Гомотональный
Гомотональность (однотональность) — технический музыкальный термин, описывающий тональную структуру многочастных композиций . ввёл В музыковедение его Ганс Келлер . Согласно определению и использованию Келлера, многочастная композиция является «гомотональной», если все ее части имеют одну и ту же тонику (лейтмотив).
«Гомотональность» распространена в композициях эпохи барокко : многие многочастные произведения в стиле барокко, основанные на танцевальных формах, повсюду демонстрируют одну и ту же тонику и даже один и тот же лад (мажорный или минорный). Так, например, партита для скрипки соло BWV 1004 И. С. Баха гомотональна [все части ре минор] , как и его партита для флейты соло BWV 1013 [все части ля минор] . Точно так же соната Вивальди для гобоя и континуо RV53 (nd) гомотональна [все части до минор] . Гомотональность встречается даже в некоторых концертах в стиле барокко: примеры включают Концерты для виолончели Вивальди RV401 (nd) [все части до минор] и RV416 (nd) [все части соль минор] , а также второй концерт его самого известного произведения « Времена года » («Лето» RV315) (1725) [все части также соль минор] и Жана-Мари Леклера Скрипичный концерт Op.7 № 1 (1737) [все части ре минор] .
Однако с наступлением классической эпохи ситуация меняется. За исключением двухчастных произведений (которые, говоря классическим языком, будут сохранять одну и ту же тонику для обеих частей и, таким образом, будут гомотональными по определению), гомотональность классической эпохи встречается относительно редко: классическое произведение в трех частях обычно переходит к другой тонике. для средней части, а классическое произведение в четырех частях обычно имеет по крайней мере одну из средних частей в тональности, отличной от исходной тоники.
Композитором-классиком, наиболее тесно связанным с гомотональным принципом, является Йозеф Гайдн .
Сам Келлер стремился подчеркнуть, что разные композиторы-классики проявляли разную степень интереса к гомотональной структуре:
Хотя Моцарт , в отличие от Гайдна, имел тенденцию работать в узких тональных рамках, он не продвинул гомотональный подход слишком далеко в своей зрелости. . . тогда как Гайдн это сделал: некоторые из величайших струнных квартетов старшего мастера придерживаются одной тональности». [1]
«[В] отличие от зрелого Гайдна, Моцарт никогда не писал четыре части, не изменив основную ноту» [на самом деле это не так, но на самом деле это было гораздо реже для Моцарта, чем для Гайдна, когда Моцарт достиг зрелости] [2]
Просто потому, что Гайдн более смел в своих экскурсах в отдаленные тональности, чем Моцарт, ему иногда нужна жесткая тональная основа, чтобы сдержать их; в отличие от Моцарта и Гайдна, чей творческий модулирующий характер развития он создал близнецовым, Бетховен, в свою очередь, предался страстному тональному и гармоническому контрасту в гомотональных рамках. [3]
Чеканка и концепция Келлера не стали стандартом среди музыковедов. [ нужна ссылка ] Музыковед Уильям Драбкин, например, задал вопрос: «Разве «гомотональность» не звучит немного странно?» [4]
Термин «гомотональность» (относящийся к явному сохранению тоники ) не следует путать с « монотональностью » (теоретическим положением, согласно которому тональная структура имеет только одну «настоящую» тонику, а всякая модуляция является поверхностной или иллюзорной).
