
Послевоенный
[ редактировать ]После войны в Мюнхене широко распространилось желание вернуть Кнаппертсбуша, но, как и другие ведущие музыканты, работавшие при нацистском режиме, он подвергся процессу денацификации , и американские оккупационные силы назначили Георга Шолти генеральным музыкальным руководителем оркестра. Государственная опера. Шолти, молодой еврейский музыкант, находившийся во время войны в изгнании в Швейцарии, позже вспоминал:
После этого Кнаппертсбуш в основном работал фрилансером. [1] Он отклонил приглашение дирижировать в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, но продолжал выступать в качестве приглашенного артиста в Вене и других местах и стал столпом Байройтского фестиваля. [1] Он дирижировал первыми исполнениями «Кольца Нибелунгов» на послевоенном открытии фестиваля в 1951 году. Он открыто выражал свою неприязнь к Виланда Вагнера . скромным и минималистичным постановкам [14] но возвращался на фестиваль большую часть лет до конца своей жизни. [2] Больше всего он был связан там с «Парсифалем» : из 95 его выступлений в Байройте 55 из них были его дирижированием. [1] Он работал в основном в Германии и Австрии, но время от времени дирижировал в Париже, включая « Тристана и Изольду» 1956 года с Астрид Варне в Опере . [15] Он вернулся в Баварскую государственную оперу в 1954 году и продолжал дирижировать там до конца своей жизни. В 1955 году он вернулся в Венскую государственную оперу, чтобы дирижировать «Кавалером розы» как одной из постановок, посвященных повторному открытию театра. [16]
В 1964 году Кнаппертсбуш сильно упал, от которого так и не оправился. [17] Он умер 25 октября следующего года в возрасте 77 лет. [2] и был похоронен на кладбище Богенхаузен в Мюнхене. [1] Его сильно оплакивали коллеги. В 1967 году продюсер Джон Калшоу написал:
Репутация и наследие
[ редактировать ]Кнаппертсбуш, известный как «Кна», был описан как руппигер-гуманист («грубый гуманист»). Он был способен на яростные тирады на репетициях – обычно в адрес певцов; с оркестрами он ладил гораздо лучше. [1] Калшоу писал о нем:
Записи
[ редактировать ]Кнаппертсбуш не относился к граммофону так серьезно, как некоторые его коллеги. Хотя его хвалили за такие записи, как его мюнхенская версия Седьмой симфонии Бетховена 1931 года («памятник неугасимого огня», по словам одного рецензента), [19] его не было дома в студии звукозаписи. Калшоу писал:
Для Decca Кнаппертсбуш записывался в основном с Венским филармоническим оркестром, а также с Лондонским филармоническим оркестром , оркестром Парижской консерватории , Цюрихским оркестром Тонхалле и Швейцарским романским оркестром . Вагнер, включая полную студийную запись « Мейстерзингеров» , преобладал, но также были включены произведения Бетховена, Брамса, Брукнера, Шуберта, Штрауса (Иоганн и его семья, а также Рихард), Чайковского и Вебера. [21] На записях, сделанных для RIAS, Кнаппертсбуш дирижирует Берлинской филармонией в симфониях Бетховена ( № 8 ), Брукнера ( № 8 и № 9 ), Гайдна ( « Сюрприз» ) и Шуберта ( « Неоконченное »). Этими же силами были записаны «Щелкунчик-сюита» , венская танцевальная и оперетточная музыка. [22]
Некоторые из наиболее популярных записей Кнаппертсбуша были сделаны во время живых выступлений в Байройте в 1950-х и 1960-х годах. « Парсифаль» 1951 года был выпущен Decca, а исполнение 1962 года было записано Philips . Оба остались в каталогах, и когда набор 1962 года был переведен на компакт-диск, Алан Блит написал в «Граммофоне» : «Это самый трогательный и удовлетворяющий рассказ о «Парсифале» , когда-либо записанный, и его по разным причинам нелегко превзойти. Никто сегодня… может сравниться с Кнаппертсбушем по сочетанию линии и эмоциональной силы». [23] В 1951 году команда Decca также записала «Кольцо» под управлением Кнаппертсбуша, но по контрактным причинам оно не могло быть опубликовано в то время. [24] [n 3]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В исследовании 1996 года Михаэль Катер преуменьшает значение этого фактора, предполагая, что идеологическая враждебность Кнаппертсбуша к нацистам не была особенно сильной, и приписывая свое увольнение скорее жалобам нацистов на его руководство оперой и неприязнью Адольфа Гитлера . [6]
- ^ Кнаппертсбуш дирижировал «Тангейзером» в Будапеште (1937) и «Саломеей» в Лондоне (1937). [10]
- ^ Götterdämmerung из этого цикла 1951 года был опубликован в 1999 году. [25]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к "Ханс Кнаппертсбуш", Radio Swiss Classic. (На немецком языке). Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Крайтон, Рональд и Хосе А. Боуэн. "Knappertsbusch, Hans" , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 29 мая 2020 г. (требуется подписка)
- ^ «Мюнхенский фестиваль», The Times , 18 июля 1933 г., стр. 12
- ^ «Фестиваль Вагнера в Мюнхене», The Times , 3 августа 1931 г., стр. 8
- ^ Боулт, Адриан. «Музыкальные фестивали», The Times , 15 сентября 1928 г., стр. 8
- ^ Kater, pp. 43–46
- ^ Kater, p. 45
- ^ «Зальцбургский фестиваль», The Times , 25 января 1937 г., стр. 10
- ^ " Тангейзер " из Будапешта", The Times , 16 февраля 1937 г.
- ^ «Ковент-Гарден», The Times , 12 января 1937 г., стр. 10; и «Тангейзер из Будапешта», The Times , 16 февраля 1937 г., стр. 10
- ^ Моно, с. 62
- ^ Штрассер, Отто, цитируется по Калшоу, стр. 156
- ^ Цитируется по Калшоу, с. 226
- ^ Калшоу, стр. 26–27.
- ^ Калшоу, с. 50
- ^ Патмор, Дэвид. «Ганс Кнаппертсбуш» , Naxos Records. Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Калшоу, с. 225
- ^ Калшоу, с. 67
- ^ «Граммофон музыканта», The Times , 26 мая 1931 г., стр. 10
- ^ Калшоу, стр. 66–67.
- ^ Стюарт, Филип. Декка Классикал 1929–2009 . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ «Ганс Кнаппертсбуш: полные записи RIAS», WorldCat ОСЛК 874139648
- ^ Блит, Алан. «Вагнер – Парсифаль» , Граммофон , июнь 1986 г.
- ^ Калшоу, стр. 30–31.
- ^ «Сумерки богов», WorldCat ОСЛК 841929296
Источники
[ редактировать ]- Калшоу, Джон (1967). Звонкий звон . Лондон: Секер и Варбург. ISBN 978-0-436-11800-5 .
- Катер, Майкл (1999). Искаженная муза: Музыканты и их музыка в Третьем рейхе . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513242-7 .
- Моно, Дэвид (2016). Сведение счетов: немецкая музыка, денацификация и американцы 1945–1953 гг . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 978-1-4696-3404-3 .