Пентатоника

Пентатоника — это музыкальная гамма с пятью нотами на октаву , в отличие от гептатонических гамм , которые имеют семь нот на октаву (например, мажорная гамма и минорная гамма ).
Пентатоника была разработана независимо многими древними цивилизациями. [2] и до сих пор используются в различных музыкальных стилях. Как выразился Леонард Бернштейн : «Универсальность этой шкалы настолько хорошо известна, что я уверен, что вы могли бы привести мне ее примеры со всех уголков земли, например, из Шотландии, или из Китая, или из Африки, и из Культуры американских индейцев, культуры Восточной Индии, Центральной и Южной Америки, Австралии, Финляндии... вот это настоящая музыкально-лингвистическая универсалия». [3] Существует два типа пентатоники: с полутонами (гемитоника) и без полутонов (ангемитоника).
Типы
[ редактировать ]Гемитонический и ангемитонический
[ редактировать ]

Музыковедение обычно классифицирует пентатонику как гемитоническую или ангемитоническую . Гемитонические гаммы содержат один или несколько полутонов , а ангемитонические гаммы не содержат полутонов. (Например, в японской музыке ангемитоническая йо гамма противопоставляется гемитонической по гамме .) Гемитонические пентатонические гаммы еще называют «дитоническими гаммами», поскольку наибольший интервал в них — дитон (например, в гамме C–E– F–G–B–C, интервал между C–E и G–B). [7] (Этот термин не следует путать с тем же термином , который музыковеды используют для описания гаммы, состоящей только из двух нот.)
Мажорная пентатоника
[ редактировать ]Ангемитонические пентатонические гаммы можно построить разными способами. Мажорную пентатонику можно рассматривать как мажорную гамму с пробелами или неполную, в которой используются тона гаммы 1, 2, 3, 5 и 6 мажорной гаммы. [1] Одна конструкция занимает пять последовательных шагов из квинтового круга ; [8] начиная с C, это C, G, D, A и E. Изменение высоты звука так, чтобы оно уместилось в одну октаву, создает мажорную пентатонику: C, D, E, G, A.
Другая конструкция работает в обратном направлении: она опускает две высоты диатонической гаммы . если бы кто-то начал с гаммы до Например, мажор, можно было бы опустить четвертую и седьмую ступени гаммы , F и B. Остальные ноты тогда составляют мажорную пентатонику: C, D, E, G и A. .
Пропуск третьей и седьмой ступеней гаммы до мажор дает ноты для другой транспозиционно эквивалентной ангемитонической пентатонической гаммы: F, G, A, C, D. Пропуск первой и четвертой ступеней гаммы до мажор дает третью ангемитоническую пентатоническую гамму: Г, А, Б, Д, Е.
Черные клавиши на фортепианной клавиатуре содержат мажорную пентатонику соль-бемоль (или, что эквивалентно, фа-диез): соль-бемоль, ля-бемоль, си-бемоль, ре-бемоль и ми-бемоль, которая используется в Шопене. ключом Этюд с черным .
Минорная пентатоника
[ редактировать ]Хотя различные гемитонические пентатоники можно назвать минорными , этот термин чаще всего применяется к относительной минорной пентатонике, полученной из мажорной пентатоники, с использованием тонов шкалы 1, ♭ 3, 4, 5 и ♭ 7 натуральной минорной гаммы . [1] (Его также можно рассматривать как блюзовую гамму с пробелами .) [9] Пентатоника до минор, относительный минор пентатоники ми-бемоль, - это до, ми-бемоль, фа, соль, си-бемоль. Пентатоника ля минор, относительная минорная пентатоника до, включает в себя те же тона, что и пентатоника до мажор, начиная с ля, образуя ля, до, ре, ми, соль. Эта минорная пентатоника содержит все три тона ля минорного трезвучия.
Стандартная настройка гитары использует ноты пентатоники ми минор: E–A–D–G–B–E, что способствует ее частоте в популярной музыке. [10]
Японский масштаб
[ редактировать ]Японский лад основан на фригийском ладе , но вместо тонов 1, 3, 4, 5 и 7 используются гаммы 1, 2, 4, 5 и 6.
