Миксолидийский лад
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2021 г. ) |
Миксолидийский лад может относиться к одной из трёх вещей: названию, применяемому к одной из древнегреческих гармоний или тоноев , основанных на определённом виде октав или гамме ; один из средневековых церковных режимов ; или современный музыкальный лад или диатоническая гамма , связанная со средневековым ладом. (Напротив, гипомиксолидийский лад средневековой музыки не имеет современного аналога.)

Современный диатонический лад — это гамма, составляющая основу как восходящей, так и нисходящей формы Харикамбходжи в карнатической музыке , классической музыкальной форме южной Индии, или Кхамаджа в музыке хиндустани , классической музыкальной форме северной Индии.
Греческий миксолидийский
[ редактировать ]Идея миксолидийского лада исходит из музыкальной теории Древней Греции . Изобретение древнегреческого миксолидийского лада приписывают Сафо , поэтессе и музыканту VII века до нашей эры . [1] Однако то, что древние греки считали миксолидийским, сильно отличается от современной интерпретации этого лада. Приставка миксо — (μιξο-) означает «смешанный», имея в виду его сходство с лидийским ладом .
В греческой теории миксолидийский тонос (термин «лад» — более поздний латинский термин) использует шкалу (или « октавные виды »), соответствующую перевернутой греческой гипополидийской ладу . В диатоническом роде это гамма, нисходящая от парамезы к гипатному гипатону : в диатоническом роде - целый тон ( от парамезы к мезе ), за которым следуют два соединенных перевернутых лидийских тетрахорда (каждый представляет собой два целых тона, за которыми следует нисходящий полутон ). Этот диатонический род гаммы примерно эквивалентен игре всех белых нот фортепиано от B до B, что также известно как современный локрийский лад .

В хроматических и энгармонических родах каждый тетрахорд состоит из минорной терции плюс два полутона и мажорной терции плюс две четверти тона соответственно. [2]


Средневековый миксолидийский и гипомиксолидийский периоды
[ редактировать ]Термин миксолидийский первоначально использовался для обозначения одной из традиционных гармоний греческой теории. Позднее оно было присвоено (вместе с шестью другими именами) теоретиком 2-го века Птолемеем для обозначения его семи тоноев или ключей транспонирования . Четыре столетия спустя Боэций истолковал Птолемея на латыни, все еще имея в виду клавиши транспонирования, а не гаммы.
Когда в 9 веке впервые была сформулирована теория пения, эти семь названий плюс восьмое, Hypermixolydian (позже измененное на Hypomixolydian), были снова присвоены в анонимном трактате Alia Musica . Комментарий к этому трактату, названный Nova expositio , впервые придал ему новый смысл как одному из восьми диатонических видов октавы , или гамм. [3] Название «миксолидийский» стало применяться к одному из восьми ладов средневековой церковной музыки: седьмому ладу. Этот лад не работает от B до B на белых нотах, как греческий лад, но определялся двумя способами: как диатонический октавный вид от G на одну октаву вверх до G выше, или как лад, финалом которого была G и чей Амбитус простирается от фа ниже финальной до соль выше, с возможными расширениями «по лицензии» до ля вверху и даже до ми ниже, и в котором нота ре (тенор соответствующего седьмого тона псалма) имела важное значение. мелодическая функция. [4] Эта средневековая теоретическая конструкция привела к современному использованию термина для обозначения естественной шкалы от G до G.
Седьмой лад западной церковной музыки — это аутентичный лад, основанный на естественной гамме от G до G и охватывающий ее, с идеальной квинтой (ре в гамме от G до G) в качестве доминирующей декламирующей ноты или тенора .
