Торжественная месса (Бетховен)
Торжественная месса | |
---|---|
Людвиг ван Бетховен | |
![]() Автограф, начало Kyrie , со знаменитым посвящением «Фон Герцен...» и советом к исполнению «Mit Andacht» («с преданностью»). | |
Ключ | ре мажор |
Опус | 123 |
Текст | Массовый обыкновенный |
Язык | латинский |
Преданность | Рудольф Австрийский |
Выполненный | 7 апреля 1824 г Санкт-Петербург .: |
Подсчет очков |
|
ре Торжественная месса мажор , соч . 123 — Торжественная месса, сочиненная Людвигом ван Бетховеном с 1819 по 1823 год. Впервые она была исполнена 7 апреля 1824 года в Санкт-Петербурге , Россия, под покровительством покровителя Бетховена князя Николая Голицына ; неполное исполнение было дано в Вене 7 мая 1824 года, когда композитор дирижировал Kyrie, Credo и Agnus Dei. [1] Обычно ее считают одним из высших достижений композитора и, наряду с Мессой си минор Баха , одной из наиболее значительных постановок мессы периода общепринятой практики . [2]
Написанная примерно в то же время, что и его Девятая симфония , это вторая постановка мессы Бетховена после его мессы до мажор , соч. 86. Работа была посвящена эрцгерцогу Австрийскому Рудольфу , архиепископу Ольмюца , главному покровителю, а также ученику и другу Бетховена. На экземпляре, подаренном Рудольфу, была надпись: «Von Herzen — Möge es wieder — Zu Herzen gehn!» [3] («От сердца – пусть оно вернется в сердце!») [4]
История
[ редактировать ]История композиции
[ редактировать ]«Торжественная месса» — третье хоровое произведение Бетховена на священную тему после оратории «Христус в Ольберге» (1802 г.) и его более ранней мессы « Месса до мажор» (1807 г.). Новая композиция была написана в честь посвящения Рудольфа Габсбург-Лотарингского в сан архиепископа Ольмюца , которое состоялось 9 марта 1820 года.
История выступлений
[ редактировать ]Первое выступление состоялось не в священной обстановке, а в Филармонии в Санкт-Петербурге по инициативе русского дворянина и мецената Николая Голицына 7 апреля 1824 года (26 марта по старому стилю ). Премьера, первоначально запланированная на Рождество 1823 года, была отложена из-за репетиций сложных хоровых партий, которые оказались более трудоемкими, чем планировалось, а также из-за неправильного копирования партий. Кто дирижировал премьерой 7 апреля 1824 года, неизвестно.
Части мессы (Kyrie, Credo, Agnus Dei) были исполнены 7 мая 1824 года под руководством капельмейстера Михаэля Умлауфа в театре Кёрнтнертор венском . вместе с увертюрой «Освящение дома» и премьерой Симфонии № 9 . Три части мессы были названы «гимнами», поскольку венские цензурные власти возражали против проведения мессы в светском месте.
Еще одно исполнение всей мессы состоялось в литургической обстановке в 1830 году в церкви Св. Петра и Павла в богемном городе Варнсдорфе .
Оценка и инструментарий
[ редактировать ]Месса написана для квартета солистов-вокалистов, значительного хора и всего оркестра. Каждый из них время от времени используется в виртуозных, текстурных и мелодических качествах. Полный состав состоит из 2 флейт ; 2 гобоя , 2 кларнета (в A, C и B ♭ ); 2 фагота ; контрафагот ; 4 валторны (ре, ми ♭ , си ♭ бассо, ми и соль); 2 трубы (D, B ♭ и C); альт, тенор и бас- тромбон ; литавры ; орган континуо ; струнные ( скрипки первая и вторая , альты , виолончели и контрабасы ); сопрано , альт , тенор и бас солисты ; и смешанный хор .
Структура
[ редактировать ]Торжественная месса состоит из пяти частей, соответствующих первым пяти разделам Ординара .
Примечание: В графе «Оценка» исполнители обозначаются следующими сокращениями: «С» — вокальные солисты, «С» — хор, «О» — оркестр. Кроме того, «T» обозначает солиста-тенора в «Et homo factus est», а «V» — скрипача в «Бенедикте». В разделе «Примечание» примечания, выделенные курсивом, вписаны в партитуру композитором.