Моды пентатоники
[ редактировать ]Пентатоника (содержащая ноты C, D, E, G и A) имеет пять ладов, которые получаются путем обработки другой ноты как тоники :
Тоник | Имя(а) | Китайская пентатоника | Индийская пентатоника | На С | Транспозиции белых ключей | Транспозиция черного ключа | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Пентатоника до мажор | Пентатоника фа мажор | Пентатоника соль мажор | F ♯ / G ♭ мажорная пентатоника | |||||
1 (С) | Мажорная пентатоника | Режим 宮 (гун) | Хиндустани – Бхупали Карнатик – Моханам Тамильский - Муллайттимпани | C–D–E–G–A–C | C–D–E–G–A–C | Ф-Г-А-Ц-Д-Ф | Г-А-Б-Г-Е-Г | G ♭ –A ♭ –B ♭ –D ♭ –E ♭ –G ♭ |
2 (Д) | Подвесной, Египетский | деловой (шан) режим | Хиндустани - Мег Карнатик – Мадхьямавати Тамильский - Центурутти | C–D–F–G–B ♭ –C | Д-Е-Г-А-С-Д | Г-А-Ц-Д-Ф-Г | А–Б–Г–Е–Г–А | A ♭ –B ♭ –D ♭ –E ♭ –G ♭ –A ♭ |
3 (Е) | Блюз минор, Ман Гонг ( строи Гуцинь ) | режим угла (жуэ) | Хиндустани – Малкаунс Карнатик – Хиндолам Тамильский - Интахам | C–E ♭ –F–A ♭ –B ♭ –C | E-G-A-C-D-E | А–С–Г–Ф–Г–А | Б–Д–Е–Г–А–Б | B ♭ –D ♭ –E ♭ –G ♭ –A ♭ –B ♭ |
5 (Г) | Блюз мажор, ритсусен , йо гамма | режим сбора (чжу) | Хиндустани – Дурга Карнатик – Шуддха Савери Тамильский - Корай | C–D–F–G–A–C | G–A–C–D–E–G | C–D–F–G–A–C | Д-Е-Г-А-Б-Д | D ♭ –E ♭ –G ♭ –A ♭ –B ♭ –D ♭ |
6 (А) | Минорная пентатоника | режим пера (й) | Хиндустани – Дхани Карнатик – Шуддха Дханьяси Тамильский - ампал | C–E ♭ –F–G–B ♭ –C | А-В-Г-Е-Г-А | D–F–G–A–C–D | Э-Г-А-Б-Д-Е | E ♭ –G ♭ –A ♭ –B ♭ –D ♭ –E ♭ |
Рикер назначил режим I мажорной пентатоники, а Гилкрист - режим III. [11]
Связь с диатоническими ладами
[ редактировать ]Каждый лад пентатонической гаммы (содержащий ноты C, D, E, G и A) можно рассматривать как пять ступеней гаммы, разделяемых тремя различными диатоническими ладами, при этом две оставшиеся ступени гаммы удалены:

Пентатоника шкала | Тоник примечание | По ладам ( Диатоническая гамма ) | Базовый масштаб степени | Модификации | Интервальная последовательность |
---|---|---|---|---|---|
Главный | С |
| I–II–III–V–VI | Опустить 4 7 | Б–Б–3/2–Б–3/2 |
Блюз мажор | Г |
| I–II–IV–V–VI | Опустить 3 7 | Б–3/2–Б–Б–3/2 |
Приостановленный | Д |
| I–II–IV–V–VII | Опустить 3 6 | W–3/2–W–3/2–W |
Незначительный | А |
| I–III–IV–V–VII | Опустить 2 6 | 3/2–В–В–3/2–В |
Блюз минор | И |
| I–III–IV–VI–VII | Опустить 2 5 | 3/2–В–3/2–В–В |
Интервалы от тоники
[ редактировать ]Каждый лад пентатоники (содержащий ноты C, D, E, G и A) имеет разные интервалы нот тоники согласно таблице ниже. Обратите внимание на пропуск полутонов выше (м2) и ниже (М7) тоники, а также тритона (ТТ).

Пентатоника шкала | Тоник примечание | Интервалы относительно тоники | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
унисон | второй примечание | третий примечание | четвертый примечание | пятый примечание | октава | ||
Главный | С | П1 | М2 | M3 | П5 | М6 | Р8 |
Блюз мажор | Г | П4 | |||||
Приостановленный | Д | м7 | |||||
Незначительный | А | m3 | |||||
Блюз минор | И | м6 |
Тюнинг
[ редактировать ]Пифагорова настройка
[ редактировать ]Бен Джонстон дает следующую пифагорейскую настройку минорной пентатоники: [12]
Примечание | сольфеджио | А | С | Д | И | Г | А | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Соотношение | 1 ⁄ 1 | 32 ⁄ 27 | 4 ⁄ 3 | 3 ⁄ 2 | 16 ⁄ 9 | 2 ⁄ 1 | |||||||
Естественный | 54 | 64 | 72 | 81 | 96 | 108 | |||||||
Аудио | 1 | 3 | 4 | 5 | 7 | 8 | |||||||
Шаг | Имя | m3 | Т | Т | m3 | Т | |||||||
Соотношение | 32 ⁄ 27 | 9 ⁄ 8 | 9 ⁄ 8 | 32 ⁄ 27 | 9 ⁄ 8 |
Натуральные числа в этой таблице не являются алфавитными рядами от A до G без диезов и бемолей: Натуральные числа являются обратными терминами в Гармоническом ряду (математика) , которые на практике кратны основной частоте . Это можно получить, следуя принципу, который исторически дает пифагорейские диатонические и хроматические гаммы, складывая идеальные квинты с частотными пропорциями 3: 2 (C – G – D – A – E). Учитывая ангемитоническую гамму как подмножество просто диатонической гаммы , она настраивается следующим образом: 20:24:27:30:36 (A–C–D–E–G = 5 ⁄ 6 – 1 ⁄ 1 – 9 ⁄ 8 – 5 ⁄ 4 – 3 ⁄ 2 ).
