Симфония № 103 (Гайдн)
Симфония № 103 ми ♭ написанных мажор ( H. 1/103) — одиннадцатая из двенадцати лондонских симфоний, Йозефом Гайдном . Эта симфония получила прозвище «Барабанная дробь» из-за длинной раскаты на литаврах, с которой она начинается. Это его предпоследняя симфония 1795 года.
Состав и премьера
[ редактировать ]Симфония была одиннадцатой из двенадцати, написанных для исполнения в Англии во время двух путешествий туда Гайдна (1791–1792, 1794–1795), аранжированных и организованных великим импресарио Иоганном Петером Саломоном . Музыка Гайдна была хорошо известна в Англии задолго до поездки туда композитора, и представители британской музыкальной общественности уже давно выражали желание, чтобы Гайдн посетил ее. Прием композитора в Англии действительно был очень восторженным, и визиты в Англию стали одним из самых плодотворных и счастливых периодов жизни композитора. Гайдн сочинил Симфонию «Барабанная дробь», живя в Лондоне зимой 1794–1795 годов.
Премьера состоялась 2 марта 1795 года в рамках серии концертов под названием «Оперные концерты» в Королевском театре . Оркестр был необычно большим для того времени и состоял примерно из 60 музыкантов. Задача руководства произведением была разделена между концертмейстером, скрипачом Джованни Баттистой Виотти , и Гайдном, сидевшим за фортепиано . Премьера, очевидно, прошла успешно, и The Morning Chronicle рецензент написал:
Была исполнена еще одна новая увертюра [т. е. симфония] плодотворного и очаровательного Гайдна; в котором, как обычно, были постоянные гениальные штрихи, как в воздухе, так и в гармонии. Вступление возбудило глубочайшее внимание, Аллегро очаровало, Анданте было исполнено на бис, Менуэты, особенно трио, были игривы и милы, а последняя часть была равна предыдущей, если не превосходила ее. [1]
Солнце : написало
Новая увертюра HAYDN вызвала бурные аплодисменты. Это прекрасная смесь величия и фантазии... вторая часть была записана на бис. [2]
Позже Гайдн исполнил произведение в Вене и для этой цели сделал небольшой вырез в финальной части, что сегодня обычно соблюдается дирижерами.
С момента премьеры Симфония «Барабанная дробь» стала фаворитом среди симфоний Гайдна, и сегодня она часто исполняется и записывается. В 1831 году Рихард Вагнер переложил ее для фортепиано. [3]
Исполнение симфонии занимает около 30 минут.
Подсчет очков
[ редактировать ]Произведение рассчитано для 2- х флейт , 2-х гобоев , 2 - х кларнетов , 2- х фаготов , 2-х валторн , 2- х труб , литавр и струнных .
Движения
[ редактировать ]Произведение выполнено в стандартной четырехчастной форме .
I. Адажио – Аллегро с духом
[ редактировать ]После вступительной барабанной дроби басовые инструменты играют мрачную вступительную тему:
Как отметили комментаторы, [4] первые четыре ноты которого соответствуют песнопению Dies Irae , части латинской мессы по умершим:
ХК Роббинс Лэндон заметил, что вначале тема неоднозначна между двойным и тройным временем. [5] и между тональностями до минор и (что в конечном итоге доказывает правоту) ми ♭ мажор. [ нужна ссылка ]
живое Allegro con Spirito, После этого вступления следует написанное в сонатной форме . 6
8 раз с расширенным переходом на второстепенную тему. В ряде мест тема вступления повторяется в гораздо более быстром темпе. [6] Гайдн повторяет часть вступительного вступления в коде, формальной процедуры, ранее принятой Моцартом в его струнном квинтете K. 593 (1790). Бетховен должен был сделать то же самое в своей фортепианной сонате «Патетическая» , опубликованной через четыре года после Симфонии «Барабанная дробь» в 1799 году.
