Разум и душа спутались , BWV 35.
Разум и душа путаются | |
---|---|
БВВ 35 | |
Сольная церковная кантата И.С. Баха | |
![]() Георг Кристиан Лемс , автор текста | |
Повод | Двенадцатое воскресенье после Троицы |
Выполненный | 8 сентября 1726 г Лейпциг .: |
Движения | семь, в двух частях |
Вокал | высокий |
Инструментальный |
|
путаются Дух и душа [ 1 ] BWV 35 — церковная кантата Иоганна Себастьяна Баха . Сольную кантату для альта он сочинил в Лейпциге к двенадцатому воскресенью после Троицы и впервые исполнил ее 8 сентября 1726 года.
Бах сочинил кантату на четвертом курсе работы Томаскантором (музыкальным руководителем) в Лейпциге. Текст основан на предписанном на день чтении из Евангелия от Марка , об исцелении глухонемого человека . Либреттист . — Георг Кристиан Лемс использовал , чьи стихи Бах уже в Веймаре в качестве основы для сольных кантат Текст цитирует идеи из Евангелия и выводит из них аналогию, согласно которой, как язык глухонемого человека был открыт, так и верующий должен быть открыт для восхищения чудесными делами Бога. Кантаты этого воскресенья имеют позитивный характер, что Бах подчеркнул в более ранних произведениях по этому случаю, включив в партитуру звуки труб. В этом произведении он вместо этого использует облигато -соло орган в нескольких частях .
Кантата состоит из семи частей в двух частях, которые исполняются до и после проповеди. Обе части открываются инструментальной симфонией с солирующим органом, вероятно, заимствованной из концертной музыки, написанной ранее в Веймаре или Кётене . Альтовый певец исполняет последовательность чередующихся арий и речитативов , сопровождаемых во всех трех ариях органом как равноправным партнером. состоит Инструментальный ансамбль в стиле барокко из двух гобоев , тайле , струнных и бассо континуо . Альтовая партия сложна и, вероятно, была написана для конкретного певца, как и две другие сольные кантаты, написанные в тот же период.
История и слова
[ редактировать ]Бах сочинил кантату на четвертом году работы Томаскантором в Лейпциге к двенадцатому воскресенью после Троицы . [ 2 ] Это рассматривается как часть его третьего цикла кантат . [ 3 ]
Предписанными чтениями для воскресенья были Второе послание к Коринфянам , служение Духа ( 2 Коринфянам 3:4–11 ), и Евангелие от Марка , исцеление глухонемого человека ( Марка 7:31–11). 37 ). Текст кантаты был написан Георгом Кристианом Лемсом и опубликован в Gottgefälliges Kirchen-Opffer (1711). [ 4 ] Текст связывает исцеление глухого с мыслями верующего, который остается глухим и немым в трепете, глядя на исцеление Иисуса и Божьего творения. Текст второй арии представляет собой почти цитату из последнего стиха Евангелия. [ 4 ]
Из-за требований, чтобы «новая музыка» сочинялась как можно чаще, Бах редко выбирал для своих кантат старые стихи; [ 5 ] следовательно, дирижер Крейг Смит предположил, что части этого произведения могли быть написаны раньше, чем первое записанное исполнение в Лейпциге. [ 6 ] Бах уже сочинил свою первую сольную кантату на текст Лемса, Widerstehe doch der Sünde , BWV 54 , сочиненную во время его пребывания в Веймаре , также для солиста-альтиста.