№ | Движение | Бары | Это начинается | Время | Бары | Подсчет очков | Ключ | Метр | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 224 | Господи помилуй | Очень поддерживается | 86 | ШОС | ре мажор | ![]() | «С преданностью» | |
Крист Элисон | Анданте очень хорошо выражено | 42 | си минор | 3 2 | |||||
Господи помилуй | время я | 96 | ре мажор | ![]() | |||||
2 | 569 | Слава Богу в вышних | Живой веселый | 130 | СО | ре мажор | 3 4 | тема Глории | |
Мы благодарим вас | Меньше Аллегро | 43 | ШОС | Б ♭ мажор | |||||
Господь Бог | время я | 56 | Б ♭ мажор, Фа мажор | тема Глории | |||||
Кто берет на себя грехи мира | Ларгетто | 80 | Ре минор, Ре мажор, Б ♭ мажор, ре мажор | 2 4 | |||||
Потому что ты один свят | Аллегро маэстосо | 50 | СО | ре мажор | 3 4 | ||||
Во славу Бога Отца. Аминь | Весело, но не слишком и хорошо обозначен | 99 | ШОС | ![]() | |||||
Еще немного Аллегро | 66 | ![]() | |||||||
Скоро | 45 | СО | 3 4 | Повторение «Слава в вышних Богу» | |||||
3 | 473 | Я верю в единого Бога | Веселый, но не слишком | 124 | СО | Б ♭ мажор | Тема Кредо | ||
И он воплотился | Адажио | 20 | ШОС | Д Дориан | |||||
И он стал человеком | Анданте | 12 | ТШО | ре мажор | 3 4 | соло тенор | |||
Он тоже был распят за нас | Выразительное адажио | 32 | ШОС | Ре минор | |||||
И воскрес в третий день | Аллегро | 6 | С | ![]() | капелла Хор а | ||||
И вознесся на небеса | Очень веселый | 70 | СО | Фа мажор | ![]() | ||||
Я верю в Святого Духа | Веселый, но не слишком | 42 | ![]() | Тема Кредо | |||||
И жизнь грядущая... Аминь | Аллегретто, но не слишком много | 67 | Б ♭ мажор | 3 2 | Двойная фуга | ||||
Веселый с мотоциклом | 60 | ||||||||
Могила | 40 | ШОС | |||||||
4 | 235 | Святой, Святой, Святой | Адажио | 33 | ТАК | ре мажор | 2 4 | «С преданностью» | |
Небеса полны | Тяжелое аллегро | 19 | ![]() | Фуга | |||||
Осанна на высоте | Скоро | 27 | 3 4 | ||||||
- | Устойчиво, но не слишком | 32 | ТО | соль мажор | «Прелюдия» | ||||
Блажен, кто придет | Анданте очень кантабиле и не слишком изменчиво | 124 | СКВО | соль мажор, До мажор, соль мажор | 12 8 | Скрипка одна | |||
5 | 434 | Агнус Деи | Адажио | 95 | ШОС | си минор | ![]() | ||
Дай нам мир | Живое аллегретто | 68 | ре мажор | 6 8 | «Пожалуйста, внутри и выразить мир» | ||||
Очень веселый | 26 | Б ♭ мажор | ![]() | Боевой эпизод 1 | |||||
время я | 76 | Фа мажор, ре мажор | 6 8 | ||||||
Скоро | 88 | Ре мажор, Б ♭ мажор | ![]() | Боевой эпизод 2 | |||||
время я | 81 | Б ♭ мажор, ре мажор | 6 8 |
Продолжительность: Исполнение всего произведения занимает от 70 до 90 минут.
Анализ
[ редактировать ]Сочинение демонстрирует характерное для Бетховена пренебрежение к исполнителю и в некоторых местах является технически и физически требовательным, со многими внезапными изменениями динамики, метра и темпа. Это соответствует всему, начиная с вступительного слова «Кири», где слоги «Ки-ри» произносятся либо форте , либо со сфорцандо , но последняя буква «е» — фортепиано. Как отмечено ниже, повторение фуги Et vitam venturi особенно утомительно, поскольку оно слегка отличается от предыдущих заявлений темы и контртемы и исполняется примерно в два раза быстрее. Оркестровые партии также включают в себя множество сложных разделов, в том числе соло скрипки в Sanctus и некоторые из самых требовательных произведений в репертуаре для фагота и контрафагота . Сложность произведения в сочетании с требованиями к полному оркестру, большому хору и высококвалифицированным солистам, как вокальным, так и инструментальным, означают, что оно не часто исполняется любительскими или полупрофессиональными ансамблями.
Кирие
[ редактировать ]Пожалуй, самое традиционное движение, Kyrie, имеет традиционную структуру ABA. Мотив торжественного открытия трех мажорных аккордов резко контрастирует с ответом 4-го пианиссимо: (БОГ/человек), за которым следует скромное величественное хоровое письмо в первой части и более контрапунктические вокальные текстуры в разделе Christe. Четыре вокальных солиста и хор (SATB) разделяют тематический материал повсюду, первый особенно в разделе Christe Eleison.
