Jump to content

Вариации на тему Гайдна

«Вариации на тему Йозефа Гайдна» ( нем . Variationen über ein Thema von Jos. Haydn ), ныне также называемые « Вариации Святого Антония» , — произведение в форме темы и вариаций , сочиненное Иоганнесом Брамсом летом 1873 года. в Тутцинге в Баварии . Он состоит из темы си мажор, основанной на «Хорале Святого Антония», восьми вариаций и финала. Произведение было опубликовано в двух вариантах: для двух фортепиано , написанном первым, но получившим обозначение Op. 56б; и для оркестра , обозначенный Op. 56а.

Оркестровая версия более известна и гораздо чаще звучит, чем версия для двух фортепиано. Часто говорят, что это первый в истории музыки независимый набор вариаций для оркестра. [ 1 ] хотя существует по крайней мере одно более раннее произведение в той же форме: Антонио Сальери « Двадцать шесть вариаций на тему «Листья Испании»» , написанные в 1815 году. [ 2 ] Основная тема была использована в 23-минутном заглавном треке с пластинки Hamburger Concerto 1974 года голландской рок-группы Focus . [ 3 ]

Оркестровые вариации Брамса рассчитаны для пикколо , 2 флейт , 2 гобоев , 2 кларнетов , 2 фаготов , контрафагота , 4 валторн (2 в E , 2 в B ), 2 труб , литавр , треугольника и обычной струнной части первой и вторые скрипки , альты , виолончели и двойные басы . Обычно исполнение произведения занимает около 18 минут.

Первое исполнение оркестровой версии состоялось 2 ноября 1873 года Венским филармоническим оркестром под управлением Брамса.

Происхождение темы

[ редактировать ]

Брамс написал произведение на тему «Хорал Святого Антония», которую Брамс нашел в композиции духового ансамбля . Когда Брамс обнаружил это произведение, произведение духового ансамбля приписывалось композитору Йозефу Гайдну . Брамс назвал свою композицию соответствующим образом, отдав должное Гайдну за эту тему. Однако музыкальные издатели в начале девятнадцатого века часто добавляли имена известных композиторов к произведениям неизвестных или менее известных композиторов, чтобы сделать произведения более продаваемыми. Последующие исследования пришли к выводу, что духовая пьеса, использованная Брамсом в качестве источника, не соответствует стилю Гайдна. Произведение духового ансамбля осталось без четкой атрибуции.

В результате сегодня произведение Брамса иногда называют в записях и концертных программах « Вариациями Святого Антония» в дополнение к первоначальному названию, которое дал ему Брамс.

Подробный обзор разногласий можно найти в статье Дугласа Йео «Гайдн» 2004 года (ISMN M-57015-175-1). [ 4 ] В 1870 году друг Брамса Карл Фердинанд Поль, библиотекарь Венского филармонического общества , работавший в то время над биографией Гайдна, показал Брамсу сделанную им транскрипцию пьесы, приписываемой Гайдну, под названием «Дивертисмент № 1» . Вторая часть носила заголовок «Хорал Святого Антония», и именно эта часть в целом образует тему, на которой основаны вариации. Изложение темы Брамсом незначительно, но существенно отличается от оригинала, главным образом в отношении инструментов. Некоторые источники утверждают, что «Дивертисмент», вероятно, был написан Игнацем Плейелем , но это не установлено окончательно. Еще один вопрос: действительно ли автор дивертисмента написал «Хорал Святого Антония» или просто процитировал более старую тему, взятую из неизвестного источника. На сегодняшний день других упоминаний о «Хорале Святого Антония» обнаружено не было.

Тема начинается с повторяющегося десятитактного отрывка, который сам по себе состоит из двух интригующих пятитактных фраз - причуда, которая, вероятно, привлекла внимание Брамса. Почти без исключения восемь вариаций следуют фразовой структуре темы, а также, хотя и менее строго, гармонической структуре. Каждый из них имеет свой характер, некоторые напоминают формы и техники более ранних эпох, а некоторые демонстрируют мастерство контрапункта, редко встречающееся в романтической музыке .

Финал — великолепная тема и вариации на тему баса длиной в пять тактов, производные от основной темы. Его кульминация, повторение хорала, представляет собой момент такой трансцендентности, что обычно строгий Брамс позволяет себе использование треугольника .

Незадолго до конца пьесы, в коде финала, Брамс цитирует отрывок, который на самом деле принадлежит Гайдну. последнего В тактах 463–464 альты и виолончели перекликаются с линией виолончели из такта 148 второй части Симфонии «Часы» , одного из лучших примеров новаторской работы Гайдна в форме симфонических вариаций . Читатель может сравнить эти два отрывка, перейдя по этим ссылкам: Брамс , Гайдн (ссылки указаны ниже). Этот фрагментарный намек может быть единственной связью музыки с Гайдном.

Названия разделов и отметки темпа даны следующим образом. Если отметки темпа в двух версиях различаются, то для соч. 56б показано в скобках.

  • Тема. Хорал Святого Антония. Анданте
  • Вариация I. Poco Più Animato ( Andante con moto )
  • Вариант II. Более оживленный ( Vivace )
  • Вариант III. Мошенничество
  • Вариант IV. Анданте с мото ( Andante )
  • Вариация В. Виваче ( Poco Presto )
  • Вариант VI. Виваче
  • Вариант VII. Милостивый
  • Вариант VIII. Скоро, не скоро ( Скоро )
  • Финал. Анданте

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ МакКоркл, Дональд М., с. 5 место в выпуске «Вариации» по версии Norton Scores ( ISBN   0-393-09206-2 )
  2. ^ «26 вариаций на тему 'La folia di Spagna' (Сальери, Антонио) - IMSLP» . imslp.org . Проверено 4 февраля 2024 г.
  3. Гамбургер-концерт, релиз группы Focus , MusicBrainz
  4. ^ Йео, Дуглас (2013). «Дивертисмент [Фельдпартия] си-бемоль [Хорал Святого Антония], Hob. 2:46» . yeodoug.com . Проверено 9 ноября 2013 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2f7abedb5df17a10b9ed23a9cb8a0d95__1711363920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2f/95/2f7abedb5df17a10b9ed23a9cb8a0d95.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Variations on a Theme by Haydn - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)