Кантата — одна из трёх кантат Баха, написанных в Лейпциге в 1726 году, в которых единственным вокальным солистом является альт, остальные — Vergnügte Ruh, beliebte Seelenlust , BWV 170 и Gott soll allein mein Herze haben , BWV 169 . Кажется вероятным, что в этот период в распоряжении Баха был способный певец-альт. [ 7 ]
Ранее Бах сочинил две другие кантаты для двенадцатого воскресенья после Троицы, в первый год своего пребывания в Лейпциге Lobe den Herrn, meine Seele , BWV 69a , впервые исполненную 15 августа 1723 года, и на третьем году обучения Lobe den Herren, den mächtigen König der Эрен , BWV 137 , первое исполнение 19 августа 1725 года. как добавленная часть его цикла хоральных кантат . В обоих произведениях основное внимание уделяется хвале ( Лоб ) и используется оркестр, включая праздничные трубы.
Кроме того, в произведении есть две большие концертные части для органа и оркестра, вероятно, из утерянного концерта для клавишных, гобоя или скрипки. [ 8 ] возможно, это указывает на то, что кантата была написана для сезонного хорового заочного выступления в Томаскирхе. [ 9 ] Первые девять тактов вступительной симфонии практически идентичны фрагменту BWV 1059 . [ 3 ]
Бах руководил первым спектаклем 8 сентября 1726 года. [ 10 ] и, вероятно, сам играл партию органа. [ 3 ]
Структура и оценка
[ редактировать ]Бах разделил кантату на две части: четыре части исполнялись перед проповедью, три — после проповеди. [ 7 ] Обе части начинаются с симфонии . Бах написал кантату для солиста-альта и инструментального ансамбля в стиле барокко , состоящего из двух гобоев (Ob), тайла (Ot), облигато сольного органа (Org), двух скрипок (Vl), альта (Va) и бассо континуо (Bc). [ 11 ] [ 12 ]
В следующей таблице движений счет соответствует Neue Bach-Ausgabe . Тональность и размеры взяты у Альфреда Дюрра с использованием символа общего времени (4/4). Инструменты показаны отдельно для духовых, струнных, органа и континуо.
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Другие | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Симфония | 2Об От | 2Вл А | орг до н.э. | |||||
2 | Разум и душа путаются | глина | Воздух | Высокий | 2Об От | 2Вл А | орг до н.э. | Несовершеннолетний | 6/8 |
3 | мне интересно | глина | Речитатив | Высокий | до нашей эры | ![]() | |||
4 | Бог сделал все хорошо | глина | Воздух | Высокий | орг до н.э. | Фа мажор | ![]() |
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Другие | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
5 | Симфония | 2Об От | 2Вл А | орг до н.э. | 3/8 | ||||
6 | О, могучий Бог | глина | Речитатив | Высокий | до нашей эры | ![]() | |||
7 | Я хочу жить только с Богом | глина | Воздух | Высокий | 2Об От | 2Вл А | орг до н.э. | До мажор | 3/8 |
Музыка
[ редактировать ]
Джон Элиот Гардинер , который дирижировал этим произведением в двенадцатое воскресенье после Троицы в Санкт-Якобе, Кётен, в рамках паломничества кантаты Баха с хором Монтеверди в 2000 году, называет это событие «одной из самых веселых программ всего сезона Троицы». , что побудило Баха сочинить «праздничные пьесы», две с трубами и литаврами и, наконец, эту с органом облигато. [ 3 ] В расширенной двухчастной структуре орган одновременно является солистом-инструменталистом в двух симфониях и партнером певца во всех трех ариях. [ 4 ] Музыковед Лоуренс Дрейфус выделил использование Бахом органа как «священной иконы» и «галантного собеседника», написав об «ассимиляции» Баха светского сольного концерта в его церковные кантаты и его корректировке обычного принципа концерта, принципа «солист-против-солиста». оркестра, посредством тонких изменений в ролевой игре, инструмент то выдает себя за солиста, то отходит на второй план». [ 3 ]