Глория
[ редактировать ]Быстро меняющиеся текстуры и темы подчеркивают каждую часть текста «Глории», начиная с почти энциклопедического в своем исследовании движения. 3
4 раз . произведения Движение заканчивается первой из двух фуг на текст «In gloria Dei patris. Аминь», ведущей к перепросмотру первоначального текста и музыки «Глории».
Я считаю
[ редактировать ]Форму Кредо можно разделить на четыре части:
- «Я верю в единого Бога» через «он сошел с небес» в B ♭
- «И он воплотился» через «Он воскрес» в D
- «Et восхождение» через перепросмотр Credo в фа фа
- Фуга и кода «И жизнь века будущего». Аминь в B ♭ .
Движение открывается последовательностью аккордов , которая снова будет использоваться в движении для создания модуляций . Слово «Кредо» неоднократно поется в виде двухнотного мотива , и, таким образом, произведение присоединяется к традиции так называемых «Кредо-месс», включая « Короткую мессу» Вольфганга Амадея Моцарта Фа мажор, К. 192 и Мессу до мажор. майор, К. 257 «Кредо» . [5] Кредо, как и «Глория», часто представляет собой дезориентирующий, безумный бег по тексту. Пронзительные ладовые гармонии «Et incarnatus» уступают место еще более выразительным высотам через «Распятие» и превращаются в замечательную, a cappella постановку «Et resurrexit», которая заканчивается почти не успев начаться. Однако наиболее примечательной в этой части является заключительная фуга «Et vitam venturi saeculi», которая включает в себя один из самых сложных отрывков в хоровом репертуаре, когда субъект возвращается в удвоенном темпе для захватывающего завершения.
Святой
[ редактировать ]Вплоть до Бенедикта Санктуса Торжественная месса имела вполне нормальные классические пропорции. Но затем, после оркестровой прелюдии , вступает соло скрипки в самом высоком диапазоне, представляя собой нисхождение Святого Духа на землю в удивительно длинном продолжении текста.
Агнус Деи
[ редактировать ]Обстановка просьбы «miserere nobis» («помилуй нас»), которая начинается с одних мужских голосов си минор, сменяется, в конце концов, яркой молитвой ре мажор «dona nobispacem» («даруй нам мир») в пасторальной режим. После некоторого стремительного развития оно внезапно и резко прерывается боевыми звуками (условие XVIII века, как в « Missa in tempore belli » Гайдна ), но после неоднократных просьб «miserere» в конечном итоге восстанавливается и подходит к концу.
Критический прием
[ редактировать ]![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( сентябрь 2022 г. ) |
Некоторые критики были обеспокоены тем, что, как Теодор В. Адорно , «в торжественной мессе есть что-то особенное». выразился [6] Во многих отношениях это нетипичное произведение, которому не хватает устойчивого тематического развития, которое является одной из отличительных черт Бетховена. Фуги в конце «Глории» и «Кредо» соотносят ее с творчеством его позднего периода, но его одновременный интерес к теме и форме вариаций отсутствует. Вместо этого «Мисса» представляет собой непрерывное музыкальное повествование, почти без повторений, особенно в «Глории» и «Кредо», двух самых длинных частях. Стиль, как отметил Адорно, близок к имитационной обработке тем, которую можно найти у фламандских мастеров, таких как Жокен де Пре и Иоганн Окегем , но неясно, сознательно ли Бетховен имитировал их методы, чтобы удовлетворить требования текста мессы. . Дональд Тови по-другому связал Бетховена с более ранней традицией:
Даже Бах или Гендель не могут показать большего чувства пространства и звучности. Ни одно более раннее хоровое произведение не приблизилось бы так близко к восстановлению некоторых утерянных тайн стиля Палестрины. Ни одно хоровое и ни одно оркестровое сочинение, ни раньше, ни позже, не демонстрировало бы более волнующее ощущение индивидуального цвета каждого аккорда, каждой позиции, каждой удвоенной терции или диссонанса . [7]
Майкл Спитцер представляет альтернативный взгляд на исторический контекст массовой композиции Бетховена:
Конечно, григорианские мелодии продолжали использоваться в мессе на протяжении всего восемнадцатого века; но ко времени Бетховена они были относительно редки, особенно в оркестровых мессах. Единственным композитором, который до сих пор широко использовал их, является Михаэль Гайдн в своих «Мессах а капелла Адвента и Великого поста». Примечательно, что в некоторых из них он ограничивает заимствованную мелодию Incarnatus и прямо называет ее «Корале». В Missa dolorum BMV (1762) он установлен в стиле гармонизированного хорала, в Missa tempore Qudragesima 1794 года нота против ноты, с григорианской мелодией (Credo IV из Liber Usualis), появляющейся в сопрано. Я почти не сомневаюсь, что Бетховен знал подобные произведения Михаэля Гайдна, самого популярного в то время композитора духовной музыки в Австрии. [8]
Влияние
[ редактировать ]Итальянский певец Умберто Тоцци позже использовал одно слово «Gloria» и связанную с ним мелодию Бетховена из середины второй части Missa solemnis, чтобы сформировать припев и часть припева своей песни «Gloria» 1979 года . Позже в том же году песня была переведена на популярную англоязычную версию Джонатаном Кингом. Гораздо более известная английская версия песни была спродюсирована американской певицей Лорой Браниган в 1982 году, заняла второе место в чарте Billboard Top 100 США и впоследствии стала платиновой. Во всех трех версиях сохранится оригинальная мелодия Бетховена для слова «Глория».
Записи
[ редактировать ]Аудио
[ редактировать ]Год | Дирижер | Оркестр и хор | Солисты | Этикетка |
---|---|---|---|---|
1928 | Бруно Киттель | Берлинский филармонический оркестр, Бруно-Киттель-Шор | Лотте Леонард/Эмми Лэнд, Эленор Шлоссауэр-Рейнольдс, Антон Мария Топиц/Евгений Трански, Вильгельм Гутманн/Герман Шей | Полидор |
1935 | Артуро Тосканини | Нью-Йоркская филармония, Нью-Йоркская школа канторум | Элизабет Ретберг, Марион Тельва, Джованни Мартинелли, Эцио Пинца | Архипелаг |
1937 | Томас Бичем | Лондонский филармонический оркестр, Хор фестиваля в Лидсе | Изобель Бэйли, Мэри Джаред Хеддл Нэш, Кит Фолкнер | я |
1938 | Сергей Кусевицкий | Бостонский симфонический оркестр, Хоровое общество Рэдклиффа, Гарвардский клуб хора | Жанетт Вриланд, Анна Каскас, Джон Прибе, Норман Кордон | РКА |
1939 | Артуро Тосканини | Симфонический оркестр BBC Хоровое общество BBC | Зинка Миланова, Керстин Торборг, Коломан фон Патаки, Никола Москона | Архипелаг |
1940 | Клеменс Краусс | Хор и оркестр Венской государственной оперы | Трюде Эйпперле, Луиза Виллер Юлиус Пацак, Георг Ханн | Архипелаг |
1940 | Артуро Тосканини | Симфонический оркестр NBC, Вестминстерский хор | Зинка Миланова, Бруна Кастанья Юсси Бьёрлинг, Александр Кипнис | Музыка и искусство |
1946 | Эрих Кляйбер | Оркестр и хор театра Колон | Нильда Хоффманн, Мафальда Ринальди, Лидия Киндерманн, Коломон Патаки | Архипелаг |
1948 | Бруно Вальтер | Нью-Йоркский филармонический оркестр, Вестминстерский хор | Элеонора Стебер, Нэн Мерриман, Уолтер Хейн, Лоренцо Альвари | Музыка и искусство |
1948 | Эрих Кляйбер | Стокгольмский филармонический оркестр и хор | Биргит Нильссон, Лиза Туннель, Госта Бакляйн, Сигурд Бьорлинг | Музыка и искусство |
1950 | Отто Клемперер | Венский симфонический оркестр, Академический хор Вена | Илона Штейнгрубер, Эльза Шюрхофф, Эрнст Майкут, Отто Винер | Вокс |
1953 | Артуро Тосканини | Симфонический оркестр NBC, Роберт Шоу Хорал | Лоис Маршалл, Нэн Мерриман, Юджин Конли, Джером Хайнс | РКА |
1955 | Отто Клемперер | Симфонический оркестр Кельнского радио, Хор Кёльнского радио, Хор Северо-Немецкого радио | Аннелис Куппер, Зиглинде Вагнер, Рудольф Шок, Йозеф Грейндл | Архифон |
1955 | Карл Бём | Берлинский филармонический оркестр, Хор собора Святой Ядвиги | Мария Стадер, Марианна Радев, Антон Дермота, Йозеф Грейндл | Немецкий граммофон |
1955 | Фолькмар Андрэ | Венский симфонический оркестр, Венский певческий клуб | Тереза Штих-Рэндалл, Хильда Россель-Майдан, Юлиус Пацак, Готтлоб Фрик | Архипелаг |
1957 | Карл Шурихт | Северо-Западно-Немецкий филармонический оркестр, Хор собора Святой Ядвиги | Мария Стадер, Эльза Кавелти, Эрнст Хефлигер, Хайнц Рефусс | Архифон |
1957 | Отто Клемперер | оркестр Концертгебау, Тонкунсткор Амстердам, Музыкальный колледж в Амстердаме | Элизабет Шварцкопф, Нэн Мерриман, Йожеф Симанди, Хайнц Рефусс | Архипелаг |
1958 | Яша Горенштейн | Филармонический оркестр, Хор фестиваля в Лидсе | Тереза Стич-Рэндалл, Норма Проктер, Питер Пирс, Ким Борг | Нетронутый звук |
1959 | Герберт фон Караян | Венский филармонический оркестр, Венский певческий клуб | Леонтайн Прайс, Криста Людвиг, Николай Гедда, Никола Заккария | я |
1960 | Леонард Бернштейн | Нью-Йоркский филармонический оркестр, Вестминстерский хор | Эйлин Фаррелл, Кэрол Смит, Ричард Льюис, Ким Борг | Колумбия |