Плагальный D восьмой лад назывался гипомиксолидийским (или «нижним миксолидийским») и, как и миксолидийский, определялся двумя способами: как диатонические октавные виды от D до D на октаву выше, разделенные на финальном ладе G (таким образом, –E–F–G + G–A–B–C–D); или как лад с финалом соль и диапазоном от до до финала до ми над ним, в котором нота до (тенор соответствующего восьмого тона псалма) имела важную мелодическую функцию. [5]
Современный миксолидийский
[ редактировать ]Современный миксолидийский лад — пятый лад мажорного лада ( ионийского лада ). То есть его можно построить, начиная с пятой ступени гаммы ( доминанты ) мажорной гаммы. Из-за этого миксолидийский лад иногда называют доминантным звукорядом . [6]

Эта гамма имеет тот же ряд тонов и полутонов, что и мажорная гамма, но с минорной септимой . В результате седьмая ступень гаммы является субтоником , а не ведущим тоном . [7] Сплющенная седьмая ступень гаммы находится на тритона дальше от медианы ( мажорная третья ступень) тональности . Порядок целых тонов и полутонов в миксолидийской гамме:
- целое, целое, половина, целое, целое, половина, целое
В миксолидийском ладе все тонические , субдоминантные и субтонические трезвучия являются мажорными , срединное уменьшено , а остальные трезвучия — минорными . Классическая миксолидийская последовательность аккордов — I- ♭ VII-IV-V. [8]
Миксолидийский лад распространен в неклассической гармонии, такой как фолк , джаз , фанк , блюз и рок-музыка. Его часто можно услышать в музыке, исполняемой на волынках Грейт-Хайленд .
[В блюзовой прогрессии, например], [часто] используются миксолидийские трезвучия D... поверх [тонического] аккорда D7, затем используются миксолидийские трезвучия G... поверх [субдоминантного] аккорда G7 и так далее. [9]
Как и натуральный и гармонический минор, миксолидийский часто используется с мажорной седьмой ступенью как часть доминантной и совершенной каденции . « Wild Thing » группы The Troggs является «идеальным примером», в то время как другие включают « Tangled Up in Blue » Боба Дилана , « Shooting Star » группы Bad Company и « Bold as Love » Джими Хендрикса . [8]
Клезмерские музыканты называют миксолидийский лад ладом Адонай малах . В клезмерском языке его обычно транспонируют в C, где основными используемыми аккордами являются C, F и G7 (иногда Gm). [10]
Чтобы услышать современную миксолидийскую гамму, можно сыграть на фортепиано гамму соль мажор, но при этом изменить F# на F естественно.
Известная музыка в миксолидийском режиме.
[ редактировать ]Среди хитов на миксолидийском языке — « Писатель в мягкой обложке »…, « Маниакальная депрессия »…, «Fire»…, « Reelin’ in the Years »…, « Только ты знаешь и я знаю »… , «Слёзы клоуна»..., « Не останавливайся, пока не насытишься »…, « Норвежский лес »…, « Субботний вечер хорош …», « Мое поколение »…, « Разворот »…, « Лихорадка в стиле буги »…, « Голливудские ночи »… и многие другие. [11]
Некоторые примеры песен, которые либо полностью основаны на миксолидийском стиле, либо, по крайней мере, имеют миксолидийский раздел, включают следующее: « Но все равно »..., « Cinnamon Girl »..., « Культ личности »..., « Fire on». Гора »…, « Башня Франклина »…, « Спускайся сегодня вечером ». [12]
Традиционный
[ редактировать ]- « Старый Джо Кларк » [13] [14] [15] [16]
- « Gleantáin Ghlas' Ghaoth Dobhair » ( англ. Gweedore 's Green Glens ), также называемая «Gleantáin Ghlas' Ghaoth Dobhair» (англ. Gweedore's Green Glens), также называемая «Paddy's Green Shamrock Shores» — традиционная ирландская народная песня , написанная Фрэнси Муни (Proinsias Ó Maonaigh). [17] [18] Записано группой Altan с дочерью Муни Майреад на вокале для их альбома Runaway Sunday (1997). Записано The Corrs как "Erin Shore" для их альбома Forgiven Not Forgotten (1995).
- « Она прошла через ярмарку » — традиционная ирландская народная песня. [19] Иногда его называют «День нашей свадьбы» и поют с разными текстами, например, вокалисткой Энн Бакли в « Флэтли Майкла Lord of the Dance» (1996).
- " Уэксфордская Кэрол "
- « Зеленые кусты »
- И бесчисленные ирландские , шотландские и кейп-бретонские джиги , роллы , хайленды и другие танцевальные мелодии, записанные в этом режиме.
