Месса во время войны
Месса во время войны | |
---|---|
Месса Йозефа Гайдна | |
Другое имя | Паукенмессе |
Ключ | До мажор |
Каталог | Хоб. 22/9 |
Выполненный | 26 декабря 1796 г. Вена : |
Вокал | САТБ Хор и солисты |
Инструментальный | оркестр |
Missa in tempore belli ( англ. Mass in Time of War ) — постановка мессы Йозефа Гайдна . В каталоге он находится под номером 10. [ 1 ] до мажор ( Ов. 22:9). [ 1 ] Известный также как Паукенмессе из-за драматического использования литавр , это один из самых популярных из его четырнадцати массовых постановок . с автографом Рукопись содержит заголовок «Missa in tempore belli», написанный рукой Гайдна.
Фон
[ редактировать ]Гайдн составил эту мессу в Айзенштадте в августе 1796 года, во время всеобщей мобилизации Австрии в войну. Через четыре года после начала европейской войны, последовавшей за Французской революцией , австрийские войска вели себя плохо против французов в Италии и Германии , и Австрия опасалась вторжения. Отражая тревожные настроения своего времени, Гайдн включил ссылки на битву в движения Бенедикта и Agnus Dei. [ нужна ссылка ] Впервые месса была исполнена 26 декабря 1796 года в пиаристской церкви Марии Треу в Вене . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Гайдн был глубоко религиозным человеком, который добавлял слова «Хвала Богу» в конце каждой завершенной партитуры. качестве капельмейстера Главной обязанностью Гайдна в князя Николауса II Эстерхази в последний период его жизни, начиная с 1796 года, было составление ежегодной мессы в честь именин жены князя Николая, княгини Марии Герменегильды, 8 сентября, в день рождения Пресвятой Богородицы . В последнем расцвете своего гения он добросовестно исполнил по этому случаю шесть великолепных месс (с участием все более крупных оркестров). Так, Missa in Tempore Belli была исполнена в семейной церкви Бергкирхе в Айзенштадте 29 сентября 1797 года. Гайдн также сочинил свою ораторию «Сотворение мира» примерно в то же время, и эти два великих произведения разделяют часть его характерной жизненной силы и тональной живописи.
Долгое время считалось, что эта пьеса выражает антивоенные настроения, хотя в самом тексте нет явного послания, и нет четкого указания Гайдна на то, что это было его намерение. В партитуре обнаруживается очень тревожный характер музыки, обычно не связанный с Гайдном, что привело ученых к выводу, что она носит антивоенный характер. Особенно это заметно в Бенедикте и Agnus Dei. Во время составления мессы австрийское правительство издало в 1796 году декрет, согласно которому «ни один австрийец не должен говорить о мире, пока враг не будет отброшен к своим обычным границам». [ 5 ] Достаточно ли этого, чтобы назвать его антивоенным по своему характеру, конечно, спорно, поскольку большая часть массы носит лирически-радостный характер.
Оценка и структура
[ редактировать ]Вокальные партии мессы исполняются четырьмя солистами (сопрано, альт, тенор и бас) и четырёхголосным хором . Солисты часто выступают ансамблем, без арий. Гайдн написал мессу для большого оркестра и даже добавил инструменты для выступления в Вене. [ 6 ]
В следующей таблице частей маркировка, тональность и размеры взяты из хоровой партитуры с использованием символов общего времени и alla breve . Хор и оркестр присутствуют во всех частях. [ 6 ]
Нет. | Часть | Это начинается | Сольные голоса | Маркировка | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Кирие | СА |
Длинный Аллегро модерато |
До мажор | ||
2 | Глория | Слава Богу в вышних | Живой | До мажор | 3 4 | |
Кто берет на себя грехи мира | Б | Адажио | майор | |||
Потому что ты один свят | Аллегро | До мажор | 3 4 | |||
Со Святым Духом | крепче | |||||
3 | Я считаю | Я верю в единого Бога | Аллегро | До мажор | ||
И он воплотился | БСТА | Адажио | До минор | 3 4 | ||
И он снова воскрес | САТБ | Аллегро | До мажор | |||
4 | Святой | Святой Господь | А | Адажио | До мажор | |
Небо и земля полны | Аллегро со спириту | |||||
5 | Благословенный | Блажен, кто придет | САТБ | Анданте | До минор | 6 8 |
Блажен, кто придет | До мажор | |||||
Осанна на высоте | ||||||
6 | Агнус Деи | Агнус Деи | Адажио | Фа мажор | 3 4 | |
Дай нам мир | Аллегро со спириту | До мажор | ||||
Дай нам мир | Рано |
Музыка
[ редактировать ]Kyrie сонатной открывается как симфония в форме с медленным вступлением перед переходом к основной теме. Партии «Kyrie Eleison» («Господи, помилуй») придается большее значение: «Christe Eleison» занимает всего четыре такта.
