Симфония № 94 (Гайдн)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2022 г. ) |
Симфония № 94 соль мажор ( H. 1/94) — вторая из двенадцати лондонских симфоний, написанных Йозефом Гайдном . Она широко известна как « Симфония-сюрприз» .
Состав и премьера
[ редактировать ]Гайдн написал симфонию в 1791 году в Лондоне для серии концертов, которые он дал во время первого своего визита в Англию (1791–1792). Премьера состоялась в зале «Ганновер-сквер» в Лондоне 23 марта 1792 года, когда Гайдн руководил оркестром, сидящим за фортепиано .
Подсчет очков и длина
[ редактировать ]Симфония-сюрприз написана для оркестра классической эпохи, состоящего из двух флейт , гобоев , фаготов , валторн , труб и литавр , а также обычной струнной секции, состоящей из скрипок (первой и второй), альтов , виолончелей и контрабасов. . Исполнение Симфонии-сюрприза длится около 23 минут.
Псевдоним
[ редактировать ]В преклонном возрасте его биограф Георг Август Гризингер спросил его, написал ли он этот «сюрприз», чтобы разбудить публику. Гайдн ответил:
Нет, но я был заинтересован в том, чтобы удивить публику чем-то новым и сделать блестящий дебют, чтобы мой ученик Плейель , занимавшийся в то время оркестром в Лондоне (в 1792 году) и концерты которого открылись за неделю до этого, мой, не должен превзойти меня. Первое Аллегро моей симфонии уже было встречено бесчисленными Браво, но наивысшего пика энтузиазм достиг в Анданте с Ударом Барабана. Бис! Бис! звучало в каждом горле, и сам Плейель похвалил мою идею. [1]
На премьере произведение пользовалось популярностью. 's Критик журнала Woodfall Register писал:
Третье произведение Гайдна представляло собой новую увертюру [т.е. симфонию] исключительного достоинства. Это было просто, глубоко и возвышенно. Особое восхищение вызывало движение анданте . [2]
Критик Morning Herald писал:
Вчера вечером в зале было многолюдно... Новое сочинение такого человека, как Гайдн, - великое событие в истории музыки. - Его новинкой вчерашнего вечера была грандиозная увертюра, тема которой была удивительно простой, но расширенной до огромного усложнения, изысканно [ sic ] модулированной и поразительной по эффекту. Аплодисменты критиков были горячими и обильными. [2]
Симфония до сих пор популярна, ее часто исполняют и записывают.
Структура
[ редактировать ]Как и все «Лондонские» симфонии Гайдна, произведение состоит из четырех частей, отмеченных следующим образом:
- Adagio cantabile – Очень живое.
- Анданте
- Менуэтто: Аллегро танто
- Финал: Аллегро танто.
Первая часть имеет лирический характер. 3
4 вступление, предшествующее очень ритмичной основной части 6
8 раз.
Вторая часть, «сюрприз», представляет собой тему анданте и вариации на тему. 2
4 раза в субдоминантной тональности до мажор . Тема состоит из двух частей по восемь тактов, каждая из которых повторяется. Повтор в конце первой части — пианиссимо с пиццикато на нижних струнах для придания неожиданности. Далее следуют четыре вариации темы, начиная с украшения шестнадцатых нот первыми скрипками, переходя к бурной вариации до минор с трубами и литаврами, за которыми следуют соло первого гобоиста и флейтиста , и заканчивая размашистым и лирическим форте повтором . в тройках. В разделе коды вступительные ноты звучат еще раз, на этот раз регармонизированные с мягко диссонирующими уменьшенными септаккордами тоникой над .
Музыка Гайдна содержит много шуток, и Симфония-сюрприз включает, вероятно, самую известную из всех: внезапный аккорд фортиссимо в конце вступительной темы фортепиано вариационной формы во второй части . Затем музыка возвращается к своей первоначальной спокойной динамике, как будто ничего не произошло, и последующие вариации не повторяют шутку. По-немецки это произведение называется «Симфония с литаврами ».
Третья часть — менуэт и трио в троичной форме в тонике ( соль мажор ). Темп, allegro molto (очень быстро), примечателен, поскольку он отмечает исторический сдвиг от старого менуэта (который исполнялся в более медленном, танцевальном темпе) к скерцо ; к своим последним квартетам Гайдн начал отмечать свои менуэты presto .
Четвертая часть представляет собой характерно ритмичный, энергичный и динамичный финал Гайдна. Часть написана в форме сонаты-рондо , вступительные такты появляются как в начале, так и в середине развивающего раздела. Волнующая кода подчеркивает литавры .
Позднее использование
[ редактировать ]К концу своей активной карьеры Гайдн вплел тему второй части в арию своей оратории «Времена года» (1801), в которой бас-солист изображает пахаря, насвистывающего во время работы мелодию Гайдна.
Эту же тему часто адаптируют для обучения начинающих музыкантов; см . Папа Гайдн .
Композитор Чарльз Айвз написал пародию на вторую часть в 1909 году, написав под вступительными нотами слова «Приятные легкие звуки сахарной сливы». Айвс был недоволен концертной публикой, которая без приключений сопротивлялась сложной современной музыке - о чем свидетельствуют другие слова его пародии: «Приятные сладкие мелодии шелкового чепчика… приятные, довольно ароматные звуки для ушей бельэтажа». [3] Поскольку вступительные ноты второй части Гайдна очень просты, они подошли для целей Айвза.
Дональд Суонн создал версию «Симфонии-сюрприза» «с дополнительными сюрпризами» для юмористического музыкального фестиваля в Хоффнунге . [4]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Гайдн: Два современных портрета , переведенный и отредактированный Георгом Августом Гризингером ; Вернон Готвалс; Альберт Кристоф Дис (Мэдисон, Университет Висконсина, 1968), стр. 33.
- ^ Перейти обратно: а б Лэндон 1976 , с. 149.
- ^ Синклер 1999 , стр. 572–573.
- ^ «Инструментал – Симфония-сюрприз Гайдна» . donaldswann.co.uk .
Источники
[ редактировать ]- Лэндон, Х.К. Роббинс (1976). Гайдн: Хроника и сочинения . Том. 3. Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
- Синклер, Джеймс Б. (1999). Описательный каталог музыки Чарльза Айвза . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-07601-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 94 : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур