Симфония № 3 (Брамс)
Симфония фа мажор | |
---|---|
№ 3 | |
Иоганнес Брамс | |
![]() Композитор ок. 1887 г. | |
Опус | 90 |
Составленный | 1883 |
Продолжительность | ~35 минут |
Движения | четыре |
Подсчет очков | Оркестр |
Премьера | |
Дата | 2 декабря 1883 г. |
Расположение | Венская музыкальная ассоциация |
Дирижер | Ганс Рихтер |
Исполнители | Венская филармония |
Симфония № 3 фа мажор , соч. 90 — симфония Иоганна Брамса . Произведение было написано летом 1883 года в Висбадене , почти через шесть лет после того, как он завершил свою Симфонию № 2 . За это время Брамс написал некоторые из своих величайших произведений, в том числе Скрипичный концерт , две увертюры ( «Трагическая увертюра» и «Академическая фестивальная увертюра ») и Фортепианный концерт № 2 .
Премьера состоялась 2 декабря 1883 года Венским филармоническим оркестром под управлением Ганса Рихтера . Это самая короткая из четырех симфоний Брамса; типичное выступление длится от 35 до 40 минут.
После каждого выступления Брамс совершенствовал свою партитуру, пока она не была опубликована в мае 1884 года.
История
[ редактировать ]Состав
[ редактировать ]К 1877 году Иоганнес Брамс завершил свои первые две симфонии: Первая симфония до минор (соч. 68) стала продуктом знаменитой длительной работы; ее первоначальные наброски датированы еще 1862 годом. Вторая симфония ре мажор последовала всего через 12 месяцев после Первой, и следующие несколько лет стали для Брамса творческим пиком, во время которого он создал «серию крупномасштабных шедевров с беглостью и легкостью». ." [ 1 ]
Среди этих шедевров были Скрипичный концерт Брамса (1878/79) и Второй (си ♭ мажор) фортепианный концерт (1881), две симфонические увертюры, два больших сборника песен (лидер) и дуэтов, несколько крупных фортепианных пьес, включая третью и четвертые серии «Венгерских танцев» (1879 г.) и три важных камерных произведения, включая «лирическую» и очень популярную сонату для скрипки соль мажор (1879 г.). [ 2 ]
К 1883 году внимание Брамса вернулось к симфонии, и лето того же года он провел в Висбадене, сочиняя новую симфонию фа мажор. В октябре он сыграл первую и последнюю части (на фортепиано) Антонину Дворжаку , который заметил Николаусу Симроку : «Я говорю без преувеличения, что это произведение превосходит его первые две симфонии; если не в величии и могучем замысле, то уж точно в красоте». [ 3 ]
«Свободный, но счастливый»
[ редактировать ]Первая часть начинается с заявления (FA ♭ -F), которое, как многие полагают, представляет собой личный девиз Брамса: frei aber froh (свободный, но счастливый). Брамс впервые разработал этот девиз много лет назад после того, как подружился с венгерским скрипачом Йозефом Иоахимом , который сам уже принял личный девиз FAE, frei aber einsam (свободный, но одинокий).
Учитывая сдержанный характер Брамса, существуют академические разногласия относительно его намерения представить этот девиз как личное музыкальное высказывание; Сам Брамс ничего не сказал по этому поводу. [ 3 ] С другой стороны, он часто напоминал друзьям, что «я говорю через свою музыку». [ 4 ]
Ассоциации с Шуманами и Рейном
[ редактировать ]-F первой части За вступительным девизом FA ♭ сразу следует тема страстиато ; нисходящая последовательность, которая очень похожа на фразу [ а ] из Роберта Шумана « Третьей симфонии Рейнская». Пребывание Брамса в Висбадене (на Рейне) во время сочинения Третьей симфонии, возможно, также вернуло воспоминания о его первых днях в Дюссельдорфе, в доме Роберта и Клары Шуман . [ 3 ] Именно там в 1853 году молодые Брамс и Роберт Шуман экспериментировали с «музыкальными шифрами» для развлечения Иоахима. [ 5 ]
Эти ассоциации побудили некоторых называть тему Passionato темой «Рейна», но переход ко второй теме включает в себя последовательность аккордов, которая включает в себя намек на «Хор сирены» из « » Рихарда Вагнера Тангейзера . Неизвестно, было ли это упоминание данью уважения его недавно умершему сопернику, хотя восхищение Брамса музыкой Вагнера не было секретом; какое-то время у него даже была оригинальная рукопись Тангейзера . [ 3 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Симфония написана для двух флейт , двух гобоев , двух кларнетов B ♭ и A, двух фаготов , контрафагота , двух валторн C, двух валторн F, двух труб F, трех тромбонов , литавр и струнных .
Хотя Брамс обычно указывает в своих композициях «естественные» (безклапанные) настройки валторны (например, валторна in F), исполнения обычно исполняются на современных валторнах с клапанами .
