Фортепианное трио № 1 (Брамс)
Фортепианное трио си мажор | |
---|---|
№ 1 | |
Иоганнес Брамс | |
![]() Композитор в 1853 году | |
Ключ | си мажор |
Опус | 8 |
Составленный | 1854 | , переработка 1889 г.
Выполненный | 13 октября 1855 г. Гданьск. : |
Опубликовано | 1854 |
Движения | четыре |
Фортепианное трио № 1 си мажор , соч . 8 Иоганнеса Брамса был завершен в январе 1854 года, когда композитору было всего двадцать лет, опубликован в ноябре 1854 года, а премьера состоялась 13 октября 1855 года в Данциге . [ 1 ] Часто ошибочно утверждалось, что первое выступление состоялось в Соединенных Штатах. [ 2 ] Летом 1889 года Брамс выпустил переработанную версию произведения, в которой есть существенные изменения, так что его можно даже рассматривать как отдельное (четвертое) фортепианное трио. [ 3 ] [ 4 ] Премьера этого «Нового издания» ( Neue Ausgabe ), как он его назвал, состоялась 10 января 1890 года в Будапеште и была опубликована в феврале 1891 года.
Трио написано для фортепиано , скрипки и виолончели , и это единственное произведение Брамса, существующее сегодня в двух опубликованных версиях, хотя сегодня почти всегда исполняется переработанная версия. Произведение гомотональное , с двумя частями в тональности си мажор и двумя си минор. [ 5 ] Это также одно из немногих многочастных произведений, которые начинаются в мажорной тональности и заканчиваются тоническим минором (другим примером является Феликса Мендельсона ) «Итальянская» симфония .
Структура
[ редактировать ]Трио состоит из четырех частей:
Исходная версия (1854 г.): (спектакль обычно длится около 42 минут)
Переработанная версия ( Neue Ausgabe ) (1889 г.): (спектакль обычно занимает около 33 минут)
- Allegro con brio — Тихо — Своевременно, но всегда выдержанно (289 тактов)
- Скерцо: Аллегро танто — Мено аллегро — Первый темп (460 тактов)
- Адажио (99 тактов)
- Финал: Аллегро (322 такта)
Анализ
[ редактировать ]Первое движение
[ редактировать ]си мажор, 4
4 , alla breve в исправленной версии
Эта часть представляет собой сонатную часть си мажор. Он начинается с широкой темы игры на виолончели и фортепиано и постепенно нарастает. Между двумя версиями трио Брамс почти не внес никаких изменений в первые 80 тактов или около того, за исключением исключения небольших междометий скрипки, которые он предположительно включил в первую версию только для удовлетворения желания Йозефа Иоахима . [ 6 ] В первом варианте вторая сюжетная группа соль ♯ минор (т. 84) включает различные тематические элементы, из которых только один взят в репризе как основа фуги в стиле антико (т. 354). В коде оригинальной версии главная тема наконец доведена до кульминационного, фортиссимо завершения на тонике (такт 473).
Второе движение
[ редактировать ]Си минор, трио и окончание си мажор, 3
4
Скерцо си минор сочетает в себе нежные филигранные пассажи с порывами фортиссимо. Буйное настроение первой части возвращается в трио разделе си мажор . Пикардийская терция , завершающая часть си мажор , создает основу для третьей части, также си мажор . Единственными изменениями, которые Брамс внес в эту часть в своей редакции произведения, были удвоение кульминационной мелодии трио на виолончели и переработка коды.
Третья часть
[ редактировать ]си мажор, 4
4
Эта часть, возвращающаяся к си-мажору и следующая простой тройной форме, открывается просторной аккордовой темой фортепиано, уравновешенной средней частью, в которой виолончель играет острую мелодию G ♯ минор, используя хроматизм (такт 33). В первой версии использовалась другая вторая тема – цитата из произведения Франца Шуберта « Am Meer » из Шваненгезанга. [ 7 ] (такт 33) - и часть Аллегро была включена ближе к концу части (такт 82).
Четвертое движение
[ редактировать ]си минор, 3
4
Возвращаясь к си минору, первая тема этой части весьма хроматична и слегка неоднозначна в тональном отношении, с очень взволнованным пунктирным ритмом. Это, пожалуй, часть, которую Брамс изменил больше всего между двумя версиями, с оригинальной гладкой второй темой виолончели фа мажор (такт 105) — очевидным намеком на «Nimm sie hin denn, diese Lieder» Бетховена из An die Ferne Geliebte , который также цитируется в «Фантазии» Шумана, соч. 17 — заменяется более энергичной фортепианной арпеджированной темой ре мажор (такт 64). Комбинированный контур и ритм этой новой темы в первых четырех тактах поразительно напоминают « Звездно-полосатое знамя ». [ 8 ] После эпизода си-мажор, напоминающего настроение первой части, музыка возвращается к си-минору и заканчивается очень бурно.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Удар, Майкл (1997). «Между Старым и Новым Светом. Неизвестные документы о премьере и раннем приеме фортепианного трио ор. 8 Иоганнеса Брамса в первой редакции». В Горщанском, Клаус (ред.). Традиции – новые подходы. Для Анны Амалии Аберт . стр. 663–676.
- ^ Sunday Classics: Какая основа литературы камерной музыки впервые прозвучала в 1855 году именно в Нью-Йорке? - Долой тиранию!
- ^ Охсле, Зигфрид (2009). «Фортепианные трио, фортепианные квартеты, фортепианный квинтет». В Зандбергере, Вольфганг (ред.). Справочник Брамса . Мецлер/Беренрейтер. стр. 408–436. ISBN 978-3-476-02233-2 .
- ^ Конрад Уилсон: Заметки о Брамсе: 20 важнейших работ (Эдинборо, Saint Andrew Press: 2005), с. 8
- ^ Мозли, Роджер (2007). «Реформирование Иоганнеса: Брамс, Крейслер-младший и фортепианное трио си-бемоль, соч. 8». Журнал Королевской музыкальной ассоциации . 132 (2): 252–305, здесь 260. doi : 10.1093/jrma/fkm004 . JSTOR 30161409 .
- ^ Тови, Дональд Ф. (1929). «Брамс». В Коббетте, Уолтер Уилсон (ред.). Циклопедический обзор камерной музыки Коббетта (A – H) . стр. 158–182, здесь 162.
- ^ «Фортепианное трио си мажор, соч. 8 (оригинальная версия) | Путеводитель по камерной музыке - Villa Musica Рейнланд-Пфальц» .
- ^ "Звездное знамя", служебная версия, приписываемая Джону Стаффорду Смиту
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фортепианное трио No.1, Op.8 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Исполнение Фортепианного трио № 1 Клермонтского трио из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3 формате