Древнеримское песнопение
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( июнь 2012 г. ) |
Древнеримское песнопение — это литургический репертуар римского обряда ранней христианской церкви . Раньше его исполняли в Риме , и, хотя оно тесно связано с григорианским песнопением , они различны. В отличие от других традиций песнопения (таких как амброзианское пение , мосарабское пение и галликанское пение ), древнеримское пение и григорианское пение имеют по существу одну и ту же литургию и одни и те же тексты. Многие из их мелодий также тесно связаны между собой. Хотя древнеримское песнопение в первую очередь ассоциировалось с церквями Рима, оно также исполнялось в некоторых частях центральной Италии и, возможно, исполнялось гораздо шире. Григорианское пение постепенно, но полностью вытеснило старое римское пение между 11 и 13 веками нашей эры.
История
[ редактировать ]Напев, который сейчас называется «Староримским», происходит в основном из небольшого количества источников, в том числе трех градуальных и двух антифонеров между 1071 и 1250 годами. Хотя они новее, чем многие нотированные источники из других традиций песнопения, это пение называется «Старым». Роман», поскольку считается, что оно отражает римскую устную традицию, насчитывающую несколько столетий.
Существует несколько теорий относительно происхождения григорианских и древнеримских песнопений, но одна известная гипотеза, поддержанная Апелем и Сноу, утверждает, что обе традиции песнопения происходят от общего римского предка, который использовался около 750 года нашей эры. Чтобы консолидировать церковную власть и укрепить свои политические связи с властью Римской церкви, франки , особенно при Каролингов правителях Пепине и Карле Великом , принесли это старое римское песнопение на север. Там он впоследствии был модифицирован под влиянием местных стилей и галликского песнопения и разбит на систему восьми ладов . Это каролингское, или франко-римское, песнопение стало известно как «григорианское». Тем временем местное песнопение, оставшееся в Риме, постепенно превратилось в ту форму, в которой оно в конечном итоге было записано, в то время как в Риме его вытеснял григорианский.
Другая теория, выдвинутая Гансом Шмидтом, предполагает, что то, что мы сейчас называем «староримским» пением, отражает его использование в городских церквях Рима, в отличие от песнопений, используемых в Ватикане для папских церемоний, и что именно последнее был перенесен на север и превратился в григорианское пение. Это могло бы объяснить несоответствия между ранними григорианскими песнопениями и местными римскими песнопениями, которые были замечены в средние века . Однако это остается мнением меньшинства.
В случае других несуществующих традиций песнопения, таких как галликанская , мосарабская и беневентанская , вполне возможно, что римское превосходство на Западе имело тенденцию к вытеснению неримских литургий и традиций песнопения. Вытеснение местного пения самого Рима, казалось бы, требует какого-то другого объяснения. На это повлияло несколько факторов. В X веке в Италии практически не было нотных рукописей. Сложилась модель, согласно которой римские папы импортировали песнопения немецких императоров Священной Римской империи в X и XI веках. Например, Кредо было добавлено к римскому обряду по повелению немецкого императора Генриха II в 1014 году. Местные музыкальные традиции в Риме уже проявляли некоторое григорианское влияние, и в конечном итоге григорианское песнопение было признано подлинным, оригинальным песнопением. Рима, заблуждение, которое сохраняется.
Общие характеристики
[ редактировать ]Древнеримское пение во многом определяется его ролью в литургии римского обряда , в отличие от северных «галльских» литургий, таких как галликанский обряд и амброзианский обряд . Григорианские и древнеримские песнопения в основном используют одну и ту же литургию, но древнеримские песнопения не отражают некоторые каролингские изменения, внесенные в римскую литургию. Для большинства песнопений литургии существуют как древнеримская, так и григорианская версии, во всех песнопениях, кроме сорока, используется один и тот же текст, а в соответствующих песнопениях часто используются родственные мелодии. Раскол между григорианским и древнеримским календарем, по-видимому, произошел после 800 г., поскольку праздник Всех Святых , относительно позднее добавление к литургическому календарю , имеет заметно разные песнопения в двух традициях. Древнеримская традиция, по-видимому, сохранила тексты более точно; Старые римские тексты часто больше напоминают самые ранние источники Каролингов, чем более поздние григорианские источники.
