Jump to content

Фортепианный квинтет (Брамс)

Фортепианный квинтет фа минор , соч. 34 работы Иоганна Брамса был завершен летом 1864 года. [ 1 ] и опубликовано в 1865 г. [ 2 ] [ 3 ] Он был посвящен Ее Королевскому Высочеству принцессе Анне Гессенской . Как и большинство фортепианных квинтетов, написанных по мотивам Роберта Шумана ( Фортепианного квинтета 1842), он написан для фортепиано и струнного квартета (две скрипки , альт и виолончель ).

Произведение, «часто называемое венцом его камерной музыки», [ 4 ] начал свою жизнь как струнный квинтет (завершен в 1862 году, написан для двух скрипок, альта и двух виолончелей). Брамс переписал квинтет в сонату для двух фортепиано (в какой форме его исполнили Брамс и Карл Таузиг ), прежде чем придать ему окончательную форму. Брамс уничтожил первоначальную версию струнного квинтета, но опубликовал Сонату как соч. 34б. Премьера фортепианного квинтета состоялась 22 июня 1866 года в Лейпцигской консерватории . [ 5 ] [ 6 ]

Внешние движения более авантюрны, чем обычно, с точки зрения гармонии и тревожащие по своему эффекту. Особенно примечательно вступление к финалу с его восходящей фигурой в полутонах. Фортепиано и струнные играют не менее важную роль на протяжении всего этого произведения, которое Сваффорд отмечает за «единство выражения» и неизменно мрачное настроение: «временами мучительное, временами (в скерцо) демоническое, временами трагическое». [ 7 ]

Структура

[ редактировать ]

Пьеса состоит из четырех частей:

  1. Аллегро нон танто (фа минор)
  2. Анданте , маленькое адажио (ля мажор)
  3. Скерцо : Аллегро (до минор → до мажор, трио до мажор)
  4. Финал: при поддержке Poco – Allegro non Too – Presto , not Too (фа минор)

Первое движение

[ редактировать ]

Эта часть начинается с темы унисона всех инструментов. Это сонатная форма, изложение которой завершается субмедиантом мажорного лада (D ), к которому приближаются через второй предмет в его энгармоническом параллельном миноре (C ). Сильный акцент первой темы на D подготавливает и сглаживает эту модуляцию, а также ее разворот с приближением к экспозиционному повтору. Примечательно, что первые части других частей фа минорной сонаты Брамса - из сонаты соч. 5 и Соната для кларнета соч. 120/1 – также имеют экспозиционную цель ре мажор, и обе также сопровождаются медленной частью ля мажор.

В перепросмотре бридж и первая половина второй темы транспонируются на квинту, причем последняя начинается с фа минор, прежде чем тональная тональность восстанавливается на полпути. Мирная послепереводная кодировка фа мажор обрывается возвращением к бурной первой теме.

Второе движение

[ редактировать ]

Эта спокойная часть написана ля мажор, со второй темой ми мажор – энгармонически на мажорную треть ниже, как и в первой части.

Третья часть

[ редактировать ]

Эта часть имеет троичную форму (ABA), где A представляет собой скерцо до минор (со второстепенной темой до мажор и ми мажор), а B представляет собой трио до мажор.

Это движение показывает влияние Франца Шуберта Струнного квинтета . Как и шедевр Шуберта, эта часть также написана в до минор/мажор и заканчивается так же, как финал Шуберта, с сильным акцентом на бемольном супертонике D перед финальной тоникой C. [ 8 ]

Четвертое движение

[ редактировать ]

