Jump to content

Месса (музыка)

Мисса Дева, родительница Христа , Якобус Барбиро

Месса ( главным ( лат . Missa ) — форма священной музыкальной композиции , которая устанавливает неизменные части христианской евхаристической литургии образом католической церкви , англиканской общины и лютеранства ), известной как месса .

Большинство месс проводятся на латыни , священном языке католической церкви римского обряда , но значительное их количество написано на языках некатолических стран, где народное богослужение уже давно является нормой. было написано много месс на английском языке для контекста Соединенных Штатов Например, со времени Второго Ватиканского собора , а также другие (часто называемые «причастными службами») для англиканской церкви .

Мессы могут быть а капелла , то есть без самостоятельного аккомпанемента , либо сопровождаться инструментальными облигато вплоть до полного оркестра. Многие мессы, особенно более поздние, никогда не предназначались для совершения во время служения настоящей мессы.

Средний возраст

[ редактировать ]

Самые ранние музыкальные настройки мессы - григорианское песнопение . Различные части Ординария вошли в литургию в разное время: Кирия, вероятно, была первой (возможно, еще в VII веке), а Кредо - последней (она не стала частью римской мессы до 1014 года). [1]

В начале XIV века композиторы начали писать полифонические версии разделов Ординарии. Причина такого всплеска интереса неизвестна, но предполагается, что возникла нехватка новой музыки, поскольку композиторов все больше привлекала светская музыка, а общий интерес к написанию духовной музыки вступил в период упадка. [2] Неизменяющаяся часть мессы, Обыкновенная, тогда будет иметь музыку, доступную для исполнения постоянно.

Две рукописи XIV века, Кодекс Ивреи и Кодекс Апт , являются основными источниками полифонических настроек Ординария. Стилистически эти настройки похожи как на мотеты , так и на светскую музыку того времени, с трехголосной фактурой, в которой преобладает самая высокая часть. Большая часть этой музыки была написана или собрана при папском дворе в Авиньоне .

Сохранилось несколько анонимных полных месс XIV века, в том числе Турнеская месса ; однако расхождения в стиле указывают на то, что части этих месс были написаны несколькими композиторами и позднее собраны писцами в единый свод. Первая известная нам полная месса, композитора которой можно идентифицировать, была Messe de Nostre Dame (Месса Богоматери) Гийома де Машо в 14 веке.

Ренессанс

[ редактировать ]

Музыкальное оформление Ординарии мессы было основной крупномасштабной формой Возрождения. Самые ранние полные настройки датируются 14 веком, а самым известным примером является Messe de Nostre Dame Гийома де Машо . Отдельные движения массы, и особенно пары движений (такие как пары Глория-Кредо или пары Санктус-Агнус), обычно составлялись в течение 14 и начала 15 веков. Полные мессы, написанные одним композитором, были нормой к середине XV века, а форма мессы с возможностями крупномасштабной структуры, присущими ее многочастному формату, была основным направлением композиторов в области священных произведений. музыка; его не могли затмить до тех пор, пока мотет и родственные ему формы не стали более популярными в первые десятилетия 16 века.

Большинство месс 15-го века были основаны на cantus Firmus , обычно на основе григорианского пения, и чаще всего звучали тенором. Cantus Firmus иногда появлялся одновременно в других голосах с использованием различных контрапунктических приемов. Позже в том же веке такие композиторы, как Гийом Дюфе , Йоханнес Окегем и Якоб Обрехт , использовали светские мелодии для cantus Firmi. Эта практика была принята без особых разногласий, пока не была запрещена Трентским собором в 1562 году. В частности, песня L'homme Armé имеет долгую историю среди композиторов; существует более 40 отдельных настроек массы.

другие приемы организации циклической массы К началу XVI века сложились и , в том числе прием парафраза , при котором cantus Firmus разрабатывался и орнаментировался, и прием пародии , при котором использовалось не один, а несколько голосов полифонического источника. включены в текстуру массы. Парафраз и пародия вытеснили cantus Firmus в качестве предпочтительных техник в 16 веке: только Палестрина написала 51 пародийную мессу.

