Jump to content

Гомотональный

Гомотональность (однотональность) — технический музыкальный термин, описывающий тональную структуру многочастных композиций . ввёл В музыковедение его Ганс Келлер . Согласно определению и использованию Келлера, многочастная композиция является «гомотональной», если все ее части имеют одну и ту же тонику (лейтмотив).

«Гомотональность» распространена в композициях эпохи барокко : многие многочастные произведения в стиле барокко, основанные на танцевальных формах, повсюду демонстрируют одну и ту же тонику и даже один и тот же лад (мажорный или минорный). Так, например, партита для скрипки соло BWV 1004 И. С. Баха гомотональна [все части ре минор] , как и его партита для флейты соло BWV 1013 [все части ля минор] . Точно так же соната Вивальди для гобоя и континуо RV53 (nd) гомотональна [все части до минор] . Гомотональность встречается даже в некоторых концертах в стиле барокко: примеры включают Концерты для виолончели Вивальди RV401 (nd) [все части до минор] и RV416 (nd) [все части соль минор] , а также второй концерт его самого известного произведения « Времена года » («Лето» RV315) (1725) [все части также соль минор] и Жана-Мари Леклера Скрипичный концерт Op.7 № 1 (1737) [все части ре минор] .

Однако с наступлением классической эпохи ситуация меняется. За исключением двухчастных произведений (которые, говоря классическим языком, будут сохранять одну и ту же тонику для обеих частей и, таким образом, будут гомотональными по определению), гомотональность классической эпохи встречается относительно редко: классическое произведение в трех частях обычно переходит к другой тонике. для средней части, а классическое произведение в четырех частях обычно имеет по крайней мере одну из средних частей в тональности, отличной от исходной тоники.

Композитором-классиком, наиболее тесно связанным с гомотональным принципом, является Йозеф Гайдн .

Сам Келлер стремился подчеркнуть, что разные композиторы-классики проявляли разную степень интереса к гомотональной структуре:

Хотя Моцарт , в отличие от Гайдна, имел тенденцию работать в узких тональных рамках, он не продвинул гомотональный подход слишком далеко в своей зрелости. . . тогда как Гайдн это сделал: некоторые из величайших струнных квартетов старшего мастера придерживаются одной тональности». [1]

«[В] отличие от зрелого Гайдна, Моцарт никогда не писал четыре части, не изменив основную ноту» [на самом деле это не так, но на самом деле это было гораздо реже для Моцарта, чем для Гайдна, когда Моцарт достиг зрелости] [2]

Просто потому, что Гайдн более смел в своих экскурсах в отдаленные тональности, чем Моцарт, ему иногда нужна жесткая тональная основа, чтобы сдержать их; в отличие от Моцарта и Гайдна, чей творческий модулирующий характер развития он создал близнецовым, Бетховен, в свою очередь, предался страстному тональному и гармоническому контрасту в гомотональных рамках. [3]

Чеканка и концепция Келлера не стали стандартом среди музыковедов. [ нужна ссылка ] Музыковед Уильям Драбкин, например, задал вопрос: «Разве «гомотональность» не звучит немного странно?» [4]

Термин «гомотональность» (относящийся к явному сохранению тоники ) не следует путать с « монотональностью » (теоретическим положением, согласно которому тональная структура имеет только одну «настоящую» тонику, а всякая модуляция является поверхностной или иллюзорной).

Примеры «гомотональных» произведений (более чем в двух частях) классической эпохи и последующих эпох:

1750-е годы

[ редактировать ]

