Григорианский режим
Григорианский лад (или церковный лад ) — одна из восьми систем организации звука, используемых в григорианском пении .
История
[ редактировать ]Имя Папы Григория I было присвоено разновидности песнопений, которая должна была стать доминирующей разновидностью в средневековой Западной и Центральной Европе (единственным значительным исключением была Миланская епархия) франкскими канторами, переработавшими римские церковные песни в период Каролингов . [1] Теоретическая основа ладов возникла позже для описания тональной структуры этого репертуара песнопений и не обязательно применима к другим европейским диалектам песнопений ( староримскому , мосарабскому , амброзийскому и т. д.).
Репертуар западного простого пения приобрел свои основные формы между шестым и началом девятого веков, но не существует ни теоретических источников, ни нотной музыки этого периода. К концу восьмого века система восьми модальных категорий, не имевшая прецедентов в древнегреческой теории , стала ассоциироваться с репертуаром григорианского пения. Эта система, вероятно, произошла от раннего византийского октоеха , о чем свидетельствуют неэллинистические греческие имена, используемые в самых ранних западных источниках примерно с 800 года. [2]
Тональность
[ редактировать ]В традиционной системе восьми ладов (использовавшейся в основном между 8 и 16 веками) есть четыре пары, каждая пара включает аутентичный лад и плагальный лад .
Аутентичный режим
[ редактировать ]Подлинными ладами были лады с нечетными номерами 1, 3, 5, 7, и это различие было распространено на эолийский и ионический лады , когда они были добавлены к первоначальным восьми григорианским ладам в 1547 году Гларианом в его «Додекахордоне» . [3] Финалом аутентичного лада является тоника, хотя диапазон ладов 1, 2 и 7 иногда может опускаться на ступень ниже. Эта добавленная ступень называется «подфиналом», который, поскольку он лежит на целый тон ниже финала, также является «субтонием» лада. Диапазон режима 5 (Lydian) не использует субфинал и поэтому всегда сохраняет F в качестве нижнего предела. [4] Эти четыре лада соответствуют современным модальным ладам, начинающимся с re ( дорийский ), mi ( фригийский ), fa ( лидийский ) и так ( миксолидийский ). [5] Тенор, или доминанта (соответствующая « декламному тону » псалмовых тонов ), находится на квинту выше финала гаммы, за исключением лада 3 (фригийского), где он находится на шестую выше финала. Это связано с тем, что квинта выше тоники лада 3 представляет собой «нестабильное» ти (в современном сольфеджио), которое можно свести к та .
Более старая византийская система все еще сохраняет восемь эхоев (поет. ἦχος - эхо ), каждый из которых состоит из небольшого семейства тесно связанных ладов, которые, если округлить до их диатонических эквивалентов, будут восемью ладами григорианского пения. Однако они пронумерованы по-разному: оригинальные режимы — 1, 2, 3, 4. [6] Другие восточно-христианские обряды используют аналогичные системы восьми модусов; см. сирийское использование Октоиха и армянское использование Октоиха .
Плагальный режим
[ редактировать ]Плагальный модус (от греческого plagios «косой, вбок, поперек»). [7] [8] имеет диапазон, включающий октаву от четвертой ниже финальной до пятой выше. Плагальные лады — это лады с четными номерами 2, 4, 6 и 8, и каждый берет свое название от соответствующего аутентичного лада с нечетным номером с добавлением приставки «гипо-»: гиподорийский , гипофригийский , гипополидийский и гипомиксолидийский . [9]
Самое раннее определение плагального лада можно найти в трактате Хукбальда «О гармонике» (ок. 880 г.), в котором диапазон определяется как от четвертого ниже конечного до пятого выше. Более поздние авторы расширили это общее правило, включив в него шестую ступень выше конечной и пятую ниже, за исключением гиполидийского лада , в котором квинта была уменьшена ниже последней, и поэтому четвертая ступень ниже, C, оставалась нижним пределом. [9] Помимо диапазона, различается тенор (конфинал, или доминанта, соответствующий « декламному тону » псалмовых тонов ). В плагальных ладах тенор на треть ниже, чем тенор соответствующего аутентичного лада, за исключением лада 8 (гипомиксолидийский), где он повышен на 4-ю ступень выше финалиса ( на секунду ниже тенора аутентичного лада 7). во избежание «нестабильной» ступени ti , которая может быть уплощена (в аутентичном ладе 3 тенор аналогичным образом поднимается на шестую ступень над финалисом , и тенор плагального лада 4 — гипофригийский — поэтому также находится на кварту выше финал ) .
