Симфония № 4 (Брамс)
Симфония № 4 | |
---|---|
Иоганнес Брамс | |
![]() Брамс в 1885 году | |
Ключ | Он несовершеннолетний |
Опус | 98 |
Составленный | 1884 |
Движения | четыре |
Подсчет очков | Оркестр |
Премьера | |
Дата | 25 октября 1885 г. |
Расположение | Майнинген , Германия |
Дирижер | Иоганнес Брамс |
Исполнители | Майнингенский придворный оркестр |
Аудио образцы | |
I. Аллегро нон танто (12.41) | |
II. Анданте модерато (11:14) | |
III. Аллегро игривое (6:19) | |
IV. Аллегро энергичное и страстное (11:08) |
Симфония № 4 ми минор , соч. 98 Иоганнеса Брамса — последняя из его симфоний . Брамс начал работать над произведением в Мюрццушлаге , тогда еще в Австро-Венгерской империи , в 1884 году, всего через год после завершения своей Симфонии № 3 . Брамс дирижировал Придворным оркестром в Майнингене , Германия, на премьере произведения 25 октября 1885 года.
Инструментарий
[ редактировать ]Симфония рассчитана для двух флейт (одна дублируется на пикколо только в третьей части ), двух гобоев , двух кларнетов , двух фаготов , контрафагота (третья и четвертая части), четырех валторн , двух труб , трех тромбонов (только четвертая часть), литавры (две в первой и второй частях, три в третьей и четвертой частях), треугольник (только третья часть) и струнные .
Движения
[ редактировать ]Симфония разделена на четыре части со следующими темпами :
Это единственная из четырех симфоний Брамса, заканчивающаяся в минорной тональности. Обычное представление длится около 40 минут.
Анализ
[ редактировать ]I. Аллегро нон танто
[ редактировать ]Эта часть имеет сонатную форму , хотя и отличается некоторыми уникальными подходами к развитию. Например, нет повторения экспозиции; по словам Малкольма Макдональда , музыка настолько «сильно органична и постоянно разворачивается», что такое повторение будет препятствовать прогрессу. [1]
Вступительная тема изначально носит безмятежный характер, хотя ее композиция в цепочке нисходящих терций придает роковой вид. Его фрагментированная мелодическая форма с левым и правым направлением (дух-ДУМ, да-ДИ, дух-ДУМ, да-ДИ) также создает ощущение конфликта, которое Брамс использует в качестве фундаментальной мотивации на протяжении всего движения.
Бар Раздел Ключ Описание 1 Основная тема Он несовершеннолетний Начинается с записки о получении . Эта относительно фрагментированная мелодия образует нисходящую последовательность верхних инструментов в диалоге с нижними инструментами. Ноты (вырванные из регистра) очерчивают ряд нисходящих терций – B, G, E, C, A, F ♯ , D ♯ , B – объединяющий мотив этого произведения. 19 Модуляция перехода ко второй теме Переходит от ми минор к доминирующей си минор. Начинается с фрагментации основной темы 53 Переходный мотив Переходный мотив: ритмический рисунок у деревянных духовых инструментов. 57 Второстепенный тематический период 1 си минор Первоначально на виолончелях, затем перешла на скрипки с прерывистой игрой с переходным мотивом. 95 Второстепенный тематический период 2 Си мажор – параллельный мажор си минор В деревянных духовых инструментах. 107 Закрытие раздела си мажор Использование мотива перехода pp к ff . 137 Переход модуляции к развитию Ведущий от си мажора до ми минор Использование материала основной темы 145 Разработка Различный Начинается с формулировки основной темы, а затем переходит к ее развитию. 247 Перепросмотр Ми минор -> Ми мажор Медленная версия основной темы в верхних инструментах (первоначально в гармонии до мажор) с прерывистым использованием переходного мотива, за которым следует длительное перепросмотр блока второстепенной темы, теперь транспонированного в тоническую тональность. 394 Кода Он несовершеннолетний Заключительное изложение основной темы в ff .
II. Анданте умеренный
[ редактировать ]Эта часть, имеющая тему на ми-фригийском языке , звучащая вначале без аккомпанемента, а в конце с пышным оркестровым сопровождением в доминирующей гамме, имеет модифицированную сонатную форму без раздела развития, хотя в перепросмотре есть раздел, подобный развитию.