1960 | Герберт фон Караян | Филармонический оркестр Венский певческий клуб | Элизабет Шварцкопф, Криста Людвиг, Николай Гедда, Никола Заккария | Завещание |
1961 | Яша Горенштейн | Симфонический оркестр BBC, Хор Би-би-си | Тереза Стич-Рэндалл, Норма Проктер, Ричард Льюис, Ким Борг | Легенды Би-би-си |
1963 | Гюнтер Ванд | Оркестр Гюрцениха, Кёльн, Гюрцених-Хор | Леонора Кирхштейн, Жанна Дерубе, Петер Шрайер, Гюнтер Морбах | Ничего подобного. Завещание |
1965 | Отто Клемперер | Оркестр и хор Новой филармонии | Элизабет Сёдерстрем, Марга Хёффген, Вальдемар Кментт, Мартти Талвела | я |
1966 | Герберт фон Караян | Берлинский филармонический оркестр, Венский певческий клуб | Гундула Яновиц, Криста Людвиг, Фриц Вундерлих, Уолтер Берри | Немецкий граммофон |
1967 | Юджин Орманди | Филадельфийский оркестр, Поющие городские хоры | Мартина Арройо, Морин Форрестер Ричард Льюис, Чезаре Сьепи | Колумбия |
1967 | Джордж Селл | Кливлендский оркестр и хор | Сара Мэй Эндич, Флоренс Коплефф, Эрнст Хефлигер, Эцио Флагелло | Урания |
1970 | Юджин Йохум | оркестр Концертгебау, Хор Нидерландского радио | Агнес Гибель, Марга Хёффген, Эрнст Хефлигер, Карл Риддербуш | Филипс |
1973 | Уильям Стейнберг | Симфонический оркестр Кельнского радио, Хор Кельнского радио | Хизер Харпер, Джулия Хамари, Свен Улоф Элиассон, Питер Мевен | классика ика |
1974 | Карл Бём | Венский филармонический оркестр, Концертное объединение хоров Венской государственной оперы | Маргарет Прайс, Криста Людвиг, Веслав Охман, Мартти Талвела | Немецкий граммофон |
1975 | Герберт фон Караян | Берлинский филармонический оркестр, Венский певческий клуб | Гундула Яновиц, Агнес Бальца, Питер Шрайер, Хосе Ван Дам | я |
1975 | Карло Мария Джулини | Лондонский филармонический оркестр Хор Новой Филармонии | Хизер Харпер, Джанет Бэйкер, Роберт Тир, Ханс Сотин | я |
1977 | Рафаэль Кубелик | Хор и симфонический оркестр Баварского радио | Хелен Донат, Бриджит Фассбанден, Питер Шрайер, Джон Ширли-Куирк | Орфей |
1977 | Колин Дэвис | Лондонский симфонический оркестр и хор | Анна Томова-Синтоу, Патриция Пейн, Роберт Тир, Роберт Ллойд | Филипс |
1978 | Георг Шолти | Чикагский симфонический оркестр и хор | Люсия Попп, Ивонн Минтон, Мэллори Уокер, Гвинн Хауэлл | Декка |
1978 | Леонард Бернштейн | оркестр Концертгебау, Радио Хор NOS, Хилверсюм | Эдда Мозер, Анна Шварц, Рене Колло, Курт Молл | Немецкий граммофон |
1982 | Георг Шолти | Лондонский филармонический оркестр, Хор Эдинбургского фестиваля | Хелен Донат, Дорис Соффель, Зигфрид Иерусалим, Ганс Сотин | ЛПО |
1985 | Герберт фон Караян | Берлинский филармонический оркестр, Венский певческий клуб | Лелла Куберли, Труделиз Шмидт, Винсон Коул, Хосе ван Дам | Немецкий граммофон |
1985 | Майкл Гилен | Симфонический оркестр радио ORF Вена, Венский певческий клуб | Элисон Харган, Марьяна Липовшек, Томас Мозер, Маттиас Хёлле | Орфей |
1987 | Майкл Гилен | Симфонический оркестр SWF Баден-Бадена, Хор Пражской филармонии | Филлис Брин-Джулсон, Марьяна Липовшек, Йозеф Прочка, Курт Ридл | Интеркорд/Аурофон |
1987 | Терье Квам | Ганноверский оркестр, Хор собора Осло | Марианна Хирсти, Кэролин Уоткинсон, Эндрю Мергатройд, Майкл Джордж | Облако |
1988 | Дорати Антал | Европейский симфонический оркестр, Хор Университета Мэриленда | Тина Киберг, Розмари Лэнг, Уильям Кокран, Михаил Крутиков | ДО |
