Jump to content

Симфония № 103 (Гайдн)

Симфония № 103 ми написанных мажор ( H. 1/103) — одиннадцатая из двенадцати лондонских симфоний, Йозефом Гайдном . Эта симфония получила прозвище «Барабанная дробь» из-за длинной раскаты на литаврах, с которой она начинается. Это его предпоследняя симфония 1795 года.

Состав и премьера

[ редактировать ]

Симфония была одиннадцатой из двенадцати, написанных для исполнения в Англии во время двух путешествий туда Гайдна (1791–1792, 1794–1795), аранжированных и организованных великим импресарио Иоганном Петером Саломоном . Музыка Гайдна была хорошо известна в Англии задолго до поездки туда композитора, и представители британской музыкальной общественности уже давно выражали желание, чтобы Гайдн посетил ее. Прием композитора в Англии действительно был очень восторженным, и визиты в Англию стали одним из самых плодотворных и счастливых периодов жизни композитора. Гайдн сочинил Симфонию «Барабанная дробь», живя в Лондоне зимой 1794–1795 годов.

Премьера состоялась 2 марта 1795 года в рамках серии концертов под названием «Оперные концерты» в Королевском театре . Оркестр был необычно большим для того времени и состоял примерно из 60 музыкантов. Задача руководства произведением была разделена между концертмейстером, скрипачом Джованни Баттистой Виотти , и Гайдном, сидевшим за фортепиано . Премьера, очевидно, прошла успешно, и The Morning Chronicle рецензент написал:

Была исполнена еще одна новая увертюра [т. е. симфония] плодотворного и очаровательного Гайдна; в котором, как обычно, были постоянные гениальные штрихи, как в воздухе, так и в гармонии. Вступление возбудило глубочайшее внимание, Аллегро очаровало, Анданте было исполнено на бис, Менуэты, особенно трио, были игривы и милы, а последняя часть была равна предыдущей, если не превосходила ее. [1]

Солнце : написало

Новая увертюра HAYDN вызвала бурные аплодисменты. Это прекрасная смесь величия и фантазии... вторая часть была записана на бис. [2]

Позже Гайдн исполнил произведение в Вене и для этой цели сделал небольшой вырез в финальной части, что сегодня обычно соблюдается дирижерами.

С момента премьеры Симфония «Барабанная дробь» стала фаворитом среди симфоний Гайдна, и сегодня она часто исполняется и записывается. В 1831 году Рихард Вагнер переложил ее для фортепиано. [3]

Исполнение симфонии занимает около 30 минут.

Подсчет очков

[ редактировать ]

Произведение рассчитано для 2- х флейт , 2-х гобоев , 2 - х кларнетов , 2- х фаготов , 2-х валторн , 2- х труб , литавр и струнных .

Движения

[ редактировать ]

Произведение выполнено в стандартной четырехчастной форме .

I. Адажио – Аллегро с духом

[ редактировать ]

После вступительной барабанной дроби басовые инструменты играют мрачную вступительную тему:

Как отметили комментаторы, [4] первые четыре ноты которого соответствуют песнопению Dies Irae , части латинской мессы по умершим:

ХК Роббинс Лэндон заметил, что вначале тема неоднозначна между двойным и тройным временем. [5] и между тональностями до минор и (что в конечном итоге доказывает правоту) ми мажор. [ нужна ссылка ]

живое Allegro con Spirito, После этого вступления следует написанное в сонатной форме . 6
8
раз с расширенным переходом на второстепенную тему. В ряде мест тема вступления повторяется в гораздо более быстром темпе. [6] Гайдн повторяет часть вступительного вступления в коде, формальной процедуры, ранее принятой Моцартом в его струнном квинтете K. 593 (1790). Бетховен должен был сделать то же самое в своей фортепианной сонате «Патетическая» , опубликованной через четыре года после Симфонии «Барабанная дробь» в 1799 году.

