Кларнет-квинтет (Брамс)
Иоганнеса Брамса Квинтет для кларнета си минор , соч. 115, была написана в 1891 году для кларнетиста Рихарда Мюльфельда . Она написана для кларнета ля ля со струнным квартетом . Продолжительность около тридцати пяти минут.
Фон
[ редактировать ]кларнетовые квинтеты
[ редактировать ]К тому времени, когда Брамс начал сочинять свой Кларнетовый Квинтет, для этого типа ансамбля было написано лишь несколько произведений. Примеры квинтетов кларнета включают вольфганга Амадея Моцарта , Антона Райха , Джакомо Мейербера , Сигизмунда фон Нейкомма , Карла Марии фон Вебера , Франца Кроммера , Александра Глазунова , Генриха Бермана и Томаса Тэглихсбека . Квинтет Брамса демонстрирует параллели с квинтетом Моцарта , особенно по форме. [ 1 ]
Брамс и Мюльфельд
[ редактировать ]Брамс ушел из сочинения еще до того, как послушал игру Рихарда Мюльфельда . Брамс, возможно, встречался с Мюльфельдом уже тогда, когда Ганс фон Бюлов руководил Майнингенским придворным оркестром . Но именно Фриц Штайнбах , преемник фон Бюлова, привлек внимание Брамса к игре Мюльфельда в марте 1891 года. Брамс с большим энтузиазмом относился к Мюльфельду. [ 1 ] Тем летом в Бад-Ишле он сочинил Кларнетовый Квинтет и Кларнетовое Трио Op. 114 , оба за Мюльфельда. Позже он также сочинил две свои сонаты для кларнета соч. 120 .
Спектакли
[ редактировать ]Квинтет дал свое первое частное выступление 24 ноября 1891 года в Майнингене. [ 2 ] [ 3 ] с Рихардом Мюльфельдом и Квартетом Иоахима под руководством Йозефа Иоахима , который часто сотрудничал с Брамсом. Публичная премьера состоялась 12 декабря 1891 года в Берлине . [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ]
Вскоре он выступил по всей Европе, включая Лондон и Вену, как с оригинальным, так и с другими ансамблями. Хотя многие кларнетисты предпочитают не использовать вибрато , Рихард Мюльфельд, как известно, обладал вибрато настолько большим и богатым, что его можно было сравнить с вибрато струнных исполнителей. [ 6 ] Говоря о ранних выступлениях квинтета, Эрик Хёприх описал, что «... и кларнетист, и струнные [будут] широко использовать вибрато, а также частое рубато , что сегодня может показаться нам чрезмерным». [ 7 ]
Структура
[ редактировать ]Произведение состоит из четырех частей .
- Аллегро си минор, in 6
8 раз - Адажио си мажор, in 3
4 раза, модулируясь си минор, затем си ♭ минор и обратно си мажор. - Андантино ре мажор, в
. Развивается в Presto non assai, но с сантиментами си минор в 2
4 раза - Con moto си минор, in 2
4 с ключевым переходом к си-мажору, возвращающимся к си-минору на метр 3
8 , а затем трансформируется в 6
8 раз
Первое движение
[ редактировать ]Как и в квинтете Моцарта, пьесу начинают струнные. Всего через несколько тактов после вступления кларнета наконец становится ясно, что тональность музыки - си минор, а не ре мажор (последняя является тональностью, в которой заканчивается экспозиция, плавно переходящая в повторение вступления кларнета). Это движение задает осеннее настроение остальной части композиции.
Одна фраза ближе к середине, сыгранная кларнетом, звучит тесно связана с фразой в первой части Концерта для кларнета № 1 фа минор Карла Марии фон Вебера . Возможно, это было вставлено потому, что, когда Брамс слушал Рихарда Мюльфельда на его концерте, он играл этот концерт. [ 8 ]
Второе движение
[ редактировать ]На смычковых струнах на протяжении всей части играют сурдинами (consordino). В основном си-мажор, рефлексивная мелодия впервые вводится кларнетом и иногда бывает хроматической с некоторыми сдвигами в си-минор. Средняя часть си минор, ее настроение напоминает мрачную атмосферу. [ по мнению кого? ] первого движения. Здесь кларнет выполняет технические приемы, играя во всех диапазонах. Через взволнованный переход с еще большим количеством модуляций музыка успокаивается и возвращается к начальной теме, а затем затихает.
Третья часть
[ редактировать ]Эта часть, самая короткая из четырех, начинается ре мажор. В такте 23 кларнет и скрипка играют так, как будто разговаривают. Он модулируется обратно от ре мажора к более темному си минору. Этот раздел находится под сильным влиянием первой части и даже заканчивается так же, за исключением того, что он находится в 2
4 метра. [ оригинальное исследование? ]
Четвертое движение
[ редактировать ]Эта часть имеет пометку Con moto (с движением) и содержит тему и пять вариаций, как и заключительные части Квинтета для кларнета Моцарта и Сонаты для кларнета № 2 Брамса. Темп варьируется в зависимости от музыканта. Четвертая вариация си мажор имеет приятную мелодию, в основном исполняемую кларнетом, которая напоминает настроение второй части. Пятая (последняя) вариация, начинающаяся с того, что альт играет мелодию поверх виолончели пиццикато, снова си минор, но до конца части имеет другой метрический знак (6/8). Кода содержит несколько тем из первой части и, наконец, заканчивается внезапным громким аккордом си минор, который со временем затихает (в отличие от тихого финала в первой части).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лоусон, Колин. Брамс: Кларнет-квинтет , стр. 1
- ^ Jump up to: а б Родда, Ричард Э. «Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор, соч. 115» . Архивировано из оригинала 20 января 2008 г. Проверено 21 июля 2008 г.
- ^ Тойнс, Джордж. «Рихард Мюльфельд» . Архивировано из оригинала 3 октября 2009 г. Проверено 1 апреля 2010 г. из «Кларнета» , № 23 (лето 1956 г.)
- ^ Фрид, Ричард . «Трио кларнетов, соч. 114» . Проверено 21 июля 2008 г.
- ^ Бромбергер, Эрик. «Трио кларнета ля минор, опус 114» . Проверено 21 июля 2008 г.
- ^ «Новые классические треки: кларнетист Джонатан Колер» . Новости МНР . Проверено 8 июня 2022 г.
- ^ Хёприх, Эрик (2008). Кларнет . Издательство Йельского университета. п. 235. ИСБН 978-0-300-10282-6 .
- ^ Лоусон, Колин (1998). Брамс: Кларнетовый квинтет (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 32. ISBN 978-0521588317 .
Ссылки
[ редактировать ]- Лоусон, Колин (1998). Брамс: Кларнетовый квинтет . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-58831-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кларнетовый квинтет : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Портной, Бернард. «Примадонна Брамса» . Архивировано из оригинала 3 октября 2009 г. Проверено 1 апреля 2010 г. , первоначально опубликовано в журнале Woodwind Magazine 1, № 5 (март 1949 г.)
- Примечания к программе и ссылки на квинтет кларнетов Брамса в Wayback Machine (архивировано 17 февраля 2007 г.)