Еще одной техникой, используемой для организации многочисленных движений массы, был канон . Иоганна Окегема Самые ранние мессы, полностью основанные на каноне, — это Missa prolationum , в которой каждая часть представляет собой канон пролонгации на свободно составленную мелодию, и Missa L'homme Armé Гийома Фогга , которая также полностью канонична, но также использует знаменитую мелодию. L'homme Armé повсюду. Пьер де ла Рю написал четыре отдельные канонические мессы, основанные на простом пении, а одна из Жоскена де Пре зрелых месс , «Мисса Ад фугам », полностью канонична и свободна от заимствованного материала. [3]

Missa sine nomine , буквально «Месса без имени», относится к мессе, написанной на свободно составленном материале. Иногда эти мессы назывались в честь других вещей, например, знаменитая Missa Papae Marcelli Палестрины , месса Папы Марцелла, и во многих случаях они были каноническими мессами, как в Жоскена Missa sine nomine .

Многие известные и влиятельные мессы были написаны Жоскеном де Пре , самым влиятельным композитором среднего Возрождения. В конце XVI века среди видных представителей a cappella хорового контрапункта были англичанин Уильям Берд , кастильец Томас Луис де Виктория и римлянин Джованни Пьерлуиджи да Палестрина , чьей Missa Papae Marcelli иногда приписывают спасение полифонии от порицания Тридентский совет. Однако ко времени Палестрины большинство композиторов за пределами Рима использовали другие формы своего основного творческого выхода для выражения в сфере духовной музыки, главным образом мотет и духовный мадригале ; композиторы, такие как члены венецианской школы, предпочитали возможности, присущие новым формам. Другие композиторы, такие как Орланд де Лассус , работавшие в Мюнхене и комфортно далекие от консервативного влияния Тридентского Собора , продолжали писать пародийные мессы на светские песни. Монтеверди сочинял мессы в stile antico , Missa in illo tempore была опубликована в 1610 году, одна Messa a 4 da cappella в 1641 году как часть Selva морального и духовного наряду с отдельными частями мессы в стиле концерта , еще одна Messa a 4 da cappella была опубликована после его смерти , в 1650 году.

Антуан Брумель сочинил Missa Et ecce terrae motus с использованием двенадцати голосов, Стефано Бернарди создал мессы для двойного хора для балконов Зальцбургского собора , такие как Missa primi toni Octo vocum 1630 года , когда он был музыкальным руководителем нового здание.

От барокко до романтики (католические и лютеранские традиции)

[ редактировать ]

Эпоха раннего барокко положила начало стилистическим изменениям, которые привели к увеличению неравенства между мессами, написанными полностью в традиционной полифонической манере (stile antico), основными достижениями которой было использование бассо континуо и постепенное принятие более широкого гармонического словаря, и мессой в современный стиль с сольными голосами и инструментальными облигато . Лютеранин Михаил Преториус сочинил мессу для двойного хора в старом стиле, которую опубликовал в 1611 году в сборнике церковной музыки для мессы на латыни Миссодия-Сиония . Такие композиторы, как Анри Дюмон (1610–1684), продолжали сочинять настройки простых песен, отличные от более ранних григорианских песнопений и более сложные, чем более ранние. [4]

Еще одно несоответствие возникло между праздничной Missa Solemnis и Missa Brevis , более компактной обстановкой. Такие композиторы, как Иоганн Йозеф Фукс, в 18 веке продолжали культивировать стильную антико-мессу, которая была подходящей для использования в будние дни и в те времена, когда оркестровые мессы были непрактичны или уместны, а в Германии 19-го века движение Цецилиан поддерживало эту традицию. Франтишек Брикси , работавший в Пражском соборе , написал свою Missa aulica , короткую миссу до мажор, для четырех голосов, труб, скрипки и континуо, «кантабиле», но сольных голосов, просто поющих короткие отрывки в хоральных частях. Итальянский стиль культивировал оркестровые массы, включая солистов, хор и облигато инструменты . Он распространился на немецкоязычные католические страны к северу от Альп, используя инструменты для цвета и создавая диалоги между сольными голосами и хором, что должно было стать характерным для венского стиля 18-го века. Так называемый массовый стиль «неаполитанский» или «кантата» также оказал большое влияние на массовую композицию XVIII века, его короткие отрывки представляли собой самостоятельные сольные арии и припевы в различных стилях. [5]

