Симфония № 21 (Гайдн)

Симфония № 21 ля мажор , Хобокен I/21, была написана Йозефом Гайдном примерно в 1764 году. Части симфонии имеют необычную структуру, из-за которой их форму трудно идентифицировать. Части, относящиеся к сонатной форме, часто трудно распознать сразу и часто идентифицируются «только ретроспективно». [ 1 ]
Движения
[ редактировать ]Симфония состоит из четырех частей и партитура для двух гобоев , двух валторн ля ля , скрипок I и II, альта , виолончели и бассо континуо .
- Адажио , 3
4 - Скоро , 4
4 - Менуэтт и трио (Трио ля минор), 3
4 - Очень веселый , 4
4
Я: Адажио
[ редактировать ]Вся первая часть медленная, с темпом, обозначающим адажио. Для Гайдна необычно, чтобы вступительная часть целиком устанавливалась в медленном темпе; обычно он начинает первое движение в медленном темпе для вступления, но основная часть будет в более быстром темпе. [ 2 ] Медленная часть также заканчивается тоникой, что является необычным финалом для вступления.
Первая часть имеет структуру, не соответствующую никакому формальному типу и резко контрастирующую с обычным для Гайдна стилем структурирования движений. Она ближе всего к сонатной форме, но лишь отдалённо. [ 3 ] Произведение быстро достигает доминанты (м. 13), в которой вступительная ритурнель повторяется, но вскоре возвращается к тонике (м. 16). Доминанта снова предлагается в m. 26, но затем переходит в развивающийся проход вокруг mm. 29–41. Однако это не заканчивается каденцией. Вместо половины каденса на доминанте развитие заканчивается буквой V. 4
2 – я 6 прогресс, который не возвращается к вступительной теме. Вскоре после этого тоническая тональность немедленно возвращается с подлинной каденцией (м. 48).
II: Скоро
[ редактировать ]Вторая часть имеет зеркальный перепросмотр, то есть «вступительный материал не возвращается в начало перепросмотра, а переносится в конец как кода». [ 4 ] Это необычно как для произведения Гайдна, так и для симфонии. [ 4 ] Гайдн делает это потому, что вступительная фраза (мм. 1–9) исполняется только в октавах, а не в трезвучиях, что контрастирует с остальной частью произведения. Следующая тема, начиная с м. 10, добавляет в картину триады. Октавная звучность не возвращается до тех пор, пока вступительная тема не вернется в качестве кода. Поскольку материал не возвращается ни в какой форме во время основной части произведения, тема в октавах служит вступлением, контрастирующим с остальной частью произведения. [ 5 ]
Что касается тела части, то экспозиция состоит из двух частей, а не трех: тонического отдела (м. 1–16) и доминантного отдела (м. 17–42). Однако полукаденция, разделяющая две части экспозиции, не появляется в перепросмотре; м. 15–21 не имеют соответствующих тактов в репризе. [ 6 ] Это потому, что м. 17 соответствует м. 10, но в доминанте. Если м. 17 появилась в репризе, она будет транспонирована в тоническую тональность и, следовательно, будет повторением, нарушающим правила сонаты. [ 6 ]
III: Менуэтт и Трио
[ редактировать ]Первые восемь тактов Менуэтта можно легко разделить на антецедент и следствие соответственно, заканчиваясь полукаденцией и аутентичной каденцией в тонике. Эти две фразы резко контрастируют «по динамике, по оркестровке, по ритму аккомпанемента и по регистру верхнего голоса». [ 7 ] Эти восемь тактов, часть А Менуэта, кажутся слегка измененными в самом конце менуэта, как и его часть А'; партии альта и виолончели и баса спускаются в первых двух тактах вместо того, чтобы начинаться со второго такта и подниматься вверх.
В трио сразу повторяются первые два такта части ля, как это происходит и во второй фразе. Марк Феррагуто обсудил намеренное использование Гайдном запасной инструментальной партитуры и минимального мелодического материала в трио этой симфонии. [ 8 ]
Первые восемь нот менуэта были дословно использованы для начала менуэта Моцарта « Eine Kleine Nachtmusik» (К. 525). [ 9 ]
IV: Аллегро танто
[ редактировать ]Четвертая часть представляет собой «бинарный вариант сонатной формы, в котором первые восемь тактов экспозиции не возвращаются в репризе. [ 10 ] Начальная тема действительно возвращается (м. 41) до перепросмотра, но, поскольку тема теперь доминирует, ее нельзя считать частью перепросмотра. Фигура переходит к доминанте m. 9 и остается таковым до м. 58. Перепросмотр начинается с м. 59, когда тоник возвращается, и мм. 9–40 воспроизводятся в ля мажоре, завершая симфонию.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хаймо, Итан. 1995. Симфонические формы Гайдна: очерки композиционной логики . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 68
- ^ Хаймо (1995), с. 42
- ^ Хаймо (1995), с. 45
- ^ Перейти обратно: а б Хаймо (1995), 48 лет
- ^ Хаймо (1995), с. 51
- ^ Перейти обратно: а б Хаймо (1995), с. 52
- ^ Хаймо (1995), с. 59
- ^ Феррагуто, Марк (март 2010 г.). «Гайдн как« минималист »: переосмысление экзотики в трио 1760-х и 1770-х годов». Студия Музыкологии . 51 (1/2): 61–77. JSTOR 25746240 .
- ^ HC Роббинс Лэндон, Гайдн: Хроники и произведения , 5 томов, (Блумингтон и Лондон: Indiana University Press, 1976–), т. 1, «Гайдн: Ранние годы, 1732–1765»
- ^ Хаймо (1995), с. 61
Ссылки
[ редактировать ]- Хаймо, Итан (1995). Симфонические формы Гайдна: Очерки композиционной логики . Оксфорд: Кларендон Пресс . стр. 42–69. ISBN 0-19-816392-4 .