Просто интонация
[ редактировать ]
Режимы | Соотношения (просто) |
---|---|
Главный | 24:27:30:36:40 |
Блюз мажор | 24:27:32:36:40 |
Приостановленный | 24:27:32:36:42 |
Незначительный | 30:36:40:45:54 |
Блюз минор | 15:18:20:24:27 |
(Младшая седьмая может быть 7:4, 16:9 или 9:5; большая шестая может быть 27:16 или 5:3. Оба были выбраны для минимизации соотношения частей.)
Другой
[ редактировать ]Назначение точных частотных пропорций пентатоническим гаммам большинства культур проблематично, поскольку настройка может быть переменной.

Например, говорят, что ангемитоническая гамма слендро и ее лады на Яве и Бали очень грубо приближаются к равнотемперированной пятинотной гамме. [15] но их настройки сильно различаются от гамелана к гамелану. [16]
Композитор Лу Харрисон был одним из последних сторонников и разработчиков новых пентатонических гамм, основанных на исторических моделях. Харрисон и Уильям Колвиг настроили слендро-гамму гамелана Си Бетти на обертоны 16:19:21:24:28. [17] ( 1 ⁄ 1 – 19 ⁄ 16 – 21 ⁄ 16 – 3 ⁄ 2 – 7 ⁄ 4 ). Они настроили гамелан Миллса так, чтобы интервалы между шагами шкалы составляли 8:7 – 7:6 – 9:8 –8:7–7:6. [18] ( 1 ⁄ 1 – 8 ⁄ 7 – 4 ⁄ 3 – 3 ⁄ 2 – 12 ⁄ 7 – 2 ⁄ 1 = 42:48:56:63:72)
Использование пентатоники.
[ редактировать ]Пентатоника встречается во многих музыкальных традициях:
- Индийская классическая музыка , традиции хиндустани и карнатика.
- Древняя тамильская музыка , см. раздел «Эволюция паннов».
- Перуанская чича-кумбия
- Этническая народная музыка коренных народов Ассама
- Суданская музыка
- Кельтская народная музыка [19]
- Английская народная музыка [20]
- немецкая народная музыка [21]
- Северная народная музыка [22]
- Венгерская народная музыка [23]
- Хорватская народная музыка [23]
- Берберская музыка [24]
- Западноафриканская музыка [25]
- Афро-американские спиричуэлс [26]
- Евангелие [27]
- Музыка мятлика [28]
- Американская народная музыка [29]
- Музыка Эфиопии [25]
- Джаз [30]
- Блюз [31]
- Рок-музыка [32]
- Сами джойк поет [33]
- Детская песня [34]
- Музыка Древней Греции [35] [36]
- Греческая традиционная музыка и полифонические песни из Эпира на северо-западе Греции. [37]
- Музыка южной Албании [38]
- Народные песни народов Среднего Поволжья марийцев ( , чувашей и татар ) [39]
- Тюнинг эфиопского крара [25] и индонезийский гамелан [40]
- Филиппинская культура [41]
- Музыка коренных американцев , особенно в горных районах Южной Америки (кечуа и аймара), [42] а также у североамериканских индейцев Тихоокеанского Северо-Запада [ нужна ссылка ]
- Самый тюркский , [43] Монгольская и тунгусская музыка Сибири и азиатских степей написана в пентатонике. [44]
- Мелодии Китая , Кореи , Лаоса , Таиланда , Камбоджи , Малайзии , Японии и Вьетнама (в том числе народная музыка этих стран) [44]
- Андская музыка [45]
- Афро-карибская музыка [46]
- Польские горцы из Татр. [47]
В классической музыке
[ редактировать ]Примеры его использования включают в себя:
Бетховен , Квартет фа мажор, соч. 135 , финал:

соль Этюд Шопена -бемоль мажор, соч. 10, №5 , этюд «Чёрный ключик», [1] в мажорной пентатонике.

Западные композиторы-импрессионисты, такие как французский композитор Клод Дебюсси. [48] и Морис Равель широко использовали пентатонику в своих произведениях.


Джакомо Пуччини использовал пентатонику в своих операх «Мадам Баттерфляй» и «Турандот», чтобы имитировать музыкальные стили Восточной Азии. Пуччини также использовал целотоновые гаммы, В первом чтобы вызвать аналогичные идеи.
