Альтовая Рапсодия
Альтовая Рапсодия | |
---|---|
Хоровое произведение Иоганнеса Брамса | |
![]() Композитор ок. 1866 г. | |
Полное название | Рапсодия для альтового голоса, мужского хора и оркестра |
Опус | 53 |
Повод | Свадьба Юли Шуман |
Текст | Гете из «Гарцрайзе зимой» |
Язык | немецкий |
Составленный | 1869 |
Продолжительность | 12 минут |
Подсчет очков |
|
Альтовая рапсодия , соч. 53, представляет собой композицию для контральто , мужского хора и оркестра Иоганна Брамса , основанную на стихах из Иоганна Вольфганга фон Гете » «Гарцрайзе зимой . Оно было написано в 1869 году как свадебный подарок дочери Роберта и Клары Шуман , Жюли. Исследователи Брамса давно предполагают, что композитор мог испытывать романтические чувства к Жюли, которые он, возможно, интегрировал в текст и музыку « Альтовой рапсодии» . Текст с его метафизическим изображением человеконенавистнической души, призванной найти духовную поддержку и сбросить оковы своих страданий, имеет сильные параллели в жизни и характере Брамса.
Произведение состоит из трех частей: первые две, в хроматически насыщенном и блуждающем до миноре , предназначены для солиста и оркестра и описывают боль человеконенавистнического странника. Вторая часть во всем, кроме названия, представляет собой арию. Третья часть, номинально до мажор , включает мужской хор, который присоединяется к солисту с просьбой к небесному духу об облегчении боли странника. Третья часть «Рапсодии» имеет сходство вокально-хорового стиля с «Немецким реквиемом» , написанным годом ранее.
Обычно работа занимает от двенадцати до пятнадцати минут. Ориентировочное время смотрите в записи ниже.
Впервые произведение было «опробовано» 6 октября 1869 года на генеральной репетиции в Карлсруэ первого оркестрового абонементного концерта сезона . Амалия Бони исполнила сольную партию; дирижер Герман Леви Присутствовал , но мужского голосового хора не было, и неясно, аккомпанировал ли Бони оркестр или просто на фортепиано. Брамс и Клара Шуман присутствовали, но другой публики точно не было. [ 1 ] Свое первое публичное исполнение и первое определенно известное настоящее исполнение он получил 3 марта 1870 года в Йене . Солисткой первого исполнения была Полина Виардо , дирижером — Эрнст Науманн . [ 2 ]
Текстовый набор Брамса:
Но кроме этого, кто это?
Путь его теряется в кустах;
за ним кусты рушатся,
трава снова поднимется,
запустение поглощает его.
О, кто может излечить боль?
тот, для кого бальзам стал ядом?
Кто ненавидит людей
пил от полноты любви!
Сначала презираемый, теперь презирающий,
он потребляет тайно
его собственная ценность
В недостаточном эгоизме.
На твоем псалтире,
Отец любви, один тон
услышал ему на ухо,
так освежи его сердце!
Открой затуманенный взгляд
более тысячи источников
рядом с жаждущим
в пустыне!
Но кто это отдельно?
Его путь исчезает в кустах;
за ним ветви переплетаются;
трава снова встает;
пустошь поглощает его.
Ах, кто лечит боли
о том, для кого бальзам превратился в яд?
Кто пил ненависть к человеку
от обилия любви?
Сначала презираемый, теперь презирающий,
он тайно питается
его собственные заслуги,
в неудовлетворительном эгоизме.
Если есть на твоих гуслях , [ 3 ]
Отец любви, одна нота
его ухо слышит,
тогда освежи его сердце!
Открой его затуманенный взгляд
тысяче источников
рядом с тем, кто жаждет
в пустыне!
Записи
[ редактировать ]Альтовая рапсодия не часто исполняется на концертах, возможно, из-за затрат на наем солиста и хора для короткого произведения, но ее много раз записывали певцы как контральто, так и меццо-сопрано. Подборка записей, доступных по состоянию на 2012 год, иллюстрирует широкий диапазон темпов, принятых разными интерпретаторами « Рапсодии» , с продолжительностью воспроизведения от 11 минут 15 секунд до 16 минут 10 секунд.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джордж С. Бозарт, Исследования Брамса
- ^ Майкл Масгрейв, Кембриджский компаньон Брамса
- ^ переводы различаются в зависимости от того, означает ли «auf deinem Psalter» «на вашей псалтири» (старый инструмент, похожий на небольшую арфу) или «в вашей псалтири» («в вашей книге псалмов»).
- Уэст, Юэн: Примечания к EMI CD CDM 7 69650 2
- Стоун, Джон: Примечания к HMV CD 5 68014 2
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берри, Уоллес (осень 1983 г.). «Текст и музыка в альтовой рапсодии». Журнал теории музыки . 27 (2): 239–253. дои : 10.2307/843518 . JSTOR 843518 .
- Форте, Аллен (осень 1983 г.). «Мотив и ритмический контур в альтовой рапсодии». Журнал теории музыки . 27 (2): 255–271. дои : 10.2307/843519 . JSTOR 843519 .
- Гарлингтон, Обри С. мл. (Дело 1983 года). « Harzreise als Herzreise : Альтовая рапсодия Брамса». Музыкальный ежеквартальный журнал . 69 (4): 527–542. дои : 10.1093/mq/LXIX.4.527 .
- Рейнольдс, Кристофер (2012). «Рапсодия Брамса: альтовая рапсодия и ее выразительный двойник» . Журнал музыковедения . 29 (2): 191–238. дои : 10.1525/jm.2012.29.2.191 . S2CID 194080628 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Альтовая рапсодия : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Альтовая рапсодия : бесплатные партитуры в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Подробное руководство по прослушиванию с использованием записи, проведенной Клаудио Аббадо.