Примеры
[ редактировать ]Примеры «гомотональных» произведений (более чем в двух частях) классической эпохи и последующих эпох:
1750-е годы
[ редактировать ]- Игрушечная симфония [все части соль мажор]
- Гайдна Симфония № 37 (ок. 1758 г.) [все части до мажор или до минор]
1760-е годы
[ редактировать ]- Гайдна Симфония № 4 (1757–60) [все части ре мажор или ре минор]
- Гайдна Симфония № 19 (1757–61) [все части ре мажор или ре минор]
- Гайдна Симфония № 17 (1760–61) [все части фа мажор или фа минор]
- Гайдна Фортепианное трио . XV/1 (1761) [все части соль минор]
- Гайдна Симфония № 25 (1761–63) [все части до мажор]
- Гайдна Симфония № 12 (1763) [все части ми мажор или ми минор]
- Гайдна Симфония № 33 (1763–65) [все части до мажор или до минор]
- Гайдна Симфония № 21 (1764) [все части ля мажор]
- Гайдна Симфония № 22 «Философ» (1764) [все части ми-бемоль мажор]
- Гайдна Симфония № 34 (1765) [все части ре минор или ре мажор]
- Симфония К. 16а «Оденсе» (ложно приписывается Моцарту, 1765?) [все части ля минор или ля мажор]
- до Соната Моцарта мажор для клавишных в четыре руки, К. 19d (возможно, подделка, 1765?) [все части до мажор]
- Фортепианное трио Гайдна. XV/37 (1766) [все части фа мажор]
- Фортепианное трио Гайдна. XV/38 (1766) [все части си-бемоль мажор]
- Фортепианное трио Гайдна. XV/C1 (1766) [все части до мажор]
- Фортепианное трио Гайдна. XIV/6 (1767) [все части соль мажор или соль минор]
- Гайдна Симфония № 49 «Страсть» (1768) [все части фа минор]
- Гайдна Симфония № 59 «Огонь» (ок. 1768 г.) [все части ля мажор или ля минор]
1770-е годы
[ редактировать ]- Моцарта Струнный квартет K.80 (1770) [все части соль мажор]
- Струнный квартет Гайдна Op.17 № 1 (1771) [все части ми мажор или ми минор]
- Струнный квартет Гайдна Op.17 № 5 (1771) [все части соль мажор или соль минор]
- Моцарта Симфония К. 96 «№ 46» (1771) [все части до мажор или до минор]
- Гайдна Симфония № 52 (1771–72) [все части до минор или до мажор]
- Гайдна Струнный квартет Op.20 № 2 (1772) [все части до мажор или до минор]
- Струнный квартет Гайдна Op.20 № 3 (1772) [все части соль мажор или соль минор]
- Струнный квартет Гайдна Op.20 № 4 (1772) [все части ре мажор или ре минор]
- Струнный квартет Гайдна Op.20 № 5 (1772) [все части фа минор или фа мажор]
- Гайдна Симфония № 44 «Трауер» (1772) [все части ми минор или ми мажор]
- Гайдна Симфония № 46 (1772) [все части си мажор или си минор]
- Моцарта Струнный квартет K.157 (1772) [все части до мажор или до минор]
- Соната Гайдна для фортепиано Hob.XVI:23 (1773) [все части фа мажор или фа минор]
- Моцарта Струнный квартет K.168 (1773) [все части фа мажор или фа минор]
- Струнный квартет Моцарта К.173 (1773) [все части ре минор или ре мажор]
- Моцарта Соната для фортепиано K.280 (1774) [все части фа мажор или фа минор]
- Моцарта Симфония К. 208+102 «№ 52» (1775) [все части до мажор]
- Соната Гайдна для фортепиано Hob.XVI:27 (1776) [все части соль мажор]
- «Нотурнская серената» Моцарта K.239 (1776) [все части ре мажор]
- Нотурно Моцарта для 4 оркестров K.286 (1777) [все части ре мажор]
- Моцарта Соната для фортепиано K.331 (1778) [все части ля мажор или ля минор]
- Моцарта Концертная симфония для гобоя, кларнета, валторны, фагота и оркестра K.297b (возможно, подделка, 1778?) [все части ми-бемоль мажор]
- Гайдна Симфония № 70 (1779) [все части ре мажор или ре минор]
- Михаэля Гайдна ( Симфония № 23 ок. 1779 г.) [все части ре мажор или ре минор]
- Моцарта Симфония № 32 (1779) [все части соль мажор]
1780-е годы
[ редактировать ]- Гайдна Симфония № 63 «Рокселана» (1779–81) [все части до мажор или до минор]
