Обязан
В западной классической музыке обязан ( Итальянское произношение: [obbliˈɡaːto] , также пишется obligato. [1] ) обычно описывает музыкальную линию, в некотором роде незаменимую в исполнении. Ее противоположностью является маркировка ad libitum . Его также можно использовать, более конкретно, для обозначения того, что отрывок из музыки должен быть исполнен точно так, как написано, или только на указанном инструменте, без изменений или пропусков. Слово заимствовано из итальянского языка (прилагательное, означающее обязательный ; от латинского obligatus pp от obligare , обязывать); написание obligato неприемлемо в британском английском, [2] но в США оно часто используется как альтернативное написание. [3] В английском языке это слово может стоять отдельно как существительное или выступать в качестве модификатора в именной группе (например, орган облигато ).
Этот термин также стал относиться к контрмелодии . [4]
Независимость
[ редактировать ]Облигато включает в себя идею независимости, как в К. П. Э. Баха 1780 года «Симфониях mit zwölf obligaten Stimmen» (с двенадцатью частями облигато ), в которых Бах имел в виду независимые партии деревянных духовых инструментов, которые он использовал впервые. Эти части также были обязательными в смысле незаменимости.
Непрерывный
[ редактировать ]В связи с клавишной партией в период барокко облигато имеет весьма специфическое значение: оно описывает функциональное изменение от партии бассо континуо (в которой исполнитель решает, как незаметно заполнить гармонии) к полностью написанной партии равной важности. к основной части мелодии.
Противоречивое использование
[ редактировать ]Более позднее использование имеет противоречивое значение необязательного , указывая на то, что часть не была обязательной. [5] Редактор может снабдить трудный отрывок концерта более простой альтернативой, называемой облигато (но чаще и правильнее называемой ossia ); или в произведении может быть партия одного или нескольких сольных инструментов, помеченная как obbligato , которая носит скорее декоративный, чем существенный характер; произведение закончено и может быть исполнено без добавленной партии. [6] Традиционный термин для такой части — ad libitum или ad lib. или просто необязательно , поскольку импровизация. может иметь самые разнообразные интерпретации.
Современное использование
[ редактировать ]В классической музыке этот термин вышел из употребления современными практиками, поскольку композиторы, исполнители и зрители стали рассматривать музыкальный текст как первостепенное значение при принятии решений о музыкальном исполнении. В результате все теперь рассматривается как облигато , если в партитуре явно не указано иное. Он до сих пор используется для обозначения оркестровой пьесы с инструментальной сольной партией, которая выделяется, но не так заметна, как в сольном концерте, как в Блоха упомянутом ниже Concerto Grosso . Этот термин сейчас используется в основном для обсуждения музыки прошлого. Однако одно из современных применений - это Эрик Сати в третьей части « Embryons desséchés» («Высушенные эмбрионы»), где облигато состоит примерно из двадцати фа-мажорных аккордов, сыгранных в фортиссимо (это высмеивает симфонический стиль Бетховена).
Примеры
[ редактировать ]Явные случаи
[ редактировать ]- И.С. Бах использовал облигато органа , чтобы с первого взгляда показать важность партии органа (например, в кантате « Кто возвышает себя, тот будет унижен», BWV 47 и кантате Gott ist mein König, BWV 71 ).
- Моцарт отмечает «облигато виолончели» в «Дон Жуане» в арии Церлины « Batti, batte, o bel Masetto ».
- Дуэт Бетховена для альта и виолончели WoO 32 имеет подзаголовок mit zwei obligaten Augengläsern (с двумя [парами] очков-облигато), что, по-видимому, указывает на необходимость при первом исполнении очков как для Бетховена, так и для его виолончелистки.
- Пятая симфония Нильса Гаде (1852) содержит фортепианную партию облигато.
- Камиля Сен-Санса В знаменитой симфонической поэме «Танец смерти» звучит скрипка- облигато .
- » Генриха Шютца « Benedicam Dominum in omni tempore в Священной симфонии I , 1629 г., для сопрано, тенора, баса и континуо с облигато корнетто или скрипки .
- Джона Филипа Соузы Марш « Звезды и полосы навсегда » содержит пикколо облигато в его грандиозном исполнении .
- Эрнеста Блоха 1925 года Кончерто-гроссо № 1 для струнного оркестра с фортепиано облигато представляет собой неоклассическую композицию с модальными гармониями 20-го века .
- Соло Джона Кейджа с аккомпанементом облигато двух голосов в каноне и шесть коротких инвенций на тему соло (1934, 1958)
- Малкольм Арнольд « Большая, большая увертюра» , соч. 57 (1956) представляет собой пародию 20-го века на концертную увертюру конца 19-го века и содержит детали облигато для четырех винтовок, трех пылесосов Hoover (две стойки в B ♭ , одна горизонтальная со съемной присоской в C) и электрический пол. полировщик в E ♭
- Бенджамина Бриттена 1958 года Ноктюрн для тенора, 7 инструментов-облигато и струнных, в которых солист-тенор сопровождается одним или несколькими инструментами облигато в каждой из восьми частей (кроме первой)
- » Гектора Берлиоза содержит «Гарольд в Италии обширную партию для альта облигато.
Неявные экземпляры
[ редактировать ]- трубы Облигато в кантате И.С. Баха Jauchzet Gott in aller Landen, BWV 51
- Валторна обязана во время арии Сифаре « Lungi da te, mio bene » в В. А. Моцарта опере «Митридат, ре ди Понто» (1770)
- Моцарта В «Похищении из сераля» (1782) есть облигати для флейты, гобоя, скрипки и виолончели.
- Моцарта В «Милосердии Тита» (1791) есть две арии с форца -кларнетом; для бассет-кларнета Форза « Parto, ma tu ben mio » (в исполнении Сесто) и форза для бассет-кларнета « Nonpiù di fiore » (в исполнении Вителлии).
- Фортепиано обязательно в концертной арии Моцарта « Ch'io mi scordi di te?... Не бойся, любимый колодец » (К. 505)
- Фортепиано облигато в Третьей симфонии Рюда Ланггаарда «Прилив юности - La Melodia»
- Ария облигато для валторны «Безобразная!/Приди Надежда» в опере Бетховена « Фиделио »
- Фагот облигато в «Скупой сумме» Реквиема Верди .
- Особенно богато украшенная скрипка-облигато появляется в « Бенедикте» Людвига ван Бетховена « Торжественная месса» .
- Корно (валторна) форза в Густава Малера Пятой симфонии
- Выдающееся сочинение облигато для флейты, в частности, не является чем-то необычным в романтической опере, например, в каденции традиционной версии «Безумной сцены» в « Лючии ди Ламмермур » (1835).
- Бас-кларнет облигато в третьей части Гулда . Мортона Латиноамериканского симфонетта
- Кларнет облигато в опере Портера Стила « Высшее общество » (1901), добавленный Альфонсом Пику.
- Фортепиано облигато в третьей части Фредерика Магла « симфонической сюиты Кантабиле » (2009)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ obligato в словаре на Merriam-Webster сайте
- ^ "Облигато" в Оксфордском музыкальном словаре , Oxford University Press: Майкл Кеннеди (редактор), 1985
- ^ «Вордник» . Wordnik.com . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ Лэтэм, Элисон, изд. (2011). "облигато". Oxford Companion to Music (пересмотренное 1-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199579037 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ «Облигато» в Лекционарии музыки Николя Слонимского . МакГроу-Хилл ISBN 0-07-058222-Х
- ^ "Обблигато" в Музыкальной энциклопедии Коллинза , Веструп и Харрисон: Коллинз, Лондон, 1959