1
[ редактировать ]Вступительная аллегро симфония включает в себя концертную технику, что предполагает происхождение уже существовавшего концерта. Орган исполняет как сольную мелодию, так и линию континуо, перемежаемую квазикаденционными пассажами и вкраплениями десятитактных ритурнелей . [ 2 ] Музыковед Клаус Хофманн отмечает, что в движении в итальянском стиле тема «подвергается интенсивной тематической проработке в диалоге солирующего инструмента и оркестра». [ 4 ]
2
[ редактировать ]Первая ария в форме да капо « Дух и душа смешиваются », [ 1 ] характеризуется прерванной ритурнелью и чувством растерянности и неуверенности. [ 2 ] Ритм сицилиано , частая особенность медленных частей концертов Баха и других. На основании множества исправлений в автографе Баха Хофманн приходит к выводу, что ария представляет собой новое произведение. Он видит в «подвижности части органа, не соответствующей сицилианскому образцу», образ «путаницы», упомянутой в тексте. [ 4 ]
3
[ редактировать ]Второй речитатив « Ich wundre mich » (Я поражен). [ 1 ] выражает трепет перед творением, переданным от первого лица, что, по мнению Минчама, подчеркивает «личный и индивидуальный акцент» кантаты. Начиная с мажорного лада, контрастирующего с предыдущей арией, он переходит в «торжественность минорного лада». [ 2 ]
4
[ редактировать ]Ария с органом-облигато « Gott Hat alles wohlgemacht » (Бог все сделал хорошо), [ 1 ] - это первая часть крупного тона, выражающая удовольствие от творения Бога. В нем преобладает двухчастная ритурнель. [ 2 ] Гофманн отмечает, что орган, на этот раз единственный партнер голоса, «богат колоратурой» и имеет тему, «слышимую на протяжении всего движения, иногда в форме остинато, иногда свободно развитого; в своей фигуративности и моторном побуждении оно стилизовано точно так же, как сочинение Баха для виолончели пикколо ». [ 4 ] Гардинер отмечает, что не только тесситура , но и «характерные узоры пересечения струн» напоминают использование виолончели-пикколо. [ 3 ]
5
[ редактировать ]Вторая часть начинается с еще одной симфонии, на этот раз в бинарной форме . [ 2 ] Хофманн описывает его как «привлекательный вечный двигатель, представленный клавиатурой». [ 4 ] Возможно, он основан на заключительной части концерта. Орган взаимодействует с оркестром без прелюдии, что необычно для концертов Баха, но не лишено прецедентов, таких как концерт для клавесина фа мажор, BWV 1057. [ 2 ]
6
[ редактировать ]Еще один секко-речитатив: « Ach, starker Gott, laß mich » (Ах, могущественный Бог, позволь мне [думать об этом постоянно]), [ 1 ] – это молитва о умении всегда размышлять о чуде творения. [ 2 ] В нем цитируется, что Иисус сказал «Гефата» (Откройся) глухонему, и превращает это в то, что «сердце верующего откроется и его язык развяжется, чтобы он мог воспринимать и восхвалять божественные чудеса». [ 4 ]
7
[ редактировать ]Кантата завершается арией с полным оркестром « Ich wünsche nur bei Gott zu leben » («Я хочу жить только с Богом»). [ 1 ] Оно выражает желание вечно пребывать с Богом в менуэте позитивного характера. В движении снова используется двухчастная ритурнель. [ 2 ] Когда упоминаются контрастные аспекты жизни на земле, такие как «jammerreichen Schmerzensjoch» (печальное иго боли) и «martervollen Leben» (мучительная жизнь), музыка темнеет до минорных тональностей. [ 4 ] Орган воспроизводит тройные фигуры, которые голос также использует для выражения «ein fröhliches Halleluja» (радостная аллилуйя). [ 4 ]
Записи
[ редактировать ]Таблица основана на списке на сайте Bach Cantatas. [ 12 ] Ансамбли, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованном исполнении, отмечены зеленым фоном.
