Соната для виолончели № 1 (Брамс)
Соната для виолончели ми минор | |
---|---|
№ 1 | |
Иоганнес Брамс | |
![]() Композитор ок. 1866 г. | |
Родное имя | Соната для фортепиано и виолончели |
Ключ | Ми минор |
Опус | 38 |
Составленный | 1862 | –65
Преданность | Йозеф Генсбахер |
Выполненный | 13 октября 1865 г Данциг .: |
Опубликовано | 1866 |
Издатель | Симрок |
Движения | три |
Соната для виолончели No. 1 ми минор , соч. 38 под названием « Соната для фортепиано и виолончели » была написана Иоганнесом Брамсом в 1862–1865 годах. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Летом 1862 года Брамс сочинил первые две части, а также Адажио, которое позже было удалено. Последняя часть была написана в 1865 году. Соната называется « Соната для клавира и виолончели » (для фортепиано и виолончели), и фортепиано «должно быть партнером — часто ведущим, часто бдительным и внимательным партнером — но ни в коем случае не должно обстоятельства берут на себя чисто сопутствующую роль». [ 2 ] Он посвящен Йозефу Генсбахеру, профессору пения и виолончелисту-любителю. Во время частного выступления перед дружеской публикой Брамс играл так громко, что достойный Генсбахер пожаловался, что совсем не слышит виолончели - "И вам повезло", - прорычал Брамс, и позволил пианино неистовствовать. [ 3 ]
Это «дань уважения И.С. Баху », а основная тема первой части и фуги основана на Контрапунктах 4 и 13 « Искусства фуги» .
Брамс исполнил сонату в Мангейме в июле 1865 года, а затем предложил ее компании Breitkopf & Härtel , которая отказалась. Однако он также отправил сонату Симроку , описав ее в одном из самых лживых заявлений, сделанных крупным композитором о его собственном творчестве, как «сонату для виолончели, которую, поскольку это касается обоих инструментов, определенно несложно играть». ", и они опубликовали его в 1866 году. [ 4 ]
Работу поддержал в Европе и Лондоне Роберт Хаусманн . В благодарность Брамс посвятил свою Вторую сонату Хаусману .
Музыкальное описание
[ редактировать ]Есть три движения:
Первое движение
[ редактировать ]Это движение представляет собой длинную сонатную форму , открывающуюся соло виолончели поверх аккордов на клавиатуре, мелодию, которая набирает и теряет интенсивность и динамику, а затем переходит на клавиатуру, где следует та же общая кривая без тех же нот. ; широта и лиричность этого отрывка характерны для большей части движения. Переходим от ми минора через до мажор к существенной второй группе тем сначала си минор , затем си мажор .
Эта экспозиция повторяется, после чего следует развитие большей части второй половины первой фразы вступительной темы вместе с версией настойчивой нисходящей квинты (F ♯ –B, F ♯ –B, F ♯ –B), которая сопровождала последнюю фразу. часть экспозиции, достигающая пика энергии, в которой виолончель совершает двухоктавные скачки, соединенные акчаккатурами с вариантами фортиссимо вступительной темы, после чего следует еще одна тема (тема си минор, первая тема второй группы) слышится и меняется на некоторой длине, и музыка после очередного всплеска угасает в тихом возвращении вступительной темы. (В таких выступлениях, как запись, сделанная Жаклин дю Пре и Даниэлем Баренбоймом , в которой вступительная песенность понимается как означающая, что Брамс имел в виду часть Анданте или даже более медленного темпа.) Перепросмотр довольно регулярен, и код расширяется на тему си-мажора - теперь в ми-мажоре, в которой тональность завершается, непосредственно устанавливая аккорд V в тональности второй части (ля-минор).
