Симфония № 70 (Гайдн)
Симфония № 70 ре мажор , «Хобокен 1/70», была написана Йозефом Гайдном в ознаменование начала строительства нового оперного театра в поместье Эстерхаза . Премьера состоялась 18 декабря 1779 года — это одна из немногих симфоний Гайдна, точная дата премьеры которой известна. [1]
Форма
[ редактировать ]Произведение выполнено в стандартной четырехчастной форме и написано для флейты , двух гобоев , фагота , двух валторн , двух труб , литавр и струнных . В первом проекте не было партий трубы и литавр; Гайдн добавил их позже. [2]
- Живо и с размахом, 3
4 ( ре мажор ) - Виды канона в двойном контрапункте Анданте , 2
4 ( ре минор ) - Аллегретто , 3
4 (ре мажор) - Аллегро с брио, 4
4 (ре минор, заканчивается ре мажор)
Первая часть – это соната в форме аллегро. 3
4-й раз, в котором преобладает мотив, установленный в первых тактах и состоящий из двух нисходящих пар нот, прочно устанавливающий домашнюю тональность за счет использования только нот в трезвучии ре мажор.
Экспозиция отмечена для повторения, как и развитие и перепросмотр. Развитие начинается с повторения финала экспозиции, но уже в унисон C-naturals в составе деревянных духовых и струнных. C-naturals удивляют слушателя: нота вообще не появляется в экспозиции. [1] Остальная часть развития состоит в основном из продолжительных нот для деревянных духовых инструментов и начальных нисходящих пар нот в трехчастном контрапункте на струнных. В репризе в каноне звучит вторая половина первой тематической группы. [1]
Вторая часть представляет собой двойную вариацию канона в форме ABA 1 B 1 A 2 , начинающуюся и заканчивающуюся в миноре. Малые эпизоды находятся в двойном перевернутом контрапункте, а основные эпизоды гомофоничны. [1]
Третья часть возвращается к мажорной тональности в менуэте с трио.
В качестве неожиданности, довольно необычной для симфонических менуэтов Гайдна, к повторению менуэта да капо добавляется «чрезвычайно утвердительная кода». [3]
Последняя часть ре минор построена в форме ABABA. Раздел A нерешительно начинается с пятинотного мотива повторяющихся D, первоначально пианиссимо, но быстро перерастающего в «тройную [двухголосную] фугу настоящей силы». [4]
Раздел B является контрапунктическим, с особой темой, в некоторой степени основанной на мотиве раздела A и начинающейся с вступления, напоминающего фугу. [ нужна ссылка ] Это развивается подробно, а затем сворачивается, что приводит к короткому повторению раздела A и еще более короткому повторению раздела B. Часть завершается игриво модифицированной версией части ля ре мажор, заканчивающейся единственной тонизирующей нотой тутти. Поскольку все движения имеют одну и ту же тонику, произведение гомотонно .
Издания
[ редактировать ]Издание Cianchettini & Sperati 1807 года посвящено принцу Уэльскому; однако в нем отсутствуют партии трубы и литавр, а партия фагота для трех частей представлена в качестве приложения. Издание выглядит как рукописная партитура, а не гравированная партитура, но Менуэт представлен в виде приложения (с партией фагота) с гравированным видом, контрастирующим с остальной частью партитуры. Стебли половинных нот обращены в направлении, противоположном обычному, а точки для нот с точками расположены дальше, чем обычно, за исключением половинных нот с точками, пересекающих тактовую черту, которые представлены так, как это принято сейчас. [ нужна ссылка ]
Более современное издание партитуры выпущено издательством Haydn-Mozart Presse в Зальцбурге под редакцией Х. К. Роббинса Лэндона . Выгравированная партитура, она более современна по своим обозначениям, но в ней используется архаичный ярлык для точечных нот через тактовую черту, в котором вместо привязки к четвертной ноте появляется только точка. Еще больше сбивает с толку то, что код менуэта имеет аннотацию «Fine II» под последней тактовой чертой, а окончание первого раунда менуэта помечено как «Fine I», хотя предполагается, что его также следует играть в да. капо. Маркировка метронома не предусмотрена, но продолжительность произведения указана как «около 22 минут». [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Браун, А. Питер, Симфонический репертуар (Том 2). Издательство Университета Индианы ( ISBN 025333487X ), стр. 176–178 (2002).
- ^ Энтони Ходжсон, Музыка Йозефа Гайдна: Симфонии . Лондон: The Tantivy Press (1976): 99. «Гайдн добавил партии трубы и литавр позже, но они вписаны в текстуру в высшей степени умело, и их упущение было бы немыслимо (хотя, к сожалению, не является чем-то неслыханным)».
- ^ (Ходжсон, 1976): 100
- ^ ХК Роббинс Лэндон. Симфонии Гайдна (Сиэтл: Вашингтонский университет Press, 1966), стр. 33.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 70 ре мажор, Hob.I:70 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- «Примечания к программе: Симфония № 70 ре мажор» . Оркестр Сиэтла . Проверено 12 февраля 2006 г.