В музыкальном плане существует ряд сходств между григорианскими песнопениями и их древнеримскими аналогами. Помимо отмеченного выше сходства текстов, соответствующие древнеримские и григорианские мелодии часто начинаются и заканчиваются музыкальными фразами в одних и тех же точках. Они используют схожие интонации для инципитов , тонов декламации и каденций . В отличие от большинства других традиций песнопения, они иногда повторяют слова в тексте, и обе традиции повторяют такие слова в одних и тех же местах. Соответствующие песнопения в двух традициях обычно относятся к одному и тому же ладу, хотя это, по-видимому, является результатом более позднего григорианского влияния на древнеримский репертуар, поскольку эти аналогичные песнопения часто имеют очень разные тональности .
Родственные песнопения в григорианском и древнеримском репертуарах различаются в основном орнаментом и деталями поверхности. Древнеримские песнопения гораздо более ступенчатые и плавно волнистые, чем григорианские песнопения. Пропуски даже третей встречаются в древнеримских песнопениях гораздо реже, чем в григорианских. Григорианские песнопения часто имеют пентатоническую структуру, усиленную пропусками, тогда как древнеримские песнопения проще по структуре, но более витиеваты, с большим количеством отдельных нот. Древнеримские песнопения имеют сложное мелодическое движение в узком диапазоне , с небольшими повторяющимися мелодическими мотивами, которые распространены в итальянских традициях песнопений, таких как Амвросийская и Беневентанская. Древнеримские песнопения часто очень мелизматичны : мелизмы сливаются друг с другом и затемняют основную мелодическую структуру.
Репертуар
[ редактировать ]Песни мессы
[ редактировать ]Ординарий мессы , по-видимому, был заимствован непосредственно из григорианского репертуара. Правильное имеет пение Мессы некоторые особенности.
Вступления в древнеримской мессе сохранили vs ad repetendum , повторение стиха, который исчез из григорианского песнопения к 11 веку. В музыкальном плане древнеримские вступления напоминали свои григорианские аналоги, хотя невматические отрывки были более богато украшенными, а слоговые отрывки — проще.
Староримские градуалы попадают в те же семьи центонизации, что и их григорианские аналоги, хотя и с вариациями. Например, существует семейство древнеримских градуалов, родственное семейству григорианских градуалов Iustus ut Palma , которое названо в честь одного из григорианских градуалов, принадлежащих к этому семейству, но древнеримская версия Iustus ut Palma сама по себе не принадлежит. этой семье.
В древнеримских Alleluias есть melodia secunda или alleluia secundus , тщательно продуманное повторение вступительного юбилея , похожее на Alleluia в амброзианских песнопениях . В григорианском репертуаре меньше отчетливых мелодий Аллилуиа, чем в григорианском репертуаре, и в отличие от григорианских Аллилуйас, в некоторых древнеримских Аллилуйях есть стихи на греческом языке .
В некоторых древнеримских предложениях использовалась повторяющаяся неума , называемая torculus , например, повторяющийся образец нот DEC. Эта формула — одна из самых характерных музыкальных формул в репертуаре. Некоторые предложения также включают расширенные мелизмы стиля, которого нет ни в одном другом песнопении или традиции пения.
Песни офиса
[ редактировать ]О речевках Канцелярии известно меньше . примерно вдвое меньше мелодий, В древнеримских респонсориях чем в григорианском репертуаре. Первоначально древнеримские репертории повторяли ответ полностью после стиха. Эта практика сохранилась на нескольких крупных праздниках. Позже большинство древнеримских ответчиков повторили лишь часть ответа - практика, заимствованная из григорианской конвенции. практически нет гимнов В старых римских канцеляриях ; большее количество гимнов в григорианских офисах отражает более позднее влияние правления бенедиктинцев .
Ссылки
[ редактировать ]- Апель, Вилли (1990). Григорианское пение . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-20601-5 .
- Хили, Дэвид (1995). Западное Plainchant: Справочник . Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-816572-9 .
- Хоппин, Ричард (1978). Средневековая музыка . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-09090-1 .
- Сноу, Роберт (1990). Староримское песнопение . В Вилли Апеле, Григорианское пение , стр. 484–505. Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-20601-4
- Уилсон, Дэвид (1990). Музыка Средневековья . Книги Ширмера. ISBN 978-0-02-872951-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хак, Хельмут и Джозеф Дайер : Старое римское пение, Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 12 мая 2006 г.), Grove Music - доступ только по подписке.
- Древнеримский песнопение. Ансамбль Organum под руководством Марселя Переса.
- Множество записей на странице Луки Рикоссы: http://luca.ricossa.free.fr/