Индийские раги
[ редактировать ]Индийская классическая музыка насчитывает сотни раг, многие из которых пентатоники. Примеры включают Рааг Абхоги Канада (C, D, ми-бемоль, F, A), [50] Рааг Бхупали (C, D, E, G, A), [51] Рааг Байраги (до, ре-бемоль, фа, соль, си-бемоль), [52] Рааг Чандракаунс (C, ми-бемоль, фа, ля-бемоль, си), [53] Рааг Дхани (до, ми-бемоль, фа, соль, си-бемоль), [50] Рааг Дурга (C, D, F, G, A), [54] Рааг Гунакари (до, ре-бемоль, фа, соль, ля-бемоль), [55] Рааг Хамсадвани (C, D, E, G, B), [56] Хиндольский аккорд (C, E, F#, A, B), [57] Рааг Калавати (C, E, G, A, B-бемоль), [50] Рааг Катьяяни (C, D, ми-бемоль, соль, ля-бемоль), [58] Рааг Малкаунс (до, ми-бемоль, фа, ля-бемоль, си-бемоль), [59] Рааг Мег (C, D, F, G, B-бемоль), [50] Рааг Шиваранджани (C, D, ми-бемоль, G, A), [60] Рааг Шуддха Саранг (C, D, F#, G, B), [61] Рааг Тиланг (C, E, F, G, B), [62] Рааг Вибхас (до, ре-бемоль, ми, соль, ля-бемоль), [63] Рааг Вриндавани Саранг (C, D, F, G, B) и другие. [64]
(Информацию о тамильской музыкальной системе см. здесь - Древняя тамильская музыка # Эволюция паннов )
Дальнейшие пентатонические музыкальные традиции
[ редактировать ]
Основная пентатоника является основной гаммой музыки Китая и музыки Монголии, а также многих музыкальных традиций Юго-Восточной Азии, таких как народ Карен, а также коренные ассамские этнические группы. [ нужна ссылка ] Пентатоника преобладает в большинстве восточных стран, в отличие от западных стран, где гептатоника . чаще используется [65] Основные тона (без техник мери или кари ), воспроизводимые пятью отверстиями японской флейты сякухати, играют минорную пентатонику. Строка йо, используемая в японских буддийских песнопениях шомё и придворной музыке гагаку, представляет собой ангемитоническую пентатонику. [66] показанный ниже, это четвертый лад мажорной пентатоники.
яванский
[ редактировать ]В яванской гамелан музыке гамма слендро имеет пять тонов, из которых в классической музыке подчеркнуты четыре. Другая гамма, pelog , имеет семь тонов и обычно играется с использованием одного из трех пятитоновых подмножеств, известных как pathet , в которых определенные ноты избегаются, а другие подчеркиваются. [67]
Сомали
[ редактировать ]В сомалийской музыке используется отчетливая ладовая система , которая является пентатоникой, с характерно длинными интервалами между некоторыми нотами. Как и во многих других аспектах сомалийской культуры и традиций, вкусы в музыке и текстах тесно связаны со вкусами жителей соседних Эфиопии , Эритреи , Джибути и Судана . [68] [69]
шотландский
[ редактировать ]В шотландской музыке очень распространена пентатоника. Сеумас МакНил предполагает, что гамма волынки Грейт-Хайленд с увеличенной четвертой и уменьшенной седьмой - это «устройство, позволяющее создавать как можно больше пентатонических гамм из девяти нот» (хотя эти две особенности не относятся к одной и той же гамме). [ нужны разъяснения ] . [70] [ не удалось пройти проверку ] Родерик Кэннон более подробно объясняет эти пентатонические гаммы и их использование как в Piobaireachd , так и в легкой музыке. [71] Он также присутствует в ирландской традиционной музыке , либо в чистом виде, либо почти так. Минорная пентатоника используется в народной музыке Аппалачей . В музыке блэкфутов чаще всего используются ангемитонические тетратонические или пентатонические гаммы. [72]
Андский
[ редактировать ]В андской музыке пентатоника используется преимущественно минорная, иногда мажорная и редко по гамме. В древнейших жанрах андской музыки, исполняемых без струнных инструментов (только с духовыми и ударными ), пентатоническая мелодия часто ведётся параллельными квинтами и четвертями , поэтому формально эта музыка является гексатонической. [ нужна ссылка ]
Джаз
[ редактировать ]В джазовой музыке обычно используются как мажорная, так и минорная пентатоника. Пентатонические гаммы полезны для импровизаторов в контексте современного джаза, поп-музыки и рока, поскольку они хорошо работают с несколькими диатоническими аккордами одной и той же тональности, часто лучше, чем исходная гамма. Например, блюзовая гамма преимущественно происходит от минорной пентатоники, очень популярной гаммы для импровизации как в сфере блюза, так и в роке. [73] Например, в трезвучии до мажор (C, E, G) в тональности до мажор нота F может восприниматься как диссонансная, поскольку она находится на полтона выше мажорной трети (E) аккорда. По этой причине его обычно избегают. Использование мажорной пентатоники – простой выход из этой проблемы. Тоны гаммы 1, 2, 3, 5, 6 (из мажорной пентатоники) представляют собой либо мажорные трезвучия (1, 3, 5), либо общие согласные расширения (2, 6) мажорных трезвучий. Для соответствующей относительной минорной пентатоники тона гаммы 1, ♭ 3, 4, 5, ♭ 7 работают одинаково: либо как минорные трезвучия (1, ♭ 3, 5), либо как общие расширения (4, ♭ 7), как все они избегают быть на полтона от аккордового тона. [ нужна ссылка ]
Другой
[ редактировать ]Военные ритмы США , или джоди , которые помогают солдатам идти в ногу во время марша или бега, также обычно используют пентатонические гаммы. [74]
В гимнах и другой религиозной музыке иногда используется пентатоника; например, мелодия гимна « Удивительная благодать », [75] одно из самых известных произведений религиозной музыки. [ нужна ссылка ]
Общие пентатонические мажорные и минорные гаммы (CDEGA и CE ♭ -FGB ♭ соответственно) полезны при составлении модальных ладов, поскольку обе гаммы позволяют мелодии быть модально неоднозначной между соответствующими мажорными ( ионийскими , лидийскими , миксолидийскими ) и минорными ( эолийскими , Фригийский , дорийский ) лады ( локрийский исключая ). Однако как при модальном, так и при немодальном письме гармонизация пентатонической мелодии не обязательно должна быть получена только из пентатонических звуков. [ нужна ссылка ]
Большинство песен туарегов пентатоники, как и большая часть другой музыки из регионов Сахеля и Судана .