Классический
[ редактировать ]- «Fughetta super: Это десять священных заповедей» соль мажор из Clavier-Übung III , BWV 679 Иоганна Себастьяна Баха. [20] [21]
- Концерт для фортепиано с оркестром ля минор , третья часть, Эдварда Грига [20]
- Концерт в миксолидийской манере , P 145 (1925) Отторино Респиги [22] [21]
- И поднялся с Бетховена торжественной мессы
- Я встану и пойду по городу у Палестрины. [21]
Популярный
[ редактировать ]- " Sweet Child o'Mine " группы Guns N' Roses [23]
- « Громовой удар » от AC/DC [24]
- " Ты действительно меня понял " группы Kinks [25]
- « Я чувствую себя прекрасно » группы «Битлз» [26]
- « Хижина любви » от B-52
- « Вырази себя » Мадонны [27]
- « Норвежский лес (Эта птица полетела) » группы «Битлз» [28] [11]
- « Королевская семья » Лорда [29] [21]
- « Born This Way » Леди Гаги [30]
- « Одинокие дамы (наденьте кольцо) » Бейонсе [31]
- « Часы » от Coldplay [32] [21] [33]
- « Будь рядом со мной » и « Когда Смоки поет » от ABC
- « Свобода! '90 » Джорджа Майкла
- « Счастливы вместе » черепах [34]
- « Красивая » Кристины Агилеры
- « Эпистрофия » Телониуса Монка [35]
- « Празднование » от Kool & the Gang
- « Джазовый танец свободы » Эдди Харриса [35]
- « Темная звезда » от Grateful Dead [21] [33]
- " Женщина из Лос-Анджелеса " от The Doors [21] [33]
- « Весь блюз » Майлза Дэвиса [21]
- « Если бы мне нужен был кто-то » группы «Битлз» [33]
- « Да, и? » Арианы Гранде
- « Ненаписанное » Наташи Бедингфилд
- " Шатер Луны " по телевидению [33]
- « Милый дом, Алабама » Линирда Скайнирда [33]
- "Collision Chaos" из Sonic CD
- « Песня откровения » Дженни Ли Риддл [36] [37]
См. также
[ редактировать ]- Харикамбходжи , эквивалентная гамма в карнатической музыке.
- Кхамадж , эквивалентная гамма в музыке хиндустани.
- Разворот V – IV – I , обычная последовательность модальных аккордов , когда пишется как I – ♭ VII – IV. [ нужна ссылка ]
- Бэкдор-каденс
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Энн Карсон (редактор), Если нет, зима: Фрагменты Сафо (Нью-Йорк: Vintage Books, 2002), стр. ix. ISBN 978-0-375-72451-0 . Карсон цитирует Псевдо-Плутарха , «О музыке» 16 (1136c Steph.), который, в свою очередь, называет Аристоксена своим авторитетом.
- ^ Томас Дж. Мэтисен , «Греция», Словарь музыки и музыкантов New Grove , 2-е издание, 29 томов, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers , 2001), 10:339. ISBN 1-56159-239-0 OCLC 44391762 .
- ^ Гарольд С. Пауэрс , «Дориан», Словарь музыки и музыкантов New Grove , 2-е издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
- ^ Гарольд С. Пауэрс и Франс Виринг, «Миксолидиан», Словарь музыки и музыкантов New Grove , 2-е издание, 29 томов, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла , 16:766–767 (Лондон: Macmillan Publishers , 2001) , 767. ISBN 978-1-56159-239-5 .
- ^ Гарольд С. Пауэрс и Франс Виринг, «Hypomixolydian», Словарь музыки и музыкантов New Grove , 2-е издание, 29 томов, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла , 12:38 (Лондон: Macmillan Publishers , 2001) ISBN 978-1-56159-239-5 .
- ^ Дэн Хэерл, Гаммы для джазовой импровизации (Хайалиа: Columbia Pictures Publications; Ливан, Индиана: Studio P/R; Майами: Warner Bros, 1983), стр. 15. ISBN 978-0-89898-705-8 .
- ^ Берл, Арни (1 апреля 1997 г.). «Миксолидийский лад/Доминантная седьмая гамма» . Энциклопедия гамм, ладов и мелодических паттернов Мела Бэя: уникальный подход к развитию координации слуха, ума и пальцев . Публикации Мел Бэй, Инкорпорейтед. п. 33. ISBN 978-0-7866-1791-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Серена, Дези (2021). Теория гитары для чайников с онлайн-практикой М, стр.168. Уайли. ISBN 9781119843177 .
