Гипоэоловый режим

Гипоэолийский лад , буквально означающий «ниже эолийского », — это название, присвоенное Хенриком Глареаном в его «Додекахордоне » (1547) музыкальному плагальному ладу на ля, в котором используются диатонические октавные виды от ми до ми на октаву выше, разделенные конечной второго вида на кварту первого вида (полутон-тон-тон) плюс квинту (тон-полутон-тон-тон): EFGA + ABCD Э. [ 1 ] Тенор или тон декламации - C, средний B, участники - низкий и высокий Es, допустимые модуляции - G и D, а абсолютные инициалы - E, G, A, B и C. [ 2 ]
В качестве простых примеров Глареан предложил две важные и хорошо известные григорианские мелодии, обычно написанные с финалом на ля: антифон Benedicta tu in mulieribus (традиционно обозначаемый как транспонированный гипофригийский) и постепенный Haec dies — Justus ut palma (традиционно обозначаемый как транспонированный гиподорийский). ). [ 1 ]
Полифоническим примером гипоэолового лада является мотет 19 из Палестрины «Liber quartus» пятиголосного мотета из «Песни Песней» . [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Пауэрс, Гарольд С. (2001). «Гипоэолийский». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Макмиллан. ISBN 9780195170672 .
- ^ Рокстро, Уильям Смит. 1880. «Модесы церковные». Словарь музыки и музыкантов (1450–1880 гг. н. э.), написанный выдающимися английскими и зарубежными писателями , том. 2, под редакцией Джорджа Гроува, 340–43. Лондон: Macmillan and Co. p. 342.
- ^ Диксон, Дуглас. 1937. «Песнь Соломона» Палестрины. Музыка и письма 18, вып. 2 (апрель): 150–57. п. 152