Роль в образовании
[ редактировать ]Пентатоника играет важную роль в музыкальном образовании , особенно в методологиях Орфа , Кодая и Вальдорфа на начальном или элементарном уровне.
В системе Орфа большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей посредством импровизации , в основном за счет использования пентатоники. В инструментах Орфа , таких как ксилофоны , колокольчики и другие металлофоны , используются деревянные бруски, металлические бруски или колокольчики, которые учитель может убрать, оставив только те, которые соответствуют пентатонической гамме, которую сам Карл Орф считал родной детской тональностью. [76]
Дети начинают импровизировать, используя только эти такты, и со временем по усмотрению учителя добавляются новые такты, пока не полная диатоническая гамма будет использована . Орф считал, что использование пентатоники в столь юном возрасте соответствует развитию каждого ребенка, поскольку природа гаммы означала, что ребенок не может допускать каких-либо реальных гармонических ошибок. [77]
В вальдорфском образовании пентатоника считается подходящей для маленьких детей из-за ее простоты и бессознательной открытости выражения. Пентатонику, сосредоточенную на интервалах квинты, часто поют и играют в раннем детстве; постепенно меньшие интервалы подчеркиваются в основном в пентатонике по мере того, как дети продвигаются в раннем школьном возрасте. Примерно в девять лет музыка начинает концентрироваться сначала на народной музыке с использованием шеститоновой гаммы, а затем на современных диатонических гаммах с целью отразить прогресс развития детей в их музыкальном опыте. Используемые пентатонические инструменты включают лиры, пентатонические флейты и тембры; Для вальдорфской учебной программы были спроектированы и изготовлены специальные инструменты. [78]
См. также
[ редактировать ]- Джазовая гамма
- Квартальная и квинтальная гармония
- Ребята
- Подвесной аккорд
- Традиционная гармония стран Африки к югу от Сахары
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Брюс Бенвард и Мэрилин Надин Сейкер (2003), Музыка: в теории и практике , седьмое издание (Бостон: McGraw Hill), том. Я, стр. 36–37. ISBN 978-0-07-294262-0 .
- ^ Джон Пауэлл (2010). Как работает музыка: наука и психология красивых звуков, от Бетховена до Битлз и не только . Нью-Йорк: Литтл, Браун и компания. п. 121. ИСБН 978-0-316-09830-4 .
- ^ Бернштейн, Л. (1976) Вопрос без ответа , Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета.
- ^ Сьюзан Миё Асаи (1999). Танцевальная драма Номаи , с. 126. ISBN 978-0-313-30698-3 .
- ^ Минору Мики, Марти Риган, Филип Флавин (2008). Сочинение для японских инструментов , с. 2. ISBN 978-1-58046-273-0 .
- ^ Джефф Тодд Титон (1996). Миры музыки: введение в музыку народов мира, короткая версия . Бостон: Cengage Learning. ISBN 978-0-02-872612-0 . п. 373.
- ^ Anon., "Ditonus", Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001); Бенце Сабольчи , «Пятитоновые гаммы и цивилизация», Acta Musicologica 15, вып. 1–4 (январь – декабрь 1943 г.): стр. 24–34, цитата на с. 25.
- ^ Пол Купер , Перспективы теории музыки: историко-аналитический подход (Нью-Йорк: Додд, Мид, 1973), стр. 18. . ISBN 0-396-06752-2 .
- ^ Стив Хан (2002). Пентатоника Ханцептов . Музыкальное издательство Альфреда. ISBN 978-0-7579-9447-0 . п. 12.
- ^ Серна, Дези (2013). Теория гитары для чайников . Хобокен, Нью-Джерси: Уайли. п. 168. ИСБН 978-1-118-64677-9 .
- ^ Рамон Рикер (1999). Пентатоника для джазовой импровизации . Ливан, Индиана: Studio P/R, ISBN Alfred Publishing Co. 978-1-4574-9410-9 . цитирует Энни Г. Гилкрист (1911). «Заметка о модальной системе гэльских мелодий». Журнал Общества народной песни . 4 (16): 150–53. JSTOR 4433969 . – через JSTOR (требуется подписка)
- ^ Бен Джонстон , «Скалярный порядок как композиционный ресурс», Перспективы новой музыки 2, вып. 2 (весна – лето 1964 г.): стр. 56–76. Цитирование на стр. 64 JSTOR 832482 . (требуется подписка) По состоянию на 4 января 2009 г.
- ^ Миллер, Лета Э.; Либерман, Фредрик (лето 1999 г.). «Лу Харрисон и американский гамелан». Американская музыка . 17 (2): 146–178 (158). дои : 10.2307/3052712 . JSTOR 3052712 .
- ^ «Показанные выше представления систем настройки слендро и пелога в западных обозначениях не следует рассматривать ни в каком смысле как абсолютные. Мало того, что трудно передать незападные гаммы с помощью западных обозначений ...» Дженнифер Линдси, яванский гамелан (Оксфорд) и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1992), стр. 39–41. ISBN 0-19-588582-1 .