- ^ Харрисон, Марк (2008). Вещи! Хороший пианист должен знать , с. 78. Хэл Леонард. ISBN 9781423427810 .
- ^ Дик Вайсман и Дэн Фокс, Руководство по неджазовой импровизации: издание для гитары (Pacific, Миссури: Mel Bay Publications, 2009): стр. 130. ISBN 978-0-7866-0751-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Качулис, Джимми (2004). Мастерская песенника , стр.39. Беркли Пресс. ISBN 9781476867373
- ^ Серна, Дези (2021). Теория гитары для чайников с онлайн-практикой , стр.272. ISBN 9781119842972
- ^ Венди Энтони, « Создание традиционного репертуара мелодий: Старый Джо Кларк (Key of A-Mixolydian). Архивировано 3 марта 2016 года в Wayback Machine », веб-журнал Mandolin Sessions (февраль 2007 г.) | (По состоянию на 2 февраля 2010 г.).
- ^ Тед Эшлиман, « Что-то старое. Что-то новое. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine », веб-журнал Mandolin Sessions (ноябрь 2009 г.) (по состоянию на 2 февраля 2010 г.).
- ^ Майкл Хулахан, Филип Така (2015). Кодай в классе пятого класса , с.104. Оксфорд. ISBN 9780190236243 .
- ^ Хулахан, Майкл и Така, Филип (2008). Кодали Сегодня , стр.56. Оксфорд. ISBN 9780198042860 .
- ^ «Берег зеленого трилистника Пэдди» - через thesession.org.
- ^ «Paddy's Green Shamrock Shore — Скачать ноты в формате PDF» .
- ^ Аллен, Патрик (1999). Развитие пения . Оксфорд : Образовательное издательство Heinemann . п. 22 . ISBN 0-435-81018-9 . ОСЛК 42040205 . [ мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Уолтер Пистон . Гармония (Нью-Йорк: WW Norton, 1941): стр. 29–30.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Фаррант, Дэн (24 октября 2021 г.). «12 примеров песен в миксолидийском стиле» . Проверено 31 января 2023 г.
- ^ «Концерт в Modo Misolidio для фортепиано с оркестром - Три прелюдии на григорианские темы» Адриано, английская адаптация Дэвида Нельсона, кот Naxos Records . 8.220176 (1986)
- ^ "Sweet Child O'Mine" от Guns N' Roses. Аккорды, мелодия и анализ теории музыки - Hooktheory" . www.hooktheory.com . Проверено 28 июня 2023 г.
- ^ «Пораженный AC DC, аккорды, мелодия и анализ теории музыки - Hooktheory» . www.hooktheory.com . Проверено 28 июня 2023 г.
- ^ «Леонард Бернштейн о рок-музыке» - через YouTube.
- ^ «Миксолидийский режим - Звук рока» - через YouTube.
- ^ «Выразите себя с помощью аккордов, мелодии и анализа теории музыки Мадонны» . HookTheory.com . Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ «Миксолидийский режим — Звук рока (1:46)» — через YouTube.
- ^ «Становимся по-настоящему средневековыми?: Миксолидийский стиль в «Королевской семье» Лорда » .
- ^ «Born This Way by Lady Gaga Аккорды, мелодия и анализ теории музыки» . HookTheory.com . Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ «Почему «Одинокие дамы» такие крутые | Вопросы и ответы» – через YouTube.
- ^ «Изменение микса: миксолидийский режим в «Clocks» группы Coldplay » . Преподаватель музыки-бунтарь .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «7 песен в миксолидийском стиле» . Музыкальные сказки . 2020 . Проверено 31 января 2023 г.
- ^ «Happy Together» от The Turtles: аккорды, мелодия и анализ теории музыки – теория крючка . https://hooktheory.com .
- ^ Перейти обратно: а б Гросс, Дэвид (1997). Гармонические цвета в басе , стр.28. ISBN 9781576239353 .
- ^ «Кто первый исполнитель Песни Откровения» . Steadprintshop.com .
- ^ «Песня Revelation | Официальные ресурсы песен на SongSelect®» . songselect.ccli.com .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хьюитт, Майкл. Музыкальные гаммы мира . Дерево заметок. 2013. ISBN 978-0957547001 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с миксолидийским режимом, на Викискладе?
- Миксолидийская гамма на гитаре