Месса прокламаций

Missa prolationum — музыкальная постановка Ординарии мессы Йоханнеса Окегема , датируемая второй половиной XV века. Основанный на свободно написанном материале, вероятно, составленном самим Окегемом и полностью состоящем из канонов измерения , [ 1 ] его назвали «возможно, самым выдающимся контрапунктическим достижением пятнадцатого века». [ 2 ] и, возможно, было первым многочастным произведением, написанным по объединяющему каноническому принципу для всех его частей. [ 3 ] [ 4 ]
Музыка
[ редактировать ]
Месса рассчитана на четыре голоса и состоит из обычных частей:
Обычное выступление занимает от 30 до 35 минут.
Подобно «Missa Repleatur os meum» Палестрины (Третья книга месс, 1570 г.) и канонам И.С. Баха более «Гольдберг-вариаций» двух столетий спустя, Missa prolationum использует прогрессивный канон во всех своих частях. Большинство механизмов имеют пары канонов измерения. Интервал, разделяющий два голоса в каждом каноне, последовательно увеличивается в каждой последующей части, начиная с унисона, переходя ко второму, затем к третьему и т. д., достигая октавы в разделе «Осанна» в « Санктусе » . Каждый из четырех голосов поет в разной пропорции. Например, в первой «Kyrie» четыре голоса поют размерами 2/2, 3/2, 6/4 и 9/4 соответственно (в современных обозначениях). Таким образом, второй голос в размере 3/2 поет ту же мелодию, что и первый голос в размере 2/2, но вдвое медленнее, поэтому голоса постепенно расходятся. То же самое происходит и между второй парой голосов, в 6/4 и 9/4 соответственно. В партитуре для каждого канона записывался только один голос с мерными знаками (примерно эквивалентными современному тактовый размер ), указанный рядом, чтобы певцы понимали, что они должны петь в этих пропорциях и, следовательно, с разной скоростью; кроме того, интервалы между голосами задаются в партитуре позициями C. ключей Что так удивляло музыкантов и слушателей со времен Окегема до наших дней, так это то, что ему удалось совершить этот чрезвычайно трудный подвиг. [ 5 ]
Окегем был первым составителем канонов второго, третьего, шестого и седьмого («несовершенных» интервалов), а Missa prolationum, возможно, была первым произведением, в котором они использовались. Его формат, с расширением интервала подражания от унисона до октавы, использовался Бахом в « Гольдберговских вариациях» , но неизвестно, знал ли Бах творчество Окегема (которое вообще было недоступно в XVIII веке). [ 6 ] Еще одна необычная особенность этой мессы состоит в том, что все мелодии, использованные в ее канонах, по-видимому, были сочинены свободно; ни один из них не был идентифицирован как источник из других источников. Во времена Окегема композиторы обычно строили мессы на уже существовавших мелодиях, таких как григорианские песнопения или даже популярные песни.
Источник и датировка
[ редактировать ]Есть два источника, сохраняющих массу. Одним из них является Кодекс Киджи (f.106v–114r), который был скопирован для Филиппа I Кастильского где-то между 1498 и 1503 годами, вскоре после смерти Окегема. Другой — венская рукопись (Вена, Österreichische Nationalbibliothek , Handschriftensammlung, MS 11883, f.208r–221r). Точная дата создания Missa prolationum неизвестна, и нет никаких доказательств, кроме тех, которые можно вывести из ее внутренних характеристик или из сравнения с другими работами Окегема, имеющими предварительные даты (работы Окегема, как известно, не поддаются точной датировке). , даже для композитора эпохи Возрождения ; он не только имел необычайно долгую карьеру, возможно, охватывающую 60 лет активной композиторской деятельности, но и существует мало записей, связывающих конкретные произведения с событиями). Для этого произведения не установлено более точных дат, чем «середина XV века» или «вторая половина XV века». [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Йоханнес Окегем, «Мессы и мессы IX-XVI». Эд. Д. Пламенак. Публикации старой музыки, ii (Нью-Йорк, 1947, 2/1966).
- ^ Перкинс, Гроув (1980)
- ^ Перкинс, Гроув (1980)
- ↑ Локвуд/Киркман, «Месса», Grove онлайн
- ^ Атлас, с. 153-4
- ^ Манн/Уилсон/Уркхарт, Canon, Grove онлайн
- ^ Манн/Уилсон/Уркхарт, Canon, Grove онлайн
Ссылки
[ редактировать ]- Лиман Перкинс, «Йоханнес Окегем». Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. Лондон, Макмиллан, 1980. (20 томов). ISBN 1-56159-174-2 .
- Лиман Перкинс, «Йоханнес Окегем». Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 31 июля 2007 г.), (доступ по подписке)
- Альфред Манн, Дж. Кеннет Уилсон, Питер Уркхарт, «Канон». Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 31 июля 2007 г.), (доступ по подписке)
- Льюис Локвуд , Эндрю Киркман, «Месса». Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 31 июля 2007 г.), (доступ по подписке)
- Аллан В. Атлас, Музыка эпохи Возрождения: Музыка в Западной Европе, 1400–1600. Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1998. ISBN 0-393-97169-4
- Издание этой мессы на сайте Goldberg Stiftung.