« Глория » — это маленькая хоровая симфония в форме Vivace — Adagio — Allegro (Быстро-Медленно-Быстро). Особенно прекрасна лирическая и глубоко прочувствованная партия виолончели и баритона в средней части, начинающаяся «Qui tollis peccata mundi».
Кредо разделено на разделы , которые в целом отражают текст, но с обычным для Гайдна преобладающим чувством структуры. В начале, когда каждая голосовая партия вступает с радостной и ритмичной темой, она занимает отдельную строку текста. Распятие установлено в трехметровом размере. [ 7 ] Усеченная фуга начинается с последней строки, но на полпути прерывается сложной кодой присоединяется хор с участием сольного квартета, к которой антифонно .
«Санктус » открывается медленно, но развивает довольно зловещую сильную сторону текста «Pleni sunt coeli», а затем переходит к краткому, более благородному « Осанне в Excelsis».
In Tempore Belli впервые появляется в Бенедикте . В основном это состоит из коротких нервных фраз для сольного квартета, где три нижних голоса поют отдельные ноты под мелодией сопрано, напоминающей струны пиццикато .
Ощущение тревоги и дурных предчувствий продолжается зловещими барабанными боями и фанфарами ветра в Agnus Dei , которая открывается минорными ударами литавр (отсюда и немецкое прозвище Paukenmesse), возможно, самой судьбой, постукивающей, казалось бы, из глубины. катализируемую литаврами, Это предвещает драму Agnus Dei, в Бетховена « Торжественной мессе» . Музыка оживляется трубными фанфарами, заканчивающимися почти танцевальной мольбой и празднованием мира « Dona nobispacem » (Дайте нам мир).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Массы Гайдна отсортированы по хронологическим индексам, данным Нью-Гроувом . В каталоге Хобокена массы также располагались в предполагаемом хронологическом порядке, но дальнейшие исследования подорвали эту последовательность. См. Oxford Composer Companions: Гайдн , изд. Дэвид Вин Джонс, Oxford University Press, 2002, стр. 475. ISBN 0-19-866216-5
- ^ Игра перед Господом: жизнь и творчество Йозефа Гайдна Кальвина Стаперта · 2014, стр. 235 «Мисса in Tempore Belli - Мисса in tempore belli была составлена в 1796 году, когда австрийские войска подвергались нападению. Наполеон победил австрийцев в битве при Лоди и...
- ^ Гайдн: Творческая жизнь в музыке Карл Гейрингер · 1982 стр346 «XXII:9) было сочинено в 1796 году. Гайдн написал в начале партитуры Missa in tempore belli (Месса в военное время), так как Наполеон, приехав из Италии, угрожал в это время Вене. В немецкоязычных странах произведение известно...
- ^ Струнные квартеты Йозефа Гайдна Флойд Грейв, Маргарет Грейв · 2006, стр. 339 «... Сообщается, что в Missa in tempore belli композитор призывал певцов избегать любых украшений, поскольку это приведет только к обезображиванию .Письмо, о котором идет речь, обсуждается и цитируется в журнале Feder..."
- ^ Джеймс Келлер. Комментатор Симфонического оркестра Сан-Франциско. апрель 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Лэндон, HCR, изд. (1962). Месса во время войны . Беренрейтер.
- ^ Дж. М. Кэмерон (2006). Распятие в музыке: аналитический обзор распятия между 1680 и 1800 годами. Контекстуальные исследования Баха № 1, The Scarecrow Press, Inc., с. 197
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Месса до мажор, Hob.XXII:9 (Гайдн, Йозеф) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Бесплатные партитуры Missa in tempore belli в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Скачать в формате MP3 (лицензия Creative Commons)