- Соната для фортепиано Гайдна Hob.XVI:37 (1780) [все части ре мажор или ре минор]
- Гайдна Симфония № 62 (1780–81) [все части ре мажор]
- Гайдна Струнный квартет Op.33 № 5 (1781) [все части соль мажор или соль минор]
- Струнный квартет Гайдна Op.33 № 6 (1781) [все части ре мажор или ре минор]
- Серенада Моцарта для духовых K.375 (1781) [все части ми-бемоль мажор]
- Фортепианное трио Гайдна. XV:5 (1785) [все части соль мажор]
- Фортепианное трио Гайдна. XV:7 (1785) [все части ре мажор или ре минор]
- Фортепианное трио Гайдна. XV:10 (1785) [все части фа мажор]
- Хоффмайстера Концерт № 1 для альта (1786) [все части ре мажор или ре минор]
- Струнный квартет Гайдна Op.50 № 6 (1787) [все части ре мажор или ре минор]
- Струнный квартет Гайдна Op.54 № 2 (1788) [все части до мажор или до минор]
- Струнный квартет Гайдна Op.55 № 2 (1788) [все части фа минор или фа мажор]
- Моцарта Соната для скрипки K.547 (1788) [все части фа мажор]
1790-е годы
[ редактировать ]- Струнный квартет Гайдна Op.64 № 2 (1790) [все части си минор или си мажор]
- Фортепианное трио Гайдна No. 37 ля мажор, Hob. XV:18 (1793) [все части ля мажор или ля минор]
- . Фортепианный концерт № 5 Дуссека, соч 22 (1793) [все части си-бемоль мажор]
- Фортепианное трио Гайдна No. 38 ре мажор, Hob. XV:24 (1795) [все части ре мажор или ре минор]
- Фортепианное трио Гайдна No. 40 фа-диез минор, Hob. XV:26 (1795) [все части фа-диез минор или фа-диез мажор]
- Соната Бетховена для фортепиано Op.2 No.1 (1795) [все части фа минор или фа мажор] (посвящена Гайдну)
- Гайдна Фортепианное трио № 44 , Hob. XV:28 (1797) [все части ми мажор или ми минор]
- Гайдна Струнный квартет Op.76 № 2 (1797) [все части ре минор или ре мажор]
- Бетховена Соната для фортепиано Op.10 № 2 (1796–98) [все части фа мажор или фа минор]
- Бетховена Соната для фортепиано Op.10 № 3 (1796–98) [все части ре мажор или ре минор]
- Бетховена Соната для скрипки № 2 , соч. 12 № 2 (1797–8) [все части ля мажор или ля минор]
- Струнный дуэт Гайдна, Hob. ВИ: Ань. 1 (1798) [все части си-бемоль мажор]
- Струнный дуэт Гайдна, Hob. ВИ: Ань. 2 (1798) [все части ми-бемоль мажор]
- Бетховена Струнное трио № 4 (1798) [все части ре мажор или ре минор]
- Соната Бетховена для фортепиано Op.14 № 1 (1798–99) [все части ми мажор или ми минор]
- Бетховена, Соната для скрипки № 4 соч. 23 (1800) [все части ля минор или ля мажор]
После 1800 г.
[ редактировать ]- Бетховена Соната для фортепиано Op.26 (1800–01) [все части ля-бемоль мажор или ля-бемоль минор]
- Бетховена Струнный квартет Op.18 № 4 (1801) [все части до минор или до мажор]
- Бетховена Соната для фортепиано Quasi una fantasia Op.27 No.2 («Лунная соната») (1801) [все части до-диез минор или ре-бемоль мажор]
- Бетховена Соната для фортепиано Op.28 (1801) [все части ре мажор или ре минор]
- [ Соната для фортепиано Клементи Op.40 № 2 (1801–02) все части си минор]
- Соната Клементи для фортепиано Op.40 № 3 (1802) [все части ре мажор или ре минор]
- Бетховена Струнный квартет Op.59 № 2 (1806) [все части ми минор или ми мажор, хотя финал обманчиво начинается в до мажор]
- Бетховена Фортепианное трио Op.70 № 1 («Призрак») (1808) [все части ре мажор или ре минор]
- Бетховена Соната для фортепиано Op.79 (1809) [все части соль мажор или соль минор]
- квартет Шуберта Струнный D.87 (1813) [все части ми-бемоль мажор]
- Паганини Концерт для скрипки с оркестром ми минор (ок. 1815) [все части ми минор/мажор]
- Шуберта Соната для фортепиано № 7 ре мажор (D.567/568) (1-я версия, 1817 г.) [все части ре-бемоль мажор или до-диез минор]
- Бетховена Соната для фортепиано соч. 109 (1820) [все части ми мажор или ми минор]