1760-е годы

[ редактировать ]
  • Гайдна Симфония № 4 (1757–60) [все части ре мажор или ре минор]
  • Гайдна Симфония № 19 (1757–61) [все части ре мажор или ре минор]
  • Гайдна Симфония № 17 (1760–61) [все части фа мажор или фа минор]
  • Гайдна Фортепианное трио . XV/1 (1761) [все части соль минор]
  • Гайдна Симфония № 25 (1761–63) [все части до мажор]
  • Гайдна Симфония № 12 (1763) [все части ми мажор или ми минор]
  • Гайдна Симфония № 33 (1763–65) [все части до мажор или до минор]
  • Гайдна Симфония № 21 (1764) [все части ля мажор]
  • Гайдна Симфония № 22 «Философ» (1764) [все части ми-бемоль мажор]
  • Гайдна Симфония № 34 (1765) [все части ре минор или ре мажор]
  • Симфония К. 16а «Оденсе» (ложно приписывается Моцарту, 1765?) [все части ля минор или ля мажор]
  • до Соната Моцарта мажор для клавишных в четыре руки, К. 19d (возможно, подделка, 1765?) [все части до мажор]
  • Фортепианное трио Гайдна. XV/37 (1766) [все части фа мажор]
  • Фортепианное трио Гайдна. XV/38 (1766) [все части си-бемоль мажор]
  • Фортепианное трио Гайдна. XV/C1 (1766) [все части до мажор]
  • Фортепианное трио Гайдна. XIV/6 (1767) [все части соль мажор или соль минор]
  • Гайдна Симфония № 49 «Страсть» (1768) [все части фа минор]
  • Гайдна Симфония № 59 «Огонь» (ок. 1768 г.) [все части ля мажор или ля минор]

1770-е годы

[ редактировать ]
  • Моцарта Струнный квартет K.80 (1770) [все части соль мажор]
  • Струнный квартет Гайдна Op.17 № 1 (1771) [все части ми мажор или ми минор]
  • Струнный квартет Гайдна Op.17 № 5 (1771) [все части соль мажор или соль минор]
  • Моцарта Симфония К. 96 «№ 46» (1771) [все части до мажор или до минор]
  • Гайдна Симфония № 52 (1771–72) [все части до минор или до мажор]
  • Гайдна Струнный квартет Op.20 № 2 (1772) [все части до мажор или до минор]
  • Струнный квартет Гайдна Op.20 № 3 (1772) [все части соль мажор или соль минор]
  • Струнный квартет Гайдна Op.20 № 4 (1772) [все части ре мажор или ре минор]
  • Струнный квартет Гайдна Op.20 № 5 (1772) [все части фа минор или фа мажор]
  • Гайдна Симфония № 44 «Трауер» (1772) [все части ми минор или ми мажор]
  • Гайдна Симфония № 46 (1772) [все части си мажор или си минор]
  • Моцарта Струнный квартет K.157 (1772) [все части до мажор или до минор]
  • Соната Гайдна для фортепиано Hob.XVI:23 (1773) [все части фа мажор или фа минор]
  • Моцарта Струнный квартет K.168 (1773) [все части фа мажор или фа минор]
  • Струнный квартет Моцарта К.173 (1773) [все части ре минор или ре мажор]
  • Моцарта Соната для фортепиано K.280 (1774) [все части фа мажор или фа минор]
  • Моцарта Симфония К. 208+102 «№ 52» (1775) [все части до мажор]
  • Соната Гайдна для фортепиано Hob.XVI:27 (1776) [все части соль мажор]
  • «Нотурнская серената» Моцарта K.239 (1776) [все части ре мажор]
  • Нотурно Моцарта для 4 оркестров K.286 (1777) [все части ре мажор]
  • Моцарта Соната для фортепиано K.331 (1778) [все части ля мажор или ля минор]
  • Моцарта Концертная симфония для гобоя, кларнета, валторны, фагота и оркестра K.297b (возможно, подделка, 1778?) [все части ми-бемоль мажор]
  • Гайдна Симфония № 70 (1779) [все части ре мажор или ре минор]
  • Михаэля Гайдна ( Симфония № 23 ок. 1779 г.) [все части ре мажор или ре минор]
  • Моцарта Симфония № 32 (1779) [все части соль мажор]