- ^ Линдси (1992), с. 38–39: «Слендро состоит из пяти равных или относительно равных интервалов».
- ^ «... в общем, никакие два набора гамеланов не будут иметь совершенно одинаковую настройку ни по высоте, ни по интервальной структуре. Не существует яванских стандартных форм этих двух систем настройки». Линдси (1992), стр. 39–41.
- ^ Миллер и Либерман 1999 , с. 159.
- ^ Миллер и Либерман 1999 , с. 161.
- ^ Джун Скиннер Сойерс (2000). Кельтская музыка: Полное руководство . США: Да Капо Пресс. п. 25. ISBN 978-0-306-81007-7 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Эрнст Х. Мейер, Ранняя английская камерная музыка: от средневековья до Перселла , второе издание, под редакцией Дайаны Поултон (Бостон: Marion Boyars Publishers, Incorporated, 1982): стр. 48. ISBN 9780714527772 .
- ^ Юдит Фригеши (2013). «Существует ли такая вещь, как венгерско-еврейская музыка?» в Пал Хатос и Аттила Новак (ред.) (2013). Между меньшинством и большинством: венгерский и еврейско-израильский этнический и культурный опыт последних столетий . Будапешт: Институт Баласси. п. 129. ISBN 978-963-89583-8-9 .
- ^ Блэкинг, Джон (ноябрь 1987 г.). «Здравый смысл на всю музыку»: размышления о вкладе Перси Грейнджера в этномузыкологию и музыкальное образование . Издательство Кембриджского университета. п. 161. ИСБН 978-0-521-26500-3 . Проверено 21 ноября 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бенджамин Сухофф, изд. (1997). Бела Барток Исследования в области этномузыкологии . Линкольн: Издательство Университета Небраски. п. 198. ИСБН 0-8032-4247-6 .
- ^ Алван для искусств . Архивировано из оригинала 21 мая 2013 г. Проверено 23 января 2021 г. [ самостоятельный источник ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ричард Генри (nd). Культура и пентатоника: интересная информация о пентатонике . np: Всемирный джаз. п. 4.
- ^ Эрик Халбиг (2005). Пентатоническая импровизация: современные идеи пентатоники для гитаристов всех стилей (книга и компакт-диск). Ван Найс, Калифорния: Alfred Music. п. 4. ISBN 978-0-7390-3765-2 .
- ^ Ленард К. Боуи, DMA (2012). Афроамериканское музыкальное наследие: оценка, историческое резюме и руководство по основам музыки . Филадельфия: Корпорация Xlibris. п. 259. ИСБН 978-1-4653-0575-6 . [ самостоятельный источник ]
- ^ Йеспер Рюбнер-Петерсен (2011). Руководство для сборщика мандолины по импровизации с мятликом . Пасифик, Миссури: Публикации Мела Бэя. п. 17. ISBN 978-1-61065-413-5 .
- ^ Уильям Дакворт (2009). Творческий подход к основам музыки . Бостон: Ширмер / Cengage Learning. п. 203. ИСБН 978-1-111-78406-5 .
- ^ Курт Иоганн Элленбергер (2005). Материалы и концепции джазовой импровизации . Гранд-Рапидс, Мичиган: Keystone Publication / Assayer Publishing. п. 65. ИСБН 978-0-9709811-3-4 .
- ^ Эдвард Комара, изд. (2006). Энциклопедия блюза . Нью-Йорк: Рутледж. п. 863. ИСБН 978-0-415-92699-7 .
- ^ Джо Уокер (6 января 2012 г.). «Самая используемая в мире гитарная гамма: минорная пентатоника» . Уроки игры на гитаре DeftDigits .
- ^ Кэтрин Берк. «Сами Йойк» . Саамская культура .
- ^ Джереми Дэй-О'Коннелл (2007). Пентатоника от XVIII века до Дебюсси . Рочестер: Университет Рочестера Пресс. п. 54. ИСБН 978-1-58046-248-8 .
- ^ М.Л. Уэст (1992). Древнегреческая музыка . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 163–164. ISBN 0-19-814975-1 .
- ^ А.-Ф. Кристидис; Мария Арапопулу; Мария Кристи (2007). История древнегреческого языка: от истоков до поздней античности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 1432. ИСБН 978-0-521-83307-3 .
- ^ Мери-София Лакопулос (2015). Традиционная изо-полифоническая песня Эпира. [ мертвая ссылка ] . Международный исследовательский центр традиционной полифонии. Июнь 2015, выпуск 18. с. 10.
- ^ Спиро Дж. Шетуни (2011). Албанская традиционная музыка: введение с нотами и текстами для 48 песен . Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд. п. 38. ISBN 978-0-7864-8630-4 .
- ^ Саймон Бротон; Марк Эллингем; Ричард Трилло (1999). Мировая музыка: Африка, Европа и Ближний Восток . Лондон: Грубые гиды. п. 160. ИСБН 978-1-85828-635-8 .
- ^ Марк Филлипс (2002). ЕГЭ Музыка . Оксфорд: Хайнеманн. п. 97. ИСБН 978-0-435-81318-5 .