- Соната Клементи для фортепиано соч. 50 № 3 «Dido Abbandonata» (1821) [все части соль минор]
- Соната Мендельсона для альта до минор MWV Q 14 (1824) [все части до минор]
- Шопена, Фортепианный концерт № 1 соч. 11 (1830) [все части ми минор или ми мажор]
- Фридриха Калькбреннера Фортепианный концерт № 4 ля-бемоль мажор , соч. 147 (1835) [все части ля-бемоль мажор или ля-бемоль минор]
- . Фортепианное трио № 1 Алкана соль минор, соч 30 (опубликовано в 1841 г.) [все части соль минор или соль мажор]
- Мендельсона Органная соната Op.65 № 2 (1844) [все части до минор или до мажор]
- Органная соната Мендельсона, соч. 65 № 6 (1845) [все части ре мажор или ре минор]
- Шумана, Симфония № 2 соч. 61 (1845–46) [все части до мажор или до минор]
- трио Брамса Фортепианное № 1, соч. 8 (1853-4; ред. 1889) [все части си мажор или си минор]
- Сметаны Фортепианное трио , соч. 15 (1854–5) [все части соль минор]
- Брамса Фортепианный концерт № 1 Op.15 (1854–9) [все части ре минор или ре мажор]
- Брамса, Трио для валторн соч. 40 (1865) [все части ми-бемоль мажор или ми-бемоль минор]
- Брамса, Струнный квартет № 2 соч. 51 № 2 (1873) [все части ля минор или мажор]
- Дворжака , Струнный квартет № 5 соч. 9 (1873) [все части фа минор или фа мажор]
- Грига « Сюита Хольберг» , соч. 40 (1884) [все части соль мажор или соль минор]
- Брамса, Фортепианное трио № 3 соч. 101 (1886) [все части до минор или до мажор]
- Кристиана Синдинга, Сюита в старом стиле соч. 10 (1888) [все части минор]
- для Сонатина Дворжака скрипки и фортепиано Op. 100 (1893) [все части соль мажор или соль минор]
- Брамса Соната для кларнета соч . 120 № 2 (1894) [все части ми-бемоль мажор или ми-бемоль минор]
- Скрябина , Фортепианный концерт соч. 20 (1896) [все части фа-диез минор или фа-диез мажор]
- . Струнный квартет № 1 Землянского, соч 4 (1896) [все части ля мажор или минор]
- Фортепианный квинтет Роффредо Каэтани Op 4 (1897) [все части фа-диез минор]
- Сати Джек в коробке (1899) [все части до мажор]
После 1900 г.
[ редактировать ]- Соната для фортепиано № 2 Арне Олдберга си-бемоль минор (1909) [все части си-бемоль минор или си-бемоль мажор]
- ( Дебюсси Соната для виолончели 1915) [все части ре минор]
- Соната Дебюсси для флейты, альта и арфы (1915) [все части фа мажор или фа минор]
- Дебюсси Соната для скрипки (1916–17) [все части соль минор или соль мажор]
- Бриттена «Симфония да Реквием» , соч. 20 (1940) [все части ре мажор или ре минор]
- Бриттена Струнный квартет № 2 , соч. 36 (1945) [все части до мажор или до минор]
- Мириам Хайд Трио для флейты, кларнета и фортепиано (1948) [все части соль мажор или соль минор]
- Соната для кларнета Мириам Хайд (1949) [все части фа минор или фа мажор]
- Михаила Гольдштейна Симфония соль минор , приписываемая Николаю Овсянико-Куликовскому как его «Симфония № 21» (1948) [все части соль минор или соль мажор]
- Николая Мясковского Струнный квартет № 13 , соч. 86 (1949) [все части ля минор или ля мажор]
После 2000 года
[ редактировать ]- Кристофера Нортона Соната для кларнета (2012) [все части до мажор]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ганс Келлер, «Вольфганг Амадей Моцарт (1756–91)», в Симфонии (ред. Роберт Симпсон; Лондон, 1966), стр.58
- ^ Ганс Келлер, «Вольфганг Амадей Моцарт (1756–91)», в Симфонии (ред. Роберт Симпсон; Лондон, 1966), стр.75
- ^ Ганс Келлер, Великие квартеты Гайдна: их интерпретация (Лондон, 1986), стр.39
- ^ Уильям Драбкин, обзор Ганса Келлера, Великие квартеты Гайдна: их интерпретация , Musical Times, Vol. 127, № 1726 (ноябрь 1986 г.), стр. 624–625.