1780-е годы

[ редактировать ]
  • Гайдна Симфония № 63 «Рокселана» (1779–81) [все части до мажор или до минор]
  • Соната для фортепиано Гайдна Hob.XVI:37 (1780) [все части ре мажор или ре минор]
  • Гайдна Симфония № 62 (1780–81) [все части ре мажор]
  • Гайдна Струнный квартет Op.33 № 5 (1781) [все части соль мажор или соль минор]
  • Струнный квартет Гайдна Op.33 № 6 (1781) [все части ре мажор или ре минор]
  • Серенада Моцарта для духовых K.375 (1781) [все части ми-бемоль мажор]
  • Фортепианное трио Гайдна. XV:5 (1785) [все части соль мажор]
  • Фортепианное трио Гайдна. XV:7 (1785) [все части ре мажор или ре минор]
  • Фортепианное трио Гайдна. XV:10 (1785) [все части фа мажор]
  • Хоффмайстера Концерт № 1 для альта (1786) [все части ре мажор или ре минор]
  • Струнный квартет Гайдна Op.50 № 6 (1787) [все части ре мажор или ре минор]
  • Струнный квартет Гайдна Op.54 № 2 (1788) [все части до мажор или до минор]
  • Струнный квартет Гайдна Op.55 № 2 (1788) [все части фа минор или фа мажор]
  • Моцарта Соната для скрипки K.547 (1788) [все части фа мажор]

1790-е годы

[ редактировать ]
  • Струнный квартет Гайдна Op.64 № 2 (1790) [все части си минор или си мажор]
  • Фортепианное трио Гайдна No. 37 ля мажор, Hob. XV:18 (1793) [все части ля мажор или ля минор]
  • . Фортепианный концерт № 5 Дуссека, соч 22 (1793) [все части си-бемоль мажор]
  • Фортепианное трио Гайдна No. 38 ре мажор, Hob. XV:24 (1795) [все части ре мажор или ре минор]
  • Фортепианное трио Гайдна No. 40 фа-диез минор, Hob. XV:26 (1795) [все части фа-диез минор или фа-диез мажор]
  • Соната Бетховена для фортепиано Op.2 No.1 (1795) [все части фа минор или фа мажор] (посвящена Гайдну)
  • Гайдна Фортепианное трио № 44 , Hob. XV:28 (1797) [все части ми мажор или ми минор]
  • Гайдна Струнный квартет Op.76 № 2 (1797) [все части ре минор или ре мажор]
  • Бетховена Соната для фортепиано Op.10 № 2 (1796–98) [все части фа мажор или фа минор]
  • Бетховена Соната для фортепиано Op.10 № 3 (1796–98) [все части ре мажор или ре минор]
  • Бетховена Соната для скрипки № 2 , соч. 12 № 2 (1797–8) [все части ля мажор или ля минор]
  • Струнный дуэт Гайдна, Hob. ВИ: Ань. 1 (1798) [все части си-бемоль мажор]
  • Струнный дуэт Гайдна, Hob. ВИ: Ань. 2 (1798) [все части ми-бемоль мажор]
  • Бетховена Струнное трио № 4 (1798) [все части ре мажор или ре минор]
  • Соната Бетховена для фортепиано Op.14 № 1 (1798–99) [все части ми мажор или ми минор]
  • Бетховена, Соната для скрипки № 4 соч. 23 (1800) [все части ля минор или ля мажор]

После 1800 г.