Венская месса XVIII века сочетает в себе оперные элементы кантатной мессы с тенденцией в симфонии и концерте к организации хоровых движений. Крупномасштабные массы первой половины века все еще имеют Глориас и Кредос, разделенные на множество движений, в отличие от меньших масс для обычных церквей. Многие мессы Моцарта написаны в форме Missa Brevis, как и некоторые ранние мессы Гайдна. Более поздние мессы, особенно Гайдна, имеют симфоническую структуру с длинными частями, разделенными на меньшее количество частей, организованными как симфония, с солистами, используемыми как ансамбль, а не по отдельности. Различие между концертными мессами и мессами, предназначенными для литургического использования, также стало проявляться в XIX веке. [5]

После эпохи Возрождения месса, как правило, не была центральным жанром ни для одного композитора, однако среди самых известных произведений периодов барокко, классицизма и романтизма есть постановки Ординария мессы . Многими из знаменитых месс эпохи романтизма были «Реквиемы» , один из самых известных — Немецкий реквием» Брамса « , представляющий собой собственный подбор композитором библейских текстов, а не набор стандартной литургии.

20 и 21 века

[ редактировать ]

К концу 19-го века композиторы сочетали современные элементы с характеристиками ренессансной полифонии и простого пения, которые продолжали влиять на композиторов 20-го века, возможно, подпитываемые motu proprio Tra le sollecitudini (1903) Папы Пия X. Возрождение хорового празднования Святого Причастия в англиканской церкви в конце 19 века положило начало нескольким литургическим установкам массовых текстов на английском языке, особенно для хора и органа. [6] Движение за литургическую реформу привело к пересмотру форм мессы, сделав ее более функциональной за счет использования различных доступных стилей, популярных или этнических, а также использования новых методов, таких как воздержание и реагирование, для поощрения участия прихожан. [6] Тем не менее, месса в своем музыкальном воплощении продолжает процветать за стенами церкви, о чем свидетельствуют многие из перечисленных здесь месс XXI века, которые были написаны для концертного исполнения, а не для служения римскому обряду. [ нужна ссылка ]

Музыкальные реформы Пия X

[ редактировать ]

Папа Пий X инициировал множество постановлений, реформирующих литургическую музыку мессы в начале 20 века. Он чувствовал, что некоторые мессы, сочиненные известными композиторами эпохи Возрождения, были слишком длинными и часто больше подходили для театральной, а не церковной обстановки. Он выступал прежде всего за григорианское простое пение и полифонию. В первую очередь на него повлияла работа аббатства Солем . Некоторые из правил, которые он выдвинул, включают следующее: [7]

  • Любая масса должна составляться комплексно, а не путем объединения разных композиций для разных частей.
  • Запретить все ударные инструменты.
  • Пианино категорически запрещено.
  • Чтобы многовековая практика чередования хора и органа была немедленно прекращена.
  • Женщины не должны присутствовать в хоре.

Сегодня эти правила не имеют большого значения, особенно после изменений на Втором Ватиканском соборе . Совсем недавно Папа Бенедикт XVI призвал вернуться к пению в качестве основной музыки литургии, о чем прямо упоминается в документах Второго Ватиканского Собора , в частности Sacrosanctum Concilium 116. [8]

Основные работы

[ редактировать ]

Пост-Ренессанс

[ редактировать ]

Месса, написанная для англиканской литургии

[ редактировать ]

Они чаще известны как «Общественные службы» и отличаются не только тем, что представляют собой набор английских слов, [9] но также, как упоминалось выше, Глория обычно образует последнюю часть. Иногда движение Кирие принимает форму пения ответов на Десять Заповедей, где с 1 по 9 следуют слова «Господи, помилуй нас и склони наши сердца соблюдать этот закон», а за десятой – «Господи, помилуй нас и напиши все эти твои законы в наших сердцах, мы умоляем тебя». Поскольку тексты «Benedictus qui venit» и «Agnus Dei» фактически не фигурируют в литургии Книги 1662 года общих молитв , эти движения часто отсутствуют в некоторых более ранних англиканских сеттингах. Чарльз Вильерс Стэнфорд сочинил «Бенедикта и Агнуса» в тональности фа мажор, который был опубликован отдельно, чтобы завершить его службу в тональности до мажор.