- ^ Вилли Апель (1969). Гарвардский музыкальный словарь . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 665. ИСБН 978-0-674-37501-7 .
- ^ Кармен Бернанд (19 августа 2009 г.). «Музыка метисов, популярная музыка, латинская музыка: колониальный генезис, республиканская идентичность и глобализация» . Университет Сорбонны . 6 (11). Франция: 87–106. ISSN 1794-5887 .
- ^ Цянь, Гун (19 июня 1995 г.). «Общий знаменатель: музыка связывает этнических китайцев с венграми». China Daily – через ProQuest.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ван Хе, Тран. «Является ли пентатоника универсальной? Несколько размышлений о пентатонике». Мир музыки 19, вып. 1/2 (1977): 76–84. http://www.jstor.org/stable/43560446 .
- ^ Дейл А. Олсен; Дэниел Э. Шихи, ред. (1998). Энциклопедия мировой музыки Garland, том 2: Южная Америка, Мексика, Центральная Америка и Карибский бассейн . Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. п. 217. ИСБН 0-8240-6040-7 . (Томас Турино (2004) отмечает, что пентатоника, хотя и широко распространена, не может считаться преобладающей в Андах: Местные практики среди аймара и кечуа в Кониме и Канасе, Южное Перу, в Малена Кусс, изд. (2004). Музыка в Латинской Америке и странах Карибского бассейна: энциклопедическая история . Остин: Издательство Техасского университета. п. 141. ИСБН 0-292-70298-1 . )
- ^ Бертон Уильям Перетти (2009). Поднимите каждый голос: история афроамериканской музыки . Нью-Йорк: Издательство Rowman & Littlefield. п. 39. ИСБН 978-0-7425-5811-3 .
- ^ Анна Чекановская; Джон Блэкинг (2006). Польская народная музыка: славянское наследие – польская традиция – современные тенденции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 189. ИСБН 978-0-521-02797-7 .
- ^ Джереми Дэй-О'Коннелл (2009). «Дебюсси, пентатоника и тональная традиция» (PDF) . Теория музыки Спектр . 31 (2): 225–261. дои : 10.1525/mts.2009.31.2.225 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- ^ Брюс Бенвард и Мэрилин Надин Сейкер, Музыка в теории и практике , восьмое издание (Бостон: McGraw Hill, 2009): том. II, с. 245. ISBN 978-0-07-310188-0 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Чаудхури, А. (2021). В поисках раги: импровизация на тему индийской музыки . Фабер и Фабер. п. 52. ИСБН 978-0-571-37076-4 . Проверено 26 мая 2021 г.
- ^ Менон, Р.Р. (1973). Знакомство с индийской музыкой . Публикации Сомайи. п. 50 . Проверено 26 мая 2021 г.
Некоторые предпочитают, чтобы первая Рага была пентатонической по гамме. Возьмем, к примеру, пентатонику Бхупали. Его ноты: SA RI GA PA DHA SA вверх и вниз по шкале.
- ^ Чиб, СКС; Хан, А.А. (2004). Компаньон североиндийской классической музыки . Издательство Мунширам Манохарлал. п. 337. ИСБН 978-81-215-1090-5 . Проверено 26 мая 2021 г.
- ^ Куреши, РБ (2016). Мастера-музыканты Индии: говорят потомственные исполнители на саранги . Тейлор и Фрэнсис. п. 385. ИСБН 978-1-135-87396-7 . Проверено 26 мая 2021 г.
- ^ Татте, А.; Сабаниса, депутат (2000). Ванде Матарам, «По переулку воспоминаний» . Джаянти Самароха Самити Ванде Матарам. п. 77 . Проверено 26 мая 2021 г.
Названная в честь могущественной индуистской богини, Рага Дурга является пентатонической, опуская третью и седьмую ступени, но подчеркивая шестую и вторую.
- ^ Историческое развитие индийской музыки: критическое исследование . Фирма КЛ Мухопадхьяй. 1973. с. 175. ИСБН 978-0-88386-344-2 . Проверено 26 мая 2021 г.
- ^ О'Брайен, JP (1977). Незападная музыка и западный слушатель . Кендалл/Хант Паблишинг. п. 37. ИСБН 978-0-8403-1755-1 . Проверено 26 мая 2021 г.
- ^ Низами Ф.; Аршад, С.; Лахвира, Н.Х. (1988). Азбука музыки . Пенджабский совет искусств. п. 54 . Проверено 27 мая 2021 г.
- ^ «Катьяяни» . Песни Кришны-Киртана . 13 июня 2009 года . Проверено 27 мая 2021 г.
- ^ Том Липицки (1985). «Формулы Тихай и сочетание «композиции» и «импровизации» в музыке Северной Индии». Музыкальный ежеквартальный журнал . 71 (2): 157–171 (160).
Они посвящены одной из наиболее широко исполняемых раг в Северной Индии — пентатонической полуночной раге «Малкаунс». Важнейшими нотами Малкауна являются Са (тоника) и Ма (четвертая). И гаты, и тихаи «каденция» на одном из…
- ^ Чакраборти, С.; Маццола, Г.; Тевари, С.; Патра, М. (2014). Вычислительная музыковедение в музыке хиндустани . Вычислительная музыкальная наука. Международное издательство Спрингер. п. 3. ISBN 978-3-319-11472-9 . Проверено 27 мая 2021 г.
