Гептатоническая шкала
Гептатоника – это музыкальная гамма , имеющая семь тонов или тонов на октаву . Примеры включают в себя:
- диатоническая гамма ; например, в до мажоре : CDEFGABC, а в относительном миноре — ля минор , натуральный минор: ABCDEFGA.
- мелодическая минорная гамма , ABCDEF ♯ G ♯ A по возрастанию, AGFEDCBA по убыванию
- гармонический минор , ABCDEFG ♯ A
- гармоническая мажорная гамма , CDEFGA ♭ B C.
Индийская классическая теория постулирует семьдесят два типа семитоновых гамм, которые вместе называются мелакарта или таат , тогда как другие постулируют двенадцать или десять (в зависимости от теоретика) типов семитоновых гамм.
Некоторые гептатонические гаммы в западной , римской, испанской, венгерской и греческой музыке можно анализировать как сопоставления тетрахордов . [1] Все гептатонические шкалы имеют все интервалы , присутствующие в их интервально-векторном анализе. [2] и, таким образом, все гептатонические гаммы являются как гемитоническими , так и тритоническими . есть особая близость В западной ключевой системе подписи к гептатоническим гаммам .
Диатоническая гамма
[ редактировать ]Диатоническая гамма — это любая семинотная гамма, построенная последовательно с использованием только целых тонов и полутонов, повторяющаяся в октаве, имеющая тональный центр и содержащая только один тритоновый интервал между любыми двумя членами гаммы, что обеспечивает соответствие полутоновых интервалов как можно дальше друг от друга. В западной музыке таких гамм семь, и они широко известны как лады мажорной гаммы ( ионийский , дорийский , фригийский , лидийский , миксолидийский , эолийский и локрийский ) .
Мелодическая минорная гамма
[ редактировать ]В традиционной классической теории мелодическая минорная гамма имеет, как отмечалось выше, две формы: восходящую и нисходящую. Хотя каждая из этих форм сама по себе состоит из семи тонов, вместе они составляют девять, что может показаться, что ставит под сомнение статус этой гаммы как гептатонической гаммы. Однако в некоторой музыке двадцатого века стало обычным систематически использовать восходящую форму как для восходящих, так и для нисходящих отрывков. Такое использование особенно приписывают произведениям Белы Бартока практике в стиле боп и пост-боп , а также джазовой . Традиционная нисходящая форма мелодической минорной гаммы эквивалентна натуральной минорной гамме как в наборе высоты звука (диатоническом), так и в тональном центре.
Гармоническая минорная гамма
[ редактировать ]Гармоническая минорная гамма называется так потому, что в тональной музыке периода общепринятой практики (примерно с 1600 по примерно 1900 год) аккорды или гармонии происходят от нее больше, чем от натуральной минорной гаммы или мелодической минорной гаммы. Увеличенной секунды между шестой ведущий и повышенной седьмой ступенью (« тон »), традиционно считающейся нежелательной в мелодической прогрессии, можно избежать, помещая эти высоты в разные голоса в соседних аккордах, как в этой прогрессии: F A ♭ D, F G B , F A ♭ C (ii° b –V7 d –iv до минор). A ♭ в среднем голосе не поднимается до B, а B в верхнем голосе не опускается до A ♭ .
Первая и вторая гептатония
[ редактировать ]Названия heptatonia prima и heptatonia secunda относятся к семинотным гаммам, которые могут быть образованы с использованием пяти тонов (t) и двух полутонов (s) (также называемых целыми тонами и полутонами), но без двух полутонов. подряд. На протяжении всей истории и по сей день некоторые из них встречались гораздо чаще, чем другие, а именно: ионический (также называемый мажорным), эолийский (также называемый натуральным минорным), мелодический восходящий минор, дорийский, миксолидийский, лидийский, лидийский доминантный, Эоловая доминанта и измененная чешуя.
Гептатония прима
[ редактировать ]В этих гаммах полутона максимально разделены. Чаще всего они известны как диатонические лады. Начиная с ключевой ноты C и заканчивая нотами гаммы «натуральный минор» (A, B, C, D, E, F, G, A), выделяются семь ладов:
- Эолийский лад (натуральный минор) tsttstt
- Локрийский режим сттсттт
- Ионический лад (основной) ttsttts
- Режим Дориана тстттст
- Фригийский стиль stttstt
- Лидийский режим тттсттс
- Миксолидийский режим ттсттст
Вторая гептатония
[ редактировать ]В то время как диатонические лады имеют два и три тона по обе стороны от каждого полутона, лады гептатонии секунда имеют один и четыре тона.Иногда их называют ладами мелодического восходящего минора, поскольку это наиболее часто используемая гамма этого типа, но можно создать и другие лады, начиная по очереди с разных нот гаммы.Таким образом, начиная с ключевой ноты A, как указано выше, и следуя нотам восходящего мелодического минора (A, B, C, D, E, F ♯ , G ♯ ), получаем эти семь ладов:
- Восходящая мелодическая минорная гамма цтттц
- Дорианская ♭2 гамма или фригийская ♯ 6 гамма sttttst сочетает в себе фригийскую бемольную секунду и дорийскую повышенную шестую ступень.
