Я желаю Тебя, Господь, BWV 150
Я жажду тебя, Господь | |
---|---|
БВВ 150 | |
Церковная кантата И.С. Баха | |
![]() Портрет молодого Баха (оспаривается) [1] | |
Библейский текст | Псалмы 25:1–2, 5, 15. |
Выполненный | Вероятно 1707 г. [а] |
Движения | 7 |
Вокал | Хор SATB и соло |
Инструментальный |
|
Тебя, Господи, желаю (Тебе, Господи, жажду), [2] БВВ 150 , [б] — раннецерковная кантата Иоганна Себастьяна Баха, написанная по неизвестному поводу. Среди кантат Баха она уникальна своей редкой оркестровкой, а также независимостью и заметностью припева, который присутствует в четырех из семи частей. В тексте чередуются стихи из 25-го псалма и стихи неизвестного либреттиста. Бах написал произведение для четырех вокальных партий и небольшого барочного инструментального ансамбля из двух скрипок , фагота и бассо континуо .
Многие ученые полагают, что это, возможно, самая ранняя из сохранившихся кантат Баха, написанная, возможно, в Арнштадте в 1707 году.
История и текст
[ редактировать ]Оригинальная партитура Баха утеряна. Музыка сохранилась в копии, сделанной К.Ф. Пензелем , одним из последних учеников Баха, после смерти композитора. [3] Дата написания неизвестна, а источники различаются относительно того, когда и где Бах написал это произведение. Однако баланс мнений сместился в сторону даты начала карьеры Баха. В настоящее время не оспаривается, что это одна из самых ранних сохранившихся кантат Баха.Предложения по месту композиции были:
- Веймар , где Бах работал с 1708 года. Дирижер и академик Джонатан Грин датирует произведение ок. 1708–1710; ученый Баха Уильям Г. Уиттакер датирует это ок. 1712. [4] [5]
- Мюльхаузен , где Бах работал в 1707/1708 гг. Каталог Цванга (в котором делается попытка перечислить кантаты в хронологическом порядке) датирует ее шестой из сохранившихся кантат Баха и помещает « Из глубин, Господь, взываю к тебе» , BWV 131 , как самую раннюю. Известно , что из глубины я взываю к тебе, Господи, было написано в Мюльхаузене в 1707/1708 году. [6]
- Арнштадт , где Бах работал до своего переезда в Мюльхаузен летом 1707 года. Исследования конца 20-го века предполагают, что Nach dir, Herr, verlanget mich мог быть написан в Арнштадте. [3]

Исследователь Баха Андреас Глекнер в 1988 году утверждал, что кантата могла быть написана в Арнштадте. [7]
Ученый Ханс-Иоахим Шульце обнаружил в 2010 году замечательный акростих в частях 3, 5 и 7 (который он описал в Bach-Jahrbuch 2010 года , журнале Neue Bachgesellschaft ). С поправкой на ошибки переписчика , начальные буквы должны писаться как ДОКТОР КОНРАД МЕКБАХ, и поэтому вполне вероятно, что произведение было написано в честь 70-летия этого советника Мюльхаузена в апреле 1707 года. На этом основании кантата может датироваться временем пребывания Баха в Арнштадте. Возможно, кантата была услышана через несколько недель после окончания Великого поста и, таким образом, могла стать пробой для назначения Мюльхаузена, написанной в Арнштадте с расчетом на сторонника Баха Мекбаха. [8] [9]
Кантата, как отмечает Джон Элиот Гардинер , «общепринята как самая первая церковная кантата Баха». [10] Гардинер провел в 2000 году « Паломничество кантаты Баха» и исполнил кантату в церкви, для которой она тогда, вероятно, была написана, во времена Баха называвшейся Neue Kirche (новая церковь), ныне Церковь Иоганна-Себастьяна-Баха . [10]
В либретто чередуются библейские стихи и свободная современная поэзия, что часто встречается в более поздних кантатах Баха, но редко встречается среди его ранних кантат. Текст частей 2, 4 и 6 представляют собой избранные стихи псалмов Псалмы 25:1–2, 5, 15 . Автор стихотворения неизвестен. На основании текста высказано предположение, что произведение было написано для пенитенциарной службы. [11]
Кантата была впервые опубликована в 1884 году в Bach-Gesellschaft-Ausgabe , первом издании полного собрания сочинений Баха. Композитор Иоганнес Брамс , входивший в редакцию Bach-Gesellschaft-Ausgabe, заинтересовался кантатой во время ее публикации. Он использовал адаптированную версию басовой партии заключительной чаконы для произведения, которое он завершил в 1885 году, — своей Симфонии № 4 . [12]
Структура и оценка