Благодаря реформам англиканской литургии движения теперь обычно поются в том же порядке, что и в римско-католическом обряде. Хоровые постановки Символа веры, самой существенной части, в настоящее время редко исполняются в англиканских соборах. [ нужна ссылка ]

Хорошо известные англиканские мессы, которые можно найти в репертуаре многих английских соборов:

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гарвардский музыкальный словарь, стр. 472.
  2. ^ Локвуд, «Месса», Гроув (1980).
  3. ^ Блоксхэм, с. 196
  4. ^ Бенджамин ван Уай, Обзор Марка-Антуана Шарпантье, Messe pour le Port-Royal , в Журнале музыки семнадцатого века , 1999 г. Архивировано 19 июля 2011 г. в Wayback Machine.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рош, Элизабет и Алекс Лингас. «Масса». Оксфордский спутник музыки . Эд. Элисон Лэтэм. Оксфордская музыка онлайн.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маккиннон, Джеймс В. и др. «Масса». Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн.
  7. ^ «Тра Ле Соллецитудини» . 22 ноября 1903 г. Архивировано из оригинала 09 февраля 2020 г. Проверено 6 сентября 2020 г.
  8. ^ «Конституция о священной литургии Sacrosanctum Concilium» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2008 г. Проверено 15 марта 2020 г.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Масса: Музыка» . Британская энциклопедия . 11 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 30 апреля 2018 г. Проверено 20 апреля 2018 г.
  10. ^ «Хоровой концерт Le Bon Tempéramment — Пьегро-ла-Кластр — (26400) — суббота, 20, 16 августа — шоу» . Архивировано из оригинала 25 августа 2016 г. Проверено 10 августа 2016 г.
  11. ^ «Комментарии к произведениям Бертольда Гуммеля» . Архивировано из оригинала 23 января 2005 г. Проверено 1 октября 2007 г.
  12. ^ «Домашняя страница STREET REQUIEM — музыкальная команда/клуб в Мельбурне, Виктория, Австралия. | Приложение Team» . Архивировано из оригинала 3 июля 2019 г. Проверено 28 октября 2021 г.
  13. ^ «Мисса Папае Франциски (Морриконе) — Рай 5» . Архивировано из оригинала 15 июня 2015 г. Проверено 13 июня 2015 г.
  • Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN   0-393-09530-4
  • Гарольд Глисон и Уоррен Беккер, Музыка в средние века и эпоху Возрождения (Очерки музыкальной литературы, серия I). Блумингтон, Индиана. Франжипани Пресс, 1986. ISBN   0-89917-034-X
  • Льюис Локвуд, «Масса», Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN   1-56159-174-2
  • Новый Гарвардский музыкальный словарь , изд. Дон Рэндел. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1986. ISBN   0-674-61525-5
  • М. Дженнифер Блоксхэм, «Мессы на полифонических песнях», в издании Роберта Шерра, The Josquin Companion Oxford University Press, 1999. ISBN   0-19-816335-5
  • http://classicalmusic.about.com/od/theordinaryofthemass/f/gloria.htm
  • Деннис Арнольд, Джон Харпер, «Масса 1600–2000», Grove Music Online. Оксфордская музыка онлайн.
  • Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Музыка мессы» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  • Рош, Элизабет и Алекс Лингас. «Масса» Оксфордский музыкальный справочник . Эд. Элисон Лэтэм. Оксфордская музыка онлайн.
  • Жан-Поль К. Монтанье , Полифоническая месса во Франции, 1600-1780: свидетельства печатных хоровых сборников . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2017. ISBN   978-1-107-17774-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 307522c01abb98612441dcc5ac426bf0__1713200760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/f0/307522c01abb98612441dcc5ac426bf0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mass (music) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)