II. Анданте больше тосто аллегретто
[ редактировать ]В форме двойной вариации , с чередованием тем до минор и до мажор плюс кода. Двойные вариации были любимой музыкальной формой композитора около 20 лет. Наряду с Фортепианным трио H. XV:23 того же года это был последний сет, который он написал. Говорят, что эти темы были разработаны Гайдном на основе известных ему хорватских народных песен - для обсуждения см. Гайдн и народная музыка . Некоторые особенности этой части включают длинное соло на скрипке, а также отсутствие кларнетов.
III. Менуэтто.
[ редактировать ]Менуэт находится в домашней тональности ми ♭ мажор. Чарльз Розен в книге «Классический стиль » выбрал этот менуэт, чтобы проиллюстрировать тот факт, что менуэты классической эпохи часто имеют очень сильные первые доли, в отличие от более плавного ритма менуэта в стиле барокко . [7]

IV. Финал: Аллегро против духа
[ редактировать ]Финал выполнен в быстром темпе, имеет монотематическую экспозицию , выполнен в форме сонаты-рондо . Как и первая часть, она начинается квазиритуальным жестом – в данном случае сигналом рожка:
За звуком рожка следует пауза, затем она повторяется в качестве аккомпанемента основной теме и действительно раздается эхом на протяжении всей части.
Как и темы второй части, Франьо Кухач утверждал, что вступительная мелодия была взята Гайдном из хорватской народной песни, в данном случае из мелодии под названием «Divojčica potok gazi» («Маленькая девочка идет по ручью»). [8]
Роббинс Лэндон отмечает, что этот финал — один из самых длинных в Лондонских симфониях. Он называет это «одним из величайших проявлений силы , формально говоря, в карьере Гайдна: создание длительного движения по одной теме, к которой наш интерес никогда не ослабевает; напротив, это финал необычайного напряжения и сила." [9]
Довольно необычно для Гайдна, [10] он изменил четвертую часть после того, как она была завершена, удалив 13 тактов довольно близко к концу. Оригинальная партитура с автографом сохраняет эту музыку; он модулируется до тональности до мажор и включает двухтактную паузу; с динамической маркировкой p и pp . [11] Роббинс Лэндон предполагает, что Гайдн удалил этот проход, потому что он «задерживал бы ход движения». [12] Иногда симфония исполняется с включением удаленного отрывка; например, в записанных версиях Антала Дорати и Франса Брюггена .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Цитируется по Роббинсу Лэндону (1976, 295).
- ^ Роббинс Лэндон (1976, 296)
- ^ Детридж Дж., Гек М. и Восс Э. (1986). Справочник произведений Вагнера (WWV): Справочник музыкальных произведений Рихарда Вагнера и их источников («Каталог произведений Вагнера: Каталог музыкальных произведений Рихарда Вагнера и их источники»). Майнц, Лондон и Нью-Йорк: Schott Music International. стр. 76 – 77
- ^ Среди них: Шредер 1985, 71.
- ^ Роббинс Лэндон 1976, 595
- ^ Шредер 1985, 71.
- ^ Розен, Чарльз. «Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен». п. 90. Нью-Йорк: Нортон, 1997.
- ^ Роббинс Лэндон (1976:602); мелодию см. в разделе «Роббинс Лэндон» или в Интернете .
- ^ Роббинс Лэндон (1976:602–603)
- ^ Роббинс Лэндон (1976:602)
- ↑ Удаленный отрывок напечатан в Роббинсе Лэндоне (1976:603–604).
- ^ Роббинс Лэндон (1976:602)
Ссылки
[ редактировать ]- Роббинс Лэндон, ХК (1976) Гайдн: Хроники и произведения , Издательство Университета Индианы, Блумингтон.
- Розен, Чарльз (1971, 2-е изд. 1997 г.) Классический стиль . Нью-Йорк: Нортон.
- Шредер, Дэвид П. (1985) «Прием публики и лондонские симфонии Гайдна», Международное обозрение эстетики и социологии музыки , Vol. 16, № 1, стр. 57–72.