Последняя часть «начинается медленно и ощупью», с «самых меланхоличных моментов во всем произведении». [ 9 ] Эту часть начинается вступлением, которое гармонично напоминает Бетховена поздние струнные квартеты . После каденции доминанты «до» виолончель вводит первую тему сонаты-аллегро, которая обязана своей простотой интересу Брамса к венгерской народной музыке , а также напоминает начало финала «Большого дуэта» Шуберта для фортепиано в четыре руки. . Громкий, бурный мост соединяет первую тему со второй темой, которая находится в доминантной тональности минорного лада (C). Экспозиционная заключительная тема, отрывистая версия первой темы, переходит в перепросмотр, который включает в себя эпизод развития, в котором подчеркивается параллельная основная тема. Конец перепросмотра переходит в серьезную, тихую часть в начальном темпе вступления, но, возможно, это простая переработка заключительной темы экспозиции (хотя и в фа миноре). Эта короткая часть модулируется до C минор, который, если он относится к D мажор первой части (поскольку это параллельный минор ), может символизировать музыкальную одиссею всего произведения. Темп идеален для этой значительно расширенной коды фа минор, которая развивает новую тему, а также вторую тему раздела сонаты-аллегро и в конечном итоге достигает кульминации в неумолимом взрыве пламенной страсти, обеспечивая интенсивное завершение всей пьесы.

Распоряжения

[ редактировать ]

Композитор Робин Холлоуэй аранжировал Фортепианный квинтет Брамса для полного оркестра в 2008 году. [ 10 ] Живое выступление 2014 года можно услышать на сайте НПК Радио. [ 11 ] Запись на компакт-диск была сделана в 2023 году Полом Манном, дирижирующим Симфоническим оркестром BBC на лейбле Toccata Classics . Аранжировка называлась «Симфония фа мажор, соч. 34 . [ 12 ]

Композитор Ник Нортон также сделал аранжировку произведения для фортепиано с оркестром. [ 13 ] [ 14 ]

  1. ^ Родда, Ричард (1 ноября 2004 г.). «Фортепианный квинтет фа минор, соч. 34» . Центр Кеннеди . Проверено 21 апреля 2009 г.
  2. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 декабря 2017 г. Проверено 25 декабря 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  3. Фортепианный квинтет, Op.34 (Брамс, Иоганнес) imslp.org , по состоянию на 20 февраля 2021 г.
  4. ^ Ян Сваффорд, Иоганнес Брамс: Биография (Нью-Йорк: Vintage, 1997), стр. 324.
  5. ^ Примечания к программе (Фортепианный квинтет фа минор, соч. 34 Иоганнес Брамс) Джеймс М. Келлер nyphil.org , по состоянию на 20 февраля 2021 г.
  6. ^ Бозарт, Джордж С.; Фриш, Уолтер (2001). «Брамс, Иоганнес» . Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.51879 . Проверено 27 мая 2023 г.
  7. ^ Сваффорд, Иоганнес Брамс , с. 325, 326.
  8. ^ Джеймс Вебстер , «Сонатная форма Шуберта и первая зрелость Брамса (II)», Музыка 19-го века 3 (1), 1979, стр. 52–71.
  9. ^ Конрад Уилсон: Заметки о Брамсе: 20 важнейших работ (Эдинбург, Saint Andrew Press : 2005), с. 32
  10. ^ Оркестр Брамса (см. 2008 г.) www.robinholloway.info , по состоянию на 20 февраля 2021 г.
  11. ^ "Радио НРК - Концерт: Оркестр радиовещания - 18.12.2014" . Архивировано из оригинала 14 июня 2015 г. Проверено 3 июня 2015 г.
  12. ^ Брамс *, Шуман * Оркестровки Робина Холлоуэя - Симфонический оркестр BBC, Пол Манн (5) - Брамс в аранжировке, том второй , Discogs .
  13. ^ «Аранжировка фортепианного квинтета Брамса — Ник Нортон» . Архивировано из оригинала 15 июня 2015 г. Проверено 3 июня 2015 г.
  14. Выступления Брамса: Фортепианный квинтет фа минор, 10 марта 2014 г., Камерный оркестр UCSB, Кристофер Раунтри, nickwritesmusic.com , по состоянию на 20 февраля 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 874454207bd05720db74e508892141b5__1688967120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/b5/874454207bd05720db74e508892141b5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Quintet (Brahms) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)