1988 | Дорати Антал | Европейский симфонический оркестр, Хор Университета Мэриленда | Барбара Мартиг-Тюллер, Розмари Ланг, Уильям Кокран, Томас Брэндис | Melodiya |
1988 | Роберт Шоу | Симфонический оркестр и хор Атланты | Сильвия МакНэйр, Дженис Тейлор Джон Алер, Том Краузе | Теларк |
1989 | Джон Элиот Гардинер | Революционно-романтический оркестр Хор Монтеверди | Шарлотта Марджионо, Кэтрин Роббинс, Уильям Кендалл, Аластер Майлз | Архивная продукция |
1989 | Хельмут Риллинг | Коллегия Баха в Штутгарте, Gächinger Kantorei Штутгарт | Памела Коберн, Флоренс Кивар, Альдо Балдин, Андреас Шмидт | Хэнсслер |
1990 | Джеффри Тейт | Английский камерный оркестр, Камерный хор Таллис | Кэрол Вэнесс, Вальтрауд Мейер, Ганс Петер Блохвиц, Ханс Чаммер | я |
1991 | Даниэль Баренбойм | Чикагский симфонический оркестр и хор | Тина Киберг, Вальтрауд Мейер Джон Аллер, Роберт Холл | Эрато |
1991 | Джеймс Левин | Венский филармонический оркестр, Хор Лейпцигского радио, Хор Шведского радио, Камерный хор Эрика Эриксона | Шерил Студер, Джесси Норман, Пласидо Доминго, Курт Молл | Немецкий граммофон |
1992 | Николас Арнонкур | Камерный оркестр Европы, Арнольд Шёнберг Чор | Ева Мей, Марьяна Липовсек, Энтони Рольф Джонсон, Роберт Холл | Тельдек |
1993 | Рудольф Баршай | Российский национальный оркестр, Мужской хор Свешникова, Детский хор Московского радио | Урсула Фидлер, Барбара Хёльцль, Вернер Хольвег, Якоб Штемпфли | Сальто |
1994 | Георг Шолти | Берлинский филармонический оркестр Хор Берлинского радио | Джулия Варади, Ирис Вермиллион, Винсон Коул, Рене Папе | Декка |
1996 | Курт Мазур | Лейпцигский оркестр Гевандхауса, Хор Лейпцигского радио | Анна Томова-Синтов, Аннали Бурмейстер, Петер Шрайер, Герман Кристиан Польстер | Берлинская классика |
2001 | Дэвид Зинман | Оркестр Тонхалле Цюрих, Швейцарский камерный хор | Люба Оргонасова, Анна Ларссон, Райнер Трост, Франц-Йозеф Зелиг | Новое искусство |
2001 | Роджер Норрингтон | Симфонический оркестр радио SWR Штутгарта, Хор НДР, вокальный ансамбль SWR | Аманда Халгримсон, Корнелия Каллиш, Джон Алер, Аластер Майлз | Хэнсслер |
2002 | Филипп Эрревеге | Оркестр Елисейских полей, Вокальный колледж, Джентльмен Королевская часовня | Роза Маннион, Биргит Реммерт Джеймс Тейлор, Корнелиус Гауптманн | Гармония мира |
2003 | Кеннет Шермерхорн | Нэшвиллский симфонический оркестр и хор | Лори Филлипс, Робинн Редмон Джеймс Тейлор, Джей Бэйлон | Наксос |
2006 | Колин Дэвис | Симфонический оркестр и хор Баварского радио | Люба Оргонасова, Ядвига Раппе, Уве Хеллманн, Ян-Хендрик Рутеринг | РКА |
2007 | Густав Кун | Больцано-Тренто Оркестр Гайдна, Хоровая академия Тирольского фестиваля | Ингрид Кайзерфельд, Гермина Хазельбок, Вольфрам Виттекинд, Лян Ли | С деревом |
2008 | Валентин Раду | Ансамбль Ама Деус | Сара Дэвис, Джоди Кидвелл, Тимоти Бенч, Эд Бара | Лирикорд |
2010 | Алан Гилберт | Нью-Йоркский филармонический оркестр, Нью-йоркские хоровые артисты | Кристин Брюэр, Джейн Хеншел Энтони Дин Гриффи, Эрик Оуэнс | Нью-Йоркская филармония |
2010 | Енох цу Гуттенберг | Оркестр и камерный хор разумное управление | Сюзанна Бернхард, Анке Вондунг, Павол Бреслик, Йорк Феликс Шпеер | Классика Фарао |
2011 | Чарльз Маккеррас | Сиднейский симфонический оркестр, Хор Сиднейской филармонии | Розамунд Иллинг, Элизабет Кэмпбелл Кристофер Дойг, Родни Макканн | Классика ABC |
