Jump to content

Масса любого тона

Missa Cuiusvis Toni (букв. «Месса в любом ладу») представляет собой четырехчастное произведение. [ 1 ] музыкальная постановка Ординарии мессы композитора XV века Иоганна Окегема . Он встречается в рукописях конца века, в том числе в кодексе Киджи (ок. 1498–1508 гг.), [ 2 ] и был опубликован в 1539 г. [ 3 ] Спустя 42 года после смерти композитора в 1497 году.

Название произведения отражает тот факт, что его можно петь в любом из дорийских , фригийских , лидийских или миксолидийских ладов. Это стало возможным благодаря написанию музыки без ключей и тональностей, что позволяет певцам выбирать те, которые подходят выбранному ладу. [ 4 ] Эта необычная и сложная идея побудила музыковеда Фабриса Фитча описать мессу как «работу, главным образом ответственную за репутацию Окегема как искусного педанта». [ 5 ]

Хотя Лиман Л. Перкинс описывает Missa Cuiusvis Toni как «не слишком сложную в своем контрапунктическом стиле», [ 6 ] сочинить произведение, которое можно было бы петь в любом из четырех ладов, представляет собой серьезную техническую задачу, поскольку каденции, подходящие для фригийского лада, не подходят для других ладов, и наоборот. [ 5 ] Решение Окегема состоит в том, чтобы написать каденции, которые сегодня назвали бы плагальными каденциями . [ 4 ] [ примечание 1 ] По словам музыковеда Ричарда Тюрбета, из-за этого мессу легче всего петь во фригийском ладу и, соответственно, сложнее в мизолидийском, лидийском и дорийском ладах. [ 7 ] И Тюрбет, и Fitch полагают, что работа была задумана для фригийского лада, а затем адаптирована для других ладов. [ 7 ] [ 5 ]

  • Missa Cuiusvis Toni , æon, ÆCD 0753 (2 компакт-диска; 2007 г.) в исполнении Ensemble Musica Nova, Люсьена Канделя. Первая запись четырех версий. Эд. Жерар Ге.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Каденции во фригийском ладе не могут иметь пятую ступень гаммы (B в E фригийском) в басу предпоследнего аккорда, так как это привело бы к уменьшенному трезвучию . Чтобы решить эту проблему, Окегем использует в этих точках четвертую ступень гаммы баса. [ 4 ]
  1. ^ ван Бентем, Яап (1997). « 'Prenez sur moy vostre exmple» - Signae, текст и каденции в «Prenez sur moy» Окегема и Missa Cuiusvis toni ». Журнал Королевского общества истории голландской музыки . 47 (1/2): 99–118. дои : 10.2307/939121 . JSTOR   939121 .
  2. ^ * Келлман, Герберт (1958). «Происхождение Кодекса Киджи: дата, происхождение и первоначальное право собственности Рима, Biblioteca Vaticana, Chigiana, C. VIII. 234». Журнал Американского музыковедческого общества . 11 (1): 6–19. дои : 10.2307/830135 . JSTOR   830135 .
  3. ^ Фэллоуз, Дэвид (май 1984 г.). «Йоханнес Окегем: меняющийся образ, песни и новый источник». Ранняя музыка . 12 (2): 218–230. дои : 10.1093/earlyj/12.2.218 . JSTOR   3137736 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Тарускин, Ричард (2010). Музыка от древнейших нот до шестнадцатого века . Оксфордская история западной музыки. Том. 1. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 479–480. ISBN  978-0-19-538481-9 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Фитч, Фабрис (август 1993 г.). «Missa Cuiusvis toni Йоханнеса Окегема; Джордж Хоул (обзор)». Ранняя музыка . 21 (3, Французское барокко II): 486–7. дои : 10.1093/em/xxi.3.486 . JSTOR   3128304 .
  6. ^ Перкинс, Лиман Л. (2001). «Ладно, Жан, остановись». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN  978-1-56159-239-5 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Тюрбет, Ричард (март 1993 г.). «Missa Cuiusvis Toni Йоханнеса Окегема (обзор)». Музыкальные времена . 134 (1801): 140. JSTOR   1193859 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dcbde27ba946fd1bbd7a759f27572646__1706637000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/46/dcbde27ba946fd1bbd7a759f27572646.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Missa cuiusvis toni - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)