Бар Раздел Ключ Описание 1 Введение E Фригийский Вступление к основной теме валторнами 5 Основная тема Ми мажор Несколько высказываний по основной теме 36 Переходная тема си мажор Преобладают ветровые секции 41 Вторичная тема си мажор Сначала на виолончелях, затем перешел на скрипки. 50 Каденция вторичной темы и тема перехода си мажор Использование мотива перехода pp к ff . 64 Перепросмотр Ми мажор Реприз по своей структуре очень похож на изложение. 106 Кода E Фригийский доминант Свободная игра тем с частым использованием арпеджио.
III. Веселый и игривый
[ редактировать ]Эта часть — единственная часть с характером скерцо, встречающаяся в симфониях Брамса. Однако это не типичная форма скерцо: размер 2/4 и сонатная форма, без трио. Сама сонатная форма видоизменяется дальше: реприза в перспективе сокращена, а второстепенная тема почти отсутствует в развитии и коде.
Бар Раздел Ключ Описание 1 Основная тема До мажор и ми ♭ мажор Основная тема, состоящая из трех разных периодов (в порядке 1–2–3–1). 46 Переход на второстепенную тему Переход соль мажор На основе первого периода основной темы 52 Вторичная тема соль мажор Второстепенная тема с последующими элементами перехода к развитию 89 Разработка Различные клавиши На основе основного тематического блока с медленным триообразным разделом, основанным на втором периоде первой темы. 181 Переход к перепросмотру Модуляция от ре ♭ мажор до до мажор 199 Перепросмотр Ключевые области C и G Повторное изложение основной темы, начиная со второго периода (2–3–1), с последующим повторением второстепенной темы, а затем переходной темы, ведущей к коде. 282 Кода Ключевые области C и G Итоговая формулировка 1 и 2 периода основного тематического блока (в порядке 1–2–1)
IV. Аллегро, энергичное и страстное
[ редактировать ]Эта последняя часть примечательна как редкий пример симфонической пассакальи , которая похожа на чакону с той небольшой разницей, что предмет может звучать в большем количестве голосов, чем бас. Для повторяющейся темы Брамс адаптировал тему чаконы в заключительной части Себастьяна Баха Nach кантаты Иоганна dir, Herr, verlanget mich , BWV 150 . [2] Основная тема длится 8 тактов и звучит в самом начале части. Затем Брамс повторяет тему в разных вариациях ровно 30 раз, всегда по 8 тактов, пока он не отклоняется от этого шаблона непосредственно перед кодой, которая начинается в такте 253 в «Piu Allegro». За 4 такта до коды Брамс впервые за всю часть меняет 8-тактовый рисунок и создает 4-тактовый переход в коду. [3]
Анализ этой последней части, проведенный Вальтером Фришем, дает еще одну интерпретацию структуры этого произведения Брамса, придавая разделам размеры формы сонаты. [4]
Арнольд Шенберг в своем эссе «Брамс Прогрессивный » (Брамса часто характеризуют как консервативного композитора) указал на несколько тематических связей в партитуре, как и Малкольм Макдональд в своей биографии композитора. Первая половина темы чаконы ожидается у скрипок во время коды в важном моменте предыдущей части; а нисходящие трети первой части, транспонированные квинтой, появляются в контрапункте во время одной из последних вариаций чаконы, непосредственно перед кодой.