2012 | Герберт Бломстедт | оркестр Гевандхауса, Хор Радио МДР | Симона Шнайдер, Герхильд Ромбергер, Ричард Крофт, Йохен Купфер | Кверстанд |
2012 | Кристоф Эшенбах | Лондонский филармонический оркестр и хор | Энн Шваневилмс, Аннетт Янс, Николай Щуков, Дитрих Хеншель | ЛПО |
2012 | Филипп Эрревеге | Оркестр Елисейских полей, Вокальный колледж, Джентльмен | Марлис Петерсен, Герхильд Ромбергер, Бенджамин Хьюлетт, Дэвид Уилсон-Джонсон | ФИ |
2012 | Джон Элиот Гардинер | Революционно-романтический оркестр, Хор Монтеверди | Люси Кроу, Дженнифер Джонстон, Джеймс Гилкрист, Мэттью Роуз | ЦУР |
2013 | Марк Сустро | Оркестр Бетховенхалле Бонн, Чешский филармонический хор Брно | Hillevi Martinpelto, Elena Zaremba, Герберт Липперт, Ронни Йохансен | ЦРТ |
2014 | Бернард Хайтинк | Симфонический оркестр и хор Баварского радио | Женя Кюльмайер, Элизабет Кульман, Марк Падмор, Ханно Мюллер-Брахманн | БР Классик |
2015 | Николас Арнонкур | Музыкальный концерт в Вене, Арнольд Шёнберг Чор | Лора Эйкин, Бернарда Финк, Йоханнес Чум, Рубен Дроле | Сони |
2016 | Дэниел Ройсс | Оркестр восемнадцатого века, Капелла Амстердам | Кэролайн Сэмпсон, Марианна Беате Килланд, Томас Уокер, Дэвид Уилсон-Джонсон | блеск |
2017 | Марек Яновский | Симфонический оркестр Берлинского радио, Хор радио MDR Лейпциг | Регина Ханглер, Элизабет Кульман Кристиан Эльснер, Франц-Йозеф Зелиг | Пентатон |
2018 | Масааки Сузуки | Коллегия Баха в Японии | Анн-Хелен Моэн, Роксана Константинеску, Джеймс Гилкрист, Бенджамин Беван | ДО |
2019 | Фридер Берниус | Хофкапелле Штутгарт, Штутгартский камерный хор | Йоханна Винкель, Софи Хармсен Себастьян Кольхепп, Артту Катая | дорогой |
2021 | Рене Джейкобс | Фрайбургский барочный оркестр, Камерный хор РИАС | Polina Pastirchak, Sophie Harmsen, Стив Дэвислим, Йоханнес Вайссер | Гармония мира |
2023 | Хорди Саваль | Концерт Наций, Национальная часовня Каталонии | Лина Джонсон, Оливия Вермюлен, Мартин Платц, Мануэль Вальзер | АлиаВокс |
Видео
[ редактировать ]Год | Дирижер | Оркестр и хор | Солисты | Этикетка |
---|---|---|---|---|
1977 | Рафаэль Кубелик | Хор и симфонический оркестр Баварского радио | Хелен Донат, Бриджит Фассбанден, Питер Шрайер, Джон Ширли-Куирк | |
1978 | Леонард Бернштейн | оркестр Концертгебау, Хор радио NOS Hilversum | Эдда Мозер, Анна Шварц, Рене Колло, Курт Молл | |
1979 | Герберт фон Караян | Берлинский филармонический оркестр, Венский певческий клуб | Анна Томова-Синтов , Ружа Балдани, Эрик Таппи , Хосе ван Дам | Немецкий граммофон |
1994 | Джон Элиот Гардинер | Симфонический оркестр и хор Северогерманское радио, Хор Монтеверди | Люба Оргонасова, Кэтрин Роббин, Энтони Рольф Джонсон, Аластер Майлз | ЗДФ |
2005 | Фабио Луизи | Государственная капелла Дрездена, Хор Саксонской государственной оперы Дрездена | Камилла Нюлунд, Биргит Реммерт Кристиан Элснер, Рене Папе | ЕвроАртс |
2005 | Гилберт Левин | Королевский филармонический оркестр, Лондонский филармонический хор | Божена Харасимович, Моника Груп, Джерри Хэдли, Франц-Йозеф Зелиг | Артхаус Музыка |
2009 | Иржи Белоглавек | Пражская филармония, Брненский филармонический хор | Катарина Штурова, Ева Гарайова, Томаш Черный, Густав Белачек | |
2009 | Колин Дэвис | Лондонский симфонический оркестр и хор, Лондонский филармонический хор | Хелена Юнтунен, Сара Коннолли Пол Гроувс, Мэттью Роуз | Би-би-си |