Второе движение
[ редактировать ]Антикварные интересы Брамса, его исследования музыки от эпохи Возрождения до классических периодов проявляются в его творчестве — он редактировал и помогал публиковать двуххорный мотет Моцарта Venite Populi , у него была коллекция сонат Скарлатти — и в его сочинении. , его мотеты соч. 74, его интерес к фуге и пассакалье (помимо органной музыки, такой как Соната № 8 Йозефа Райнбергера , довольно редкой в эпоху романтизма) или к таким произведениям, как менуэт Струнного квартета № 2 , и Вот этот. Обычно он тихий и часто отрывистый. Характерным для этого раздела является использование орнамента, имеющего звучание французского барокко. Извилистое мелодическое трио имеет характерную форму правой руки фортепиано, верхние ноты которой постоянно находятся в унисон либо с левой рукой фортепиано, либо с виолончелью. Вступительный унисонный фрагмент трио намекает на параллельный мажор (по сравнению с исходной тональностью), прежде чем раскрывается более необычный тональный выбор повышенного субмедианта минорного лада ( ♯ ви). Хроматическая третья связь между тональностями менуэта или скерцо и его трио встречается только в одном другом многочастном произведении Брамса: Симфонии № 1 , в которой третья часть A ♭ мажор переходит в энгармоническую ♭ III для средней части.
Третья часть
[ редактировать ]Это движение часто называют фугой . Однако это скорее сонатная часть с очень существенными фугальными частями. Вступительная тема, основанная на Contrapunctus 13 из « Kunst der Fuge» , постепенно развивается до тех пор, пока не переходит во вторую предметную группу соль мажор , раздел, который трактуется гораздо более традиционно, хотя и чудесно.
Развитие открывается нисходящими октавами — первой половиной темы фугато — под изложение темы триоли, которая является ее второй половиной, в подражании фортепиано и виолончели. Это ведет к до минор , к перевернутой формулировке фуги, к другому эпизодоподобному разделу (такт 95, основанный на части вступления фуг, впервые услышанного в такте 16; если это не фуга, то это действительно очень похоже) и после краткого фрагмента, снова в фугальной имитации напряженной и набирающей напряжение части в истинно сонатном стиле (такты 105–114, возвращающие нас к ми минор, снова на основе рисунка такта 16) и возвращения к основной тональности, вторая тема вместо первой, в тройках. После повторения второй темы возвращается вступительное фугато (то, что называют фугальной частью, которая является частью более крупной части, а не самой фугой), цитируемой целиком, но оставаясь в ми миноре, а не модулируясь до соль, что приводит к Più presto coda. [ нужна ссылка ]
Было предложено [ 5 ] что соната Бернхарда Ромберга также вдохновила эту работу. Однако, учитывая, что о произведении Ромберга идет речь, его Соната ми минор, соч. 38, первоначально была опубликована как трио для альта и двух виолончелей в 1826 году, а позже аранжирована Фридрихом Густавом Йенсеном как соната для виолончели и фортепиано ок. 1877 г., эта теория несостоятельна.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ «О себе - Иоганнес Брамс - Соната для виолончели №1 ми мажор, Op.38» . Весь музыкальный гид . 2008 год . Проверено 26 февраля 2013 г.
- ^ Wiener Urtext Edition, стр. VII, Вольфганг Беттчер . Учитель Бетчера Рихард Клемм получил множество исполнительских указаний от Хьюго Беккера , игравшего с Брамсом.
- ^ Дринкер, Генри С. Камерная музыка Иоганна Брамса. Филадельфия: Elkan-Vogel Co., 1932, стр. 81.
- ^ Wiener Urtext Edition, 1973, предисловие Ганса-Кристиана Мюллера
- ^ Уильям Ньюман, Карл Гейрингер и другие; см. Сюй.
- Сюй, Оливер. «Первая соната для виолончели Брамса, Бах и Ромберг» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2009 года . Проверено 21 марта 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната для виолончели № 1 (Брамс) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Выступление Венди Уорнер (виолончель) и Эйлин Бак (фортепиано) из музея Изабеллы Стюарт Гарднер.