В византийской модальной теории ( октоэхос ) слово «плагал» («плагиос») относится к четырем нижележащим эхоям , или ладам. [9] Таким образом, плагальный первый модус (также известный как «тон 5» в русской системе именования). [10] ) представляет собой несколько более развитую и расширенную по диапазону версию первого режима. Плагальный второй лад («6-й тон» в русской системе) имеет аналогичное отношение ко второму ладу, а плагальный четвертый лад — соответственно четвертому ладу. Хотя «плагального третьего лада» не существует, ожидаемый лад («тон 7») называется «могильным тоном». [11]
Иерархия тонов
[ редактировать ]Двумя характерными нотами или высотами в модальной мелодии являются финальная и конфинальная ( тенор , доминанта или тон декламации ). Это первичные ступени (часто 1-я и 5-я), на которых зарождается мелодия и на которых она чаще всего останавливается, на постепенных стадиях завершенности. [12] [ нужна страница ] Финал — это тон, на котором обычно заканчивается пение; ее можно приблизительно рассматривать как аналог (но не тождественный) тонике западной классической традиции. Точно так же конфинал является дополнительной точкой отдыха в пении; его можно считать имеющим некоторую аналогию с более поздней доминантой , но его интервал от тоники не обязательно составляет квинту. Помимо финального и конфинального, каждая мода различается масштабными степенями, называемыми медиантой и участником . Медианта названа по своему положению — в аутентичных модусах — между конечным и конфинальным. В аутентичных ладах это третья ступень гаммы, если только эта нота не окажется си, и в этом случае ее заменяет до. В плагальных модусах его положение несколько неправильное. Участник — вспомогательная нота, обычно примыкающая к медиате в аутентичных ладах, а в плагальных формах совпадающая с конфиналом соответствующего аутентичного лада (в некоторых ладах имеется второй участник). [13]
Учитывая путаницу между древней, средневековой и современной терминологией, «сегодня более последовательно и практично использовать традиционное обозначение режимов цифрами от одного до восьми». [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Григорианское пение» Джеймса В. Маккиннона.
- ^ Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Режим» (§II.1-ii) Гарольда С. Пауэрса .
- ^ Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Аутентичный режим», Гарольд С. Пауэрс .
- ^ Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Субфинал», Гарольд С. Пауэрс .
- ^ Винден, Дэвид. 2008. Режимы: введение через относительное Сольфа . Лондон: Центр Кодай в Лондоне. п. 3. [ ISBN отсутствует ] .
- ^ «Византийская таблица Октоиха для тех, кто обучался западной музыке» (PDF) . Веб-сайт Стэнли Дж. Такиса . Проверено 12 апреля 2012 г.
- ^ 1963. Седьмой новый университетский словарь Мерриама Вебстера. На основе Третьего нового международного словаря Вебстера . Спрингфилд, Массачусетс: G. & C. Merriam Co.
- ^ Лидделл, Генри Джордж и Роберт Скотт. 1996. Греко-английский лексикон , переработанный и дополненный сэром Генри Стюартом Джонсом и Родериком Маккензи. Оксфорд: Кларендон Пресс; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-864226-1 .
- ^ Jump up to: а б с Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Плагальный режим», Гарольд С. Пауэрс .
- ^ Сухи-Пилалис, Джессика . 2007. « Мнемонические стихи: быстрый и простой справочник по византийским тонам ». Веб-сайт New Byzantium Publications (по состоянию на 12 апреля 2012 г.).
- ^ Такис, Стэнли Дж. «Начинаем изучать византийскую музыкальную систему с использованием западных обозначений и теории» (PDF) . newbyz.weebly.com .
- ^ Берри, Уоллес. 1987. Структурные функции в музыке . Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 0-486-25384-8 .
- ^ Рокстро, Уильям Смит. 1880. «Модесы церковные». Словарь музыки и музыкантов (1450–1880 гг. н.э.), написанный выдающимися английскими и иностранными писателями , том. 2, под редакцией Джорджа Гроува, 340–43. Лондон: Macmillan and Co. p. 342.
- ^ Найтон, Тесс и Дэвид Фэллоуз. 1998. Товарищ по музыке средневековья и эпохи Возрождения . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. п. 256. ISBN 0-520-21081-6 .
Источники
[ редактировать ]- Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон , ред. (2001). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Макмиллан. ISBN 9780195170672 .