- ^ Карнани, К. (2005). Форма в индийской музыке: исследование гхараны . Публикации Равата. п. 81. ИСБН 978-81-7033-921-2 . Проверено 27 мая 2021 г.
Гулам Али проявил необычную любовь к пентатоническим ладам, таким как Гункали, Малкаунс, Кауси Дхани и Бхопали. Даже Шуд Саранг и Мег Малхар в значительной степени пентатоники.
- ^ Кац, Дж. (1992). Традиционная индийская теория и практика музыки и танца . Панели VII Всемирной санскритской конференции / World Sanskrit Conference 7, 1987, Лейден: Панели VII Всемирной санскритской конференции. Э. Дж. Брилл. п. 19. ISBN 978-90-04-09715-5 . Проверено 27 мая 2021 г.
- ^ Чиб и Хан 2004 , с. 39 .
- ^ «Раагабасе - Сборник индийских классических музыкальных произведений Рааг (также известный как Рагас)» .
- ^ Грау, Джеральд. "Шкала" . Британская энциклопедия . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ Японская музыка , Межкультурная коммуникация: Мировая музыка , Университет Висконсина - Грин Бэй .
- ^ Сумарсам (1988) Введение в яванский гамелан .
- ^ Мохамед Дирие Абдуллахи (2001). Культура и обычаи Сомали . Издательская группа Гринвуд. п. 170. ИСБН 0-313-31333-4 .
Сомалийскую музыку, уникальный вид музыки, который поначалу можно принять за музыку соседних стран, таких как Эфиопия, Судан или даже Аравия, можно узнать по собственным мелодиям и стилям.
- ^ Текле, Амаре (1994). Эритрея и Эфиопия: от конфликта к сотрудничеству . Пресса Красного моря. п. 197. ИСБН 0-932415-97-0 .
Джибути, Эритрея, Эфиопия, Сомали и Судан имеют значительное сходство, исходящее не только из культуры, религии, традиций, истории и устремлений... Они ценят схожие продукты питания и специи, напитки и сладости, ткани и гобелены, тексты песен и музыку, ювелирные изделия и ароматы.
- ^ Сеумас МакНил и Фрэнк Ричардсон Пиобайрач и его интерпретация (Эдинбург: John Donald Publishers, 1996): стр. 36. ISBN 0-85976-440-0
- ^ Родерик Д. Кэннон «Хайлендская волынка и ее музыка» (Эдинбург: John Donald Publishers, 1995): стр. 36–45. ISBN 0-85976-416-8
- ^ Бруно Неттл, Музыкальная мысль черноногих: сравнительные перспективы (Огайо: Издательство Кентского государственного университета, 1989): стр. 43. ISBN 0-87338-370-2 .
- ^ «Пентатоника и блюзовая гамма» . Как играть на блюзовой гитаре. 09.07.2008. Архивировано из оригинала 14 июля 2008 г. Проверено 11 июля 2008 г.
- ^ «Каденции НРОТК» . Проверено 22 сентября 2010 г.
- ^ Стив Тернер , Amazing Grace: История самой любимой песни Америки (Нью-Йорк: HarperCollins, 2002): стр. 122. ISBN 0-06-000219-0 .
- ^ Бет Лэндис; Полли Кардер (1972). Эклектичная учебная программа в американском музыкальном образовании: вклад Далькроза, Кодали и Орфа . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная конференция музыкальных педагогов. п. 82. ИСБН 978-0-940796-03-4 .
- ^ Аманда Лонг. «Вовлеките меня: использование подхода Орфа в начальном классе» . Крепость. Университет Восточного Иллинойса. п. 7 . Проверено 1 мая 2015 г.
- ^ Андреа Интвин, Музыкальные инструменты в антропософской музыкальной терапии со ссылкой на модель тройственного человека Рудольфа Штайнера. Архивировано 2 апреля 2012 г. в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джефф Бернс, Пентатоника для клавишника джаз-рока (Ливан, Индиана: Houston Publishing, 1997). ISBN 978-0-7935-7679-1 .
- Джереми Дэй-О'Коннелл, Пентатоника от восемнадцатого века до Дебюсси (Рочестер: University of Rochester Press, 2007) - первый подробный отчет о все более широком использовании пентатоники в западной художественной музыке XIX века, включая каталог из более чем 400 музыкальные примеры.
- Трун Ван Кхе , «Le pentatonique est-il Universel? Quelques reflexions sur le pentatonisme» , The World of Music 19, nos. 1–2: 85–91 (1977). Английский перевод: «Является ли пентатоника универсальной? Несколько размышлений о пентатонизме», стр. 76–84. – через JSTOR (требуется подписка)
- Ямагучи Масая (Нью-Йорк: Чарльз Колин, 2002; Нью-Йорк: Masaya Music, исправлено, 2006 г.). Пентатоника в джазе: творческие аспекты и практика . ISBN 0-9676353-1-4
- Курт Рейнхард , «К проблеме препентатоники: особенно ядро третьей-второй», Журнал Международного совета народной музыки 10 (1958). JSTOR 835966 (требуется подписка)
Внешние ссылки
[ редактировать ]