Концерт для скрипки с оркестром (Брамс)
Концерт для скрипки с оркестром | |
---|---|
Иоганнес Брамс | |
![]() Брамс в 1876 году | |
Ключ | ре мажор |
Опус | 77 |
Период | Романтический |
Жанр | Концерт |
Составленный | 1878 |
Движения | 3 |
Подсчет очков | Скрипка и оркестр |
Премьера | |
Дата | 1 января 1879 г. |
Расположение | Лейпциг |
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор , соч. 77, была написана Иоганнесом Брамсом в 1878 году и посвящена его другу, скрипачу Йозефу Иоахиму . Это единственный скрипичный концерт Брамса и, по словам Иоахима, один из четырех великих немецких скрипичных концертов : [ 1 ]
У немцев четыре скрипичных концерта. Величайшим, самым бескомпромиссным является произведение Бетховена . По серьезности с ним соперничает произведение Брамса. Самое богатое, самое соблазнительное написал Макс Брух . Но самое сокровенное, драгоценность сердца — это сердце Мендельсона .
Инструментарий
[ редактировать ]Концерт для скрипки с оркестром исполняется для скрипки соло с оркестром, состоящим из 2 флейт , 2 гобоев , 2 кларнетов ля ля, 2 фаготов ; 2 валторны натуральные кривые в ре мажор и 2 натуральные кривые валторны в ноту ми, 2 трубы в ре мажор, литавры и струны . Несмотря на то, что Брамс в своих оркестровых произведениях использовал естественные (безклапанные) валторны, валторны с клапанами всегда использовались в реальном исполнении, даже во времена Брамса. [ 2 ]
Структура
[ редактировать ]Концерт соответствует стандартной форме концерта с тремя частями по схеме быстро-медленно-быстро:
Первоначально произведение планировалось в четырех частях, как и Второй фортепианный концерт . Средние части, одна из которых была задумана как скерцо - признак того, что Брамс задумал симфонический концерт, а не виртуозное произведение - были отброшены и заменены тем, что Брамс называл «слабым адажио». Часть отброшенного материала была переработана для второго фортепианного концерта.
Брамс, которого не терпели мелочи оскорблений , обозначающих смычок, а не фразы, как это было в его обычной практике, спросил совета у Иоахима по поводу написания сольной партии скрипки. [ 3 ] Иоахим, которого впервые предупредили, когда в августе Брамс сообщил ему, что по почте придут «несколько скрипичных пассажей», он очень хотел, чтобы концерт был играбельным и идиоматическим, и охотно сотрудничал, но не все его советы были услышаны окончательный счет. [ 4 ] Самая известная каденция , появляющаяся в первой части, принадлежит Иоахиму. [ 5 ] хотя ряд людей предложили альтернативы, в том числе Леопольд Ауэр , Анри Марто , Макс Регер , Фриц Крейслер , Яша Хейфец , Джордж Энеску , Найджел Кеннеди , Огюстен Хаделих , Джошуа Белл , [ 6 ] и Рэйчел Бартон Пайн . Запись концерта, выпущенного Руджеро Риччи, была объединена с записями Риччи шестнадцати различных каденций.
Премьера
[ редактировать ]Премьера произведения состоялась в Лейпциге 1 января 1879 года Иоахимом, который настоял на открытии концерта Бетховена Скрипичным концертом , написанным в той же тональности, и закрытии Брамса. [ 7 ] Брамс жаловался, что «в программе было много ре мажор, и больше ничего в программе». [ 8 ] Иоахим представил не два устоявшихся произведения, а одно устоявшееся и новое, сложное, написанное композитором, имевшим репутацию сложного. [ 9 ] Эти две работы также имеют некоторые поразительные сходства. Например, у Брамса скрипка вступает вместе с литаврами после оркестрового вступления: это явная дань уважения Бетховену, в скрипичном концерте которого также необычно используются литавры.
Премьеру дирижировал Брамс. Между тем и публикацией работы Фрицем Симроком позднее в том же году были внесены различные изменения.
Критическая реакция на произведение была неоднозначной: слух о том, что произведение было написано не столько для скрипки, сколько «против скрипки», приписывают в равной степени дирижеру Гансу фон Бюлову и Йозефу Хельмесбергеру , которому Брамс доверил венскую премьеру. [ 10 ] что было восторженно встречено публикой. [ 11 ]
Иоахим дал британскую премьеру в лондонском Хрустальном дворце 22 февраля 1879 года под управлением Августа Маннса. Охлаждение его дружбы с Брамсом, который встал на сторону жены Иоахима, когда его брак распался, похоже, помешало ему активно проводить кампанию за концерт. Большинству его коллег это не понравилось.
Хенрик Венявский назвал произведение «неиграемым», а скрипач-виртуоз Пабло де Сарасате отказался его играть, так как не хотел «стоять на трибуне со скрипкой в руке и слушать, как гобой играет единственную мелодию в адажио». [ 10 ]
Вопреки этим критикам современные слушатели часто чувствуют, что Брамс на самом деле не пытался создать обычное средство для виртуозной демонстрации; у него были более высокие музыкальные цели. Подобная критика высказывалась и в адрес струнных концертов других великих композиторов, таких как Бетховена . Скрипичный концерт [ 12 ] и «Гарольд» Гектора Берлиоза в Италии за то, что сделал солиста «почти частью оркестра». [ 13 ]
Трое учениц Иоахима, Мари Солдат , Габриэле Ветровец и Леонора Джексон , сделали все возможное, чтобы помочь пьесе закрепиться.
