Духовная песня
Духовная песня | |
---|---|
Хоровое произведение Иоганнеса Брамса | |
![]() Композитор ок. 1855 г. | |
Опус | 30 |
Текст | «Ложь о духах» Пола Флемминга |
Составленный | 1856 |
Опубликовано | 1864 |
Geistliches Lied (английский: «Священная песня» или «Духовная песня»), соч . 30 Иоганна Брамса — произведение 1856 года для четырёхчастного смешанного хора в сопровождении органа или фортепиано . Композиция представляет собой двойной канон, установленный на текст Пола Флемминга . Оно было написано в рамках обмена контрапунктическими упражнениями между Брамсом и Йозефом Иоахимом и в конечном итоге было опубликовано в 1864 году.
Фон
[ редактировать ]Начиная с марта 1856 года, Брамс и скрипач Йозеф Иоахим еженедельно занимались изучением контрапунктов . Среди произведений, написанных Брамсом во время этого обмена, была Geistliches Lied , которую Брамс отправил Иоахиму 5 июня 1856 года ( Ян Сваффорд датировал композицию произведения апрелем 1856 года). [ 1 ] [ 2 ] Сам Брамс писал Иоахиму: «Несомненно, канон [ Geistliches Lied ] вам не особенно нравится? Интерлюдии довольно ужасны? Подойдет и « Аминь » (я имею в виду слово вообще), эта часть нравится мне больше всего». [ 3 ]
Иоахим одобрил работу Брамса, назвав ее «В целом очень красивой…». [ 2 ] Однако Иоахим раскритиковал отсутствие гармонии в музыке: «Но есть много резких мест! Например, в рассматриваемом «Аминь» тенор, который сам по себе прекрасен, слишком резко сталкивается с альтом и сопрано в этом месте. отмечено!" [ 3 ] Скрипач обвинил Брамса в том, что его больше заботит контрапункт, чем красота: [ 2 ] «Ваше ухо так привыкло к грубым гармониям, такой полифонической фактуре, что вы редко рассматриваете голоса только в их взаимном столкновении, — потому что нужное и дополнительное всегда ассоциируется у вас сразу. Но вы не можете требовать этого от слушателя, даже самое музыкальное, и поскольку все искусство призвано вызывать коллективное наслаждение, поскольку в этом его святейшая добродетель, я прошу вас подумать об этом». [ 4 ]
В конечном счете, единственным из этих контрапунктических упражнений, которое Брамс рассматривал для публикации, была « Песнь о духах» , которая была опубликована издательством Breitkopf & Härtel в 1864 году как сочинение Брамса. 30. [ 3 ] [ 5 ] Впервые произведение было исполнено 2 июля 1865 года в церкви Святого Иакова в Хемнице . [ 6 ]
Текст
[ редактировать ]немецкого писателя XVII века Пауля Флемминга («Geistliche Lieder»). Текст представляет собой девятую из од [ 7 ] [ 8 ] Ниже приведен как оригинальный немецкий текст, так и английский перевод: [ 5 ] [ 9 ]
Просто не жди ничего |
Пусть ничто не огорчает тебя |
Музыка
[ редактировать ]Композиция рассчитана на четырехголосный смешанный хор в сопровождении органа или фортепиано . [ 10 ] Брамс отметил автограф-партитуру Geistliches Lied «Двойным каноном в девятой ». Первый канон состоит из тенора, имитирующего сопрано, а второй состоит из баса, имитирующего альт, причем оба канона находятся в интервале девятой. [ 3 ] [ 11 ] Карл Гейрингер назвал это произведение примером «поразительного мастерства Брамса в контрапунктическом письме». [ 11 ]
Органная прелюдия основана на перевернутом предвосхищении первого канона, который к шестому такту развивается в цитату главной темы из финала Четвертой симфонии Шумана . Три куплета текста, разделенные органными интермедиями, имеют троичную форму . Два внешних стиха написаны ми-бемоль мажор , и Брамс уделяет особое внимание этим стихам, совмещая два канона в строках «Sei Stille» (будь спокоен) и «Steh feste» (будь стойким). Каноническая тема перевернута в среднем куплете до минор , начиная с четырех тактов припева без органного аккомпанемента. Финальное «Аминь» поется над педалью ми-бемоль органа, и произведение завершается плагальным ритмом . [ 12 ]
Сваффорд предположил, что органное начало музыки отсылает к фантазии Клары Шуман (близкой спутницы и любовного увлечения Брамса). [ 13 ] ). Эта фантазия заключалась в том, что Клара тайно изучала орган, но ее муж Роберт неожиданно обнаружил, что она играет на этом инструменте его музыку. Однако Сваффорд охарактеризовал остальную часть тона музыки как «плачущую», а хоровой текст - как «утешающую скорбящих, подчиняющихся судьбе». [ 2 ] Музыковед Миша Донат считал, что Брамс, возможно, адресовал произведение Кларе, чтобы утешить ее, пока она боролась с болезнью мужа. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Донат 1999 , стр. 373–374.
- ^ Jump up to: а б с д Сваффорд 1997 , с. 157.
- ^ Jump up to: а б с д Данные 1999 года , с. 374.
- ^ Флорос 2010 , с. 208.
- ^ Jump up to: а б Брамс 1864 .
- ^ Хейлок 1991 .
- ^ Флорос 2010 , с. 209.
- ^ Донат 1999 , стр. 374–375.
- ^ есть несколько вариантов орфографии и пунктуации В издании Пола Флемингса Deutsche Gedichte . Лаппенберг (Штутгарт, 1865 г.), с. 244
- ^ Донат 1999 , с. 373.
- ^ Jump up to: а б Гейрингер 1936 , с. 293.
- ^ Jump up to: а б Данные 1999 года , с. 375.
- ^ Сваффорд 1997 , с. 27.
Источники
[ редактировать ]- Брамс, Иоганнес (1864). Духовная песня . Лейпциг: Breitkopf & Härtel.
- Донат, Миша (1999). «Духовная песня». В Ботштейне, Леон (ред.). Полный Брамс: Путеводитель по музыкальным произведениям Иоганна Брамса . Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN 0-393-04708-3 .
- Флорос, Константин (2010). Иоганнес Брамс, «Свободный, но одинокий»: жизнь для поэтической музыки . Перевод Бернхардта-Кабиша, Эрнеста. Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг. ISBN 978-3-631-61260-6 .
- Гейрингер, Карл (1936). Брамс: Его жизнь и творчество . Перевод Вайнера, HB; Миалл, Бернард. Бостон и Нью-Йорк: Компания Houghton Mifflin.
- Хейлок, Джулиан (1991). "Geistliches Lied, Op 30" . Гиперион Рекордс . Проверено 13 августа 2021 г.
- Сваффорд, январь (1997). Иоганнес Брамс: Биография . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 0-679-42261-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Geistliches Lied : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- «Духовная песня» . Оксфордские песни.