Фортепианный квинтет (Брамс)
Фортепианный квинтет фа минор , соч. 34 работы Иоганна Брамса был завершен летом 1864 года. [ 1 ] и опубликовано в 1865 г. [ 2 ] [ 3 ] Он был посвящен Ее Королевскому Высочеству принцессе Анне Гессенской . Как и большинство фортепианных квинтетов, написанных по мотивам Роберта Шумана ( Фортепианного квинтета 1842), он написан для фортепиано и струнного квартета (две скрипки , альт и виолончель ).
Произведение, «часто называемое венцом его камерной музыки», [ 4 ] начал свою жизнь как струнный квинтет (завершен в 1862 году, написан для двух скрипок, альта и двух виолончелей). Брамс переписал квинтет в сонату для двух фортепиано (в какой форме его исполнили Брамс и Карл Таузиг ), прежде чем придать ему окончательную форму. Брамс уничтожил первоначальную версию струнного квинтета, но опубликовал Сонату как соч. 34б. Премьера фортепианного квинтета состоялась 22 июня 1866 года в Лейпцигской консерватории . [ 5 ] [ 6 ]
Внешние движения более авантюрны, чем обычно, с точки зрения гармонии и тревожащие по своему эффекту. Особенно примечательно вступление к финалу с его восходящей фигурой в полутонах. Фортепиано и струнные играют не менее важную роль на протяжении всего этого произведения, которое Сваффорд отмечает за «единство выражения» и неизменно мрачное настроение: «временами мучительное, временами (в скерцо) демоническое, временами трагическое». [ 7 ]
Структура
[ редактировать ]Пьеса состоит из четырех частей:
Первое движение
[ редактировать ]Эта часть начинается с темы унисона всех инструментов. Это сонатная форма, изложение которой завершается субмедиантом мажорного лада (D ♭ ), к которому приближаются через второй предмет в его энгармоническом параллельном миноре (C ♯ ). Сильный акцент первой темы на D ♭ подготавливает и сглаживает эту модуляцию, а также ее разворот с приближением к экспозиционному повтору. Примечательно, что первые части других частей фа минорной сонаты Брамса - из сонаты соч. 5 и Соната для кларнета соч. 120/1 – также имеют экспозиционную цель ре ♭ мажор, и обе также сопровождаются медленной частью ля ♭ мажор.
В перепросмотре бридж и первая половина второй темы транспонируются на квинту, причем последняя начинается с фа ♯ минор, прежде чем тональная тональность восстанавливается на полпути. Мирная послепереводная кодировка фа мажор обрывается возвращением к бурной первой теме.
Второе движение
[ редактировать ]Эта спокойная часть написана ля ♭ мажор, со второй темой ми мажор – энгармонически на мажорную треть ниже, как и в первой части.
Третья часть
[ редактировать ]Эта часть имеет троичную форму (ABA), где A представляет собой скерцо до минор (со второстепенной темой до мажор и ми ♭ мажор), а B представляет собой трио до мажор.
Это движение показывает влияние Франца Шуберта Струнного квинтета . Как и шедевр Шуберта, эта часть также написана в до минор/мажор и заканчивается так же, как финал Шуберта, с сильным акцентом на бемольном супертонике D ♭ перед финальной тоникой C. [ 8 ]
Четвертое движение
[ редактировать ]Последняя часть «начинается медленно и ощупью», с «самых меланхоличных моментов во всем произведении». [ 9 ] Эту часть начинается вступлением, которое гармонично напоминает Бетховена поздние струнные квартеты . После каденции доминанты «до» виолончель вводит первую тему сонаты-аллегро, которая обязана своей простотой интересу Брамса к венгерской народной музыке , а также напоминает начало финала «Большого дуэта» Шуберта для фортепиано в четыре руки. . Громкий, бурный мост соединяет первую тему со второй темой, которая находится в доминантной тональности минорного лада (C). Экспозиционная заключительная тема, отрывистая версия первой темы, переходит в перепросмотр, который включает в себя эпизод развития, в котором подчеркивается параллельная основная тема. Конец перепросмотра переходит в серьезную, тихую часть в начальном темпе вступления, но, возможно, это простая переработка заключительной темы экспозиции (хотя и в фа миноре). Эта короткая часть модулируется до C ♯ минор, который, если он относится к D ♭ мажор первой части (поскольку это параллельный минор ), может символизировать музыкальную одиссею всего произведения. Темп идеален для этой значительно расширенной коды фа минор, которая развивает новую тему, а также вторую тему раздела сонаты-аллегро и в конечном итоге достигает кульминации в неумолимом взрыве пламенной страсти, обеспечивая интенсивное завершение всей пьесы.
Распоряжения
[ редактировать ]Композитор Робин Холлоуэй аранжировал Фортепианный квинтет Брамса для полного оркестра в 2008 году. [ 10 ] Живое выступление 2014 года можно услышать на сайте НПК Радио. [ 11 ] Запись на компакт-диск была сделана в 2023 году Полом Манном, дирижирующим Симфоническим оркестром BBC на лейбле Toccata Classics . Аранжировка называлась «Симфония фа мажор, соч. 34 . [ 12 ]
Композитор Ник Нортон также сделал аранжировку произведения для фортепиано с оркестром. [ 13 ] [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Родда, Ричард (1 ноября 2004 г.). «Фортепианный квинтет фа минор, соч. 34» . Центр Кеннеди . Проверено 21 апреля 2009 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 декабря 2017 г. Проверено 25 декабря 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ↑ Фортепианный квинтет, Op.34 (Брамс, Иоганнес) imslp.org , по состоянию на 20 февраля 2021 г.
- ^ Ян Сваффорд, Иоганнес Брамс: Биография (Нью-Йорк: Vintage, 1997), стр. 324.
- ^ Примечания к программе (Фортепианный квинтет фа минор, соч. 34 Иоганнес Брамс) Джеймс М. Келлер nyphil.org , по состоянию на 20 февраля 2021 г.
- ^ Бозарт, Джордж С.; Фриш, Уолтер (2001). «Брамс, Иоганнес» . Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.51879 . Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ Сваффорд, Иоганнес Брамс , с. 325, 326.
- ^ Джеймс Вебстер , «Сонатная форма Шуберта и первая зрелость Брамса (II)», Музыка 19-го века 3 (1), 1979, стр. 52–71.
- ^ Конрад Уилсон: Заметки о Брамсе: 20 важнейших работ (Эдинбург, Saint Andrew Press : 2005), с. 32
- ^ Оркестр Брамса (см. 2008 г.) www.robinholloway.info , по состоянию на 20 февраля 2021 г.
- ^ "Радио НРК - Концерт: Оркестр радиовещания - 18.12.2014" . Архивировано из оригинала 14 июня 2015 г. Проверено 3 июня 2015 г.
- ^ Брамс *, Шуман * Оркестровки Робина Холлоуэя - Симфонический оркестр BBC, Пол Манн (5) - Брамс в аранжировке, том второй , Discogs .
- ^ «Аранжировка фортепианного квинтета Брамса — Ник Нортон» . Архивировано из оригинала 15 июня 2015 г. Проверено 3 июня 2015 г.
- ↑ Выступления Брамса: Фортепианный квинтет фа минор, 10 марта 2014 г., Камерный оркестр UCSB, Кристофер Раунтри, nickwritesmusic.com , по состоянию на 20 февраля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фортепианный квинтет соч. 34 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Исполнение фортепианного квинтета Общества камерной музыки Линкольн-центра из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3 формате