- Лидийская расширенная гамма ttttsts сочетает в себе лидийскую кварту с приподнятой квинтой.
- Акустическая гамма или лидийская доминантная гамма tttstst Названа так потому, что она близка к гамме, построенной на естественных обертонах, и сочетает в себе лидийскую повышенную четвертую ступень с миксолидийской (доминантной) бемольной септимой.
- Эолийская доминирующая гамма или миксолидийская ♭ 6 шкала ttststt Как натуральный минор (эолийский), но с мажорной терцией.
- Полууменьшенный масштаб tststtt Это как Локрия с поднятой секундой
- Измененный масштаб ststttt Как у Locrian с уменьшенной четвертой частью.
Эти лады более неудобны в использовании, чем лады диатонических гамм, поскольку четыре тона подряд дают увеличенные интервалы, с одной стороны, в то время как один тон между двумя полутонами дает уменьшенные интервалы, с другой. Например, оба последних лада, перечисленных выше, имеют «локрийские» уменьшенные трезвучия, построенные на их тониках, что придает им нестабильную тональность, в то время как третий лад имеет не только увеличенную кварту в духе лидийского лада, но также и увеличенную квинту, делающую доминанту и субдоминанта по сути непригодна.
Третья гептатония
[ редактировать ]Последняя группа семинотных тональных/полутоновых гамм — heptatonia tertia и состоит из гамм с двумя соседними полутонами, что составляет целотоновую гамму , но с дополнительной нотой где-то в ее последовательности, например, BCDEF ♯ G ♯ A ♯ . Одним из таких примеров является неаполитанский мажор .
Другие гептатонические гаммы
[ редактировать ]Если используется интервал увеличенной секунды, становятся возможными многие другие масштабы. К ним относятсяЦыган I- ♭ II-III-IV-V- ♭ VI-VII Венгерский I-II- ♭ III- ♯ IV-V- ♭ VI-VIIГаммы симметричны относительно тоники и доминанты соответственно, а названия иногда используются как синонимы.
Двойная гармоническая гамма , также известная как византийская или венгерская. [3] гамма, содержит ноты CDE ♭ F ♯ GA ♭ B C.
Фригийская доминанта или доминантный гармонический минор I- ♭ II-III-IV-V- ♭ VI- ♭ VIIОн отличается от фригийского наличием большой трети. Его также можно считать построенным на доминанте гармонического минора.
Неаполитанский минор отличается от фригийского наличием большой седьмой части.
VI-VII Верди Scala Enigmatica I- ♭ II-III- ♯ IV- ♯ V- ♯ , т.е. GA ♭ BC ♯ D ♯ E ♯ F ♯ , которая аналогична упомянутой выше гептатонии тертиа, отличаясь лишь тем, что здесь находится вторая степень сплющен.
Малакарта
[ редактировать ]Мелакарта — это южноиндийский классический метод организации Рааг, основанный на их уникальных гептатонических гаммах. Постулируемое количество мелакарта вытекает из арифметических вычислений, а не из карнатической практики, которая использует гораздо меньше масштабных форм. Семитональная мелакарта считается подмножеством двенадцатитональной шкалы, примерно аналогичной западной хроматической гамме. Первый и пятый тоны мелакарты, соответствующие первому и восьмому хроматическим тонам, неизменны по интонации, а четвертый тон мелакарты, соответствующий шестому или седьмому хроматическому тону, допускается только одна из двух интонаций, естественное ( шудда ) положение. и возвышенное ( тивра ) положение. Второй и третий тона мелакарты можно выбрать из 4 хроматических тонов (со второго по пятый), а также для шестого и седьмого. Таким образом, количество возможных форм равно удвоенному квадрату числа способов извлечения двухчленного подмножества из четырехчленного набора:
Таат
[ редактировать ]Гептатоническая теория хиндустани дополнительно предусматривает, что вторая, третья, шестая и седьмая степени гептатонических гаммных форм ( саптак ) также допускаются только по два флекса, в данном случае одна естественная позиция и одна пониженная ( комал ) позиция. Арифметически это дает 2 5 или тридцать две возможности, но теория хиндустани, в отличие от теории Карнатика, исключает формы масштаба, которые обычно не используются.
Китайское обозначение гунче
[ редактировать ]Гептатоническая шкала в обозначениях гунче дает гептатоническую шкалу до, ре, ми (между фа и фа ♯ ), соль, ла (между ти ♭ и ти).
См. также
[ редактировать ]- Диатонический и хроматический
- Режимы анкогемитонических гептатонических гамм и ключевая система подписи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дюпре, Марсель (1962). Полный курс органной импровизации , т.2, с. 35, пер. Джон Фенстермейкер. Париж: Альфонс Ледюк. ASIN: B0006CNH8E.
- ^ Хэнсон, Ховард. (1960) Гармонические материалы современной музыки , с. 362 и далее. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts. ЛОК 58-8138.
- ^ Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон, 2001 г.)