2014 | Джон Элиот Гардинер | Революционно-романтический оркестр Хор Монтеверди | Люси Кроу, Дженнифер Джонстон, Майкл Спайрс, Мэтью Роуз | Би-би-си |
2014 | Бернард Хайтинк | Симфонический оркестр и хор Баварского радио | Женя Кумайер, Элизабет Кульман, Марк Падмор, Ханно Мюллер-Брахманн | БР Классик |
2016 | Николас Арнонкур | оркестр Концертгебау, Хор Нидерландского радио | Марлис Петерсен, Элизабет Кульман, Вернер Гюра, Джералд Финли | До мажор |
2016 | Андрес Ороско-Эстрада | Симфонический оркестр Гессенского радио, Венский певческий клуб | Регина Ханглер, Катрин Вундсам Стив Дэвислим, Ханно Мюллер-Брахманн | |
2016 | Дэниел Ройсс | Оркестр восемнадцатого века, Капелла Амстердам | Кэролайн Сэмпсон, Марианна Беате Килланд, Томас Уокер, Дэвид Уилсон-Джонсон | Авротрос/НПО |
2019 | Фридер Берниус | Хофкапелле Штутгарт, Штутгартский камерный хор | Йоханна Винкель, Софи Хармсен Себастьян Кольхепп, Артту Катая | Наксос |
2020 | Кристиан Тилеманн | Государственная капелла Дрездена, Хор Саксонской государственной оперы Дрездена | Крассимира Стоянова, Элина Гаранча, Михаэль Шаде, Франц-Йозеф Зелиг | До мажор |
2021 | Джон Элиот Гардинер | Симфонический оркестр и хор Баварского радио | Люси Кроу, Герхильд Ромбергер Джулиан Прегардьен, Тарек Назми | |
2021 | Риккардо Мути | Венский филармонический оркестр, Концертное объединение хоров Венской государственной оперы | Rosa Feola, Alisa Kolosova, Дмитрий Корчак, Ильдар Абдразаков | Юнител |
2021 | Рене Джейкобс | Фрайбургский барочный оркестр, Камерный хор РИАС | Polina Pastirchak, Sophie Harmsen, Стив Дэвислим, Йоханнес Вайссер | Половина |
2022 | Филипп Эрревеге | Оркестр Елисейских полей, Вокальный колледж, Джентльмен | Элеонора Лайонс, Ева Зайчик, Илькер Аркайюрек, Ханно Мюллер-Брахманн |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эллиот Форбс (редактор), Тайера Жизнь Бетховена , Принстон, 1970, том. II, с. 908, с. 925
- ^ Бетховен: Missa Solemnis , предисловие Вилли Гесса (редактор). Издание Эйленбурга № 951.
- ^ См. Бетховен: Missa solemnis, Op. 123, Кирие; Тутцинг: Шнайдер, 1965; факсимиле изд.
- ^ Гутманн, Питер. «Людвиг ван Бетховен: Торжественная месса» . Классические заметки . Проверено 8 сентября 2011 г.
- ^ Стауффер, Джордж Б. (2003). Бах - Месса си минор: Великая католическая месса . Издательство Йельского университета. п. 103. ИСБН 0300099665 .
- ^ Адорно, Теодор В. Отчужденный шедевр: Торжественная месса. Очерки о музыке. Издательство Калифорнийского университета. 2002. с. 570.
- ^ Тови, Дональд Фрэнсис (1937). Очерки музыкального анализа, том V. Лондон: Издательство Оксфордского университета. п. 165.
- ^ Спитцер, Майкл . Бетховен . п. 123~124.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лестер, Джоэл (осень 1970 г.). «Исправления автографа Missa Solemnis Kyrie». Журнал Американского музыковедческого общества . 23 (3): 420–438. дои : 10.2307/830614 . JSTOR 830614 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Missa solemnis (Бетховен) на Викискладе?
- Торжественная месса , соч. 123 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Кристин Диана Трейер: Месса ре мажор Людвига ван Бетховена, Op.123 fulminiesaette.it
- Ян Сваффорд : Торжественная месса, божественная часть Бетховена , NPR