Jump to content

Григорианский режим

(Перенаправлено из режима Plagal )

Интроит . Quasi modo geniti , от которого Quasimodo Sunday получил свое название, находится в режиме 6

Григорианский лад (или церковный лад ) — одна из восьми систем организации звука, используемых в григорианском пении .

Имя Папы Григория I было присвоено разновидности песнопений, которая должна была стать доминирующей разновидностью в средневековой Западной и Центральной Европе (единственным значительным исключением была Миланская епархия) франкскими канторами, переработавшими римские церковные песни в период Каролингов . [1] Теоретическая основа ладов возникла позже для описания тональной структуры этого репертуара песнопений и не обязательно применима к другим европейским диалектам песнопений ( староримскому , мосарабскому , амброзийскому и т. д.).

Репертуар западного простого пения приобрел свои основные формы между шестым и началом девятого веков, но не существует ни теоретических источников, ни нотной музыки этого периода. К концу восьмого века система восьми модальных категорий, не имевшая прецедентов в древнегреческой теории , стала ассоциироваться с репертуаром григорианского пения. Эта система, вероятно, произошла от раннего византийского октоеха , о чем свидетельствуют неэллинистические греческие имена, используемые в самых ранних западных источниках примерно с 800 года. [2]

Тональность

[ редактировать ]

В традиционной системе восьми ладов (использовавшейся в основном между 8 и 16 веками) есть четыре пары, каждая пара включает аутентичный лад и плагальный лад .

Восемь григорианских модусов: f означает «окончательный».

Аутентичный режим

[ редактировать ]

Подлинными ладами были лады с нечетными номерами 1, 3, 5, 7, и это различие было распространено на эолийский и ионический лады , когда они были добавлены к первоначальным восьми григорианским ладам в 1547 году Гларианом в его «Додекахордоне» . [3] Финалом аутентичного лада является тоника, хотя диапазон ладов 1, 2 и 7 иногда может опускаться на ступень ниже. Эта добавленная ступень называется «подфиналом», который, поскольку он лежит на целый тон ниже финала, также является «субтонием» лада. Диапазон режима 5 (Lydian) не использует субфинал и поэтому всегда сохраняет F в качестве нижнего предела. [4] Эти четыре лада соответствуют современным модальным ладам, начинающимся с re ( дорийский ), mi ( фригийский ), fa ( лидийский ) и так ( миксолидийский ). [5] Тенор, или доминанта (соответствующая « декламному тону » псалмовых тонов ), находится на квинту выше финала гаммы, за исключением лада 3 (фригийского), где он находится на шестую выше финала. Это связано с тем, что квинта выше тоники лада 3 представляет собой «нестабильное» ти (в современном сольфеджио), которое можно свести к та .

Более старая византийская система все еще сохраняет восемь эхоев (поет. ἦχος - эхо ), каждый из которых состоит из небольшого семейства тесно связанных ладов, которые, если округлить до их диатонических эквивалентов, будут восемью ладами григорианского пения. Однако они пронумерованы по-разному: оригинальные режимы — 1, 2, 3, 4. [6] Другие восточно-христианские обряды используют аналогичные системы восьми модусов; см. сирийское использование Октоиха и армянское использование Октоиха .

Плагальный режим

[ редактировать ]

Плагальный модус (от греческого plagios «косой, вбок, поперек»). [7] [8] имеет диапазон, включающий октаву от четвертой ниже финальной до пятой выше. Плагальные лады — это лады с четными номерами 2, 4, 6 и 8, и каждый берет свое название от соответствующего аутентичного лада с нечетным номером с добавлением приставки «гипо-»: гиподорийский , гипофригийский , гипополидийский и гипомиксолидийский . [9]

Самое раннее определение плагального лада можно найти в трактате Хукбальда «О гармонике» (ок. 880 г.), в котором диапазон определяется как от четвертого ниже конечного до пятого выше. Более поздние авторы расширили это общее правило, включив в него шестую ступень выше конечной и пятую ниже, за исключением гиполидийского лада , в котором квинта была уменьшена ниже последней, и поэтому четвертая ступень ниже, C, оставалась нижним пределом. [9] Помимо диапазона, различается тенор (конфинал, или доминанта, соответствующий « декламному тону » псалмовых тонов ). В плагальных ладах тенор на треть ниже, чем тенор соответствующего аутентичного лада, за исключением лада 8 (гипомиксолидийский), где он повышен на 4-ю ступень выше финалиса ( на секунду ниже тенора аутентичного лада 7). во избежание «нестабильной» ступени ti , которая может быть уплощена (в аутентичном ладе 3 тенор аналогичным образом поднимается на шестую ступень над финалисом , и тенор плагального лада 4 — гипофригийский — поэтому также находится на кварту выше финал ) .