Бар Раздел Ключ Описание 1 Тема Он несовершеннолетний Постановка темы и основная хордовая структура 9 Вариации 1–11 В основном в тональности ми минор и до мажор, а также в других тональностях. Вариации соответствуют количеству тактов и аккордовой структуре (хотя в некоторых вариациях они перенесены в другую тональность). 3
4 раза97 Вариации 12–15 Ключевые области ми минор (12) и ми мажор (13–15) Вариации соответствуют количеству тактов (хотя такты длятся вдвое дольше) и аккордовой структуре ((хотя и перенесены в разные ключевые области)). 3
2 раза129 Вариации 16–23 Область тональности ми минор и до мажор Вариации соответствуют количеству тактов и аккордовой структуре (хотя и перенесены в разные ключевые области). 3
4 раза193 Вариации 24–26 В основном в области тональности ми минор и до мажор. Структурно вариант 24 аналогичен варианту 1, вариант 25 аналогичен варианту 2, а вариант 26 аналогичен варианту 3. 3
4 раза217 Вариации 27–30 В основном в области тональности ми минор и до мажор. Вариации соответствуют количеству тактов и аккордовой структуре (хотя и перенесены в разные ключевые области). 3
4 раза249 Переход на коду Область тональности ми мажор и до мажор Расширение последней вариации (вариант 30). 253 Кода Множество различных ключевых областей Игра на материале вариаций с прерывистыми квазивариациями 297 Окончательное изложение темы Он несовершеннолетний Сжатое изложение темы и финальная каденция
Известные записи
[ редактировать ]Имеется множество записей с Вильгельмом Фуртвенглером (несколько раз), Ойгеном Йохумом , Отто Клемперером , Бруно Вальтером , Германом Абендротом , Евгением Мравинским , Николаусом Харнонкуром , Леопольдом Стоковским , Рихардом Тогнетти , Дитрихом Фишер-Дискау , Джоном Барбиролли , Йозефом Крипсом , Даниэлем Баренбоймом , Серджиу Челибидаке , Уильям Стейнберг , Виллем Менгельберг , Ганс Кнаппертсбуш , Игорь Маркевич , Серж Кусевицкий , Леонард Бернштейн , Джон Элиот Гардинер , Карло Мария Джулини , Карлос Кляйбер и другие, с Венским филармоническим оркестром , Берлинским филармоническим оркестром , Австралийским камерным оркестром , Королевским оркестром Консертгебау. , Ленинградская филармония , Камерный оркестр Европы , Бостонский симфонический оркестр , Лондонский филармонический оркестр , Филармонический оркестр , Питтсбургский симфонический оркестр , Государственная капелла Берлина и другие. прогрессивной рок-группы Yes Клавишник Рик Уэйкман сократил и аранжировал третью часть для различных клавишных инструментов как инструментальную «Cans and Brahms» из альбома 1971 года Fragile .
Прием
[ редактировать ]Премьера произведения состоялась в Майнингене 25 октября 1885 года под управлением самого Брамса . Ранее пьеса была представлена небольшой частной аудитории в версии для двух фортепиано в исполнении Брамса и Игнаца Брюлля . Друг и биограф Брамса Макс Кальбек сообщил, что критик Эдуард Ханслик , выступая в роли одного из переворачивающих страницы, воскликнул, услышав первую часть этого спектакля: «На протяжении всей этой части у меня было ощущение, что меня бьют. двумя невероятно умными людьми». [5] Ханслик, однако, писал также, что «[для] музыканта нет другого современного произведения, столь продуктивного, как предмет для изучения. Это похоже на темный колодец; чем дольше мы смотрим в него, тем ярче сияют звезды. " [6]
Музыковед Дональд Тови хвалит это произведение как «одно из величайших оркестровых произведений со времен Бетховена» и выделяет конец первой части, который «выдерживает сравнение с величайшими кульминациями классической музыки, не исключая Бетховена». [7] Симфония богата аллюзиями, особенно на различные сочинения Бетховена. Симфония вполне могла быть вдохновлена трагедиями Софокла , которые в то время исследовал Брамс. [8]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Макдональд, Малькольм (1990). Брамс (1-е изд. в США). Нью-Йорк: Книги Ширмера. п. 314. ИСБН 0-02-871393-1 .
- ^ Стейнберг, Майкл (1998). Симфония . Оксфорд. п. 90.
- ^ Зил, Якоб (2023). Вариация на тему Четвертой симфонии . УДК Берлин.
- ^ Фриш 2003 , стр. 130–140.
- ^ Фриш 2003 , с. 116 .
- ^ Плезантс, Генри (1963). Музыкальная критика 1846–99 Эдуард Ганслик . Книги о пингвинах. стр. 243–245.
- ^ Тови, Дональд (1981). Очерки музыкального анализа Том 1 . Издательство Оксфордского университета. п. 222. ИСБН 9780193151475 .
- ^ "Брамс, Иоганнес", компакт-диск Encyclopædia Britannica Deluxe Edition 2004 , 30 мая 30 г.
Источники
- Фриш, Уолтер (2003). Брамс: Четыре симфонии . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . ISBN 9780300099652 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 4 (Брамс) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Загружаемая партитура произведения в формате .pdf.
- Аллюзивная ирония в Четвертой симфонии Брамса. (Анализ аллюзий в симфонии) Кеннета Халла
- Подробное руководство по прослушиванию с использованием записи Клаудио Аббадо.
- Эндрю Клементс (17 марта 2000 г.). «Брамс: Симфония № 4» (из серии «Строительство классической библиотеки»). Хранитель .
- Первые две минуты финальной части на YouTube , Берлинский филармонический оркестр , Саймон Рэттл. дирижирует
- Первая часть в исполнении Брамса для двух фортепиано на YouTube, Веры Сюй и Чимин Шуй.