Форма
[ редактировать ]Симфония состоит из четырех частей , обозначенных следующим образом:
- Allegro con brio ( фа мажор , в сонатной форме )
- Анданте ( до мажор , в модифицированной сонатной форме)
- Poco allegretto ( до минор , в тройной форме A–B–A')
- Аллегро — Unнемного выдержанное ( фа минор → фа мажор , в модифицированной сонатной форме)
I. Аллегро с брио
[ редактировать ]Первая часть в сонатной форме. 6
4 раз. Музыкальный девиз этой части, состоящий из трех нот F – A ♭ –F, имел большое значение для Брамса. В 1853 году его друг Йозеф Иоахим взял своим девизом «Свободный, но одинокий» (по-немецки Frei aber einsam ), и из заметок, представленных первыми буквами этих слов, Ф-А-Е, Шуман , Брамс и Дитрих. были совместно сочинили скрипичную сонату, посвященную Иоахиму . Во времена Третьей симфонии Брамс был пятидесятилетним холостяком, назвавшимся Frei aber froh , «Свободным, но счастливым». Его девиз F-A-F и некоторые его измененные вариации можно услышать на протяжении всей симфонии. [ 6 ] В начале симфонии девизом является мелодия первых трёх тактов и басовая партия, лежащая в основе основной темы следующих трёх. Девиз сохраняется, смело или замаскировано, как мелодия или аккомпанемент на протяжении всего движения.
II. Анданте
[ редактировать ]Вторая часть до мажор представлена в модифицированной форме короткой сонаты в 4
4 раз. Основная мелодия исполняется кларнетом соло, а затем передается всему оркестру.
III. Не очень весело
[ редактировать ]Третья часть до минор представляет собой троичную часть, напоминающую вальс. 3
8 раз. Вместо стандартного быстрого скерцо в симфониях XIX века Брамс создал уникальный вид движения, умеренного по темпу ( poco allegretto ) и глубоко лирического по характеру. [ 7 ]
IV. Аллегро – Немного выдержано
[ редактировать ]Четвертая часть написана фа минор (оканчивается фа мажор) и представляет собой модифицированную сонатную форму в 2
2 раза. Это лирическое, страстное движение, богатое мелодией, которое интенсивно эксплуатируется, изменяется и развивается. Часть заканчивается ссылкой на девиз, услышанный в первой части, который цитирует мотив, услышанный в Симфонии № 3 Шумана, «Рейнский» в первой части. [ а ] незадолго до того, как в перепросмотр вступает вторая тема – затем угасает до тихого финала.
Прием
[ редактировать ]Ганс Рихтер , дирижировавший премьерой симфонии, провозгласил ее « Героической » Брамса . [ 8 ] Симфония была хорошо принята, даже больше, чем его Вторая симфония. Хотя Рихард Вагнер умер ранее в том же году, общественная вражда между Брамсом и Вагнером еще не утихла. Энтузиасты Вагнера пытались помешать премьере симфонии, и конфликт между двумя фракциями едва не перерос в дуэль. [ 6 ]
Его друг, влиятельный музыкальный критик Эдуард Ханслик, сказал: «Многие любители музыки предпочтут титаническую силу Первой симфонии; другие — безмятежное очарование Второй, но Третья кажется мне художественно наиболее совершенной». [ 6 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б В тактах с восьмого по четвертый перед репетицией буква О первой части.
- ^ Макдональд 1990 , с. 291.
- ^ Макдональд 1990 , с. 245-291.
- ^ Перейти обратно: а б с д Dotsey 2018 .
- ^ Макдональд 1990 , с. 140.
- ^ Макдональд 1990 , с. 304.
- ^ Перейти обратно: а б с Леонард Буркат; аннотации к записи 1998 года (Уильям Стейнберг, дирижер; Питтсбургский симфонический оркестр; MCA Classics)
- ^ Камен, Р. (2006). Иоганнес Брамс. В музыке: Оценка (9-е изд., стр. 352). МакГроу-Хилл Гуманитарные науки.
- ^ Макдональд 1990 , с. 302.
Ссылки
[ редактировать ]- Дотси, Кальвин (30 апреля 2018 г.). «Тайны Рейна: Симфония № 3 Брамса» . Хьюстонский симфонический оркестр . Проверено 6 апреля 2021 г.
- Макдональд, Малькольм (1990). Брамс (1-е изд.). Ширмер. ISBN 0-02-871393-1 .
- Фриш, Уолтер (2003). Брамс: Четыре симфонии . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . стр. 91–114 . ISBN 978-0-300-09965-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 3 : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур
- Подробное руководство по прослушиванию с использованием записи Клаудио Аббадо.
- Европейский архив. LP-запись Третьей симфонии Брамса, не требующая авторских прав, в исполнении Джорджа Селла (дирижер) и Амстердамского оркестра Консертгебау (только для неамериканских зрителей) в Европейском архиве.