[ редактировать ]Бах структурировал кантату из семи частей, вступительной инструментальной симфонии и четырех хоровых частей, перемежающихся всего двумя ариями . Он написал ее для четырех солистов ( сопрано , альт , тенор и бас ), четырехголосного хора и небольшого барочного инструментального ансамбля из двух скрипок (Vl), фагота ( облигато ) (Fg) и бассо континуо . [13] Продолжительность кантаты около 17 минут. [7]
В следующей таблице движений счет соответствует Neue Bach-Ausgabe . [13] Тональность и размеры взяты у Альфреда Дюрра с использованием символа общего времени (4/4). Континуо, играющее повсюду, не показано. [7]
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Для баса | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Симфония | Фг | 2Вл | си минор | ![]() | |||
2 | Я жажду тебя, Господь | Псалом 25:1–2 | Хор | САТБ | Фг | 2Вл | си минор | ![]() |
3 | Но я есть и останусь счастливым | анон. | Воздух | С | 2Вл | си минор | ![]() | |
4 | Направь меня в свою истину | Псалом 25:5 | Хор | САТБ | Фг | 2Вл | си минор | |
5 | Кедры нужно защищать от ветров | анон. | Воздух | АТБ | Фг | ре мажор | 3/4 | |
6 | Мои глаза всегда смотрят на Господа | Псалом 25:15 | Хор | САТБ | Фг | 2Вл | ре мажор | 6/8 |
7 | Мои дни в страданиях | анон. | Хор | САТБ | Фг | 2Вл | си минор | 3/2 |
Музыка
[ редактировать ]Произведение начинается с симфонии, затем чередуются хоровые части и арии . Здесь нет речитативов , нет повторов да капо и нет хоральной мелодии, что необычно для кантат Баха. Бах широко использует хоровые фуги и имитационную полифонию , часто очень быстро меняя темп и характер музыки внутри частей, чтобы приспособить новую музыкальную идею к каждой последующей фразе текста.
Симфония и вступительная хоровая часть основаны на мотиве скачка на октаву , за которым следуют пять нисходящих полутонов . Эта хроматическая фигура, иногда называемая «lamento bass» или passus duriusculus , использовалась композиторами еще в Монтеверди как музыкальное представление тоски, боли и тоски. [14] Симфония также представляет тематический материал, разработанный позже в работе, использует асимметричную фразировку и «бесшовный поток неостановимой мелодии». [15]
Первый припев в начале 25-го псалма: « Господи, жажду Тебя. Боже мой, на Тебя надеюсь ». (Господи, жажду Тебя. Боже Мой, на Тебя надеюсь.), [2] «своенравно построен, несмотря на свою относительную краткость». Он эпизодический, с акцентом на нисходящий мотив хроматической гаммы. Музыковед Тадаси Исояма отмечает «графически хроматические фразы вступительной симфонии и последующего припева; они напоминают о страданиях мира». [3]
Следующая ария сопрано « И все же я доволен и остаюсь довольным». [2] также краток, но включает в себя значительную словесную живопись . [15]
Четвертая часть: « Веди меня в Твою Истину и научи меня ». [2] это еще один короткий эпизодический припев, разделенный на четыре части. [15]
Часть пятая, « Кедры должны , прежде ветров,часто испытываю большие трудности), [2] - одно из немногих вокальных трио, встречающихся в творчестве Баха, а также единственная часть кантаты во всех мажорных стилях . Исояма пишет: «партия континуо продвигает музыку вперед своей фразой, описывающей испытания штормовых ветров». [3]
Предпоследняя часть « Очи мои всегда обращены к Господу » представляет собой «небесную дымку» инструментов как часть сложной фактуры. [15] Он имеет бинарную форму и модулируется от ре мажор через си минор до си мажор . [16]
Последняя часть, « Meine Tage In Dem Leide », представляет собой чакону , форму, которая обычно создается на основе повторяющегося основного баса . Бах использует бас-гитару, которая, возможно, является заимствованием у Пахельбеля . Это инверсия хроматического четвертого остинато вступительной части. [17] Оркестровка Баха включает в себя эффекты игры на гитаре, которые можно рассматривать как напоминание о происхождении чаконы в испанской гитарной музыке. [18] С богословской точки зрения, как обращение баса ламенто , так и серия модуляций в этой части выражают в музыкальном аффекте барокко то, как Христос ведет от печали к радости. [17]
Избранные записи
[ редактировать ]- Хор Генриха Шютца в Хайльбронне , Вюртембергский камерный оркестр Хайльбронна , дир. Фриц Вернер . Великие кантаты И.С. Баха, Том 28 . Эрато , 1973 год.
