Jump to content

Симфония № 94 (Гайдн)

Гайдн, ок. 1791 г.

Симфония № 94 соль мажор ( H. 1/94) — вторая из двенадцати лондонских симфоний, написанных Йозефом Гайдном . Она широко известна как « Симфония-сюрприз» .

Состав и премьера

[ редактировать ]

Гайдн написал симфонию в 1791 году в Лондоне для серии концертов, которые он дал во время первого своего визита в Англию (1791–1792). Премьера состоялась в зале «Ганновер-сквер» в Лондоне 23 марта 1792 года, когда Гайдн руководил оркестром, сидящим за фортепиано .

Подсчет очков и длина

[ редактировать ]

Симфония-сюрприз написана для оркестра классической эпохи, состоящего из двух флейт , гобоев , фаготов , валторн , труб и литавр , а также обычной струнной секции, состоящей из скрипок (первой и второй), альтов , виолончелей и контрабасов. . Исполнение Симфонии-сюрприза длится около 23 минут.

Псевдоним

[ редактировать ]

В преклонном возрасте его биограф Георг Август Гризингер спросил его, написал ли он этот «сюрприз», чтобы разбудить публику. Гайдн ответил:

Нет, но я был заинтересован в том, чтобы удивить публику чем-то новым и сделать блестящий дебют, чтобы мой ученик Плейель , занимавшийся в то время оркестром в Лондоне (в 1792 году) и концерты которого открылись за неделю до этого, мой, не должен превзойти меня. Первое Аллегро моей симфонии уже было встречено бесчисленными Браво, но наивысшего пика энтузиазм достиг в Анданте с Ударом Барабана. Бис! Бис! звучало в каждом горле, и сам Плейель похвалил мою идею. [1]

На премьере произведение пользовалось популярностью. 's Критик журнала Woodfall Register писал:

Третье произведение Гайдна представляло собой новую увертюру [т.е. симфонию] исключительного достоинства. Это было просто, глубоко и возвышенно. Особое восхищение вызывало движение анданте . [2]

Критик Morning Herald писал:

Вчера вечером в зале было многолюдно... Новое сочинение такого человека, как Гайдн, - великое событие в истории музыки. - Его новинкой вчерашнего вечера была грандиозная увертюра, тема которой была удивительно простой, но расширенной до огромного усложнения, изысканно [ sic ] модулированной и поразительной по эффекту. Аплодисменты критиков были горячими и обильными. [2]

Симфония до сих пор популярна, ее часто исполняют и записывают.

Структура

[ редактировать ]

Как и все «Лондонские» симфонии Гайдна, произведение состоит из четырех частей, отмеченных следующим образом:

Первая часть имеет лирический характер. 3
4
вступление, предшествующее очень ритмичной основной части 6
8
раз.

Вторая часть, «сюрприз», представляет собой тему анданте и вариации на тему. 2
4
раза в субдоминантной тональности до мажор . Тема состоит из двух частей по восемь тактов, каждая из которых повторяется. Повтор в конце первой части — пианиссимо с пиццикато на нижних струнах для придания неожиданности. Далее следуют четыре вариации темы, начиная с украшения шестнадцатых нот первыми скрипками, переходя к бурной вариации до минор с трубами и литаврами, за которыми следуют соло первого гобоиста и флейтиста , и заканчивая размашистым и лирическим форте повтором . в тройках. В разделе коды вступительные ноты звучат еще раз, на этот раз регармонизированные с мягко диссонирующими уменьшенными септаккордами тоникой над .

\relative c' {\set Score.tempoHideNote = ##t \time 2/4 \tempo "Andante" 8 = 110 c8-.\p c-. е-. е-. г-. г-. е4-- f8-. е-. д-. д-. б-. б-. g4-- c8-. с-. е-. е-. г-. г-. e4 c'8 c fis, fis g4( g,8) r\break c\pp ceegg e4-- f8 fddbb g4-- c8 ceegg e4 c'8 c fis, fis gr <<d4\ff b' g'> >}
Такты с 1 по 16 партии первой скрипки во второй части.
«Сюрприз» наступает в такте 16, когда остальная часть оркестра присоединяется к первым скрипкам в аккорде фортиссимо соль мажор.

Музыка Гайдна содержит много шуток, и Симфония-сюрприз включает, вероятно, самую известную из всех: внезапный аккорд фортиссимо в конце вступительной темы фортепиано вариационной формы во второй части . Затем музыка возвращается к своей первоначальной спокойной динамике, как будто ничего не произошло, и последующие вариации не повторяют шутку. По-немецки это произведение называется «Симфония с литаврами ».

Третья часть — менуэт и трио в троичной форме в тонике ( соль мажор ). Темп, allegro molto (очень быстро), примечателен, поскольку он отмечает исторический сдвиг от старого менуэта (который исполнялся в более медленном, танцевальном темпе) к скерцо ; к своим последним квартетам Гайдн начал отмечать свои менуэты presto .

Четвертая часть представляет собой характерно ритмичный, энергичный и динамичный финал Гайдна. Часть написана в форме сонаты-рондо , вступительные такты появляются как в начале, так и в середине развивающего раздела. Волнующая кода подчеркивает литавры .

Позднее использование

[ редактировать ]

К концу своей активной карьеры Гайдн вплел тему второй части в арию своей оратории «Времена года» (1801), в которой бас-солист изображает пахаря, насвистывающего во время работы мелодию Гайдна.

Эту же тему часто адаптируют для обучения начинающих музыкантов; см . Папа Гайдн .

Композитор Чарльз Айвз написал пародию на вторую часть в 1909 году, написав под вступительными нотами слова «Приятные легкие звуки сахарной сливы». Айвс был недоволен концертной публикой, которая без приключений сопротивлялась сложной современной музыке - о чем свидетельствуют другие слова его пародии: «Приятные сладкие мелодии шелкового чепчика… приятные, довольно ароматные звуки для ушей бельэтажа». [3] Поскольку вступительные ноты второй части Гайдна очень просты, они подошли для целей Айвза.

Дональд Суонн создал версию «Симфонии-сюрприза» «с дополнительными сюрпризами» для юмористического музыкального фестиваля в Хоффнунге . [4]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гайдн: Два современных портрета , переведенный и отредактированный Георгом Августом Гризингером ; Вернон Готвалс; Альберт Кристоф Дис (Мэдисон, Университет Висконсина, 1968), стр. 33.
  2. ^ Перейти обратно: а б Лэндон 1976 , с. 149.
  3. ^ Синклер 1999 , стр. 572–573.
  4. ^ «Инструментал – Симфония-сюрприз Гайдна» . donaldswann.co.uk .

Источники

[ редактировать ]
  • Лэндон, Х.К. Роббинс (1976). Гайдн: Хроника и сочинения . Том. 3. Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
  • Синклер, Джеймс Б. (1999). Описательный каталог музыки Чарльза Айвза . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  0-300-07601-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4e322218122891244db337a1badc203f__1719633000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/3f/4e322218122891244db337a1badc203f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Symphony No. 94 (Haydn) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)