Гипофригический режим

Гипофригийский (deuterus plagalis) лад , буквально означающий «ниже фригийского (плагальная секунда)», — музыкальный лад или диатоническая гамма в средневековой теории песнопений , четвертый лад церковной музыки. Этот лад является плагическим аналогом подлинного третьего лада, который назывался фригийским . В средние века и эпоху Возрождения этот лад описывался двумя способами: диатоническая гамма от B до B на октаву выше, разделенная на финальную ладу E (B–C–D–E + E–F–G–A–B). ; и как режим с конечной E и диапазоном от A ниже до C вверху. Нота А над финальной (тенор соответствующего тона четвертого псалма) имела важную мелодическую функцию. [ 1 ] Таким образом, мелодический диапазон церковного гипофригийского лада варьируется от идеальной кварты или квинты ниже тоники до идеальной квинты или минорной шестой выше.

Название Hypophrygian происходит от октавной разновидности древнегреческой теории музыки. Согласно Аристоксену до нашей эры гармонической школой Эратокла в терминах энгармонического рода тетрахорда , этот вид октав был первоначально описан примерно в 400 году : серии восходящих интервалов двух четвертей тона, за которыми следует дитон , вместе охватывающих идеальную кварту. . Виды дорийской октавы начинаются с этого тетрахорда, за которым следует целый тон и еще один тетрахорд, завершающий октаву узором из ¼, ¼, 2, 1, ¼, ¼ и 2 тонов. Этот узор повернут вниз на один градус для гипольдийского и еще на один для гипофригийского, для октавных видов из 2, 1, ¼, ¼, 2, ¼ и ¼ тонов. [ 2 ]
Это имя было присвоено Птолемеем Александрийским одному из семи тоноев , или ключей транспонирования. Система Птолемея отличалась от более ранней аристоксеновской модели, которая имела тринадцать транспозиционных уровней, каждый на полутон от своих соседей. Птолемей заменил диатоническую последовательность из семи транспозиций с интервалом в целый тон или полутон. Затем вся двухоктавная система гамм была перенесена на каждый из этих относительных уровней высоты звука, что потребовало (в современных терминах) разной тональности в каждом случае и, следовательно, разной последовательности целых и полутонов в фиксированном диапазоне центральной октавы. Гипофригийская транспозиция была второй по низшей из них, на целый тон выше гиподорийской. На целый тон выше был иполидийский, за ним еще на полтона выше дорийский, затем еще на целый тон фригийский и так далее. [ 3 ] [ 4 ] Четыре столетия спустя этот термин был взят у Птолемея в точно таком же смысле Боэцием , который описал эти семь имен как «toni, tropi, vel modi» (тоны, тропы или лады) в четвертой книге своего De Institutione Musica . В конце 9 века в Каролингских трактатах Alia musica и в комментарии к ним, получившем название Nova expositio , этому набору из семи терминов, дополненному восьмым названием, «гипермиксолидийским», был придан новый смысл, обозначающий набор диатонических звуков. октавные виды, описываемые как тональные воплощения восьми ладов григорианского пения. [ 5 ]
«Мисса Ми-ми» ( Missa quarti toni ) Иоганна Окегема — известный пример произведения, написанного в гипофригическом ладу. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Гипофригиан» Гарольда С. Пауэрса .
- ^ Баркер, Эндрю. 1989. Греческие музыкальные сочинения , том. 2 (Гармонические и акустические теории). Кембриджские чтения по музыкальной литературе. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 15.
- ^ Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Режим §II: Средневековая модальная теория, 1: Элементы, (i) Эллинистическая модель: Тонус, Модус, Тропус» Гарольда С. Пауэрса .
- ^ Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Птолемей [Клаудиос Птолемей; Клавдий Птолемей]» Лукаса Рихтера.
- ^ Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Дориан» Гарольда С. Пауэрса .
- Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон , ред. (2001). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Макмиллан. ISBN 9780195170672 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карабиас-стрит, Квентин. 2006. «Говорят, что я родился в Алжире...»: Фанданго чарро — филологическое исследование текста, музыковедческий анализ и гармонизация его мелодии». Журнал музыковедения 29, вып. 1 (июнь): 191–213.
- Гиссель, Зигфрид. 1991. «Die Modi Phrygius, Hypophrygius und Phrygius связаны: Ein Beitrag zu den 'in mi' Tonarten um 1600». Музыкальная дисциплина 45:5–94.
- Кронес, Хартмут. 2007. «Secundus tonus est gravis et flebilis - Tertius tonus severus est: О семантике ладов в траурных песнопениях примерно 1500 года». В книге « Смерть в музыке и культуре: К 500-летию со дня смерти Филиппа Красивого » под редакцией Стефана Гаша и Биргит Лодес , 157–88. Венский форум по истории старой музыки 2. Тутцинг: Ганс Шнайдер. ISBN 978-3-7952-1239-1 .
- Тилтон, Мэри К. 1989. «Влияние тона и тона псалма на структуру фригийских токкат Клаудио Меруло». Теория 4:106–22.