Заголовок | Дирижер / Ансамбль | Солисты | Этикетка | Год | Инстр. |
---|---|---|---|---|---|
И.С. Бах: Кантаты № 42, № 35 | Герман Шерхен Симфонический оркестр Венского радио | Морин Форрестер | Вестминстер / Музыкальный клуб барокко | 1964 | |
И.С. Бах: Кантатное произведение – Священные кантаты Том 2. | Николас Арнонкур Музыкальный концерт в Вене | Пол Эссвуд | Тельдек | 1974 | Период |
Кантата Баха Том 49. | Хельмут Риллинг Бах-коллегия Штутгарта | Юлия Хамари | Хэнсслер | 1984 | |
Кантаты Баха BWV 35, BWV 169, BWV 49 (Симфония) | Хартмут Хенхен Камерный оркестр Карла Филиппа Эммануила Баха | Йохен Ковальски | Берлинская классика | 1994 | Период |
И.С. Бах: Кантаты для альта... | Филипп Эрревеге Вокальный колледж, Джентльмен | Андреас Шолль | Гармония Мунди Франция | 1997 | Период |
Издание Баха Том. 8 - Кантаты Том. 3 | Питер Ян Лейсинк Нидерланды Бах Коллегиум | Сице Бувалда | блестящая классика | 1999 | Период |
Кантаты Баха Том 6: Кётен/Франкфурт. | Джон Элиот Гардинер Солисты английского барокко | Робин Тайсон | Слава одному Богу | 2000 | Период |
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 17 | Тон Купман Амстердамский барочный оркестр | Натали Штуцманн | Антуан Маршан | 2001 | Период |
И.С. Бах: Кантаты на полный литургический год Том. 5 | Сигисвальд Куйкен Маленькая группа | Петра Носкайова | Акцент | 2006 | Период |
И.С. Бах: Кантаты Vol. 37 – Лейпцигские кантаты | Масааки Сузуки Коллегия Баха в Японии | Робин Блейз | ДО | 2006 | Период
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Деллал, Памела . «BWV 35 – Разум и душа перепутались» . ЭммануэльМузыка . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Минчем, Джулиан (2010). «Глава 23 Bwv 35 - Кантаты Иоганна Себастьяна Баха» . jsbachcantatas.com . Проверено 18 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гардинер, Джон Элиот (2010). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 33, 35, 69а, 77, 137 и 164 (примечания для СМИ). Соли Део Глория . Проверено 15 августа 2018 г. - через сайт Hyperion Records .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Хофманн, Клаус (2007). «Дух и душа путаются, BWV 35 / Дух и душа путаются» (PDF) . Кантаты Баха. стр. 6–7 . Проверено 11 августа 2015 г.
- ^ Ирвинг, Дэвид (2008). «Циклы кантат Баха». Ранняя музыка . 36 (1): 150–152. дои : 10.1093/em/cam140 .
- ^ Смит, Крейг. «Кантата Баха, ноты BWV 35» . Эммануэль Музыка . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Дюрр, Альфред (2006). Кантаты И.С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте . Издательство Оксфордского университета. стр. 506–510. ISBN 9780198167075 .
- ^ Дрейфус, Лоуренс (1985). «Метафорический солист: Концертные органные партии в кантатах Баха». Ранняя музыка . 13 (2): 237–247. дои : 10.1093/earlyj/13.2.237 .
- ^ Фокс, Роберт; Хан, Оливер; Олтрогге, Дорис (2000). « Разум и душа спутались...». Проблема изъеденных чернилами автографов Иоганна Себастьяна Баха». Реставро (2): 116–121.
- ^ «Разум и душа смешиваются BWV 35; BC A 125 / Священная кантата (12-е воскресенье после Троицы)» . Бах Цифровой . Проверено 11 августа 2015 г.
- ^ Бишоф, Вальтер Ф. «BWV 35 Разум и душа перепутаны» . Университет Альберты . Проверено 11 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Орон, Арье. «Кантата BWV 35 Разум и душа спутались» . Кантаты Баха . Проверено 11 августа 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Разум и душа путаются, BWV 35 : выступление Нидерландского общества Баха (видео и справочная информация)