В византийской модальной теории ( октоэхос ) слово «плагал» («плагиос») относится к четырем нижележащим эхоям , или ладам. [9] Таким образом, плагальный первый модус (также известный как «тон 5» в русской системе именования). [10] ) представляет собой несколько более развитую и расширенную по диапазону версию первого режима. Плагальный второй лад («6-й тон» в русской системе) имеет аналогичное отношение ко второму ладу, а плагальный четвертый лад — соответственно четвертому ладу. Хотя «плагального третьего лада» не существует, ожидаемый лад («тон 7») называется «могильным тоном». [11]

Иерархия тонов

[ редактировать ]
Четырнадцать режимов Rockstro, показывающие диапазон, финал, конфинал (или доминанту), медиату и участника (ов) каждого.

Двумя характерными нотами или высотами в модальной мелодии являются финальная и конфинальная ( тенор , доминанта или тон декламации ). Это первичные ступени (часто 1-я и 5-я), на которых зарождается мелодия и на которых она чаще всего останавливается, на постепенных стадиях завершенности. [12] [ нужна страница ] Финал — это тон, на котором обычно заканчивается пение; ее можно приблизительно рассматривать как аналог (но не тождественный) тонике западной классической традиции. Точно так же конфинал является дополнительной точкой отдыха в пении; его можно считать имеющим некоторую аналогию с более поздней доминантой , но его интервал от тоники не обязательно составляет квинту. Помимо финального и конфинального, каждая мода различается масштабными степенями, называемыми медиантой и участником . Медианта названа по своему положению — в аутентичных модусах — между конечным и конфинальным. В аутентичных ладах это третья ступень гаммы, если только эта нота не окажется си, и в этом случае ее заменяет до. В плагальных модусах его положение несколько неправильное. Участник — вспомогательная нота, обычно примыкающая к медиате в аутентичных ладах, а в плагальных формах совпадающая с конфиналом соответствующего аутентичного лада (в некоторых ладах имеется второй участник). [13]

Учитывая путаницу между древней, средневековой и современной терминологией, «сегодня более последовательно и практично использовать традиционное обозначение режимов цифрами от одного до восьми». [14]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Григорианское пение» Джеймса В. Маккиннона.
  2. ^ Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Режим» (§II.1-ii) Гарольда С. Пауэрса .
  3. ^ Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Аутентичный режим», Гарольд С. Пауэрс .
  4. ^ Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Субфинал», Гарольд С. Пауэрс .
  5. ^ Винден, Дэвид. 2008. Режимы: введение через относительное Сольфа . Лондон: Центр Кодай в Лондоне. п. 3. [ ISBN отсутствует ] .
  6. ^ «Византийская таблица Октоиха для тех, кто обучался западной музыке» (PDF) . Веб-сайт Стэнли Дж. Такиса . Проверено 12 апреля 2012 г.
  7. ^ 1963. Седьмой новый университетский словарь Мерриама Вебстера. На основе Третьего нового международного словаря Вебстера . Спрингфилд, Массачусетс: G. & C. Merriam Co.
  8. ^ Лидделл, Генри Джордж и Роберт Скотт. 1996. Греко-английский лексикон , переработанный и дополненный сэром Генри Стюартом Джонсом и Родериком Маккензи. Оксфорд: Кларендон Пресс; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-864226-1 .
  9. ^ Jump up to: а б с Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Плагальный режим», Гарольд С. Пауэрс .
  10. ^ Сухи-Пилалис, Джессика . 2007. « Мнемонические стихи: быстрый и простой справочник по византийским тонам ». Веб-сайт New Byzantium Publications (по состоянию на 12 апреля 2012 г.).
  11. ^ Такис, Стэнли Дж. «Начинаем изучать византийскую музыкальную систему с использованием западных обозначений и теории» (PDF) . newbyz.weebly.com .
  12. ^ Берри, Уоллес. 1987. Структурные функции в музыке . Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN   0-486-25384-8 .
  13. ^ Рокстро, Уильям Смит. 1880. «Модесы церковные». Словарь музыки и музыкантов (1450–1880 гг. н.э.), написанный выдающимися английскими и иностранными писателями , том. 2, под редакцией Джорджа Гроува, 340–43. Лондон: Macmillan and Co. p. 342.
  14. ^ Найтон, Тесс и Дэвид Фэллоуз. 1998. Товарищ по музыке средневековья и эпохи Возрождения . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. п. 256. ISBN   0-520-21081-6 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 89b200ed352a4fa4b3917bc0b7715c58__1713371460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/58/89b200ed352a4fa4b3917bc0b7715c58.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gregorian mode - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)