В популярной культуре
[ редактировать ]Третья часть версии Муттера и Караяна дважды используется в фильме Пола Томаса Андерсона 2007 года «Нефть будет кровь» , включая финальные титры. [ 14 ]
В «Чувстве снега Смиллы» главный Питера Хёга герой Смиллы говорит: «Я плачу, потому что во вселенной есть что-то столь же прекрасное, как Кремер, играющий скрипичный концерт Брамса».
Вступление скрипки в первой части широко использовано в песне Алисии Киз » 2004 года « Karma .
Избранные записи
[ редактировать ]- Фриц Крейслер (скрипка), Джон Барбиролли (дирижер), Лондонский филармонический оркестр ( EMI , 1936) [ 15 ] [ 16 ]
- Яша Хейфец (скрипка), Фриц Райнер (дирижер), Чикагский симфонический оркестр ( RCA Red Seal , 1958) [ 17 ] [ 18 ]
- Ицхак Перлман (скрипка), Карло Мария Джулини (дирижер), Чикагский симфонический оркестр ( EMI , 1977) [ 19 ]
- Анн-Софи Муттер (скрипка), Герберт фон Караян (дирижер), Берлинский филармонический оркестр ( Deutsche Grammophon , 1982) [ 20 ]
- Огюстен Хаделич : Брамс, Лигети - Концерты для скрипки с оркестром Норвежского радио под управлением Мигеля Харт-Бедойя [ 21 ]
- Хилари Хан (скрипка), Микко Франк (дирижер), Филармонический оркестр Радио Франции (живой концерт, записанный 21 апреля 2023 года в Maison de la Radio et de la Musique , доступен на сайте France Musique и на концертов France Musique) канале . на Ютубе) [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стейнберг, Майкл. «Брух: Концерт № 1 соль минор для скрипки с оркестром, опус 26» . Симфонический оркестр Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 7 ноября 2014 года . Проверено 6 декабря 2017 г.
- ^ Эриксон, Джон. «Брамс и оркестровая валторна» . Университет штата Аризона . Архивировано из оригинала 24 июля 2017 года . Проверено 10 февраля 2018 г.
- ^ Гал, Ганс (1963). Иоганнес Брамс . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 217.
- ^ Ян Сваффорд, Иоганнес Брамс: биография 1997: 448ff обсуждает написание Скрипичного концерта.
- ^ Дж. А. Фуллер-Мейтленд, Джозеф Иоахим , Лондон и Нью-Йорк, Дж. Лейн, 1905, с. 55
- ^ «Джошуа Белл» . Джошуа Белл . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ Стейнберг, 121.
- ^ Цитируется по Steinberg, 121.
- ^ Стейнберг, 122.
- ^ Jump up to: а б Сваффорд 1997: 452.
- ↑ Брамс сообщил Юлиусу Штокхаузену об этом как о «наиболее хорошем успехе, который я когда-либо испытывал». (цитата по Swafford 1997:452.
- ^ Сваффорд, январь (2014). Бетховен: тоска и триумф: биография . Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт. стр. 431–432. ISBN 978-0-618-05474-9 .
...это не героический, не особенно виртуозный или драматический концерт. ... Назовите главную тему Скрипичного концерта красотой в интуитивном и духовном смысле...
- ^ Конрад Уилсон: Заметки о Брамсе: 20 важнейших работ (Эдинборо, Saint Andrew Press: 2005), с. 62
- ^ Там будет кровь (саундтрек) ( [1] )
- ^ «БРУХ / БРАМС: Скрипичные концерты (Крейслер) (1925, .. — 8.110925 | Узнайте больше о релизах Naxos Historical» . www.naxos.com . Проверено 13 августа 2024 г.) .
- ^ "Концерты Брамса Бруха / Крейслера / Наксос C - Классика сегодня" . www.classicstoday.com . Проверено 13 августа 2024 г.
- ^ https://www.discogs.com/release/5789625 [ только URL ]
- ^ «БРАМС: Концерт для скрипки с оркестром (Хейфец, Райнер) (1955) - 9.80081 | Узнайте больше релизов из классических архивов Наксоса» . www.naxos.com . Проверено 13 августа 2024 г.
- ^ https://www.discogs.com/es/master/397063 [ только URL ]
- ^ https://www.discogs.com/es/release/1675147 [ только URL ]
- ^ «Дискография» . Огюстен Хаделих, скрипач . Пилвакс . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ «Брамс и Шостакович в исполнении Хилари Хан и Филармонического оркестра Радио Франции под управлением Микко Франка» . France Musique (на французском языке). 21 апреля 2023 г. Проверено 13 августа 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Стейнберг, Майкл Концерт (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1998). ISBN 0-19-510330-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт для скрипки с оркестром : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Подробное руководство по прослушиванию с использованием записи Анн-Софи Муттер и Герберта фон Караяна.
- Концерт для скрипки Брамса в исполнении Хилари Хан с Симфоническим оркестром Франкфуртского радио под управлением Пааво Ярви