- Хор мальчиков Ганновер , Collegium Vocale Gent , Leonhardt Consort , реж. Густав Леонхардт . И.С. Бах: Кантатное произведение – Полное собрание кантат Том 36 . Тельдек, 1985 г.
- Амстердамский барочный оркестр и хор , дир. Тон Купман . И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 1 . Антуан Маршан, 1994 год.
- «Коллегиум Баха», Япония , реж. Масааки Судзуки . Кантаты Баха Том 1 . ДО 1995 года.
- Хор Монтеверди , солисты английского барокко , реж. Джон Элиот Гардинер . Кантаты Баха . Соли Део Глория , 2000.
- Голос8 , реж. Барнаби Смит. После молчания III. Искупление . Голос8, 2020.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Существует мнение, что это одна из самых ранних кантат Баха, возможно, самая ранняя из дошедших до нас.
- ^ «BWV» — это Bach-Werke-Verzeichnis , тематический каталог произведений Баха.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тау, Тери Ноэль. «Портрет в Эрфурте, предположительно изображающий Баха, веймарского концертмейстера» . Лицо Баха . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 28 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Деллал, Памела . «BWV 150 – После Тебя, Господь, я желаю» . ЭммануэльМузыка . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Исояма, Тадаши (1995). «Кантата № 150 После Тебя, Господи, желаю (BWV 150)» (PDF) . Кантаты Баха. п. 7 . Проверено 26 января 2016 г.
- ^ Грин 2000 .
- ^ Уиттакер 1959 .
- ^ Принуждение и принуждение 2005 .
- ^ Jump up to: а б с Дюрр, Альфред; Джонс, Ричард Д.П. (2006). Кантаты И.С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте . Издательство Оксфордского университета . стр. 7–8. ISBN 9780199297764 .
- ^ Гроб, Йохен (2014). «BWV 150 / BC B 24» (на немецком языке). Энциклопедия истории Бадена+Вюртемберга . Проверено 23 марта 2016 г.
- ^ Ван Хенгель, Эдуард. «Эдуард ван Хенгель» . eduardvanhengel.nl (на голландском языке) . Проверено 17 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Джон Элиот Гардинер (2006). «Кантаты к первому воскресенью после Пасхи (Quasimodogeniti) / Иоганн-Себастьян-Бах-Кирхе, Арнштадт» (PDF) . Бах-Кантаты. стр. 1–4 . Проверено 24 марта 2016 г.
- ^ Орон, Арье (2015). «Кантата BWV 150 После Тебя, Господи, желаю я» . Кантаты Баха . Проверено 23 марта 2016 г.
- ^ Смит, Крейг (2012). «Ноты к кантате Баха / BWV 150» . Эммануэль Музыка . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Бишоп, Уолтер Ф. «BWV 150 После Тебя, Господь, я желаю» . Университет Альберты . Проверено 1 июня 2013 г.
- ^ Джефферс 2000 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б с д Минчем, Джулиан (2010). «Глава 63 BWV 150 После Тебя, Господь, я желаю» . jsbachcantatas.com . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ Куэрти, Джулиан. «Заметки о BWV 150» . juliankuerti.com . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Беттичер, Йорг-Андреас. «Введение в кантаты 14 марта 2010 года» . bachkantatan.ch . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ Силбигер, Александр (1999). «Бах и Чакона». Журнал музыковедения . 17 (3): 358–385. дои : 10.2307/764098 . JSTOR 764098 .
Источники
[ редактировать ]- Грин, Джонатан (2000). Дирижерский справочник по хорово-оркестровым произведениям И.С. Баха . Пугало Пресс.
- Джефферс, Рон (2000). Переводы и аннотации хорового репертуара, Том 2: Немецкие тексты . Песни Земли.
- Уиттакер, Уильям Гиллис (1959). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха . Том. 1. Издательство Оксфордского университета.
- Янг, В. Мюррей (1989). Кантаты И.С. Баха: Аналитическое пособие . МакФарланд и Ко.
- Цванг, Филипп; Цванг, Жерар (2005). Практическое руководство по кантатам Баха (Второе исправленное и дополненное издание) (на французском языке). Харматтан. стр. 52–53 . ISBN 9782296426078 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- После того, как Ты, Господь, пожелаешь меня, BWV 150 : выступление Нидерландского общества Баха (видео и справочная информация)
- Для тебя, Господь, желай меня, BWV 150 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Я жажду Тебя, Господь, BWV 150; BC B 24 / Священная кантата Лейпцигского университета на тему Баха в цифровом формате
- Я жажду Тебя, Господь, BWV 150, Университет Вермонта.