[ редактировать ]
  • Бетховена Соната для фортепиано Op.26 (1800–01) [все части ля-бемоль мажор или ля-бемоль минор]
  • Бетховена Струнный квартет Op.18 № 4 (1801) [все части до минор или до мажор]
  • Бетховена Соната для фортепиано Quasi una fantasia Op.27 No.2 («Лунная соната») (1801) [все части до-диез минор или ре-бемоль мажор]
  • Бетховена Соната для фортепиано Op.28 (1801) [все части ре мажор или ре минор]
  • [ Соната для фортепиано Клементи Op.40 № 2 (1801–02) все части си минор]
  • Соната Клементи для фортепиано Op.40 № 3 (1802) [все части ре мажор или ре минор]
  • Бетховена Струнный квартет Op.59 № 2 (1806) [все части ми минор или ми мажор, хотя финал обманчиво начинается в до мажор]
  • Бетховена Фортепианное трио Op.70 № 1 («Призрак») (1808) [все части ре мажор или ре минор]
  • Бетховена Соната для фортепиано Op.79 (1809) [все части соль мажор или соль минор]
  • квартет Шуберта Струнный D.87 (1813) [все части ми-бемоль мажор]
  • Паганини Концерт для скрипки с оркестром ми минор (ок. 1815) [все части ми минор/мажор]
  • Шуберта Соната для фортепиано № 7 ре мажор (D.567/568) (1-я версия, 1817 г.) [все части ре-бемоль мажор или до-диез минор]
  • Бетховена Соната для фортепиано соч. 109 (1820) [все части ми мажор или ми минор]
  • Соната Клементи для фортепиано соч. 50 № 3 «Dido Abbandonata» (1821) [все части соль минор]
  • Соната Мендельсона для альта до минор MWV Q 14 (1824) [все части до минор]
  • Шопена, Фортепианный концерт № 1 соч. 11 (1830) [все части ми минор или ми мажор]
  • Фридриха Калькбреннера Фортепианный концерт № 4 ля-бемоль мажор , соч. 147 (1835) [все части ля-бемоль мажор или ля-бемоль минор]
  • . Фортепианное трио № 1 Алкана соль минор, соч 30 (опубликовано в 1841 г.) [все части соль минор или соль мажор]
  • Мендельсона Органная соната Op.65 № 2 (1844) [все части до минор или до мажор]
  • Органная соната Мендельсона, соч. 65 № 6 (1845) [все части ре мажор или ре минор]
  • Шумана, Симфония № 2 соч. 61 (1845–46) [все части до мажор или до минор]
  • трио Брамса Фортепианное № 1, соч. 8 (1853-4; ред. 1889) [все части си мажор или си минор]
  • Сметаны Фортепианное трио , соч. 15 (1854–5) [все части соль минор]
  • Брамса Фортепианный концерт № 1 Op.15 (1854–9) [все части ре минор или ре мажор]
  • Брамса, Трио для валторн соч. 40 (1865) [все части ми-бемоль мажор или ми-бемоль минор]
  • Брамса, Струнный квартет № 2 соч. 51 № 2 (1873) [все части ля минор или мажор]
  • Дворжака , Струнный квартет № 5 соч. 9 (1873) [все части фа минор или фа мажор]
  • Грига « Сюита Хольберг» , соч. 40 (1884) [все части соль мажор или соль минор]
  • Брамса, Фортепианное трио № 3 соч. 101 (1886) [все части до минор или до мажор]
  • Кристиана Синдинга, Сюита в старом стиле соч. 10 (1888) [все части минор]
  • для Сонатина Дворжака скрипки и фортепиано Op. 100 (1893) [все части соль мажор или соль минор]
  • Брамса Соната для кларнета соч . 120 № 2 (1894) [все части ми-бемоль мажор или ми-бемоль минор]
  • Скрябина , Фортепианный концерт соч. 20 (1896) [все части фа-диез минор или фа-диез мажор]
  • . Струнный квартет № 1 Землянского, соч 4 (1896) [все части ля мажор или минор]
  • Фортепианный квинтет Роффредо Каэтани Op 4 (1897) [все части фа-диез минор]
  • Сати Джек в коробке (1899) [все части до мажор]

После 1900 г.

[ редактировать ]

После 2000 года

[ редактировать ]
  1. ^ Ганс Келлер, «Вольфганг Амадей Моцарт (1756–91)», в Симфонии (ред. Роберт Симпсон; Лондон, 1966), стр.58
  2. ^ Ганс Келлер, «Вольфганг Амадей Моцарт (1756–91)», в Симфонии (ред. Роберт Симпсон; Лондон, 1966), стр.75
  3. ^ Ганс Келлер, Великие квартеты Гайдна: их интерпретация (Лондон, 1986), стр.39
  4. ^ Уильям Драбкин, обзор Ганса Келлера, Великие квартеты Гайдна: их интерпретация , Musical Times, Vol. 127, № 1726 (ноябрь 1986 г.), стр. 624–625.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 43e6a60fc76dc97ac5bc38669535b382__1712637780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/43/82/43e6a60fc76dc97ac5bc38669535b382.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Homotonal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)