Масса любого тона
Missa Cuiusvis Toni (букв. «Месса в любом ладу») представляет собой четырехчастное произведение. [ 1 ] музыкальная постановка Ординарии мессы композитора XV века Иоганна Окегема . Он встречается в рукописях конца века, в том числе в кодексе Киджи (ок. 1498–1508 гг.), [ 2 ] и был опубликован в 1539 г. [ 3 ] Спустя 42 года после смерти композитора в 1497 году.
Название произведения отражает тот факт, что его можно петь в любом из дорийских , фригийских , лидийских или миксолидийских ладов. Это стало возможным благодаря написанию музыки без ключей и тональностей, что позволяет певцам выбирать те, которые подходят выбранному ладу. [ 4 ] Эта необычная и сложная идея побудила музыковеда Фабриса Фитча описать мессу как «работу, главным образом ответственную за репутацию Окегема как искусного педанта». [ 5 ]
Хотя Лиман Л. Перкинс описывает Missa Cuiusvis Toni как «не слишком сложную в своем контрапунктическом стиле», [ 6 ] сочинить произведение, которое можно было бы петь в любом из четырех ладов, представляет собой серьезную техническую задачу, поскольку каденции, подходящие для фригийского лада, не подходят для других ладов, и наоборот. [ 5 ] Решение Окегема состоит в том, чтобы написать каденции, которые сегодня назвали бы плагальными каденциями . [ 4 ] [ примечание 1 ] По словам музыковеда Ричарда Тюрбета, из-за этого мессу легче всего петь во фригийском ладу и, соответственно, сложнее в мизолидийском, лидийском и дорийском ладах. [ 7 ] И Тюрбет, и Fitch полагают, что работа была задумана для фригийского лада, а затем адаптирована для других ладов. [ 7 ] [ 5 ]
Записи
[ редактировать ]- Missa Cuiusvis Toni , æon, ÆCD 0753 (2 компакт-диска; 2007 г.) в исполнении Ensemble Musica Nova, Люсьена Канделя. Первая запись четырех версий. Эд. Жерар Ге.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Каденции во фригийском ладе не могут иметь пятую ступень гаммы (B ♮ в E фригийском) в басу предпоследнего аккорда, так как это привело бы к уменьшенному трезвучию . Чтобы решить эту проблему, Окегем использует в этих точках четвертую ступень гаммы баса. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ван Бентем, Яап (1997). « 'Prenez sur moy vostre exmple» - Signae, текст и каденции в «Prenez sur moy» Окегема и Missa Cuiusvis toni ». Журнал Королевского общества истории голландской музыки . 47 (1/2): 99–118. дои : 10.2307/939121 . JSTOR 939121 .
- ^ * Келлман, Герберт (1958). «Происхождение Кодекса Киджи: дата, происхождение и первоначальное право собственности Рима, Biblioteca Vaticana, Chigiana, C. VIII. 234». Журнал Американского музыковедческого общества . 11 (1): 6–19. дои : 10.2307/830135 . JSTOR 830135 .
- ^ Фэллоуз, Дэвид (май 1984 г.). «Йоханнес Окегем: меняющийся образ, песни и новый источник». Ранняя музыка . 12 (2): 218–230. дои : 10.1093/earlyj/12.2.218 . JSTOR 3137736 .
- ^ Перейти обратно: а б с Тарускин, Ричард (2010). Музыка от древнейших нот до шестнадцатого века . Оксфордская история западной музыки. Том. 1. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 479–480. ISBN 978-0-19-538481-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Фитч, Фабрис (август 1993 г.). «Missa Cuiusvis toni Йоханнеса Окегема; Джордж Хоул (обзор)». Ранняя музыка . 21 (3, Французское барокко II): 486–7. дои : 10.1093/em/xxi.3.486 . JSTOR 3128304 .
- ^ Перкинс, Лиман Л. (2001). «Ладно, Жан, остановись». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Тюрбет, Ричард (март 1993 г.). «Missa Cuiusvis Toni Йоханнеса Окегема (обзор)». Музыкальные времена . 134 (1801): 140. JSTOR 1193859 .