II. Анданте больше тосто аллегретто

[ редактировать ]

В форме двойной вариации , с чередованием тем до минор и до мажор плюс кода. Двойные вариации были любимой музыкальной формой композитора около 20 лет. Наряду с Фортепианным трио H. XV:23 того же года это был последний сет, который он написал. Говорят, что эти темы были разработаны Гайдном на основе известных ему хорватских народных песен - для обсуждения см. Гайдн и народная музыка . Некоторые особенности этой части включают длинное соло на скрипке, а также отсутствие кларнетов.

III. Менуэтто.

[ редактировать ]

Менуэт находится в домашней тональности ми мажор. Чарльз Розен в книге «Классический стиль » выбрал этот менуэт, чтобы проиллюстрировать тот факт, что менуэты классической эпохи часто имеют очень сильные первые доли, в отличие от более плавного ритма менуэта в стиле барокко . [7]

Тема 3 части Симфонии № 103 Гайдна

IV. Финал: Аллегро против духа

[ редактировать ]

Финал выполнен в быстром темпе, имеет монотематическую экспозицию , выполнен в форме сонаты-рондо . Как и первая часть, она начинается квазиритуальным жестом – в данном случае сигналом рожка:

За звуком рожка следует пауза, затем она повторяется в качестве аккомпанемента основной теме и действительно раздается эхом на протяжении всей части.

Как и темы второй части, Франьо Кухач утверждал, что вступительная мелодия была взята Гайдном из хорватской народной песни, в данном случае из мелодии под названием «Divojčica potok gazi» («Маленькая девочка идет по ручью»). [8]

Роббинс Лэндон отмечает, что этот финал — один из самых длинных в Лондонских симфониях. Он называет это «одним из величайших проявлений силы , формально говоря, в карьере Гайдна: создание длительного движения по одной теме, к которой наш интерес никогда не ослабевает; напротив, это финал необычайного напряжения и сила." [9]

Довольно необычно для Гайдна, [10] он изменил четвертую часть после того, как она была завершена, удалив 13 тактов довольно близко к концу. Оригинальная партитура с автографом сохраняет эту музыку; он модулируется до тональности до мажор и включает двухтактную паузу; с динамической маркировкой p и pp . [11] Роббинс Лэндон предполагает, что Гайдн удалил этот проход, потому что он «задерживал бы ход движения». [12] Иногда симфония исполняется с включением удаленного отрывка; например, в записанных версиях Антала Дорати и Франса Брюггена .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Цитируется по Роббинсу Лэндону (1976, 295).
  2. ^ Роббинс Лэндон (1976, 296)
  3. ^ Детридж Дж., Гек М. и Восс Э. (1986). Справочник произведений Вагнера (WWV): Справочник музыкальных произведений Рихарда Вагнера и их источников («Каталог произведений Вагнера: Каталог музыкальных произведений Рихарда Вагнера и их источники»). Майнц, Лондон и Нью-Йорк: Schott Music International. стр. 76 – 77
  4. ^ Среди них: Шредер 1985, 71.
  5. ^ Роббинс Лэндон 1976, 595
  6. ^ Шредер 1985, 71.
  7. ^ Розен, Чарльз. «Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен». п. 90. Нью-Йорк: Нортон, 1997.
  8. ^ Роббинс Лэндон (1976:602); мелодию см. в разделе «Роббинс Лэндон» или в Интернете .
  9. ^ Роббинс Лэндон (1976:602–603)
  10. ^ Роббинс Лэндон (1976:602)
  11. Удаленный отрывок напечатан в Роббинсе Лэндоне (1976:603–604).
  12. ^ Роббинс Лэндон (1976:602)
  • Роббинс Лэндон, ХК (1976) Гайдн: Хроники и произведения , Издательство Университета Индианы, Блумингтон.
  • Розен, Чарльз (1971, 2-е изд. 1997 г.) Классический стиль . Нью-Йорк: Нортон.
  • Шредер, Дэвид П. (1985) «Прием публики и лондонские симфонии Гайдна», Международное обозрение эстетики и социологии музыки , Vol. 16, № 1, стр. 57–72.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 75ad3ba7f8ff8be7408503f2f094484e__1688824800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/75/4e/75ad3ba7f8ff8be7408503f2f094484e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Symphony No. 103 (Haydn) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)